Искусство династии Цинь читать ~5 мин.
Цинь Шихуан: первый император, объединивший Китай
Несмотря на недолгую жизнь, династия Цинь всегда будет прославляться в китайском искусстве по крайней мере за одно достижение – ее роль в создании многофигурной терракотовой скульптуры, известной как Терракотовая армия, необыкновенного набора скульптур воинов, призванных защищать императора Цинь в загробной жизни. Предыдущая эпоха искусства династии Чжоу (1050–221 гг. до н.э.) закончилась хаотической борьбой между соперничающими королевствами в период, известный как период Сражающихся царств (Чжанго) (475–221 гг. до н.э.). Наконец, одно из этих государств, Цинь (ранее Чин, от которого и произошло название Чайна, Китай), расположенное в современных Ганьсу и Шэньси, преуспело в покорении других и установлении имперской диктатуры (221-206 гг. до н.э.) 38-летнего императора Цинь Шихуан. Хотя его вряд ли можно было назвать великим покровителем античного искусства.
Цинь Шихуан был первым лидером, который объединил весь Китай под своим правлением и поэтому его вклад в историю Китая не следует недооценивать. Например, его введение единого письменного языка стимулировало общение и торговлю, а также культурное развитие. Вдобавок, его бюрократические законы и политика стандартизации оказались настолько эффективными, что послужили образцом для многих последующих династий и лидеров, включая председателя Мао Цзэдуна. Тем не менее он остается противоречивой фигурой, не в последнюю очередь из-за его грандиозной архитектуры и инженерных проектов, которые стали возможными благодаря упразднению землевладельцев-аристократов, что дало ему прямой контроль над массами и, таким образом, доступ к огромной общественной рабочей силе.
Тремя крупнейшими, но самыми разрушительными проектами были его личный мавзолей (размером с большой город), охраняемый терракотовой армией в натуральную величину; строительству части Великой стены; и национальной дорожной системе, что стоило жизни тысячам граждан и привело к введению суровых налогов по всей стране. В результате всего за три года вспыхнуло народное восстание, которое привело к началу эры искусства династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.).
Примечание. Чтобы узнать, как искусство и ремесла в китайском стиле распространились по Восточной Азии, см.: Корейское искусство (около 3000 лет до н.э.). Смотрите также: Хронология китайского искусства (18 000 лет до н.э. – настоящее время).
Цинь Искусство и культура
Как солдат, политик и администратор – человек, чей основной интерес состоял в создании единой нации из мозаики враждующих королевств – император Цинь Шихуан не особенно интересовался изобразительным искусством или какой-либо конкретной формой культуры. Более того, его резко критиковали за публичное сожжение конфуцианских произведений и других классических рукописей в 213 г. до н.э. – результат его приказа сжечь все книги, кроме книг по медицине и другим функциональным предметам, чтобы предотвратить распространение подрывной мысли.
Поэтому неудивительно – за исключением терракотовой скульптуры и некоторых изделий из золота, которые использовались в гробнице Цинь, – его династия не связана с какими-либо достижениями в изобразительном искусстве, включая китайскую живопись или каллиграфию или декоративное искусство, например китайскую лакированную посуду или резьба по нефриту. В целом, культурная деятельность Цинь следовала традициям, зародившимся во времена искусства династии Шан (1600-1050 гг. до н.э.) или эпохи Чжоу (1050-221 гг. до н.э.), двух важных периодов искусства бронзового века в Китае.
Терракотовая армия
Одержимый идеями бессмертия, император Цинь Шихуан одобрил грандиозный план гигантского личного мавзолея, который был построен в течение 246-208 гг. до н.э. целыми 700 000 рабочих. Чтобы сохранить его власть в загробной жизни, в мавзолее были дворцы, бесценные артефакты и до «сотни рек, имитирующих текущую ртуть». Кроме того, Цинь Шихуан был похоронен вместе с огромной армией из терракотовых воинов (до сих пор было раскопано около 8000 фигур в натуральную величину) – клад, который представляет собой одну из самых удивительных археологических находок в истории китайского искусства. Археологи полагают, что при создании армии использовалось около восьми основных форм лица – остальные части тела были обожжены, а затем «собраны» в стиле конвейерной ленты – после чего были добавлены отдельные выражения лица.
Воины различаются по росту и форме в зависимости от ранга. При создании у большинства из них было оружие, такое как мечи, копья, пики или арбалеты (до тех пор, как они были разграблены), и все они были окрашены Китайскими художниками с использованием ярких цветных пигментов, прежде чем получить лаковую отделку (теперь скульптуры, в основном, блеклые). В целом, это довольно фантастический образец китайского керамического искусства, равных которому нет.
Считается, что гробница самого императора занимает замурованное пространство размером с футбольное поле, расположенное прямо под холмом в форме пирамиды. Попыток получить доступ к гробнице еще не было, вероятно, из-за заботы о сохранности драгоценных предметов, захороненных с Императором.
О важных принципах, лежащих в основе изобразительного искусства дрего Китая, см.: Традиционное китайское искусство: характеристики.
Поздние китайские династии
- Искусство периода шести династий (220-589 гг. н.э.)
- Искусство династии Тан (618-906)
- Искусство династии Сун (960-1279)
- Искусство династии Юань (1271-1368)
- Искусство династии Мин (1368-1644)
- Искусство династии Цин (1644-1911)
Для других восточных культур см.: Японское искусство.
Информация о религиозном искусстве в Китае см.: Китайская буддийская скульптура (около 100 г. по настоящее время).
О других современных искусствах и ремеслах, пожалуйста, см: Азиатское искусство (с 38 000 лет до н.э.).
Эволюция китайского искусства
Подробную информацию о древнем китайском искусстве и культуре см.: Искусство неолита в Китае.
О датах других ранних культур см.: Хронология доисторического искусства.
Для получения дополнительной информации о ранней керамике см.: Древняя керамика (с 18 000 лет до н.э.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?