Искусство династии Цинь читать ~5 мин.
Цинь Шихуан: первый император, объединивший Китай
Цинь Шихуан (秦始皇) — первый император, объединивший Китай. Несмотря на короткий период своего существования, династия Цинь вошла в историю китайского искусства благодаря созданию грандиозного комплекса Терракотовой армии. Этот уникальный ансамбль скульптур воинов был предназначен для защиты императора в загробном мире. Эпоха династии Чжоу (1050–221 гг. до н.э.) завершилась периодом Сражающихся царств (Чжаньго, 475–221 гг. до н.э.) — временем хаотичной борьбы между семью основными государствами. В итоге царство Цинь (от названия которого, как считается, происходит европейское слово China), расположенное на территории современных провинций Ганьсу и Шэньси, одержало победу над соперниками, объединив страну и основав первую империю (221–206 гг. до н.э.).
Цинь Шихуан стал первым правителем, объединившим весь Китай. Его вклад в историю страны огромен. Он провёл ряд важнейших реформ, включая введение единой системы письменности, что упростило управление, торговлю и культурный обмен. Также были стандартизированы валюта, единицы веса и меры. Его централизованная бюрократическая система и принципы управления послужили образцом для многих последующих династий и даже для лидеров XX века, таких как Мао Цзэдун. Тем не менее личность императора остаётся противоречивой. Его грандиозные архитектурные и инженерные проекты стали возможны благодаря отмене аристократического землевладения, что дало ему прямой контроль над огромными трудовыми ресурсами.
Крупнейшими проектами стали его личный мавзолей, охраняемый Терракотовой армией, строительство северных укреплений, ставших частью Великой Китайской стены, и создание национальной дорожной сети. Эти стройки стоили жизни сотням тысяч людей и требовали непомерных налогов. В результате жестокое правление и истощение ресурсов привели к мощному народному восстанию, которое вспыхнуло после его смерти и положило конец династии Цинь, открыв эпоху династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.).
О распространении китайского искусства в Восточной Азии см. статью «Корейское искусство» (ок. 3000 лет до н.э.). См. также: Хронология китайского искусства (18 000 до н.э. — настоящее время).
Искусство и культура эпохи Цинь
Будучи в первую очередь солдатом, политиком и администратором, император Цинь Шихуан был сосредоточен на создании единой нации из враждующих царств. Поэтому он не проявлял особого интереса к изобразительному искусству или культуре как таковой. Он вошёл в историю как инициатор печально известной акции «сожжения книг и захоронения книжников» в 213 г. до н.э. По его приказу были уничтожены все исторические хроники покорённых царств и труды философских школ, кроме легизма. Сохранялись лишь книги по медицине, гаданию, сельскому хозяйству и другим прикладным темам.
Неудивительно, что за исключением грандиозной терракотовой скульптуры и некоторых изделий из драгоценных металлов для гробницы императора, династия Цинь не оставила значительных достижений в изящных искусствах. Это касается и китайской живописи, и каллиграфии, и декоративно-прикладного искусства, такого как изделия из лака или резьба по нефриту. В целом культурная жизнь империи продолжала традиции, заложенные во времена династий Шан (1600–1050 гг. до н.э.) и Чжоу (1050–221 гг. до н.э.) — двух ключевых периодов бронзового века в Китае.
Терракотовая армия
Одержимый поиском бессмертия, император Цинь Шихуан ещё при жизни начал строительство грандиозного мавзолея. Работы велись с 246 по 208 г. до н.э. силами, по некоторым оценкам, до 700 000 рабочих. Для сохранения власти в загробном мире в мавзолее были воссозданы дворцы, размещены бесценные сокровища и, согласно историку Сыма Цяню, созданы “сотни рек из ртути”. Императора в загробный мир сопровождала огромная армия терракотовых воинов. На сегодняшний день раскопано около 8000 фигур в натуральную величину. Этот клад — одна из величайших археологических находок в истории.
Археологи считают, что при создании воинов использовалось около восьми базовых типов лиц. Части тел изготавливались отдельно, обжигались, а затем собирались по принципу поточного производства. После этого каждой фигуре придавались индивидуальные черты. Фигуры воинов различаются по росту и обмундированию в зависимости от ранга. Изначально они держали в руках настоящее оружие — мечи, копья, пики и арбалеты, но впоследствии гробницы были разграблены. Все статуи были ярко раскрашены китайскими мастерами с использованием минеральных пигментов и покрыты лаком, однако со временем краски потускнели. В целом армия представляет собой выдающийся образец китайского керамического искусства, не имеющий аналогов в мире.
Считается, что сама гробница императора — замурованное подземное сооружение размером примерно с футбольное поле — находится непосредственно под рукотворным курганом пирамидальной формы. На сегодняшний день раскопки центральной части гробницы не проводились, в основном из-за опасений повредить уникальные артефакты, которые могут там находиться.
Об основных принципах изобразительного искусства Древнего Китая см. статью: Традиционное китайское искусство: характеристики.
Поздние китайские династии
- Искусство периода шести династий (220–589 гг. н.э.)
- Искусство династии Тан (618–906)
- Искусство династии Сун (960–1279)
- Искусство династии Юань (1271–1368)
- Искусство династии Мин (1368–1644)
- Искусство династии Цин (1644–1911)
О других культурах Востока см. статью «Японское искусство».
О религиозном искусстве Китая см.: Китайская буддийская скульптура (ок. 100 г. н.э. — настоящее время).
Об искусстве и ремёслах Азии в целом см.: Азиатское искусство (с 38 000 лет до н.э.).
Эволюция китайского искусства
Подробнее о древнем искусстве и культуре Китая: Искусство неолита в Китае.
Даты других ранних культур: Хронология доисторического искусства.
Дополнительная информация о ранней керамике: Древняя керамика (с 18 000 лет до н.э.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?