Живопись раджпутов, Индия читать ~21 мин.
“Живопись Моголов академична, драматична, объективна, эклектична; живопись Раджпутов – это искусство, которое по сути своей является одновременно народным и княжеским, статичным, лиричным и немыслимым вне того образа жизни, который оно отражает”. — Кумарасвами, настоящий «первооткрыватель» раджпутской живописи, прекрасно указывает на присущие этому искусству качества, подчёркивая тот факт, что его следует рассматривать в его историческом и культурном контексте.
Раджпутская живопись является точным выражением общества, из которого она возникла: феодальное общество, аристократическое и воинственное, состоящее из «кланов», которые постоянно враждовали друг с другом, а глава клана совмещал роли всемогущего князя, полководца и отца своего народа. Художественные произведения каждого княжества тесно связаны с личностью его правителя. Это является причиной разнообразия раджпутских школ живописи и объясняет, почему они были недолговечны.
Раджпуты («царские сыновья») были в прошлом кочевниками, вероятно, скифского происхождения, которые в далёком прошлом обосновались в Индии. Некоторые кланы относят своё происхождение к 5 или 6 веку. В настоящее время они занимают часть северной и центральной Индии и полностью индуизировались, вплоть до того, что были приняты в класс воинов-кшатриев. Они утверждают, что происходят от мифических героев индуистского эпоса Рамаяна. Их ассимиляция в индийский образ жизни была как культурной, так и социальной; именно князьям Чандела, могущественной раджпутской династии, правившей с X по XII век в Бундельканде, мы обязаны знаменитым храмом Кандария Махадева в Кхаджурахо и другими.
После турецко-афганских вторжений Раджпуты были ограничены северо-западной частью Индии, Раджастаном и Верхним Пенджабом. Там они доблестно сражались за сохранение своей независимости и посылали дикие военные отряды против турко-монгольских захватчиков. Умелая политика Акбара положила конец этой борьбе, и они согласились присоединиться к империи в обмен на определённую автономию и свободу продолжать свой образ жизни и верования. Правящие князья отправили своих сыновей в качестве заложников ко двору Моголов, и те получили важные официальные посты. Конечно, раджпуты не презирали роскошь и культуру императорского двора, но их гордость, патриотизм и абсолютная убеждённость в превосходстве своих убеждений над чужими означали, что влияние Моголов было ограничено в отношении искусства, хотя оно действовало как стимулятор и, в некотором роде, как откровение для раджпутов.
Раджпутская живопись, стимулированная внедрением новых техник, пережила внезапный и плодотворный расцвет, и, хотя нет никаких доказательств, кроме ранних картин Мевара, возможно, что в Раджпутане существовала старая традиция живописи, местный стиль, который был достаточно развит, чтобы противостоять влиянию Великих Моголов и остаться индийским по своей сути. Раджпутская живопись не чужда классической индийской традиции, как можно было бы предположить на первый взгляд.
В этом стиле миниатюрной живописи присутствует тот же обходительный шарм, то же внимание к натурализму, благородству и чувственности, то же воссоздание человека и общества, которое мы уже нашли в Аджанте. Но это искусство родилось во время борьбы с захватчиком и демонстрирует жестокость, энергичность и движение, которые были неизвестны в период Гуптов.
Примеры величайшей древней архитектуры в Азии см: Кхмерский храм Ангкор Ват, (Камбоджа); и Тадж-Махал (Уттар-Прадеш, Индия).
Чтобы увидеть, как раджпутская живопись вписывается в эволюцию азиатского искусства,
пожалуйста, посмотрите: Хронология китайского искусства (18,000 лет до н.э. – настоящее время).
Кришнаизм как источник вдохновения в раджпутском искусстве
Раджпутская культура была феодальной и воинской; но она также была религиозной и народной. Вместе с волной вторжений происходило ослабление брахманского влияния в Северной Индии и возрождение местных культов, а также местных языков. Санскрит был заменён на хинди, были переведены древнеиндийские эпосы, а также литературные сокровища и поэмы.
Эта культурная популяризация в значительной степени способствовала развитию относительно новой ветви вишнуизма, известной как кришнаизм. Бхагавата-Пурана и, прежде всего, Гита-Говинда, посвящённые жизни и любви бога Кришны, имели огромный успех у народа, а также вдохновили большинство тем в раджпутском религиозном искусстве, наряду с Рамаяной и Махабхаватой.
Раджпутана делится на две отдельные зоны: Раджастан на юге и Верхний Пенджаб. В каждом регионе в рамках отдельных княжеств развивались местные школы живописи; обе они разделяли определённую эстетику, но на каждом стиле лежала печать их географического положения, местной истории и личности суверена.
Раджастанские школы живописи (17-19 век)
Раджастан – это продолжение долины Ганга. Известная как «дом королей», восточная часть имеет умеренный климат с плодородной почвой, орошаемой величественной рекой Чамбал. Обилие воды дало раджпутским князьям восхитительные возможности для сочетания архитектуры и воды. Повсюду дворцы и крепости, озера и сады с их историями войны и любви.
Меварская школа живописи
К тому времени, когда мир Акбара был в целом принят государством Раджастан, клан Сисодия представлял собой одинокий фронт перед иностранцами. В конце концов, в 1614 г. он потерпел поражение, но его защита завоевала уважение и симпатию Шах Джахана, который позволил Сисодиям оправиться от поражения, не потеряв при этом своей гордости.
В начале 16-го века школа Мевар пережила стремительный, но недолгий блеск, который закончился в результате тяжёлых поражений, нанесённых империей. Однако, подчинившись Моголам, сисодия оставили борьбу за оружие ради удовольствий, доставляемых наслаждениями.
В первой половине XVII в. появилась серия картин, которые – с учётом исторического контекста – остались практически нетронутыми влиянием Моголов, хотя они тесно связаны с современными работами их соседей в Мальве. Цветовые пигменты чрезвычайно яркие и используются в чистом виде: красный, шафраново-жёлтый, синий и зелёный. Каждая сцена выделяется удивительной яркостью на монохромном фоне. Линейная перспектива не используется, эффект разных мест достигается за счёт сопоставления цветов. Изящные, стилизованные здания служат уровнями для различных сцен, как в Мальве, но здесь они дополнительно украшены роскошным растительным орнаментом, обработанным полно и энергично, и позднее скопированным другими школами. В мифические сюжеты «Бхагавата-Пураны» и «Рамаяны» введены бесчисленные детали народной жизни и придворной, рыцарской атмосферы дворца.
Со второй половины XVII века начинается новый период в развитии раджпутского стиля. Вновь обретённый мир способствовал возрождению искусства: Удайпур был расширен, на окраинах города были построены великолепные дворцы. Живопись стала очень популярной и даже начала страдать от перепроизводства.
Композиции становились все более сложными и тонкими, но в то же время картины теряли своё очарование и силу. В начале 18 века летний дворец, расположенный на некотором расстоянии от столицы, был украшен фресковой живописью, которая по-прежнему отличалась уверенностью и благородством. Общие линии более чистые, а сцены овеяны аурой приятной безмятежности, из которой изгнаны все лишние детали. В храме Галта есть несколько замечательных фресок, изображающих сцены религиозного и местного значения. На одной из них изображён необыкновенный молодой человек, играющий на флейте и сидящий у озера; это гармония серого и голубого цветов, невыразимая чистота и магическое очарование. Как будто Мевар, накануне окончательного художественного упадка, внезапно вернулся к поэтической простоте своих первых картин.
Школа живописи Мальва
Мы уже обсуждали мусульманский султанат Мальва, который в 15 и 16 веках поощрял местных художников к созданию произведений большой оригинальности, а в случае с Нимат-Намех – к слиянию персидской и индийской традиций. В начале 17-го века Мальва, которая включена здесь не как штат, а как регион, включающий в себя и Бундельканд, и юго-восточный Раджастан, продолжала создавать картины, которые разделяли то же вдохновение, что и Мевар, но сохраняли следы стиля иллюминированных работ, написанных в предыдущем веке. Серия рагмала (картин, вдохновлённых музыкой), помимо многих достоинств, демонстрирует владение техникой и поразительную изобретательность. Энергичный рисунок, чёткость прорисовки фигур, абсолютная простота композиции нисколько не умаляют пылкой выразительности картины.
С помощью этой абсолютной суровости художник добивается максимального драматического напряжения. Этот стиль служил источником вдохновения для художников до конца века, когда появились иллюстрации к Рамаяне и Бхагавата Пуране, и, хотя они, возможно, утратили нечто от своего эмоционального потрясения, они остаются живыми и соблазнительными.
Школа живописи Бунди
Одна из величайших раджпутских династий, Хара, правила в Бунди. Сначала они были вассалами Сисодий, но в 1554 г. получили независимость и поспешили заключить сепаратный мир с Моголами. Из этого союза выросла школа живописи, в которой гармонично слились реалистичный и сложный стиль Моголов с интенсивной экспрессией и пышной растительной жизнью школы Мевара.
Серия рагмалей, датируемая первыми десятилетиями XVII века, прекрасно демонстрирует ассимиляцию этих двух стилей. Фигуры меварского типа располагаются в зданиях, которые полностью соответствуют духу Моголов, в окружении животного и растительного мира, которые по своей сути являются индийскими. Цвет в живописи интенсивен, как в живописи Мьюара, но используется с тонкостью, как у Моголов. В работах проявляется нервное очарование и строгость, которая кажется совершенно чуждой Бунди.
Около 1640 г. в школе появилась бо́льшая свобода выражения, как будто художники сделали сознательное усилие, чтобы освободиться от своих моделей. Краски стали более чёткими и яркими, а классические темы Бхагавата-Пураны трактуются в новой и оригинальной манере, с добавлением юмористических эпизодов. Женщины все одного и того же любопытного типа, с маленькими, округлыми лицами, пухлыми щеками и надутыми губами.
В конце XVII века интимные сцены в домах, окружённых садами, были выполнены в геометрическом стиле. Здесь мы видим признаки растущей сухости, но до самого конца картины сохраняют своё благородство, особенно те соблазнительные женские обнажённые тела, которые, похоже, были излюбленной темой художников 18 века.
Город Бунди спрятан в узком живописном ущелье, и в нём находится дворец с фресковыми росписями 18-го века. Рисунки не отличаются фантазией, но выполнены великолепно. Эпизоды из жизни Кришны отличаются юмором и живостью, которые напоминают ранние картины Бунди, но имеют более формальную структуру и намёк на академизм. Процессия, выходящая из дворца, напоминает о фресках Аджанты, а также о чудесной лирической сцене придворной любви, выполненной с виртуозным мастерством. Все эти картины находятся во внутреннем дворике первого этажа. Во внутренней комнате дворца, в глубокой нише, находится замечательный портрет божественной пары, Кришны и Радхи, уносимых вихрем, буквально погруженных в вездесущую растительность Бриндабанского леса. Этот пример портретного искусства, возможно, является наиболее интенсивным из сохранившихся примеров мистического кришнаизма.
Котахская школа живописи
Котах, расположенный к юго-востоку от Бунди, когда-то был неотъемлемой частью последнего государства, но получил независимость в начале 17-го века. Два княжества даже вели войну сто лет спустя. Во второй половине XVIII века, в то время, когда школы Раджастана переживали упадок, в Котах жили два государя, чья страсть к охоте привела к созданию серии картин, изображающих, главным образом, сцены охоты, которые имели свой собственный стиль. В тонких деталях и уверенном использовании перспективы прослеживается явное влияние Моголов, но первоначальное вдохновение следует искать в другом месте.
В этих работах природа занимает главное место, даже обволакивая охотника, который иногда почти полностью исчезает из виду за кустами. Дикие животные проносятся через пейзаж с большой лёгкостью, гибкие и сильные. Кота – единственная индийская школа, которая создала пейзажную живопись в европейском понимании этого слова. У.К. Арчер, которому мы обязаны открытием этих работ, сравнил их с картинами Анри Руссо (1844-1910). Но великий французский примитивист всегда изображал природу в угрожающей манере, выражая глубокий трепет человека при столкновении с творением, в то время как невроды из Котаха хорошо знали джунгли и проявляли нежное соучастие к их кишащей жизни.
Кишангарская школа живописи
Кишангар, небольшой штат на севере Раджастана, создал в первой половине 18-го века одну из самых привлекательных из многочисленных индийских школ живописи. Штат был основан при поддержке Моголов в 17 веке. Он имел тесные связи со столицей и вполне мог бы остаться провинциальным ответвлением делийской школы, если бы не существование трёх взаимосвязанных факторов: великого короля Сингха, великого художника, имя которого, Нихал Чанд, известно нам только сейчас; и великой любви. В период между 1730 и 1760 годами эти факторы породили стиль живописи, отличающийся серьёзной красотой и крайней стилизацией.
Сингх был ревностным последователем Кришны и прославился как поэт под псевдонимом Нагари Дас. Он содержал свиту писателей, музыкантов и художников, но только один из них был достаточно чувствительным художником, чтобы выразить мысли короля. Нихал Чанд был человеком исключительного таланта и большой культуры, но определяющим фактором в появлении этих картин стала неистовая страсть Сингха к юной танцовщице из свиты королевы, которая стала его наложницей. Ей было дано имя Бани Тани («Волшебная леди»), и её особая красота послужила моделью для всех фигур на картинах Чанда. И мужчины, и женщины высоки и стройны; их позы благородны. Их лица длинные и тонкие, серьёзные, с огромными глазами, устремлёнными к вискам, что придаёт всему образу загадочное выражение.
В этих картинах растительность занимает второе место. В садах французского стиля таинственные юные девы устраивают тайные свидания своих возлюбленных возле брызг фонтанов. Радха и Кришна встречаются в лесу в ночное время; над лесом длинная, бесшумная барка плывёт с влюблёнными по чёрной реке, а на другом берегу розовый город исчезает под сияющим небом, освещённым луной.
Вероятно, самой прекрасной из всех этих картин, наиболее полно выражающей духовность Сингха, является другая ночная сцена: Радха и Кришна разделены, сидят на двух белых мраморных террасах, между ними серая полоса воды; они смотрят друг на друга издалека. Каждая композиция выполнена в сдержанной, тонкой цветовой гамме; их формат, больший, чем обычно для миниатюр, создаёт ощущение бесконечного пространства.
После беспокойного правления король отрёкся от престола и закончил свои дни в лесу Бриндабан, стране своего бога, в сопровождении Бани Тани. “Государство – источник войн, и именно по этой причине я боюсь оказаться во главе его”, – пишет он в одном из стихотворений. “Оно удерживает мой дух вдали от Бриндабана. Зачем нести бремя мира, если он не может принести того счастья, которое люди обретают благодаря преданности Богу? Теперь передо мной открываются новые горизонты. Моё место – рядом с моим Господом, и теперь не имеет значения, если вся вселенная будет против меня”.
Сингх умер в 1764 году, а его верная любовница – годом позже. Нихал Чад остался при дворе Кишангара, но его произведения вскоре утратили свой благородный, духовный характер без великого вдохновения короля-поэта.
Существуют и другие раджастанские школы, например, в Джайпуре, Биканере и Джайсалмере, которые могут предложить много интересного, но им не хватает оригинальности картин, которые мы рассматривали.
Школы Верхнего Пенджаба (XVII-XIX вв.)
Верхний Пенджаб образован западными предгорьями Гималаев и пересечён глубокими долинами, разделяющими высокие горные цепи. Этот регион труднодоступен, но он был занят с древних времён. В Кашмире, Кангре, а также в долинах Кулу и Джамму сохранились прекрасные классические остатки.
Вторжения мусульман в 11 веке были остановлены, и небольшие раджпутские княжества продолжали свою локальную борьбу в укрытии гор. При императоре Акбаре весь регион оказался под властью Моголов, которые обменивались заложниками и подарками, а также делили между собой административные расходы.
Несмотря на свою верность империи, государства были во всех отношениях независимы и продолжали вести междоусобную борьбу. В области искусства вклад Моголов был незначительным вплоть до XVIII века, когда распад империи и разграбление Дели побудили делийских художников искать убежища при горных дворах раджпутских князей.
Школа живописи Басохли
Раджастанское влияние было самым сильным в 17 веке. Первая школа живописи, развившаяся в Верхнем Пенджабе, школа Басохли, была непосредственно заимствована из Мевара, хотя в ней присутствовали оригинальные элементы, предполагающие существование популярной гималайской традиции до этого периода. Стиль Басохли является отличительным, главным образом, благодаря необычайной напряжённости. Фигуры совершенно уникальны, их огромные глаза занимают большую часть лица, а их дикие жесты выражают непрерывную ярость.
В этих картинах, которые являются одними из самых оригинальных в раджпутском искусстве, есть что-то одновременно варварское и утончённое, живое и иератическое, дерзкое и свирепое. Самые ранние из известных работ датируются концом 17 века и представляют собой страницы из Расаманджари, эротического трактата о занятиях любовью, написанного санскритским поэтом Бханудаттой.
Цвета отражают бурные страсти героев: красно-коричневый, красная охра, сине-зелёный, оливково-зелёный и жёлто-оранжевый. Фигурам отведено главное место в композиции, которая очень проста, чтобы не отвлекать внимание от человека. Природные объекты чрезвычайно стилизованы, и только ковры и драгоценности отличаются роскошной детализацией. После этих удивительных ранних работ более поздние картины не вызывают такого же эмоционального подъёма, но, тем не менее, они пронизаны чувственной страстью, мужественной радостью, которая может стать своего рода развратным весельем, не часто встречающимся в индийском искусстве. Среди этих сюжетов – юный принц, обнимающий двух юных дев, Радха, лихорадочно готовящая кушетку Кришны, и восхитительная сцена, изображающая ребёнка Кришну, который с помощью своих друзей крадёт немного масла, в то время как его кормилица стоит отвернувшись.
Когда в 1752 г. империя Великих Моголов была официально расчленена, Верхний Пенджаб оказался под властью афганцев. Но это было совершенно номинальное правление, а небезопасность того времени привела к развитию новых торговых путей из Дели в Кашмир, которые теперь проходили через территорию маленьких, скромных горных штатов Гулер, Джамму и Кангра. Там селились художники и купцы, и почти в одночасье возникли новые школы живописи с ярко выраженным успешным стилем.
Школа живописи Гулер
Гулер был основан в 1405 году, когда государство Кангра распалось. Он расположен на реке Биас и имеет лёгкий доступ к равнине. Именно этот регион первым почувствовал приток Моголов, и в период между 1740 и 1770 годами, до того как он был вновь поглощён Кангрой, Гулер стал центром второго верхнепенджабского стиля, который объединил идеи делийских художников и характерные черты второй гималайской школы – лиризма, натурализма и романтизма. Гулеру, несомненно, были известны картины Басохли, но первые работы, иллюстрации к Рамаяне, датируемые 1720 г., демонстрируют стиль, который является непосредственным и наивным, индивидуальным по замыслу и, по-видимому, чисто местным. Сразу же поражает смелость и размеры батальных сцен, которые происходят у подножия диковинных крепостей.
Концепции такой грандиозности были неизвестны раджпутским миниатюристам, которые, в целом, отводили главное место людям, а не действиям. Однако это была единичная серия картин, и в 1740 г. появляется второй стиль, гораздо более утончённый, вдохновлённый искусством Великих Моголов. Это серия прекрасных портретов местных знатных особ.
Наконец, в период между 1760 и 1780 гг. мы имеем собственно стиль Гулер, в котором полностью усвоен вклад Моголов. Миниатюры часто включают несколько фигур, придворные сцены и эпизоды из жизни Кришны, а фоны состоят из восхитительных пейзажей, выполненных с хорошо сбалансированной перспективой. Палитра художника стала более жирной, а цвета приобрели определённое разнообразие. Резко контрастируя с интенсивностью картин Басохли, эти работы демонстрируют спокойствие, которое мы также найдём в школах Джамму и Гаруал.
Школа живописи Джамму
Примерно в 1600 г. Джамму стал самым сильным из всех этих горных государств, а в 18 веке, благодаря новому торговому пути, открывшемуся в направлении Кашмира, он стал ещё более важным. Двор был богат и покровительствовал художникам, так что живопись с 1730 по 1785 гг. неуклонно развивалась. Сначала сюжетами картин были исключительно принцы, сопровождаемые своими детьми или приближёнными, изображённые в атмосфере аристократической утончённости, полной благородства и сладострастия.
Цвета бледные, но чистые и подчёркивают красоту рисунка. Каким бы ни был сюжет – королевская аудиенция, уличная сцена, выбор лошади, тихий вечер у палатки – все эти картины излучают мирное, нежное спокойствие. Однако, начиная с середины века, параллельно с развитием творчества Гюлера, художники стали концентрироваться на более романтических темах, таких как группа девиц в грациозных позах, слушающих вечерние концерты на белых террасах, изобилующих прудами и рощами. Эта тенденция к меланхолии в конце концов полностью сменила бледную безмятежность ранних работ и снова встречается, с дополнительным лиризмом, в работах школы Кангра.
Школа живописи Гаруал
Затерянный в юго-восточной части Пенджаба штат Гаруал долгое время сохранял свою независимость. Но его изолированность, обеспечившая эту автономию, была препятствием для любого художественного развития. Тем не менее, в период между 1770 и 1800 годами, совпадающий с периодом завоевания Гуркхами, в Гаруале возникла своя собственная школа живописи. Это романтические картины, хотя и сдержанные, и выполненные с изяществом, которое было несколько иератичным; их формальность смягчается сочностью красок.
Было предложено много объяснений внезапному появлению этих картин. Одна школа мысли предполагает, что это был приезд группы художников из Гюлера около 1760 года. Однако, несмотря на некоторое сходство между двумя стилями, эта теория остаётся недоказанной, и тайна остаётся нетронутой; и в некотором смысле эта тайна добавляет им очарования. Гаруальская живопись не пользуется таким же престижем, как живопись соседних штатов, но в течение тридцати лет работы её художников блистали явным блеском. Великолепные иллюстрации к Рамаяне чудесно выражают это искусство с его скромным лиризмом и выраженным вкусом к символизму.
Кангрская школа живописи
С конца 18-го века и до первой половины 19-го государство Кангра было одной из самых важных горных держав и имело процветающий и культурный двор, который привлекал многих художников, ставших жертвами неуверенности того времени. В 1775 г. на трон взошёл Сансар Чанд, который был одновременно коллекционером и эстетом, и его личность в немалой степени способствовала тому, что эта последняя великая раджпутская школа достигла своей быстрой зрелости.
Блеск школы Кангра не угас до конца 19-го века, но её золотой век охватывает гораздо более ограниченный период – между 1770 и 1820 гг. Влияние последнего периода Гулера очевидно, но прохладная лёгкость этого стиля сменяется страстным лиризмом, который сопровождает элегантное изображение классических тем. Любовь Кришны и страдания Радхи написаны в драматическом ключе, при этом обстановка («климат» картины) играет важную роль.
Картины из Кангры, как и картины из Гаруала, полны символизма. Их пейзажи лишены невинного очарования их гулерских аналогов: здесь природа тесно связана с человеческими страстями. Многие ночные сцены показывают героиню, попавшую в лесную ловушку во время поисков своего возлюбленного: несомненно, это образ слепой страсти и ревнивых мук.
Времена года также служат предлогом для отступлений о любви, в то время как даже погода выражает сомнения и надежды влюблённых. В этих романтических картинах женщина занимает главенствующее положение. Женщины Кангры прекрасны так же, как и женщины Гулера, но их не сдерживает чувство собственного достоинства; они любят всей душой, хотя и не без утончённости, и даже страдая, стремятся доставить удовольствие. Картины Кангры возвышают сложную личность женщины, подчёркивая её хрупкость и загадочность настолько, что она всегда находится в центре внимания.
В течение 19-го века эта школа создала ещё больше работ, которые обладают определённой элегантностью, но композиции не хватает вдохновения, а портреты обычных фигур имеют лишь академическую жизнь в чересчур искусных пейзажах. (Следует отметить, что школы Чамба, Биласпур и популярная школа Кулу включены в группу Кангра).
Как в Раджастане, так и в Верхнем Пенджабе, 19 век принёс новую волну завоеваний и, наконец, английскую оккупацию. Это стало звонком для мистического и рыцарского общества, которое было основой процветающей раджпутской культуры. Художники, оторванные от благородных идеалов своего прежнего вдохновения, не могли сделать ничего другого, как отдать свои таланты в руки иноземных захватчиков или бесконечно повторять старые темы.
ИСКУССТВО КАМЕННОГО ВЕКА, ИНДИЯ
Петроглифы Бхимбетки в пещере Аудиториум. О первой великой неолитической культуре Индии и Пакистана см.: Культура долины Инда (3300-1300 гг. до н.э.).
Краткий справочник по искусству Индийского субконтинента: Индия: искусство живописи, скульптуры, архитектуры.
А также: Классическая индийская живопись (до 1150 г. н.э.), Постклассическая индийская живопись (14-16 века), Живопись Моголов (16-19 века) и Индийская скульптура (3300 г. до н.э. – 1850 г.).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?