Парижская школа изящных искусств читать ~3 мин.
Термин École des Beaux-Arts (Школа изящных искусств) применяется к ряду лучших художественных школ Франции (например, в Дижоне, Нанси, Бурже, Лионе и др.). Наиболее известной из них является Школа изящных искусств в Париже. Сегодня она известна как Национальная высшая школа изящных искусств в Париже. Школа расположена рядом с музеем Лувр. Это была первоначальная французская школа изобразительного искусства. Её следует чётко отличать от Музея изящных искусств (Musée des Beaux-Arts) и Академии изящных искусств (Académie des Beaux-Arts). Школа имеет престижные традиции и предъявляет особенно высокие требования к академическим и практическим достижениям как при поступлении, так и при выпуске.
Происхождение и история
Школа изящных искусств была основана в 1648 году как часть Французской академии изящных искусств. Её создателем стал влиятельный кардинал Джулио Мазарини (итал. Giulio Mazarino). Цель школы заключалась в обучении выдающихся студентов рисунку с натуры, живописи, скульптуре, гравюре и архитектуре.
Обучение изобразительному искусству было традиционным для Европы ещё со времён Средневековья. Тогда мастера-живописцы передавали свои художественные знания подмастерьям. Школа изящных искусств считалась революционной для своего времени. Она подражала курсам и обучению, предлагаемым великими итальянскими академиями. Среди них — Флорентийская академия искусства дизайна (Accademia dell’Arte del Disegno, позже переименованная в Академию изящных искусств Флоренции) и Академия Святого Луки в Риме (Accademia di San Luca).
Первый открытый урок был дан 1 февраля 1648 года художником Шарлем Лебреном (1619–1690). Первоначальное расписание занятий составлялось с апреля по октябрь, когда световой день был наиболее благоприятным для работы.
В 1663 году в школе была учреждена престижная Римская премия (Prix de Rome) — стипендия для студентов, изучающих живопись, скульптуру и архитектуру. Испытания, призванные привить студентам вкус к классическому искусству, длились три месяца и отличались высокой конкуренцией.
Среди известных лауреатов премии — художник рококо Франсуа Буше (1720), художник неоклассицизма Жак-Луи Давид (1774) и традиционалист Жан Огюст Доминик Энгр (1801). Среди художников, которые пытались, но не сумели завоевать Римскую премию, — импрессионисты Эдуард Мане (1832–1883) и Эдгар Дега (1834–1917).
Ещё одним художником, который пытался получить Римскую премию, но не смог, был Жан-Леон Жером (1824–1904). Он известен своей ориенталистской живописью и популистскими историческими работами. В итоге Жером получил желанную должность профессора в Школе изящных искусств.
Среди всемирно известных выпускников архитектурного факультета школы — американцы Ричард Моррис Хант (1827–1895) и Генри Хобсон Ричардсон (1838–1886).
Консервативные методы преподавания
Учебный план школы был разделён на «Академию живописи и скульптуры» и «Академию архитектуры». Обе школы пропагандировали консервативное классическое искусство и архитектурное проектирование. Обучение основывалось на античных канонах, сформулированных в Древнем Риме и Греции.
Как и в итальянских академиях XVI века, все студенты Школы изящных искусств должны были совершенствовать свои навыки рисования. Только после этого они переходили к фигурному рисунку и, в конечном счёте, к живописи.
К концу XIX — началу XX века школа стала восприниматься как слишком жёсткая в своей эстетике. Это произошло с появлением таких направлений современного искусства, как импрессионизм, экспрессионизм, фовизм и кубизм. Школа продолжала придерживаться строгих правил живописи, касающихся тематики, использования цвета, фигуративных поз и других аспектов творчества.
Вокруг Парижа возникли конкурирующие школы французской живописи. Среди них — Академия Коларосси и Академия Жюлиана. Для них Школа изящных искусств оставалась основной моделью обучения, по крайней мере, до создания школы дизайна Баухауз в 1919 году.
Однако сегодня Национальная высшая школа изящных искусств имеет более широкий и гибкий учебный план. Она использует гораздо более современные методы обучения.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?