Альфред Сислей:
художник-импрессионист, пейзажист читать ~6 мин.
Альфреда Сислея, которого иногда называют «забытым импрессионистом», считают одним из самых последовательных мастеров импрессионизма. Он посвятил себя пленэрной пейзажной живописи и оставался верен этому направлению на протяжении всей своей карьеры, что делает его одной из ключевых, хотя и недооценённых, фигур движения.
Сислей работал почти исключительно в жанре пейзажной живописи и редко писал людей. В отличие от Ренуара или Писсарро, он считал, что импрессионистический подход полностью отвечает его творческим задачам, и не искал других путей самовыражения. Его стиль сформировался под влиянием английских художников Уильяма Тёрнера (1775–1851) и Джона Констебла (1776–1837), а также француза Камиля Коро (1796–1875).
Будучи заметной фигурой французской живописи, Сислей создал множество значимых произведений. К числу его самых известных картин относятся:
«Улица Машин в Лувесьенне» (1873, Музей Орсе, Париж)
«Туманное утро» (1874, Музей Орсе, Париж)
«Снег в Лувесьенне» (1878, Музей Орсе, Париж)
«Наводнение в Пор-Марли» (1876, Музей Орсе, Париж)
«Аллея тополей в окрестностях Море-сюр-Луан» (1890, Музей изящных искусств, Ницца)
«Мост в Море в солнцепёк» (1892, частная коллекция)
Сегодня Сислей признан одним из величайших пейзажистов XIX века. (Чтобы лучше понять стиль пейзажной живописи Сисли, см. Характеристики импрессионистской живописи 1870–1910.)
Биография
Альфред Сислей (фр. Alfred Sisley; 30 октября 1839–29 января 1899) родился в Париже в семье состоятельных британских экспатриантов. Его отец, Уильям Сислей, был коммерсантом в шёлковой индустрии, а мать, Фелиция Селл, — ценительницей музыки. Биография художника, как и его творчество, долгое время оставалась малоизученной: сохранилось немного дневников, фотографий и интервью, поскольку слава пришла к нему лишь посмертно.
В 1857 году, в возрасте 18 лет, Сислей отправился в Лондон для изучения коммерции, но через пять лет, в 1862 году, вернулся в Париж с твёрдым намерением посвятить себя живописи. Он поступил в мастерскую художника Шарля Глейра, где познакомился и подружился с Фредериком Базилем (1841–1870), Клодом Моне (1840–1926) и Пьером Огюстом Ренуаром (1841–1919). Вместе они увлеклись революционной для того времени пленэрной живописью, стремясь запечатлеть реальные световые эффекты на природе, а не воссоздавать их позже в мастерской. (Для более подробной информации об этом периоде см. Импрессионизм, ранняя история.)
Для анализа работ импрессионистов, таких как Альфред Сисли: Анализ современных картин (1800–2000).
Ранние картины
Ранние работы Сислея были приняты на официальные выставки Парижского салона в 1866, 1868 и 1870 годах. В этих картинах заметен живой интерес художника к цвету, меняющемуся освещению и движению облаков. Примерно в 1870 году его палитра стала светлее, а мазок — более дробным, что сблизило его технику с работами Моне и Ренуара, созданными в Ла-Гренуйер.
Картина «Канал Сен-Мартен в Париже» (1870, Фонд Оскара Рейнхарта, Винтертур) хорошо иллюстрирует эти изменения: отражения на воде переданы быстрыми, раздельными мазками. Другие известные пейзажи этого периода, такие как «Сельская аллея» (1864, Кунстхалле, Бремен) и «Вид на Монмартр с Сите-де-Флёр» (1869, Музей Гренобля), отличаются ещё сдержанной палитрой, но уже демонстрируют продуманную композицию и любовь к изображению просторного неба.
Финансовый кризис и творчество 1870-х
Поворотным моментом стала Франко-прусская война 1870–1871 годов, которая привела к банкротству семейного бизнеса. Сислей лишился финансовой поддержки отца и был вынужден зарабатывать на жизнь своим искусством. Для сокращения расходов он переехал в Лувесьен, городок недалеко от Парижа. В отличие от многих коллег, которые могли писать портреты на заказ, Сислей оставался верен пейзажу.
Он часто использовал композиционную схему с уходящей вдаль дорогой или рекой, создавая ощущение глубины пространства, как в работах «Улица Машин в Лувесьенне» (1873, Музей Орсе) или «Дорога в Севр» (1873, Музей Орсе). Сислей также любил запечатлевать одно и то же место в разное время года, например, в картинах «Лувесьен осенью» (1873, частная коллекция) и «Лувесьен зимой» (1874, частная коллекция).
Импрессионистские выставки
Сислей принял участие в первой выставке импрессионистов в 1874 году, где представил несколько пейзажей. Его поддерживали маршан Поль Дюран-Рюэль и критик Теодор Дюре. Летом того же года оперный певец и коллекционер Жан-Батист Фор пригласил его в Лондон. Там художник создал серию работ, включая «Регату в Моулси» (1874, Музей Орсе), отличающуюся необычной для его творчества динамикой, и виды «Моста Хэмптон-Корт» (1874, Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн). (Подробнее см.: Импрессионистские выставки, Париж.)
Из Лувесьена Сислей переехал в Марли, где запечатлел жизнь деревни в таких работах, как «Кузница в Марли» (1875, Музей Орсе) — редкая для него интерьерная сцена, и знаменитое «Наводнение в Пор-Марли» (1876, Музей Орсе). Эту картину вместе с семью другими он показал на второй выставке импрессионистов. В 1877 году он выставил 17 работ на третьей выставке, но коммерческого успеха это не принесло. Художник продолжал много работать на пленэре, уделяя особое внимание изменчивому небу, что видно в его тонких и чувствительных работах «Туманное утро» (1874) и «Снег в Лувесьенне» (1878). (Для других импрессионистов см. Импрессионисты Ренуар, Сисли, Писсарро, Дега, Сезанн, а также Импрессионист Клод Моне.)
Море-сюр-Луан
После 1880 года Сислей поселился в окрестностях городка Море-сюр-Луан, где провёл остаток жизни, ведя всё более уединённый образ жизни. В этот период, отчасти под влиянием Моне, он изменил свою технику: мазок стал шире, а красочный слой — плотнее. (См. также Развитие импрессионистской живописи.) Художник создал множество серийных видов окрестностей, например «Церковь в Море после дождя» (1894, Детройтский институт искусств) и «Стога сена в Море — утро» (1891, Национальная галерея, Мельбурн).
Персональные выставки в галерее Дюран-Рюэля в 1883 году и у Жоржа Пети в 1897-м не принесли Сислею признания, и он продолжал жить в бедности. В 1897 году художник совершил последнюю поездку в Великобританию, посетив Уэльс. Вскоре после этого у него диагностировали рак горла, и он практически перестал писать. Альфред Сислей умер в нищете 29 января 1899 года, всего через несколько месяцев после смерти жены.
«Чистый» импрессионизм
Творчество Сислея, наряду с работами Моне и Камиля Писсарро (1830–1903), относят к «чистому» импрессионизму. Подобно Джону Констеблу, он предпочитал писать хорошо знакомые ему места, в основном долины Сены и Темзы. Его преданность одному стилю и жанру имеет и обратную сторону: некоторые критики считают, что, в отличие от Моне или Дега, его художественное развитие было менее выраженным, и он не вышел за пределы импрессионизма, который для других художников-современников стал лишь отправной точкой.
Репутация и наследие
Альфред Сислей является одной из центральных фигур импрессионистского движения. Убеждённый сторонник пленэрной живописи, он, подобно Коро и Писсарро, любил писать сельские пейзажи региона Иль-де-Франс. При этом его работы отличает особое внимание к композиционному равновесию, которое придаёт монументальность даже самым скромным сюжетам. Несмотря на то что признание пришло к нему поздно, сегодня Сислей по праву считается одним из величайших художников-импрессионистов и выдающимся мастером пейзажа в истории искусства. Его картины хранятся во многих ведущих художественных музеях мира, в частности, в Музее Орсе в Париже.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?