Альфред Стивенс:
английский скульптор и художник читать ~8 мин.
Со времён Средневековья в Англии отсутствовала устойчивая традиция монументальной настенной живописи. Попытки её возрождения не получили достаточной поддержки, чтобы государство начало финансировать такие проекты. Из-за этого талант выдающихся художников, таких как Альфред Стивенс и Джордж Фредерик Уоттс, чьи дарования идеально подходили для героической декоративной живописи, не был реализован в полной мере. Родись они во Франции, то почти наверняка получили бы крупные заказы на роспись общественных зданий. В Англии же их способности остались невостребованными из-за отсутствия подходящих возможностей.
Частичный успех Уоттса и Стивенса в этой сложной области искусства объясняется несколькими факторами. Оба были не только живописцами, но и скульпторами, что позволило им обрести глубокое понимание формы, редкое для английских художников. Кроме того, они провели несколько лет в Италии, изучая работы великих мастеров монументальной живописи. Однако этот опыт был бы бесполезен без их природного воображения и творческой мощи. Хотя Уоттс создал значительно больше произведений, фрагментарное наследие Стивенса свидетельствует о его, возможно, ещё большем даровании.
Ранние годы и обучение в Италии
Альфред Стивенс (англ. Alfred Stevens, 1817–1875) родился в Бландфорде, графство Дорсет. Его отец занимался геральдической живописью, и юный Альфред с детства помогал ему в работе. Ранние таланты мальчика привлекли внимание местного мецената, преподобного Сэмюэла Беста. Он предоставил средства для поездки в Италию после того, как план обучения у Эдвина Лендсира не осуществился.
В октябре 1833 года шестнадцатилетний Стивенс прибыл в Неаполь. Он провёл в Италии почти десять лет, вернувшись в Англию лишь в 1842 году. За эти годы художник глубоко изучил архитектуру, скульптуру и живопись великих мастеров эпохи Возрождения. Он создавал мало оригинальных работ, в основном портретные этюды, посвящая время изучению шедевров. Чтобы заработать, он копировал картины для торговцев, некоторое время работал служащим у строительного подрядчика, а в 1841 году стал ассистентом датского скульптора Бертеля Торвальдсена (1770–1844) в Риме.
В духе итальянского Возрождения
По прибытии в Италию Стивенсу советовали изучать творчество Сальватора Розы (1615–1673). Однако он увлёкся работами Джотто и его школы эпохи Проторенессанса, которые увидел в неаполитанской церкви Санта-Мария-ин-Коронато. Этот инстинктивный выбор оказался верным и позволил Стивенсу стать подлинным мастером, а не просто копиистом манер Ренессанса.
Принципы, на которых строилось искусство Возрождения, наиболее отчётливо видны в работах ранних мастеров, тогда как в позднем XV веке они скрыты под сложными наслоениями. Изучая основы, Стивенс сумел проникнуть в дух великих художников. Он создавал произведения, близкие им по духу, поскольку опирался на те же фундаментальные принципы, а не занимался поверхностным подражанием.
Это позволило Стивенсу учиться у Микеланджело (1475–1564) так же, как у него учился сам Рафаэль (1483–1520). Большинство же поздних художников, игнорируя основы, на которых зиждился стиль Микеланджело, могли лишь копировать его величественные позы и утрированные формы.
Стиль Стивенса, сформированный в Италии, резко контрастировал с преобладавшими в викторианской Англии художественными течениями. В то время как многие его современники тяготели к сентиментальному жанру и повествовательности, Стивенс оставался верен монументальному и героическому духу Высокого Возрождения. Это сделало его фигурой уникальной, но в то же время изолированной на британской художественной сцене.
Сам Стивенс говорил, что Торвальдсен был его “единственным учителем”, но это не следует понимать буквально. У датского мастера он, несомненно, перенял технику скульптуры, но своими настоящими наставниками считал не ныне живущих, а великих художников прошлого, чьи работы бессмертны.
Возвращение в Англию
Вернувшись в Англию, Стивенс был готов как никто другой взяться за грандиозные декоративные проекты. Казалось, такая возможность представилась: был разработан план по украшению недавно построенных зданий Парламента настенной живописью. Для отбора художников в Вестминстер-холле проводилась серия конкурсов. Это был шанс для Англии, но жюри конкурса 1844 года не оценило по достоинству эскизы Стивенса. Следующего крупного общественного заказа художнику пришлось ждать четырнадцать лет.
Памятник Веллингтону
В 1858 году Стивенсу поручили создание памятника герцогу Веллингтону в соборе Святого Павла. Эта работа также стала предметом конкурса. Жюри присудило эскизу Стивенса шестое место и премию в сто фунтов. Однако позже именно его проект был признан наиболее подходящим для реализации, и Стивенс получил заказ, обойдя других претендентов.
За исключением четырёх мозаичных панно для собора Святого Павла, это был единственный крупный общественный заказ Стивенса. Монумент был полностью завершён лишь в 1912 году, когда по эскизу автора была отлита венчающая его конная статуя. Памятник Веллингтону стал не только главным произведением Стивенса, но и величайшим творением английской скульптуры XIX столетия. Его архитектурные элементы безупречны, а две бронзовые группы — «Доблесть и Трусость» и «Истина и Ложь» — обладают величием, сравнимым с работами Микеланджело.
Заказы в области декоративного искусства
В годы между неудачей в Вестминстер-холле и работой над памятником Веллингтону Стивенс выполнял разнообразные заказы. В 1845 году его назначили преподавателем в Государственной школе дизайна в Сомерсет-хаусе. В 1847 году он получил заказ на декорирование Дейсбрук-холла близ Ливерпуля. В 1851 году он разработал дизайн изделий из чугуна для фирмы из Шеффилда, которые получили главный приз на Великой выставке. В 1852 году он спроектировал знаменитого льва для ограды Британского музея. В 1855 году он украсил особняк Дона Кристобаля де Мурьеты в Кенсингтоне серией панно по мотивам поэмы Эдмунда Спенсера «Королева фей».
В 1855 году Стивенс получил от Р. С. Холфорда заказ на оформление столовой в Дорчестер-хаусе. Эта работа, наряду с монументом Веллингтону и мозаиками для собора Святого Павла, занимала большую часть его оставшейся жизни. Предложенный им грандиозный проект росписи и скульптурного оформления купола собора Святого Павла был отклонён. Художник умер в возрасте 58 лет, изнурённый работой и разочарованный.
Художественный статус и репутация
Стивенс был, возможно, лучшим рисовальщиком и художником-декоратором, которого когда-либо знала Англия. Однако из-за непонимания и равнодушия современников его наследие состоит лишь из фрагментов того, что могло бы стать делом всей его жизни. Но даже то, что он оставил, доказывает: Стивенс был одним из величайших художников викторианской эпохи не только в Англии, но и во всей Европе. Его творчество близко флорентийской живописи, которая развивалась по скульптурным канонам. Глубокое знание формы, полученное благодаря опыту скульптора, позволяет ставить его в один ряд с великими флорентийцами.
В отличие от Уоттса и многих современников, Стивенс не обременял своё искусство поучениями или попытками соединить античность и современность. Он был художником, а не проповедником, и его вполне устраивал традиционный художественный язык. Возможно, в этом и заключается главный упрёк в адрес его искусства: он не добавил ничего нового к достижениям Ренессанса. С технической точки зрения он не открыл новых путей и не указал новых целей. Поэтому у него нет такого исторического значения, как у Тёрнера или Констебла. Однако историческая значимость — не единственное мерило величия. Стивенс доказал, что мастера Высокого Возрождения не исчерпали всех возможностей ренессансной формы, и он мог свободно выражать себя на их языке.
Скульптура
Стивенс мастерски работал с бронзой, мрамором, фарфором и серебром. По масштабу замыслов, мастерству рисунка и огромной энергии, наполняющей его фигуры, Стивенс очень близок к Микеланджело. При этом его стиль менее суров и более сдержан, он никогда не прибегает к искажённым преувеличениям, которые порой встречаются у великого флорентийца. Его рисунки отличаются энергией и редким чувством стиля, а этюды фигур никогда не выглядят как зарисовки позирующей модели. Он мгновенно находил то, что требовалось для его героических замыслов. Этим он отличался от большинства художников, чьи идеализированные образы часто сводятся к портретам конкретной модели или безжизненным обобщениям. У Стивенса же воображение с самого начала работало в героическом масштабе.
Живопись
К сожалению, оценку творчества Стивенса часто составляют по его этюдам, эскизам и подготовительным картонам. Однако даже по этим фрагментам можно представить, каких высот он мог бы достичь в более благоприятную эпоху. В перерывах между декораторскими работами он создал несколько небольших жанровых картин и портретов, которые демонстрируют ту же широту замысла, что и его крупные произведения. Его жанровые картины, например «Юдифь» (галерея Тейт) и «Король Альфред и его мать» (галерея Тейт), несмотря на малый размер, обладают монументальностью, порождённой великим воображением.
Портреты
Портреты Стивенса показывают, что он мог бы достичь высокого положения и богатства, если бы посвятил себя этому жанру. См. также: Лучшие миниатюристы. Они демонстрируют тонкое понимание моделей, которое идеально выражено через изысканный рисунок, сдержанный колорит и утончённую манеру письма. Эти качества заметны в «Портрете Джона Морриса Мура» (галерея Тейт) и «Портрете неизвестного мужчины» (галерея Тейт). Оба напоминают скорее венецианскую, чем флорентийскую школу. «Автопортрет» (галерея Тейт) широтой мазка и чувством тональных отношений близок работам Веласкеса.
Шедевром его портретной живописи считается «Портрет миссис Коллманн» (Национальная галерея, Лондон). Это абсолютно самобытная работа, не похожая на произведения других художников. Наиболее точным будет сравнение с Энгром из-за схожей чувствительности и чистоты линии. Однако по колориту, атмосфере и качеству живописи эта работа, возможно, превосходит всё, что создал Энгр. Другие его портреты, например «Портрет миссис Янг Митчелл» (галерея Тейт), хоть и остался незавершённым из-за смерти модели, является одним из самых проникновенных и тонких портретов своей эпохи. Работы Альфреда Стивенса хранятся в ведущих художественных музеях Великобритании.
- «Джекил и Хайд» Стивенсона, краткое содержание
- «Остров сокровищ», краткое содержание
- Болезнь, предопределившая жизнь. Утраченные сокровища Стивенсона
- «Просто милосердие» Брайана Стивенсона, краткое содержание
- В Краснодаре начался фестиваль французского кино
- Colorito (Живопись) в сравнении с Disegno (Рисованием)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?