«Остров сокровищ», краткое содержание читать ~15 мин.
«Остров сокровищ» – роман Роберта Луиса Стивенсона, впервые опубликованный в 1882 году. Это детская приключенческая повесть о наступлении совершеннолетия.
Сюжет
Джим Хокинс – маленький мальчик, живущий в восемнадцатом веке на постоялом дворе своих родителей, «Адмирал Бенбоу», недалеко от Бристоля, Англия. Старый морской капитан по имени Билли Бонс умирает в трактире после того, как ему вручили «чёрное пятно», или официальный пиратский приговор о виновности или осуждении. Джима побуждает к действию это пятно и его таинственное, точное предвестие смерти Билли. В спешке Джим и его мать открывают морской сундук Билли и находят в нём бортовой журнал и карту. Услышав шаги снаружи, они уходят с документами, прежде чем преследователи Билли успевают разграбить трактир.
Джим понимает, что содержимое морского сундука должно быть ценным, поэтому он относит один из найденных документов местным знакомым, доктору Ливси и сквайру Трелони. Взволнованные, они узнают в нём карту огромного клада, который печально известный пират капитан Флинт зарыл на далёком острове.
Трелони немедленно начинает планировать экспедицию. Наивный в своих переговорах о снаряжении своего корабля «Испаньола», Трелони обманом нанимает одного из бывших приятелей Флинта, Длинного Джона Сильвера, и многих из команды Флинта. Только капитан, Смоллетт, заслуживает доверия. Корабль отправляется на Остров сокровищ, и все идёт нормально, пока Джим не подслушивает планы Сильвера о мятеже. Джим рассказывает капитану о Сильвере и остальных членах мятежной команды.
Высадившись на остров, капитан Смоллетт придумывает план, как высадить большинство мятежников с корабля и дать им возможность провести свободное время на берегу. По своей прихоти Джим пробирается в лодку пиратов и сходит с ними на берег. Испугавшись пиратов, Джим убегает один.
Из укрытия он становится свидетелем того, как Сильвер убивает матроса, отказавшегося присоединиться к мятежу. Джим бежит в глубь острова, где встречает полубезумного человека по имени Бен Ганн. Бен когда-то служил в команде Флинта, но был выброшен на остров много лет назад.
Тем временем Смоллетт и его люди сошли на берег и укрылись в построенном пиратами остроге. Джим возвращается в острог, прихватив с собой Бена. К нему приходит Сильвер и пытается договориться с капитаном, но тот насторожен и отказывается с ним разговаривать. На следующий день пираты нападают на острог, и капитан ранен. Жаждущий действовать Джим, следуя очередной прихоти, бросает своих товарищей и тайком отправляется на поиски спрятанной в лесу самодельной лодки Бена.
Найдя лодку Бена, Джим плывёт к стоящему на якоре кораблю, намереваясь перерезать его и тем самым лишить пиратов возможности спастись. Он перерезает канат, но понимает, что его маленькая лодка дрейфует недалеко от лагеря пиратов, и боится, что его обнаружат.
По счастливой случайности пираты не замечают Джима, и он плывёт вокруг острова, пока не замечает корабль, который дико дрейфует. Взобравшись на борт, он обнаруживает, что один из вахтенных, Израэль Хэндс, в пьяном угаре убил другого вахтенного. Джим берет управление кораблём в свои руки, но Израиль настроен против него. Джим ранен, но убивает Израэля.
Джим возвращается в острог, но обнаруживает, что он занят пиратами. Сильвер берет Джима в заложники и говорит мальчику, что капитан отдал пиратам карту сокровищ, провизию и возможность пользоваться острогом в обмен на их жизни. Однако Джим понимает, что Сильверу трудно управлять своими людьми, которые обвиняют его в предательстве. Сильвер предлагает Джиму помочь друг другу выжить, притворившись, что Джим – заложник. Однако люди ставят Сильверу чёрную метку и сообщают ему, что его сместили с поста командира.
В отчаянной попытке получить контроль над своей командой Сильвер показывает им карту сокровищ, чтобы успокоить их. Сильвер приводит Джима и команду к месту сокровищ, но они потрясены тем, что оно уже раскопано, а сокровища вывезены.
Люди возмущены и готовы снова взбунтоваться. В этот момент доктор Ливси, Бен Ганн и другие открывают огонь по пиратской группе, которая разбегается по всему острову. Джим и Сильвер спасаются бегством и направляются к пещере Бена, где Бен спрятал сокровища, найденные им несколько месяцев назад.
Проведя три дня за переноской добычи на корабль, мужчины готовятся отплыть домой. О судьбе оставшихся мятежников ведутся споры. Несмотря на покорные мольбы пиратов, их оставляют на острове. Сильверу разрешают присоединиться к плаванию, но однажды ночью он тайком покидает корабль с частью сокровищ, и о нём больше ничего не слышно.
Путешествие домой подходит к концу. В конце концов капитан Смоллет уходит в море, а Бен становится сторожем. Джим навсегда зарёкся от поисков сокровищ и страдает от кошмаров о море и золотых монетах.
Темы
Поиск героических примеров для подражания
«Остров сокровищ» – это приключенческая повесть, но это также история взросления одного мальчика. В начале романа Джим – робкий ребёнок, но к концу он невероятно повзрослел. Он перехитрил пиратов, захватил корабль и спас бесчисленное множество жизней.
Джим стал взрослым по характеру, если не по возрасту. Как и любому взрослеющему мальчику, Джиму приходится пробовать различные мужские ролевые модели. Отец Джима не выглядит значимым образцом для подражания: он умирает в самом начале романа, но даже до этого он не оказывает особого влияния на внутреннюю жизнь Джима. На самом деле, Джим почти не упоминает об отце в своём повествовании.
В качестве альтернативы мы могли бы ожидать, что образцом для подражания для Джима станет представитель местной власти. Доктор Ливси, например, имеет высокий социальный статус в обществе и представляет цивилизованный, рациональный мир. Когда Джим находит карту, он сразу же думает о Ливси, когда задаётся вопросом, что ему с ней делать. Поэтому поначалу кажется, что Джим смотрит на Ливси как на образец для подражания.
Сквайр Трелони, как и доктор, является ещё одним символом мирского авторитета. Однако, хотя оба эти человека являются достойными гражданами, они не захватывают разум Джима и не вдохновляют его. Они просто слишком степенны и предсказуемо благопристойны.
Однако когда появляются пираты, Джим начинает обращать пристальное внимание на их действия, взгляды и внешность. Он описывает Сильвера с такой интенсивностью и вниманием к деталям, каких не проявляет ни к одному другому персонажу. Вскоре Джим подражает некоторым аспектам поведения Сильвера. Он действует импульсивно и храбро, когда пробирается на корабль пиратов в главе XIII. Он даже дезертирует от своего капитана в главе XXII, фактически устраивая свой собственный мятеж. Он подплывает на пиратской лодке к стоящему на якоре кораблю, убивает пирата Израэля Хендса и называет себя новым капитаном корабля. Пиратская сторона Джима настолько очевидна, что сам Сильвер замечает, что Джим напоминает ему о том, каким он был в детстве, намекая на то, что Джим может вырасти таким же, как Сильвер.
В конце романа влияние пиратов на развитие Джима становится очевидным, и не обязательно пагубным. Джим проявляет больше смелости, харизмы и независимости, чем капитан, оруженосец или доктор. Как он не упомянул своего отца, так и не упоминает этих людей в конце своего повествования, что говорит о том, что они не сыграли важной роли в его развитии. Вместо этого Джим отдаёт трогательную дань уважения Сильверу и желает пирату всего хорошего. Действительно, Сильвер, как никто другой, сыграл важную роль в формировании личности Джима, его надежд и мечтаний.
Тщетность желаний
Остров сокровищ» исследует удовлетворение желаний, и, действительно, мотивацией всех персонажей является жадность: все хотят заполучить сокровища. К концу приключения Джим и команда капитана удовлетворяют свою жадность, получив сокровища. Стивенсон ярко описывает, как мужчины тащат золотые слитки на корабль, как бы подчёркивая окончательное удовлетворение от достигнутого. Но Стивенсон также ставит под сомнение возможность окончательного удовлетворения.
Для пиратов желания оказываются тщетными, а цели – недостижимыми, поскольку карта сокровищ приводит их к пустой дыре. Пустая дыра становится символом тщетности поисков сокровищ и потери души в поисках клада. Когда пираты копаются в земле, они как будто роют себе могилу. Их жадность и неразумность ведут только к смерти, потерям и неудовлетворённости.
Точно так же, хотя Бен владеет сокровищами уже три месяца, он наполовину сошёл с ума и живёт в пещере. Такие сокровища бесполезны для него, если он один на острове. Без структуры и правил общества, в котором золото имеет денежную ценность, сокровища ничего не стоят.
Аналогичным образом мы видим, что и сам Джим не удовлетворён золотом. Он не упоминает о его стоимости и вместо этого сосредотачивается на национальности монет и их дизайне. Он не говорит о своей доле в выигрыше или о том, что произойдёт с сокровищами, когда он вернётся домой. Золотые монеты вызывают у него кошмары, а не мечты о богатстве. Джим не проявляет желания вернуться за оставленным серебряным кладом.
В отличие от других литературных искателей приключений, таких как Гекльберри Финн из «Приключений Гекльберри Финна» Марка Твена или Одиссей из «Одиссеи» Гомера, Джим не хочет бесконечно путешествовать или искать сокровища. Он понял, что желания, связанные с таким образом жизни, тщетны – он никогда не достигнет хорошей жизни через жадность и кровопролитие.
Отсутствие приключений в современную эпоху
Стивенсон обрамляет свой рассказ о пиратстве рядом приёмов, которые подчёркивают конец истории. Он предполагает, что повесть относится скорее к прошлому, чем к настоящему. Решение Стивенсона поместить действие повести в восемнадцатый век подчёркивает тот факт, что пиратская жизнь изжила себя. Стивенсон также заставляет Джима начать повествование в форме ретроспективной хроники, которая начинается после того, как приключение уже закончилось.
Из первого предложения мы узнаем, что Джим, сквайр Трелони, Смоллетт и Ливси остались в живых как победители. Это знание придаёт мрачный тон первому появлению пиратов, поскольку мы знаем, что они обречены. Пираты быстро вымирают на протяжении всего романа и постоянно ассоциируются со смертью, болезнью и исчезновением. Действительно, скелет пирата, найденный рядом с местом клада, символизирует надвигающуюся гибель пиратов.
Однако Стивенсон не прославляет смерть пиратства и искоренение преступников. Последним печальным прощанием Джима с памятью о Сильвере, в котором он говорит, что больше не будет пускаться в приключения, Стивенсон создаёт своего рода элегию пиратской жизни. Стивенсон не оплакивает её утрату, но он заставляет нас задуматься о том, будет ли мир лучше без харизмы, обаяния и духа пиратов. Он бросает вызов викторианской идее о том, что капитаны, врачи и другие ответственные профессиональные мужчины являются естественными лидерами общества.
Стивенсон всю жизнь критически относился к чопорному викторианскому профессионализму, и его несколько романтический портрет исчезнувших пиратов – это грустная дань тому, чего, по его мнению, не хватает современному миру.
Список персонажей
Джим Хокинс
Повествователь от первого лица почти во всем романе. Джим – сын трактирщика близ Бристоля, Англия, и ему, вероятно, уже не так много лет. Он с нетерпением и энтузиазмом ждёт возможности отправиться в море и охотиться за сокровищами. Он скромный рассказчик, никогда не хвастается поразительной храбростью и героизмом, которые он постоянно проявляет. Джим часто импульсивен и порывист, но в то же время он проявляет все большую чувствительность и мудрость.
Как рассказчик «Острова сокровищ» и зачинщик важнейших сюжетных поворотов, Джим, безусловно, является центральным персонажем романа. Вероятно, ему около двенадцати или тринадцати лет, он тихий и послушный сын владельца постоялого двора недалеко от Бристоля, Англия.
По мере развития событий на протяжении всего романа характер Джима резко меняется, он проявляет все большую сообразительность, смелость, зрелость и перспективу. В первых главах Джим – легко пугливый мальчик, который тесно связан со своим домом и семьёй.
Напуганный старым моряком Пью, Джим бежит к матери за защитой. После смерти отца и начала приключений Джим начинает думать самостоятельно и проявляет все больше инициативы. Джим совершает повторяющиеся ошибки, но учится на них, что свидетельствует о его взрослении. Он быстро взрослеет во время этого путешествия, начиная с роли кают-компании, но в итоге называет себя новым капитаном после того, как отвоёвывает корабль у пиратов.
Несмотря на его храбрость, импульсивный индивидуализм Джима напоминает нам о том, что он всё ещё юн. Его склонность действовать по своей прихоти и растущее самосознание также показывают, что он находится между двумя мирами – между детством и взрослостью, между законным, рациональным миром и беззаконным пиратским миром. Поэтому история Джима – это не просто причудливая сказка о приключениях, но и рассказ о взрослении.
Рассказ Джима о его героических поступках ценен тем, что он описывает их скромно, давая нам внутреннее представление о героизме, который нельзя назвать гламурным. Джим не высокомерен, а наоборот, смиряется со своими ошибками и успехами. Он берет на себя полную ответственность за свои ошибки, а не находит им оправдания, признается в моментах паники, нерешительности и сожаления, а не хвастается исключительно своими успехами.
Благодаря удивительной честности и искренности Джима героические или благородные заявления взрослых – как пиратов, так и почтенных граждан – часто кажутся пустой болтовнёй. Благодаря тому, что Джим рассказывает о своих глупостях и удачах, его повествование кажется более искренним, а приключения – более реальными.
Билли Бонс
Старый моряк, живущий на постоялом дворе родителей Джима. Билли, который раньше был членом команды Сильвера, угрюм и груб. Он нанимает Джима на поиски одноногого человека, тем самым приобщая юного Джима к пиратской жизни. Морской сундук и карта сокровищ Билли приводят в движение все приключения. Его грубый отказ оплачивать счета в гостинице символизирует общее неприятие пиратами закона, порядка и цивилизации. Его болезнь и пристрастие к рому символизируют слабость и саморазрушительные аспекты пиратского образа жизни.
Чёрный пёс
Пират и враг Билли. Чёрный пёс наносит неожиданный визит Билли и угрожает ему. Билли нападает на Чёрного Пса, который убегает, но остаётся предвестником грядущего насилия в романе. Имя Чёрного Пса символизирует как тёмную, так и звериную сторону пиратства.
Сквайр Трелони
Местный бристольский дворянин. Трелони организует плавание на остров для поиска сокровищ. Он ассоциируется с гражданским авторитетом и социальной властью, а также с удобствами цивилизованной деревенской жизни (его имя предполагает наличие «деревьев» и «лужайки»). Однако уличный ум Трелони ограничен, о чем свидетельствует лёгкость, с которой пираты обманом заставляют его нанять их в свою команду.
Доктор Ливси
Местный врач. Доктор Ливси мудр и практичен, и Джим уважает его, но не вдохновляется им. На острове Ливси проявляет здравый смысл и рациональное мышление, а его идея послать Бена напугать пиратов показывает глубокое понимание человеческой природы. Он проявляет справедливость и великодушие, соглашаясь относиться к пиратам с такой же заботой, как и к своим собственным раненым. Как следует из его имени, Ливси олицетворяет собой устойчивые, скромные добродетели повседневной жизни, а не фантазии, мечты или приключения.
Капитан Смоллетт
Капитан корабля, отправляющегося в плавание к Острову сокровищ. Капитан Смоллетт проницателен и справедливо подозревает команду, которую нанял Трелони. Смоллетт – настоящий профессионал, серьёзно относящийся к своей работе и проявляющий значительные способности в качестве переговорщика. Как и Ливси, Смоллетт слишком компетентен и надёжен, чтобы стать вдохновляющей фигурой для подросткового ума Джима. Смоллетт верит в правила и ему не нравится непослушание Джима; он даже говорит Джиму, что больше никогда не захочет плыть с ним.
Длинный Джон Сильвер
Повар во время плавания к острову сокровищ. Сильвер – тайный главарь пиратской группы. Его физическая и эмоциональная сила впечатляет. Сильвер лжив и нелоялен, жаден и жаден, его не волнуют человеческие отношения. Однако он всегда добр к Джиму и искренне любит мальчика. Сильвер – это мощная смесь харизмы и саморазрушения, индивидуализма и безрассудства.
Бен Ганн
Бывший пират, оказавшийся на острове Сокровищ. Пиратская команда Флинта оставила Бена Ганна на острове на три года. Одиночество привело Бена к некоторому помешательству, и он приобрёл вид дикого человека. Он олицетворяет собой деградацию человеческого духа, но его опыт оставил его морально выше пиратов. Он – единственный персонаж, который исправился, поскольку переходит на сторону пиратов и добропорядочных людей, охотно помогая Джиму и Ливси. Сверхъестественное подражание Бена голосу мёртвого пирата Флинта позволяет предположить, что он является своего рода призраком пирата.
Пью
Старый, слепой нищий и пират. Пью преподносит Билли чёрную метку – ультиматум отдать содержимое морского сундука пиратской шайке. Билли умирает вскоре после визита Пью, а Пью погибает в результате несчастного случая в карете. Пью можно рассматривать как ангела смерти, предвещающего множество смертей пиратов в романе.
Руки
Кокссвайн (матрос, который управляет кораблём) на корабле. Руки – бывший канонир в предыдущих пиратских плаваниях. Он выступает в роли одного из двух охранников на корабле, когда остальные пираты сходят на берег, но напивается, убивает второго охранника и лежит в пьяном оцепенении, пока корабль бесцельно дрейфует. Руки символизируют безрассудное поведение всех пиратов.
Том Редрут
Один из товарищей Джима по плаванию на корабле. Том погибает от выстрелов пиратов и с большой церемонией хоронится на острове – событие, иллюстрирующее уважение добрых людей к мёртвым.
- «Остров Сокровищ»
- «На Западном фронте без перемен» Ремарка, краткое содержание
- «Игра престолов», краткое содержание
- «Государь» Никколо Макиавелли, анализ
- «Зов предков» Джека Лондона, краткое содержание
- «Белый клык» Джека Лондона, краткое содержание
- «Король Лир», краткое содержание
- «Ожерелье» Ги де Мопассана, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?