«На Западном фронте без перемен» Ремарка, краткое содержание читать ~19 мин.
«На Западном фронте без перемен» – военно-исторический роман Эриха Марии Ремарка, впервые опубликованный в 1929 году, раскрывающий хронику социального протеста.
Роман рассказывает о жизни Пауля Баумера, молодого немецкого солдата во время Первой мировой войны. В книге описывается превращение Пауля из страстного и патриотичного новобранца в разочарованного и травмированного солдата, подчёркивается разрушительное воздействие войны на отдельных людей и общество в целом.
Павел, рассказчик, говорит преимущественно от первого лица, часто во множественном числе, когда описывает коллективный опыт солдат, находящихся рядом с ним. Он переходит на первое лицо единственного числа, когда размышляет о своих собственных мыслях и чувствах, связанных с войной. В двух абзацах после смерти Пола роман переключается на третье лицо и безымянного рассказчика.
Пол и его друзья невольно вступили в адскую войну, где надежда на выживание омрачается осознанием того, что они уже получили психические травмы, не поддающиеся восстановлению.
Сюжет
Повествование в романе, который в оригинале называется «Всё тихо на Западном фронте», ведётся от лица Пауля Боймера, девятнадцатилетнего юноши, сражающегося в рядах немецкой армии на французском фронте во время Первой мировой войны. Пауль и несколько его школьных друзей добровольно вступили в армию, послушав волнующие патриотические речи своего учителя Канторека.
Но после десяти недель жестокой подготовки под руководством мелочного и жестокого капрала Химмельштосса и невообразимой жестокости фронтовой жизни Пауль и его друзья поняли, что идеалы национализма и патриотизма, ради которых они записались в армию, – всего лишь пустые клише. Они больше не верят, что война – это славно и почётно, и живут в постоянном физическом страхе.
Когда рота Пола получает короткую передышку после двух недель боев, с фронта возвращается только восемьдесят человек из первоначальной роты в 150 человек. Повар не хочет давать выжившим паек, предназначенный для погибших, но в конце концов соглашается, и бойцы получают обильную пищу. Пауль и его друзья навещают Кеммериха, бывшего одноклассника, которому недавно ампутировали ногу после гангрены. Кеммерих медленно умирает, а Мюллер, другой бывший одноклассник, хочет забрать сапоги Кеммериха себе.
Пауль не считает Мюллера бесчувственным; как и другие солдаты, Мюллер просто прагматично понимает, что сапоги Кеммериху больше не нужны. Переживание агонии войны, замечает Пауль, заставляет человека научиться отключаться от таких эмоций, как горе, сочувствие и страх. Вскоре после этой встречи Пауль возвращается к постели Кеммериха как раз в тот момент, когда молодой человек умирает. По просьбе Кеммериха Пауль относит его сапоги Мюллеру.
Группа новобранцев прибывает для пополнения роты, и подруга Пауля Кэт готовит рагу из говядины и фасоли, которое производит на них впечатление. Кэт говорит, что если бы всем людям в армии, включая офицеров, платили одинаковую зарплату и давали одинаковую еду, войны бы сразу закончились. Кропп, ещё один бывший одноклассник Пола, говорит, что армий не должно быть; он утверждает, что лидеры нации должны решать свои разногласия с помощью клубов. Они обсуждают тот факт, что мелкие, незначительные люди становятся могущественными и высокомерными во время войны, и Тьяден, член роты Пауля, объявляет, что жестокий капрал Химмельштосс пришёл воевать на фронт.
Ночью бойцы отправляются на тяжёлое задание – укладывать колючую проволоку на фронте. Под артиллерийским обстрелом они прячутся на кладбище, где в результате обстрела из могил появляются трупы, а вокруг них падают замертво живые люди. После этого ужасного события выжившие солдаты возвращаются в свой лагерь, где они убивают вшей и думают о том, что они будут делать в конце войны. У некоторых из них есть предварительные планы, но все они, похоже, считают, что война никогда не закончится.
Пауль боится, что если война закончится, он не будет знать, что с собой делать. Химмельштосс прибывает на фронт; когда бойцы видят его, Тьяден оскорбляет его. Лейтенант наказывает их, но при этом читает Химмельштоссу лекцию о бесполезности салюта на фронте. Пауль и Кэт находят дом с гусем и жарят его на ужин, наслаждаясь редкой хорошей едой.
Рота вступает в кровопролитный бой с наступающей группой пехотинцев союзников. Людей разрывает на части, конечности отрываются от туловищ, а гигантские крысы грызут мёртвых и раненых. Пол чувствует, что в бою он должен превратиться в животное, доверяя только своим инстинктам, чтобы сохранить жизнь. После битвы из восьмидесяти человек в живых остаются только тридцать два. Бойцам дают небольшую передышку на полевом складе. Поль и несколько его друзей отправляются купаться, что заканчивается свиданием с группой французских девушек. Поль отчаянно хочет вернуть свою невинность с девушкой, но чувствует, что это невозможно.
Поль получает семнадцатидневный отпуск и едет домой, чтобы повидаться с семьёй. В родном городе он чувствует себя неловко и угнетённо, не может ни с кем обсудить свой травматический опыт. Он узнает, что его мать умирает от рака, а Канторек призван в армию, от чего получает определённое холодное удовлетворение.
Он навещает мать Кеммериха и рассказывает ей неправду о том, что смерть её сына была мгновенной и безболезненной. В конце отпуска Пол проводит некоторое время в учебном лагере рядом с группой русских военнопленных. Пол чувствует, что русские – такие же люди, как и он, а не недочеловеки, и удивляется, как война может сделать врагами людей, не имеющих друг к другу претензий.
Павла отправляют обратно в роту, и он воссоединяется со своими друзьями. Кайзер, германский император, наносит визит на фронт, и солдаты разочарованы, увидев, что он всего лишь невысокий человек со слабым голосом. В бою Пауля отделяют от его роты и заставляют спрятаться в снарядной яме. Французский солдат прыгает вместе с ним в снарядную яму, и Поль инстинктивно закалывает его.
Когда тот умирает медленной, мучительной смертью, Поля одолевают угрызения совести за то, что он причинил ему боль. Он снова чувствует, что этот вражеский солдат вовсе не враг, а такая же жертва войны, как и он сам. Поль просматривает вещи солдата и узнает, что его звали Жерар Дюваль, а также узнает, что у Дюваля дома были жена и ребёнок. Вернувшись в свою роту, Поль рассказывает о случившемся своим друзьям, которые пытаются его утешить.
Полю и его друзьям дают лёгкое задание: в течение трёх недель они должны охранять склад снабжения вдали от боевых действий. Во время очередного боя Пауль и Кропп получают ранения и вынуждены подкупить сержанта-майора сигарами, чтобы их вместе отправили в санитарный поезд. В госпитале Паулю делают операцию. Кроппу ампутируют ногу, и он впадает в глубокую депрессию. После операции у Пауля есть короткий отпуск дома, после чего он возвращается в свою роту.
Когда немецкая армия начинает сдаваться под натиском союзных войск, друзья Пауля гибнут в бою один за другим. Детеринг, один из близких друзей Пауля, пытается дезертировать, но его ловят и отдают под трибунал. Кэт погибает, когда осколок разрывает ему голову, а Пол несёт его в безопасное место.
К осени 1918 года Пол – единственный из своих друзей, кто остался в живых. Солдаты повсюду шепчутся о том, что немцы скоро сдадутся и наступит мир. Пол отравлен в результате газовой атаки, и ему дают короткий отпуск. Он размышляет о том, что, когда война закончится, он будет разрушен для мирного времени; все, что он знает, – это война.
В октябре 1918 года, в день, когда боев было очень мало, Пол погибает. Армейский отчёт за этот день гласит: «На Западном фронте все спокойно». На трупе Павла спокойное выражение лица, как бы облегчение от того, что конец наконец наступил.
Темы
Ужас войны
Главной темой романа «На Западном фронте без перемен» является ужасная жестокость войны, которой проникнута каждая сцена романа. Если более ранние военные романы имели тенденцию романтизировать войну, подчёркивая такие идеи, как слава, честь, патриотический долг и приключения, то «На Западном фронте без перемен» стремится изобразить войну такой, какой она была на самом деле, заменяя романтическую картину славы и героизма явно неромантическим видением страха, бессмысленности и бойни.
Во многих отношениях Первая мировая война требовала такого изображения больше, чем любая другая война до неё – она полностью изменила представление человечества о военных конфликтах с их катастрофическими уровнями резни и насилия, сражениями, длившимися месяцами, и ужасающими новыми технологическими достижениями (например, пулемёты, отравляющий газ, траншеи), которые сделали убийство более лёгким и безличным, чем когда-либо прежде. Роман Ремарка драматизирует эти аспекты Первой мировой войны и изображает умопомрачительный ужас и жестокость войны, уделяя пристальное внимание физическому и психологическому ущербу, который она наносит.
В конце романа почти все главные герои погибают, олицетворяя разрушительное воздействие войны на поколение молодых людей, которые были вынуждены сражаться в ней.
Влияние войны на солдата
Поскольку действие романа «На Западном фронте без перемен» происходит среди солдат, сражающихся на фронте, одним из его главных акцентов является разрушительное воздействие войны на солдат, которые в ней участвуют. Эти люди подвергаются постоянной физической опасности, поскольку в любой момент их может буквально разнести на куски. Эта интенсивная физическая угроза также служит непрерывной атакой на нервы, заставляя солдат справляться с первобытным, инстинктивным страхом в течение каждого мгновения бодрствования.
Кроме того, солдаты вынуждены жить в ужасающих условиях – в грязных, залитых водой рвах, кишащих крысами и разлагающимися трупами и заражённых вшами. Они часто остаются без еды и сна, адекватной одежды и достаточной медицинской помощи. Кроме того, они вынуждены переживать частые внезапные смерти своих близких друзей и товарищей, часто в непосредственной близости от них и в чрезвычайно жестокой форме.
Ремарк изображает общий эффект этих условий как подавляющую перегрузку паникой и отчаянием. Единственный способ выжить для солдат – это отключиться от своих чувств, подавить свои эмоции и принять условия своей жизни.
По мнению Ремарка, такое эмоциональное отключение оказывает огромное разрушительное воздействие на человечность солдата; Поль, например, становится неспособным представить себе будущее без войны и не может вспомнить, что он чувствовал в прошлом. Он также теряет способность разговаривать со своей семьёй.
Солдаты больше не оплакивают погибших друзей и товарищей; когда Кеммерих лежит на смертном одре, в начале романа, самый насущный вопрос среди его друзей – кто унаследует его сапоги. Однако среди живых солдат Ремарк изображает сильные узы верности и дружбы, которые возникают в результате совместного переживания войны. Эти чувства – единственный романтизированный элемент романа и практически единственная эмоция, которая сохраняет фундаментальную человечность солдат.
Национализм и политическая власть
Во многом причиной Первой мировой войны стала этика национализма, идея о том, что конкурирующие национальные государства являются основополагающей частью существования, что человек обязан в первую очередь хранить верность своей нации и что его национальная идентичность является основным компонентом его общей идентичности. Этика национализма не была новой, но в XIX веке она достигла новых высот интенсивности, и этот пыл в целом перешёл в начало Первой мировой войны.
В своём изображении ужасов войны «На западном фронте все спокойно» представляет собой язвительную критику идеи национализма, показывая, что это пустая, лицемерная идеология, инструмент, используемый власть имущими для контроля над населением страны.
Пола и его друзей соблазняют вступить в армию националистические идеи, но боевой опыт быстро убеждает их в неуместности национализма перед лицом ужасов войны. Относительная никчёмность патриотов Канторека и Химмельштосса на поле боя подчёркивает неуместность устаревших идеалов в современной войне.
Ремарк показывает, что солдаты на фронте сражаются не во славу своей нации, а за собственное выживание; они убивают, чтобы не быть убитыми. Кроме того, Пол и его друзья не считают противоборствующие армии своими настоящими врагами; по их мнению, их настоящие враги – это люди, стоящие у власти в их собственной стране, которые, как они считают, пожертвовали ими на войне только для того, чтобы увеличить свою собственную власть и славу.
Список персонажей
Пауль Боймер
Молодой немецкий солдат, сражающийся в окопах во время Первой мировой войны. Пауль – главный герой и рассказчик романа. В душе он добрый, отзывчивый и чувствительный молодой человек, но жестокий опыт войны учит его отстраняться от своих чувств. Его рассказ о войне – это горькая инвектива против сентиментальных, романтических идеалов войны.
Как рассказчик и главный герой романа, Поль является центральной фигурой в романе «На Западном фронте тишина» и служит рупором размышлений Ремарка о войне. На протяжении всего романа внутренняя личность Пауля противопоставляется тому, как война заставляет его действовать и чувствовать. Его воспоминания о довоенном времени показывают, что когда-то он был совсем другим человеком, нежели тот отчаявшийся солдат, который сейчас ведёт повествование в романе.
Пол – сострадательный и чувствительный молодой человек; до войны он любил свою семью и писал стихи. Из-за ужаса войны и тревоги, которую она вызывает, Пол, как и другие солдаты, учится отключать свой разум от чувств, сдерживать свои эмоции, чтобы сохранить рассудок и выжить.
В результате сострадательный молодой человек становится неспособным оплакивать своих погибших товарищей, неспособным чувствовать себя дома среди своей семьи, неспособным выражать свои чувства по поводу войны или даже говорить о своих переживаниях, неспособным полностью вспомнить прошлое и неспособным представить себе будущее без войны. Он также становится «человеком-животным», способным полагаться на животный инстинкт, чтобы убивать и выживать в бою.
Но поскольку Пол чрезвычайно чувствителен, он в несколько меньшей степени, чем многие другие солдаты, способен полностью отстраниться от своих чувств, и в книге есть несколько моментов (смерть Кеммериха, смерть Кэт, время, которое он проводит с больной матерью), когда он чувствует, как его затягивают эмоции. Эти всплески чувств указывают на то, насколько война запрограммировала Пауля отсекать себя от чувств, как, например, когда он с разрушительной недосказанностью говорит: «Расставание с моим другом Альбертом Кроппом было очень тяжёлым. Но в армии человек привыкает к подобным вещам».
Опыт Пола призван отразить опыт целого поколения мужчин, так называемого потерянного поколения – мужчин, которые из детства сразу же отправились воевать в Первую мировую войну, часто будучи подростками. Пол часто рассматривает прошлое и будущее с точки зрения всего своего поколения, отмечая, что, когда война закончится, он и его друзья не будут знать, что делать, поскольку они научились быть взрослыми только во время войны.
Чем дольше Пол выживает на войне и чем больше он её ненавидит, тем меньше он уверен, что после её окончания жизнь станет для него лучше. Эта тревога проистекает из его убеждения, что война погубит его поколение, настолько изничтожит разум его и его друзей, что они всегда будут «в недоумении». Вопреки таким гнетущим ожиданиям, Пол испытывает облегчение после своей смерти: «на его лице появилось выражение спокойствия, как будто он был почти рад, что конец наступил». Война становится не просто травмирующим опытом или трудностями, которые нужно пережить, но чем-то, что на самом деле превращает суть человеческого существования в необратимое, бесконечное страдание. Война разрушает Павла задолго до того, как убьёт его.
Станислаус Катчинский
Солдат из роты Павла и лучший друг Павла в армии. В начале романа Кату, как его называют, сорок лет, и у него дома есть семья. Он находчивый, изобретательный человек и всегда находит еду, одежду и одеяла, когда они нужны ему и его друзьям.
Альберт Кропп
Один из одноклассников Пола, который служит вместе с Полом во второй роте. Умный, склонный к размышлениям молодой человек, Кропп – один из самых близких друзей Пола во время войны. Его интерес к анализу причин войны приводит ко многим наиболее критическим антивоенным настроениям в романе.
Мюллер
Один из одноклассников Пауля. Мюллер – твердолобый, практичный молодой человек, и он засыпает своих друзей из второй роты вопросами об их послевоенных планах.
Тьяден
Один из друзей Пауля во второй роте. Тьяден – жилистый молодой человек с прожорливым аппетитом. Он питает глубокую неприязнь к капралу Химмельштоссу.
Канторек
Напыщенный, невежественный, авторитарный директор школы, в которой учился Пауль в предвоенные годы. Канторек оказывает сильное давление на Пауля и его одноклассников, чтобы они выполнили свой «патриотический долг», записавшись в армию.
Хотя Канторек не занимает центрального места в сюжете романа, он является важной фигурой в центре горькой критики Ремарком идеалов патриотизма и национализма, которые привели страны к катастрофе Первой мировой войны. Канторек, учитель, который вбил в головы своих учеников страстную риторику о долге и славе, служит грушей для битья, когда Ремарк выступает против этих идеалов.
Хотя современный контекст важен для обвинения Канторека в патриотизме и национализме, физическое описание Канторека ставит его в один ряд со злыми персонажами досовременного времени. Свирепый и напыщенный Канторек – маленький человек, описываемый как «энергичный и бескомпромиссный», характеристики которого напоминают обеспокоенные замечания Цезаря о Кассии в шекспировском «Юлии Цезаре»: “У Кассия тощий и голодный взгляд. Он слишком много думает. Такие люди опасны”. Наполеон также приходит на ум как историческая модель для Канторека.
Включение, казалось бы, анахроничного литературного типа – интригана или опасного низкорослого человека – может показаться неуместным в современном романе. Однако это качество Канторека, возможно, отражает отстаивание устаревших идей старшим поколением лидеров, которые предают своих последователей манипуляциями, невежеством и ложью. “Пока они учили, что долг перед родиной – величайшая вещь, – пишет Пол в первой главе, – мы уже знали, что смертельные тропы сильнее”.
Будучи школьниками, Пол и его друзья верили, что Канторек – просвещённый человек, чей авторитет проистекает из его мудрости; став солдатами, они быстро учатся видеть сквозь риторику Канторека и начинают презирать его, особенно после смерти Йозефа Бема. То, что Канторека в конце концов призывают в армию, и он становится ужасным солдатом, отражает бесполезность идеалов, которые он пропагандирует.
Капрал Химмельштосс
Офицер унтер-офицерской подготовки. До войны Химмельштосс был почтальоном. Это мелочный, жаждущий власти человечек, который мучает Пола и его друзей во время обучения. Однако после того, как он испытал ужасы окопной войны, он пытается загладить свою вину перед ними.
Как и Канторек, Химмельштосс не играет большой роли в сюжете романа, но его тематическая значимость делает его важным для книги в целом. Одна из тем романа «На Западном фронте без перемен» заключается в том, что война пробуждает дикость и жажду власти, которые скрыты во многих людях, даже если они обычно добропорядочные, не склонные к насилию граждане.
Химмельштосс – именно такая фигура: до войны – грозный почтальон, он превращается в «ужас Клостерберга», самого страшного дисциплинарного работника в учебных лагерях. Химмельштосс чрезвычайно жесток со своими новобранцами, заставляя их выполнять нелепые и опасные приказы просто потому, что ему нравится издеваться над ними.
Химмельштосс заставляет своих солдат стоять на улице без перчаток во время сильного мороза, рискуя получить обморожение, которое может привести к ампутации пальца или потере руки. Его идея излечения от энуреза Тьядена – заставить его делить койку с Киндерватером, другим энурезом – порочна, особенно потому, что энурез является следствием заболевания и не контролируется Тьяденом.
На этом этапе романа Химмельштосс олицетворяет самые подлые, мелкие, отвратительные стороны человечества, которые вытаскивает на свет война. Но когда его отправляют воевать на фронт, Химмельштосс переживает тот же ужас и травму, что и другие солдаты, и быстро пытается исправить своё прошлое поведение. Таким образом, Ремарк показывает пугающую и потрясающую силу окопов, которые превращают даже безумного дисциплинарного работника в запуганного солдата, отчаянно нуждающегося в человеческом общении.
Франц Кеммерих
Один из одноклассников и товарищей Пауля по войне. После лёгкого ранения Кеммерих заболевает гангреной, и ему приходится ампутировать ногу. Его смерть во второй главе знаменует первую встречу читателя с бессмысленностью смерти и дешевизной жизни на войне.
Джозеф Бем
Первый из одноклассников Пола, погибший на войне. Бем не хотел идти в армию, но уступил под давлением директора школы Канторека. Его безобразная, мучительная смерть разрушает доверие одноклассников к властям, которые убедили их принять участие в войне.
Детеринг
Один из близких друзей Пауля во второй роте. Детеринг – молодой человек, у которого дома есть жена и ферма; он постоянно тоскует по своей ферме и семье.
Жерар Дюваль
Французский солдат, которого Поль убивает в «Ничьей земле». Дюваль – печатник, у него дома жена и ребёнок. Это первый человек, которого Поль убивает в рукопашном бою, что является одним из самых травмирующих переживаний Поля на войне.
Леер
Один из одноклассников и близких друзей Пола во время войны. Леер служит вместе с Павлом во второй роте. Он был первым в классе Пола, кто потерял девственность.
Хайе Вестхус
Один из друзей Пола во второй роте. Огромный, грузный мужчина, Вестхус до войны был копателем торфа. Он планирует отслужить полный срок в армии после окончания войны, поскольку копание торфа кажется ему очень неприятным.
Киндерватер
Солдат из соседнего подразделения. Киндерватер – такой же мокрощелка, как и Тьяден.
Левандовски
Пациент католического госпиталя, где Пауль и Кропп оправляются от ран. Левандовски отчаянно хочет заняться сексом со своей приходящей женой, но прикован к постели из-за небольшой лихорадки.
Миттельштедт
Один из одноклассников Пауля. Миттельштедт становится учебным офицером и с удовольствием издевается над Кантореком, когда Канторек призывается в армию.
- «Остров сокровищ», краткое содержание
- «Игра престолов», краткое содержание
- «Государь» Никколо Макиавелли, анализ
- «Зов предков» Джека Лондона, краткое содержание
- «Белый клык» Джека Лондона, краткое содержание
- «Король Лир», краткое содержание
- «Ожерелье» Ги де Мопассана, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?