Colorito (Живопись) в сравнении с Disegno (Рисованием) читать ~5 мин.
Раскраска против рисунка
В итальянском искусстве эпохи Возрождения термин «колорито» (colorito) означает «раскрашивание» и обычно используется для описания приоритета, который венецианские художники уделяют мастерству использования цветных пигментов и тонов в живописи.
Основной альтернативой колорито был принцип «дизеньо» (дизайн), который отдавал предпочтение искусству рисования, а не колоризму, потому что первое считалось неотделимым от интеллектуальной концепции самой картины и, таким образом, превосходило простое владение цветной краской. Эти дебаты, которые бушевали в годы Раннего Возрождения (около 1400-90 гг.) и Высокого Возрождения (около 1490-1530 гг.), представляли собой очень серьёзный спор об эстетике и многие ведущие представители академической науки оспаривали его, вплоть до 19 века.
Дизеньо или Колорито: Флоренция против Венеции
На вопрос о том, что важнее в искусстве, рисунок (дизайн) или цвет (колорито), давали разные ответы в зависимости от того, где задавался этот вопрос – во Флоренции или в Венеции. Дело в том, что художники из разных областей Италии по-разному подходили к изображению природы и в результате создавали произведения искусства, различающиеся не только техникой и внешним видом, но и самой концепцией. В эпоху Возрождения во Флоренции, в городе, зажатом между Сиеной и Папской областью, художники искали вдохновение в гуманизме и порядке классической античности. Для этих флорентийских художников «рисунок» или «дизайн» считался ключевой отправной точкой художественного творчества, основным средством изобразить природу как можно более реалистично.
Однако у художников эпохи Возрождения в Венеции было совершенно иное мнение. Их могущественная северная итальянская республика с её всемирными морскими торговыми связями и сухопутными торговыми путями имела тесные ассоциации с византийским искусством известным своими мерцающими золотыми иконами и мозаикой, а также невниманием к фигуративному реализму. Поэтому неудивительно, что венецианское искусство предпочитало более колористический подход, чему, несомненно, способствовала торговля цветными пигментами, такими как ультрамарин (лазурит), китайский красный индийский «лак», вердигрис и индиго. (См. также: Цветовая палитра эпохи Возрождения.) Этот венецианский колоризм дополнительно стимулировался влажным климатом города, который меньше подходил для фресковых и темперных красок и больше для масляной живописи – среды, которая процветала за счёт сложных цветов и тонов. См. также: Наследие венецианской живописи в европейском искусстве.
Для оптимального натурализма венецианские художники придавали особое значение правильному нанесению цвета, без которого, по их мнению, невозможно должным образом передать реальные эффекты света и, следовательно истинный вид объекта. Поэтому Венецианская школа живописи уделяла большое внимание процессу наложения и смешивания цветов для достижения сияющего богатства. О художественной форме и периоде, которые иллюстрируют разницу между дизеньо и колорито, см.: Венецианские алтари (ок. 1500–1600). См. также краткий обзор: Цветная живопись Тициана и Венеции (ок. 1500–1576).
ФЛОРЕНЦИЯ против ВЕНЕЦИИ: в двух словах
Для художников флорентийского Возрождения картина состояла из формы и цвета; для венецианца это было сочетание формы с цветом. Для флорентийцев цвет, каким бы гармоничным он ни был, был качеством, которое нужно было добавить к дизайну. Для венецианца это было неотделимо от дизайна. См: Венецианская живопись.
См. Также наше эссе по изобразительному искусству «Как ценить картины».
Флорентийские художники Disegno
По словам Джорджо Вазари (1511-1574) известного флорентийского художника и биографа, рисунок (disegno) является отцом всего изобразительного искусства, особенно живописи, скульптуры и архитектуры: мнение, которое идеально отражает взгляды флорентийцев и других художников Центральной Италии, которые использовали рисунок как средство анализа и понимания анатомии человека и мира природы. Таким образом, они начинали свои композиции с подробных предварительных рисунков, прежде чем перенести их на основу для живописи – техника, освоенная флорентийскими художниками, такими как Паоло Уччелло (около 1396-1475), Пьеро делла Франческа (около 1420-1492), Андреа дель Кастаньо (c.1421-57), Сандро Боттичелли (1444-1510), Джованни Анджело ди Антонио (c.1447-1475), Леонардо да Винчи (1452-1519) и другие; скульпторы, такие как Донателло (1386-1466), Андреа дель Верроккьо (1435-1488) и Микеланджело (1475-1564); а также архитекторы, такие как Филиппо Брунеллески (1377–1446) и дизайнеры, такие как Леон Баттиста Альберти (1404–1472). Но обратите внимание на принцип колорито, предпочтения которого воспитали в Венеции такие мастера как Доменико Венециано (около 1410-1461), чей алтарь Святой Лючии (1455-7, Галерея Уффици) был шедевром флорентийской живописи (см. Также: Лучшие рисунки эпохи Возрождения).
Венецианские художники Colorito
В отличие от этого, венецианские художники считали конечный продукт первостепенным и, по их мнению, достижение этой цели требовало чрезвычайно тонкого использования цвета. Таким образом, вместо того, чтобы начинать с кропотливых рисунков, венецианские художники обычно разрабатывали свои композиции прямо на холсте, предпочитая для определения формы (в странном предвкушении импрессионизма 19 века), использование слоистых цветных мазков, а не линий. Даже венецианские зарисовки демонстрируют живой интерес к тому, как свет влияет на объект и как цвет описывает его на картине. Чтобы выразить венецианскую веру в превосходство цвета (colorito) над линией (disegno), венецианская школа считала идеально выполненный рисунок не более чем подготовкой к ключевой задаче определения и применения правильного цвета. Если Микеланджело чествовали во Флоренции как поборника дизайна и интеллектуального искусства, то в Венеции Тициана считали апостолом колорито и натурализма, за которым следовали другие венецианские мастера, такие как Джованни Беллини (1430-1516), Джорджоне (1477-1510), Тинторетто (1518-1594) и Паоло Веронезе (1528-1588).
• Связанные термины см.: Глоссарий цвета в искусстве.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?