Андре Дерен:
художник-фовист читать ~6 мин.
Андре Дерен (фр. André Derain; 1880–1954) — один из знаменитых художников Парижской школы и ведущий участник недолговечного движения, известного как фовизм. Вместе с Анри Матиссом (1869–1954) и Морисом де Вламинком (1876–1958) он считается одним из важнейших художников-фовистов и значимой фигурой в развитии современной французской живописи. Вращаясь в кругу Пикассо на Монмартре, Дерен получал поддержку от меценатов, таких как Амбруаз Воллар (1866–1939) и Даниель-Анри Канвейлер (1884–1979). Он также работал иллюстратором, сценографом и скульптором.
Несмотря на то, что Дерен творил до 70 лет, наибольшую известность ему принесли постимпрессионистские работы. Особенно выделяются его яркие фовистские полотна, такие как виды Лондона — «Мост Чаринг-Кросс, Лондон» (ок. 1905, MoMA), «Лондонский порт» (1906, Галерея Тейт) и «Биг-Бен, Лондон» (1906, Галерея Тейт). Среди других его известных работ — «Золотой век» (1906, Музей современного искусства Тегерана) и «Портрет Матисса» (1905, Тейт Модерн, Лондон). Его самая известная скульптура — статуэтка из песчаника «Крадущийся человек» (1907).
Для изучения влияния Андре Дерена на классическую традицию XX века см. раздел: Классический ренессанс в современном искусстве (ок. 1900–1930).
Ранние годы и обучение
Дерен родился в 1880 году в Шату, недалеко от Парижа. В 15 лет он переехал в столицу, чтобы изучать инженерное дело в Академии Каррьера. Однако занятиям он предпочитал проводить время в музеях и художественных студиях, поэтому вскоре отказался от карьеры инженера ради живописи. Он посещал занятия у Эжена Каррьера (1849–1906), художника-символиста эпохи Fin de Siècle и друга скульптора Огюста Родена. Работы Каррьера отличались монохромной коричневой палитрой, что позже отразилось в творчестве многих мастеров, включая Пикассо.
В эти годы Дерен часто посещал Лувр, где изучал и копировал полотна старых мастеров, сохраняя интерес к традиционному искусству на протяжении всей жизни. Во время учёбы у Каррьера он познакомился с Анри Матиссом, а в 1900 году стал делить студию с Морисом де Вламинком. Это сотрудничество, известное как «школа Шату», заложило основы для будущих экспериментов с цветом и формой, которые определили фовизм.
Цветовая школа: истоки фовизма
В 1901 году Дерен был глубоко впечатлён ретроспективой работ Винсента Ван Гога в галерее Бернхейм-Жён в Париже, что усилило его интерес к цвету. С 1901 по 1904 год его творческое развитие было прервано службой в армии. После её окончания он твёрдо решил посвятить себя искусству и поступил в Академию Жюлиана. Там он общался с Альбером Марке (1875–1947), Анри Мангеном (1874–1949) и Шарлем Камуаном (1879–1965), которые вдохновлялись творчеством Гюстава Моро (1826–1898). Моро, будучи преподавателем в Школе изящных искусств, поощрял использование чистых цветных пигментов для выражения эмоций.
Фовизм на «Осеннем салоне» 1905 года
Летом 1905 года Дерен и Матисс работали в Коллиуре, небольшом рыбацком порту на юге Франции. Они создавали яркие полотна, нанося чистые, насыщенные цвета прямо из тюбика на холст и оставляя некоторые участки незакрашенными. В этих работах они стремились передать первозданную простоту средиземноморской жизни. Осенью того же года их новаторские картины были представлены на «Осеннем салоне» вместе с работами Вламинка, Руо, Мангена и Камуана.
Именно на этом мероприятии критик Луи Воксель, увидев их яркие полотна рядом с классической скульптурой, насмешливо воскликнул: “Донателло среди диких зверей!” (фр. Donatello au milieu des fauves). Так группа получила своё название — «фовисты» (от фр. fauves — «дикие»). Несмотря на первоначальные насмешки, влиятельные коллекционеры начали приобретать их работы. Амбруаз Воллар купил все картины из студии Дерена и заказал ему серию видов Лондона.
Для анализа произведений фовистских художников, таких как Андре Дерен, см. раздел: Анализ современных картин (1800–2000).
Картины Дерена в стиле фовизм испытали влияние Поля Сезанна (1839–1906) и Поля Гогена (1848–1903). В то же время художник увлекался неоимпрессионизмом — стилем, где картина создаётся из мелких точек цвета. Эту технику он освоил благодаря работам Поля Синьяка (1863–1935). Подробнее о вкладе Дерена в экспрессионизм см. раздел: История экспрессионизма (ок. 1880–1930).
К 1907 году, подобно кубистам Жоржу Браку и Пабло Пикассо, Дерен увлёкся примитивными формами искусства, в частности африканской скульптурой. Его скульптура из песчаника «Крадущийся человек» (1907) стала важным шагом в развитии современных скульптурных техник, отвергнув традиционное моделирование в пользу прямой резьбы.
Эксперименты и признание
В 1907 году Дерен подписал контракт с Даниелем-Анри Канвейлером, который также был дилером Пикассо. Это позволило ему продавать работы в Германии и России и выставляться в США, что принесло финансовую стабильность. В этот период он переехал на Монмартр и экспериментировал с различными материалами, включая каменную скульптуру. Его палитра стала более сдержанной под влиянием кубизма и работ Сезанна. Он также занимался гравюрой, создав иллюстрации в стиле примитивизма для первой прозаической книги Гийома Аполлинера.
Выставки в Европе и США
К 1908 году фовизм как движение исчерпал себя, и художники начали осваивать новые направления. В 1910 году Дерен выставлялся в мюнхенском «Новом объединении художников», основанном Василием Кандинским. В 1912 году он участвовал в выставке группы «Синий всадник», а в 1913 году — в Арсенальной выставке в Нью-Йорке вместе с русским художником Алексеем Явленским (1864–1941) и немецкими экспрессионистами.
Готический период и сценография
Между 1911 и 1914 годами в живописи Дерена наметился поворот к классике с элементами готики, его палитра стала более сдержанной. В 1914 году с началом Первой мировой войны его вновь призвали в армию. В 1916 году, находясь на службе, он создал иллюстрации к произведению сюрреалиста Андре Бретона. После демобилизации в 1919 году он утвердился как классик, создавая декорации для «Русских балетов» Сергея Дягилева. Его репутация росла, он проводил выставки по всему миру и в 1928 году получил престижную премию Карнеги.
Вторая мировая война
С 1935 года Дерен жил в сельской местности в Шамбурси, работая в уединении. Во время немецкой оккупации Франции его имя оказалось в центре скандала. В 1941 году он принял приглашение посетить Германию в составе делегации французских деятелей культуры, организованной нацистскими властями. Эта поездка активно использовалась в пропагандистских целях, чтобы продемонстрировать лояльность французской интеллигенции новому режиму.
После освобождения Франции этот визит стал причиной обвинений Дерена в коллаборационизме. Хотя он избежал официального наказания, многие отвернулись от него, и его репутация была серьёзно подорвана. Художник умер в 1954 году в Гарше, недалеко от Парижа. Спустя годы его наследие было переоценено, и сегодня он признан одним из самых влиятельных французских художников XX века.
Избранные картины
Известные произведения Дерена, которые можно увидеть в лучших музеях искусства мира, включают:
- «Гавань Коллиура» (1905)
- «Портрет Анри Матисса» (1905)
- «Рыбацкие лодки, Коллиур» (ок. 1905)
- «Мост Чаринг-Кросс, Лондон» (ок. 1905)
- «Лондонский порт» (1906)
- «Биг-Бен, Лондон» (1906)
- «Вакхический танец» (1906)
- «Эстак» (1906)
- «Мост через Риу» (1906)
- «Сена в Шату» (1906)
- «Золотой век» (1906)
- «Мадам Дерен в зелёном» (1907)
- «Пейзаж близ Кассиса» (1907)
- «Купальщицы» (1907)
- «Мадам Дерен в белом платке» (ок. 1919–1920)
- «Торс» (ок. 1921)
- «Пейзаж близ Барбизона» (ок. 1922)
- «Натюрморт» (ок. 1938–1943)
- «Художник и его семья» (ок. 1939)
- Возвращение к порядку. Как авангардисты XX века перешли к классицизму
- Московская галерея «Наши художники» представила полотна Кристиана Крона
- Пушкинский музей первым проведет онлайн-экскурсию на русском жестовом языке в новом проекте социальной сети «Одноклассники»
- «Хелен Келлер» Эйлин Бигланд, краткое содержание
- «Веди свой плуг по костям мертвецов» Ольги Токарчук, краткое содержание
- «Мальтийский еврей» Кристофера Марлоу, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
beaucoup de faute d’orthoraphe
Комментирование недоступно Почему?