Ансельм Кифер:
немецкий неоэкспрессионист читать ~5 мин.
Один из величайших живописцев XX века, немецкий художник Ансельм Кифер (нем. Anselm Kiefer) известен обращением к табуированным темам немецкой истории, в особенности к теме Холокоста, с целью осмысления нацистского прошлого страны. Его станковая живопись отличается тяжёлым, мрачным стилем и исполняется в очень крупном формате. Он связывает своё творчество с направлением современного искусства, известным как «новый символизм».
В работы часто включаются природные материалы — глина, солома, пепел и свинец, а также подписи и названия исторически значимых личностей и мест. Поверхности полотен нередко намеренно повреждаются — сжигаются паяльной лампой или деформируются топорами и кислотой. Изначально Кифер работал в жанре концептуального искусства, но затем перешёл к живописи, примкнув к движению неоэкспрессионизма. Кроме тем, связанных с современной Германией, его искусство содержит отсылки к скандинавской мифологии, каббале и библейским сюжетам. Тяжесть композиций, а также их историческая насыщенность делают Кифера одним из лучших исторических живописцев конца XX века.
Ранние годы
Ансельм Кифер родился в Донауэшингене, небольшом городе в регионе Шварцвальд, 8 марта 1945 года, за два месяца до окончания Второй мировой войны. Он изучал право и романские языки в университете Фрайбурга, но в 1966 году оставил учёбу и поступил в художественные академии Фрайбурга, Карлсруэ (у Петера Дрехера) и Дюссельдорфа. Этот шаг совпал с его первым осознанным столкновением с новейшей историей Германии.
В 1969 году он привлёк к себе внимание общественности концептуальным проектом, который задокументировал на фотографиях для своей первой выставки — Besetzungen («Оккупации»). На снимках 24-летний студент отдавал нацистское приветствие у знаковых зданий во Франции, Швейцарии и Италии. Этим жестом он призывал соотечественников признать ущерб, нанесённый их культуре безумием Третьего рейха. Выставка вызвала бурные споры и возмущение публики и арт-критиков из-за прямого упоминания тёмной эпохи. Лишь Йозеф Бойс (1921–1986), у которого Кифер получал неформальные наставления, поддержал его, заявив, что сама акция и есть искусство.
Мифология, культура и материалы
В 1970-е годы Кифер обратился к живописи, часто создавая работы в смешанной технике с использованием стекла, соломы, дерева и пепла — отчасти под влиянием неоднозначного применения Бойсом жира и войлока. В этот период он посвятил много времени германской мифологии, исследуя леса, где германские племена сражались с римскими легионами. Он изучал немецкое средневековое искусство и творчество Каспара Давида Фридриха (1774–1840), чья романтическая пейзажная живопись глубоко отражала немецкий дух.
Материалы для Кифера имеют глубокий символический смысл. Свинец, один из ключевых элементов, отсылает к алхимии, где он считался исходным веществом для получения золота — метафорой духовной трансформации. Солома символизирует сельскую жизнь Германии и одновременно светлые волосы Маргариты из стихов Пауля Целана. Пепел же напоминает о разрушении, сожжённых городах и трагедии Холокоста, но также и о возможности очищения и возрождения из руин.
Неоэкспрессионизм
Прямой и мощный стиль Кифера был близок к манере его современников Георга Базелица (р. 1938) и Йорга Иммендорфа (1945–2007). В 1980-е годы он стал ассоциироваться с неоэкспрессионизмом, в который также входили такие современные художники, как Герхард Рихтер (р. 1932), А. Р. Пенк (Ральф Винклер) (р. 1939) и Маркус Люперц (р. 1941). В 1980 году Кифер вместе с Базелицем представлял Германию на Венецианской биеннале.
Картины о Холокосте
В работах 1980-х годов Кифер сосредоточился на нацистском прошлом Германии. Он изображал обожжённые ландшафты, символизирующие возможность обновления после разрушений, как в произведении Nigredo (1984, Филадельфийский музей искусства), название которого отсылает к алхимическому термину «черноты» — первой стадии трансформации. Он также создавал архитектурные образы, напоминающие здания, спроектированные Альбертом Шпеером. Особенно значимо его полотно Innenraum (1981, Stedelijk Museum, Амстердам), изображающее монументальный интерьер Рейхсканцелярии Гитлера в Берлине.
В более прямых примерах искусства Холокоста Кифер использовал очевидные символы. В масляной картине Lot’s Wife («Жена Лота», 1989, Музей искусства Кливленда) железнодорожные рельсы символизируют депортацию евреев в концлагеря. Название отсылает к библейской истории о жене Лота, превращённой в соляной столб. Одна из самых известных серий Кифера основана на поэме «Фуга смерти» румынского поэта Пауля Целана, пережившего Холокост. В картинах «Маргарита» (1981, коллекция Саатчи, Лондон) солома символизирует её «золотые волосы», а тёмные линии — «пепельные волосы» еврейской девушки Суламифи. Сочетая их, Кифер исследует неразрывную и трагическую связь немецкой и еврейской культур.
Расширение тематики картин
С падением коммунизма и объединением Германии Кифер расширил диапазон своих работ, включив отсылки к древнееврейской мистике (каббале), истории Египта и другим цивилизациям. Он много путешествовал по Европе, Америке и Ближнему Востоку, начал заниматься скульптурой, ксилографией и художественной фотографией, продолжая наделять свои произведения сложной текстурой и физической материальностью.
В 1993 году, после долгой поездки по миру, Кифер покинул Германию и переехал в Баржак на юге Франции. Там он превратил заброшенную шёлковую фабрику площадью 35 гектаров в Gesamtkunstwerk (целостное произведение искусства). После его переезда в Париж в 2008 году этот комплекс с его зданиями, подземными камерами и складами постепенно уступает место природе. Возможно, это его последнее масштабное произведение, символизирующее хрупкость цивилизации.
Инсталляции и дизайн
Кифер продолжает активно работать. В 2007 году он создал масштабную инсталляцию из картин и скульптур для выставки «Monumenta» в Гран-Пале в Париже. В том же году он стал первым художником со времён Жоржа Брака (1882–1963), получившим постоянную инсталляцию в Лувре. В 2009 году он разработал сценографию для оперы Йорга Видманна Am Anfang («В начале») в Национальной опере Парижа. Он также провёл несколько выставок в лондонской галерее White Cube, в том числе The Fertile Crescent, посвящённую изменчивости архитектурного величия от Месопотамии до Третьего рейха.
Коллекции
Картины и другие работы Ансельма Кифера выставлены во многих лучших художественных музеях мира. Среди них Новая национальная галерея в Берлине, Кунстхалле в Дюссельдорфе, музей Стеделик в Амстердаме, Фонд Бейелер в Базеле, Музей Гуггенхайма в Бильбао, коллекция Саатчи в Лондоне, Музей изящных искусств в Бостоне, Метрополитен-музей и Музей современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке, музей Хиршхорна в Вашингтоне и Музей искусств Нового Южного Уэльса в Сиднее.
- Три необычных выставки исключительных художников в Онтарио
- Абстракция в живописи: 100 лучших художников
- «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович»
- Древние технологии кузнечного дела: от молота до меча
- На аукцион выставлена прижизненная коллекция изданий Пушкина
- Виды клавишных музыкальных инструментов
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?