Неоэкспрессионизм читать ~7 мин.
Термин «неоэкспрессионизм» относится к одному из последних международных направлений современного искусства, возникшему среди художников конца XX века в конце 1970-х – начале 1980-х годов. Неоэкспрессионисты возродили живопись, используя сильные цвета, а также мотивы, заимствованные из маньеризма, кубизма, фовизма, немецкого экспрессионизма, сюрреализма и поп-арта.
Рассматриваемое историками как реакция на минимализм и концептуальное искусство, доминировавшие в постмодернистском искусстве в 1970-е годы, это движение охватывало широкий спектр национальных стилей живописи, имевших некоторые общие черты. Этими общими чертами были предельная экспрессивность цвета, фигуративная тематика, а также значительная активность поверхности и текстурность.
Кроме того, это движение ознаменовало возвращение к более традиционному формату станковой живописи. Выставляясь в лучших галереях современного искусства, неоэкспрессионизм был известен под разными названиями по обе стороны Атлантики. В Германии его называли Neue Wilden («Новые фове»), в Италии – Trans-avantgarde («Трансавангард») («за пределами авангарда»), а во Франции – Figuration Libre («Свободная фигура»).
В Америке, где этот стиль также называли энерджизмом, он также охватывал Bad Painting и New Image Painting. Несмотря на указанные выше общие характеристики, сама множественность стилей, охватываемых термином неоэкспрессионизм, означает, что нет чёткого консенсуса относительно того, что именно представляет собой неоэкспрессионистское искусство, и кто именно является художником-неоэкспрессионистом. См. также: История экспрессионистской живописи (ок. 1880-1930 гг.).
Эволюция и история
О неоэкспрессионизме заговорили благодаря нескольким крупным выставкам живописи ХХ века, состоявшимся в начале 1980-х годов. Среди них – «Новый дух в живописи» (1981 г.) в Королевской академии в Лондоне, более эпатажная «Zeitgeist» (1982 г.) в Martin Gropius Bau в Берлине и Documenta 7 (1982 г.) – выставка современного искусства в Касселе (Германия). Фактически движение уже почти два десятилетия существовало в Германии, где художники – в частности, Георг Базелиц, а затем Ансельм Кифер – стремились воссоединиться с экспрессионистскими традициями, существовавшими до Второй мировой войны.
Тем временем в Америке в 1970 г. Филипп Густон (1913-1980) перешёл от абстрактного экспрессионизма к более фигуративному стилю соцреализма – предшественнику неоэкспрессионизма США, повлияв тем самым на многих художников послевоенного периода. Позже, в Нью-Йорке, это движение вызвало к жизни новый тип станкового искусства – граффити, созданный такими художниками, как Жан-Мишель Баския. В Италии под руководством Сандро Чиа и Энцо Кукки неоэкспрессионизм появился только в начале 1980-х годов; то же самое произошло и во Франции, где группа Figuration Libre была основана Робером Комбасом уже в 1981 году. О других выдающихся постмодернистах конца XX века см. также: Лучшие современные художники.
Стиль
Неоэкспрессионистская живопись – это вид современного искусства, уходящий корнями в немецкий экспрессионизм начала XX века. Общий стиль этого направления часто характеризуется яркими цветами и контрастами, в традициях фовизма; быстрыми, агрессивными мазками; искажёнными сюжетами; в целом спонтанной техникой, иногда с использованием «найденных» предметов. По мере развития движения художники обращались за вдохновением к романтической и исторической тематике, миру природы и примитивизму.
В философском плане художники-неоэкспрессионисты, как правило, стремились проиллюстрировать изолированность человека и отчуждение, порождаемое современным обществом. Эти проблемы зачастую лучше всего понимались в Старом Свете Европы, а не в Новом Свете Америки. Эта напряжённость ещё более подчёркивалась элементом конкуренции между этими двумя географическими блоками, каждый из которых считал себя центром современного искусства.
Неоэкспрессионизм в Германии
В Германии, где этот стиль был известен как Neue Wilden или New Fauves, стиль был интенсивным – не в последнюю очередь благодаря выбору темы – и ссылался на «немецкую идентичность», постнацизм, городское насилие и многочисленные аллюзии на первобытные инстинкты.
Грубые спонтанные мазки, яркие краски в стиле фовистов, часто прямо из тюбика, использовались для создания жестоких, иногда незавершённых форм. К ведущим немецким художникам-постмодернистам, связанным с неоэкспрессионизмом, относятся: Георг Базелиц (р. 1938), Герхард Рихтер (р. 1932), Йорг Иммендорф (р. 1945), Ансельм Кифер (р. 1945), Бернд Циммер (р. 1948), Райнер Феттинг (р. 1949), Бернд Коберлинг (р. 1938), Маркус Луперц (р. 1941), А.Р. Пенк [Ральф Винклер] (р. 1939).
Неоэкспрессионизм в Америке
Bad Painting и New Image Painting – две американские школы живописи, которые традиционно относят к неоэкспрессионизму.
Плохая живопись отвергала «хороший вкус» и напускной интеллектуализм концептуального искусства, а её работы отражали тревожный и жестокий характер современного американского общества. Источником вдохновения служили городские сцены, языческие и животные рисунки, а также такие академические сюжеты, как религиозные портреты и пейзажи.
В работах часто использовались различные «найденные» материалы, например, осколки посуды. Работа кистью, как правило, быстрая, кажущаяся примитивной и незавершённой, отмеченная сильным импасто. Среди ведущих художников – Филипп Густон (1913-1980), Роберт Кушнер (р. 1949), Давид Салле (р. 1952), Джулиан Шнабель (р. 1951).
New Image Painting – стиль неоэкспрессионизма, появившийся благодаря одноимённой выставке в Музее американского искусства Уитни в 1978 г., отличался использованием узнаваемых образов, хотя часто полуабстрактных, и ярко выраженным карикатурным стилем. Среди ведущих художников были Дженнифер Бартлетт (р. 1941), Джонатан Борофски (р. 1941), Пэт Стейр (р. 1940), Нил Дженни (р. 1945), Роберт Московиц (р. 1935), Сьюзен Ротенберг (р. 1945), Дональд Султан (р. 1951), Джо Цукер (р. 1941).
К числу других американских художников, слабо связанных с движением неоэкспрессионизма, относятся Сай Туомбли, Луиза Буржуа и Леон Голуб.
Неоэкспрессионизм в Италии
В Италии, где он получил название Трансавангард, неоэкспрессионизм охватил широкий спектр поэтических, мифологических и гротескных фигуративных изображений, включая реалистические и имажинистские портреты. Вдохновением для него послужило движение футуризма начала XX века, метафизическая живопись Джоджо де Кирико, а также символизм, сюрреализм и классическая иконография итальянского Возрождения.
Смелые цвета использовались в традициях фовизма. Ведущими итальянскими неоэкспрессионистами были Сандро Чиа (р. 1946), Франческо Клементе (р. 1952), Энцо Кукки (р. 1950), Никола Де Мария (р. 1954) и Миммо Паладино (р. 1948).
Неоэкспрессионизм во Франции
Французские неоэкспрессионисты (группа «Figuration Libre»), в основном горожане, в своём творчестве опирались на популярную городскую культуру. Объектами их творчества были реклама, средства массовой информации, рок-музыка. В иконографии комиксов присутствовали апокалиптические монстры и пейзажи, часто с чувственным подтекстом. Также были популярны примитивные, наивные формы, очерченные чёрным цветом и залитые аляповатыми красками.
Французский неоэкспрессионизм также имел свои корни в более фигуративных вариантах Арт-информеля, таких как стиль голландского художника Карела Аппеля (1921-2006) из группы Кобра. Среди ведущих французских неоэкспрессионистов – Робер Комбас (р. 1957), Реми Бланшар (1958-1993), Франсуа Буаронд (р. 1959), Эрве ди Роза (р. 1963).
В Великобритании среди неоэкспрессионистов выделялись Паула Рего (р. 1935) и Кристофер Ле Брун.
Картины неоэкспрессионистов
Работы художников-неоэкспрессионистов хранятся во многих художественных музеях мира. Здесь представлена небольшая выборка таких работ.
Георг Базелиц
– Эльке VI (1976) Музей современного искусства, Сент-Этьен
– Глинер (1978) Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк
– Голова Абгара (1984) Музей Луизианы, Хамблбэк, Дания
Райнер Феттинг
– Большой душ (1980) Частная коллекция
– Красная голова (1984) Galerie Daniel Templon, Париж
Ансельм Кифер
– Innenraum (1981) Stedelijk Museum, Амстердам
– Nigredo (1984) Филадельфийский музей искусств
A. R. Penck
– Standart-Bild (1971) Kunstmuseum, Basel
Jorg Immendorff
– World of Work (1984) Kunsthalle, Гамбург
Джулиан Шнабель
– Кабалистическая живопись (1983) Детройтский институт искусств
– Портрет Эрика (Свободная Франция) (1987) Galerie Yvon Lambert, Париж
– Жаклин (1987) Музей современного искусства Рупертинум, Зальцбург
Давид Салле
– Моя голова (1984) Saatchi Collection, Лондон
– Выгуливая собаку (1992) Коллекция Тейт, Лондон
Давид Комбас
– Битва (1987) Частная коллекция, Париж
– Перл Харбор (1988) Galerie Beaubourg, Париж
Франческо Клементе
– Фортуна (1982) Sperone Westwater Gallery, Нью-Йорк
Сандро Чиа
– Художник и его медвежата (1984) Частная коллекция
Энцо Кукки
– Свирепая картина (1980) Детройтский институт искусств
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?