Берта Моризо, художник-импрессионист читать ~5 мин.
Берта Моризо (фр. Berthe Marie Pauline Morisot; 1841–1895) — французская художница, происходившая из состоятельной семьи, была важной фигурой французского импрессионизма. Она участвовала во всех, кроме одной, выставках импрессионистов, играя заметную роль в группе и часто выступая связующим звеном между художниками, поэтами и писателями своего круга. Подобно её коллеге, Мэри Кассатт (1844–1926), ведущей фигуре американского импрессионизма, Моризо долгое время недооценивали. Её ошибочно считали лишь невесткой Эдуарда Мане, однако сейчас она признана одной из ключевых художников-импрессионистов и одной из величайших женщин-художниц в истории современного искусства.
Основные работы Моризо в области импрессионистской пейзажной живописи и бытовых сцен включают картины «Колыбель» (1872, Музей Орсе, Париж) и «Вид Парижа с высоты Трокадеро» (1872, Музей искусств Санта-Барбары).
Ранние годы и обучение
Моризо родилась в Бурже, в департаменте Шер, в семье с высоким культурным уровнем. Вопреки распространённому мнению, она не была внучкой великого художника эпохи рококо Жана-Оноре Фрагонара (1732–1806), а приходилась ему внучатой племянницей. Её сестра, Эдма Моризо, также стала художницей. В начале 1860-х годов обе сестры брали частные уроки у пейзажиста Жана-Батиста-Камиля Коро (1796–1875). Он убедил их заниматься живописью на пленэре и познакомил с другими художниками своего круга.
Анализ произведений импрессионистов, таких как Берта Моризо: Анализ современных картин (1800–2000).
Сёстры Берта и Эдма тесно сотрудничали, пока Эдма не вышла замуж и не посвятила себя семье, оставив живопись, о чём Берта глубоко сожалела. В 1868 году Моризо познакомилась с Эдуардом Мане, который оказал на неё значительное влияние. После его смерти она некоторое время училась у Пьера-Огюста Ренуара (1841–1919). (См. также: Импрессионизм: происхождение, влияние.)
Парижский салон
В 1864 году Моризо впервые выставилась на Парижском салоне — престижной ежегодной выставке парижской Академии изящных искусств. Для показа были отобраны две её пейзажные картины. Впоследствии она участвовала ещё в шести Салонах и получала положительные отзывы критиков. Так продолжалось до 1874 года, когда она присоединилась к первой выставке импрессионистов, где также были представлены работы Клода Моне (1840–1926), Альфреда Сислея (1839–1899), Камиля Писсарро (1830–1903), Пьера-Огюста Ренуара, Эдгара Дега (1834–1917) и Поля Сезанна (1839–1906). (См. также: Выставки импрессионистов в Париже.)
Знакомство с Мане
В 1868 году Моризо познакомилась и подружилась с Эдуардом Мане. Их тёплые отношения оказали взаимное влияние на творчество. Мане стал для неё важным наставником и написал несколько её портретов, включая пронзительный образ в чёрной вуали после смерти её отца. В свою очередь, Моризо вдохновила Мане заниматься пленэрной живописью и использовать более яркую цветовую палитру импрессионистов. Она также сыграла важную роль в его сближении с группой. (См. также: Импрессионизм: ранняя история.) В 1874 году она вышла замуж за брата художника, Эжена Мане, в браке с которым родилась дочь Жюли. Многие работы Моризо автобиографичны, и Жюли часто становилась моделью для её картин.
Импрессионистская живопись
Творчество Моризо достигло расцвета в конце 1870-х — начале 1880-х годов. Будучи яркой противницей академизма, она активно поддерживала идеи импрессионизма, стремясь запечатлеть на холсте свои повседневные впечатления. Её работы отражают её воспитание и социальное положение: она избегала изображений обнажённой натуры и шумных городских сцен, сосредоточившись на пейзажах (виды садов, сцены на лодках) и портретах, моделями для которых служили её семья и друзья. Особенно ей удавалось передавать уют и близость семейной жизни, как в её шедевре «Колыбель» (1872). (Для более глубокого понимания стиля Моризо см.: Характерные черты импрессионизма 1870–1910.)
Стиль Моризо отличался лёгкостью и стремительностью. Она использовала быстрые, вибрирующие мазки, чтобы передать игру света и воздуха, создавая ощущение мимолётности момента. Критики часто отмечали кажущуюся «незавершённость» её полотен, которая на самом деле была сознательным приёмом для передачи непосредственного впечатления. Её мастерство в акварели, пастели, офорте, а также в масляной живописи свидетельствует о её исключительном таланте. (См. также: Развитие импрессионистской живописи.)
Наследие
После смерти Моризо её друзья — Дега, Ренуар и Моне — организовали посмертную ретроспективу её работ в 1896 году, чтобы утвердить её наследие. Несмотря на это, на протяжении большей части XX века её вклад оставался в тени её коллег-мужчин. Лишь в последние десятилетия, благодаря новым исследованиям и крупным выставкам в Европе и Северной Америке, Берта Моризо заняла по праву принадлежащее ей место одной из центральных и самых самобытных фигур импрессионизма.
Избранные произведения
Работы Берты Моризо представлены в ведущих музеях мира, включая Музей Орсе в Париже и Национальную галерею искусств в Вашингтоне. Ниже перечислены некоторые из её известных картин:
Гавань в Лорьяне (1869), Национальная галерея искусств, Вашингтон
Мать и сестра художницы (1869–1870), Национальная галерея искусств, Вашингтон
На балконе (1872), Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Колыбель (1872), Музей Орсе, Париж
Вид Парижа с высоты Трокадеро (1872), Музей искусств Санта-Барбары
Чтение (1873), Кливлендский музей искусств
Охота на бабочек (1874), Музей Орсе, Париж
На балу (1875), Музей Мармоттан-Моне, Париж
Дама за туалетом (1875), Чикагский институт искусств
Эжен Мане на острове Уайт (1875), частная коллекция
В столовой (1875), Национальная галерея искусств, Вашингтон
Летний день (1879), Национальная галерея, Лондон
Зима (Женщина с муфтой) (1880), Музей искусств Далласа
Ребёнок в розарии (1881), Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн
Мальвы (Штокрозы) (1884), Музей Мармоттан-Моне, Париж
Купание (Девушка, укладывающая волосы) (1885–1886), Институт искусств Кларка
Жюли Мане со своей борзой Лаэрт (1893), Музей Мармоттан-Моне, Париж.
- Институт Getty открыл уникальную электронную библиотеку
- Западноевропейская живопись
- «Достигая выхода» Франсиско Хименеса, краткое содержание
- «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса, краткое содержание
- «О любви и других демонах» Габриэля Гарсиа Маркеса, краткое содержание
- Рождество
- Во время кражи акварели Делакруа в галерее не работала сигнализация
- «Карибская тайна» Агаты Кристи, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?