Галерея Биографии Публикации Западноевропейская живопись Поделиться:

Подписаться на новости искусства





Выставки

Западноевропейская живопись


К XVII веку Западная Европа окончательно вступила в Новое время. Так, в историко-философской мысли принято обозначать период в истории человечества между Средневековьем и Новейшим временем. Родилось это словосочетание как опыт исторической рефлексии итальянских гуманистов эпохи Возрождения, противопоставлявших Ренессанс «тёмным векам» Средневековья и отождествлявших новые времена с расцветом светской культуры и искусств, то есть, прежде всего, художественно-духовным фактором.


Аннибале Карраччи -
Венера, Адонис и Амур

В отличие от эпохи Возрождения, специфику культуры XVII века принято соотносить с социально-экономическими и политическими изменениями. В XVII веке начался процесс утверждения капиталистических отношений в экономике, развивались наука и техника, образовались абсолютистские национальные государства. Великие географические открытия отодвинули границы познаваемого мира на огромные расстояния, приблизить которые можно было с помощью техники и интенсивной колонизации. Развитие рационализма, стремительное распространение научного знания и технических изобретений делал мир понятней и зримей, но, в то же время пошатнулся гуманистический оптимизм эпохи Возрождения, вера в безграничные возможности человека, гармонии его с природой и миром.


Диего Веласкес

Огромность мира, многообразие его форм, рождают ощущение трагического конфликта человека и мира, человека и общества. Утратилось ощущение целостности мироздания, а также способов его познания и описания – наука и искусство расходятся, пожалуй, навсегда.

Искусство стало самостоятельной сферой, занимающей свою нишу в социальном устройстве. Появился новый слой заказчиков – буржуазия, относящаяся к искусству вполне утилитарно. Росла узкая специализация художников, что приводит, в том числе, к появлению жанровости в искусстве.

Ведущим стилем XVII века принято считать барокко – динамичный, избыточный, построенный на контрастах и иллюзиях, стиль. Мастерами барокко были архитектор и скульптор Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) , художники Аннибале Карраччи (1560-1609) , Караваджо (1573-1610) , Диего Веласкес (1599-1660) , Питер Пауль Рубенс (1577-1640) . В искусстве XVII века зарождались и другие стили, получившие развитие в последующие эпохи. Это, прежде всего, классицизм, рождённый рационалистическим мировоззрением и отражающий государственный порядок абсолютистских монархий. Классицизм XVII века достиг расцвета в творчестве французского художника Николы Пуссена (1594-1665) . Реалистическую традицию в искусстве XVII века наиболее ярко представляет голландский художник Харменс ван Рейн Рембрандт (1606-1669) .


Жак-Луи Давид -
Прощание Телемаха и Эвхариды

В искусстве XVIII века, прозванного эпохой Просвещения, наряду с развитием классицизма и реализма, формировались новые стили – рококо и сентиментализм. Гражданственный пафос классицизма достиг своих высот у французского художника Жак-Луи Давида (1748-1825) . Антуан Ватто (1684-1721) , Франсуа Буше (1703-1770) и Жан-Оноре Фрагонар (1732-1806) отразили в живописи изящный и изысканный стиль рококо.

«Железный» XIX век ставит перед искусством новую задачу – определить место человека в общественно-политической жизни, раскрыть драму человеческого бытия в социальном измерении. В целом для искусства XIX века характерно размывание стилистической цельности. Неприятие выродившегося в академизм классицизма породило яркое художественное течение конца XIX века – импрессионизм, но он был последним цельным течением в искусстве. В искусство приходят творческие индивидуальности, каждый из которых устанавливает свои правила творчества.

Для искусства ХХ века характерно многообразие форм и видов художественного творчества, отсутствие иерархий среди жанров и стилей. Палитра художественных течений ХХ века столь велика, что требуется ещё много усилий, чтобы описать её.

Эльвира Смирнова



Главный куратор музея Маскарель идентифицировал картину Поля Сезанна
Установлена личность матери Леонардо да Винчи
Два по цене одного: рентген выявил потерянное сокровище Фредерика Базиля
Портрет Микеланджело, выставленный в Национальной Галерее Лондона, возможно, является подделкой
Невинная копия или намеренный подлог? Исследования поддельного Рембрандта в Музее Искусств Фралин
Как украсть Ван Гога?