Живопись в Неаполе, XVII век читать ~16 мин.
В 1600 году, в начале века, Неаполь был вторым по величине городом в Европе после Парижа и самым большим в Италии. Его население оценивалось в 400-450 000 человек: по сравнению с 80-170 000 жителей Рима, Милана, Венеции или Флоренции. Несмотря на то, что Неаполь был испанской колонией, изобразительное искусство процветало в XVII веке под властью испанских вице-королей. В остальном это был век, запомнившийся бедствиями – землетрясениями, извержениями вулканов, эпидемиями, голодом и бунтами, вызванными чрезмерным налогообложением и завершившийся восстанием Масаньелло 7 июля 1647 года с его кровавыми последствиями.
Несмотря на вопиющую несправедливость, иностранные гости были впечатлены как великолепием барочной архитектуры Неаполя, так и красотой его расположения. В окрестностях Везувия барокко приобрело особое значение, и, хотя торговля замирала, вице-короли продолжали строить церкви, дворцы, мосты, новые дороги и грандиозные общественные фонтаны, преображая облик древней столицы.
В 1645 году, за два года до восстания Масаньелло, плодовитый дневниковед Джон Эвелин писал: “Здания города по размерам самые великолепные из всех в Европе, улицы очень большие, хорошо вымощены, под ними много сводов и каналов для сточных вод, что делает улицы очень приятными и чистыми даже в разгар зимы. Ему принадлежит более 3 000 церквей и монастырей, и они лучше всех построены и украшены в Италии”.
Неудивительно, что для города, населённого таким количеством церковных зданий, религиозное искусство было особенно важно для испанских правителей, особенно тот тип интенсивного христианского искусства, который ассоциируется с квиетизмом. Однако, несмотря на успех в Риме барочного стиля католического искусства Контрреформации, только после чумы 1650-х годов неаполитанская барочная живопись укоренилась на крайнем юге Италии и развивалась наряду с сильными тенденциями классицизма. См. также: Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века.
Испанские правители: покровители искусств
Какими бы ни были их административные грехи, большинство вице-королей были усердными покровителями изобразительного искусства, некоторые из них в огромных масштабах, и дали огромный стимул масляной живописи в частности. В первой половине XVII века самым энергичным меценатом среди вице-королей был граф Монтеррей, шурин фаворита Филиппа IV герцога Оливареса. Сорок кораблей с картинами эпохи барокко и античной скульптурой сопровождали его, когда он отплыл в Испанию в 1637 году. Многие из них сегодня являются гордостью музея Прадо в Мадриде. А во второй половине века этот образец вице-короля, маркесса дель Карпио, собрал около 1800 картин, и когда он умер в 1687 году, Лука Джордано, не придворный льстец, сказал, что Неаполь потерял любящего отца, а её художники – доблестную поддержку.
В то время как неаполитанцы наслаждались зрелищными представлениями своих испанских повелителей, они высмеивали их напыщенность в популярной комедии масок. Местная знать, как заметил Джон Ивлин, подражала их серьёзности, заострённым бородам и усам и тщательно продуманной вежливости, но в то же время возмущалась их претензиями на первенство в торжественных случаях. Они разделяли пристрастие идальго к звучным титулам, а их поэтом-лауреатом был Джованни Баттиста Марини, чей витиеватый Адоне (1623), густо инкрустированный трюками рококо, имел бесчисленное множество подражателей по всей Италии и даже во Франции.
Величайшие неаполитанские художники: Караваджо
Ещё один парадокс заключается в том, что ни один из основателей неаполитанской школы живописи не был родом из Неаполя. Караваджо (1571-1610), самый влиятельный из них, был ломбардцем, который бежал из Рима в Неаполь после убийства соперника-балагура в 1606 году. Он пробыл там только до конца лета 1607 года, но за этот короткий период написал «Бичевание Христа» для Сан-Доменико Маджоре и «Семь актов милосердия» для Монте делла Мизерикордиа, а также другие картины, которые с тех пор исчезли.
Драматическая интенсивность этих алтарных картин, которые, кажется, были импровизированы вспышками молнии – скульптурный торс Христа между двумя звероподобными палачами в зловещей тени; разнообразие символических фигур и свойств в последней, проблема-картина, если таковая когда-либо существовала, – оказали подавляющее воздействие на его неаполитанских современников. Это был совершенно новый для них стиль, и его суровый реализм и яркие контрасты взывали к их страстным инстинктам. Подробнее о его неаполитанских визитах см: Караваджо в Неаполе (1607, 1609-10).
Атмосфера Неаполя, должно быть, соответствовала пылкому темпераменту Караваджо. Он черпал свои модели святых из повседневной жизни, не пытаясь их подсластить или облагородить. Это был безудержный натурализм (точнее, ранняя форма реализма, которая оставалась непревзойдённой вплоть до XIX века) в противовес текущему классицизму болонской школы, и на фоне позолоченной барочной обстановки результат был сенсационным.
Хусепе Рибера
Сила влияния Караваджо наиболее очевидна в работах его последователя Хосе Риберы (1591-1652), известного как «ло Спаньолетто», родившегося в окрестностях Валенсии, но неаполитанца по происхождению. Благодаря Рибере и его покровителю, вице-королю Монтеррея, итальянские и испанские художники развивались в одном направлении.
Диего Веласкес (1599-1660) был другом Риберы, и он тоже, похоже, испытал влияние Караваджо в картинах «Лос Боррачос» и «Кузница Вулкана». Будучи на пятнадцать лет моложе Караваджо, с которым он так и не познакомился, Рибера вскоре понравился вице-королю как гениальный соотечественник. Садистские мученичества, которые он изображал с таким упоением, воплотили в жизнь представления Монтеррея о том, какой должна быть религиозная живопись, и Рибера стал арбитром вкуса при его дворе.
Вместе с Белисарио Коренцио и Баттистелло Караччоло (1578-1635) – первый был греком, второй – настоящим неаполитанцем – Рибера образовал тираническую кабалу. О личностях этого триумвирата мы знаем мало хорошего.
Бернардо де Доминичи, неаполитанская версия биографа Джорджо Вазари (1511-1574), был склонен приукрашивать свои анекдоты, но в них, несомненно, есть доля правды, поскольку они подтверждены другими. По его словам, ни один художник не мог выполнить ни одного крупного заказа в Неаполе без согласия трио. Все именитые художники, приглашённые из Рима для украшения капеллы Сан-Дженнаро в соборе, были изгнаны их упорным преследованием. Эта капелла дель Тесоро, как её называли, является самой святой святыней Неаполя, поскольку в ней хранится череп святого покровителя и фляга с его кровью, которая разжижается дважды в год, поэтому вторжение посторонних для её украшения вызывало горькое возмущение.
Как кабала Риберы контролировала живопись в Неаполе
Испытания чужеземных художников, отважившихся принять заказ, растянулись на долгие годы. Когда Гвидо Рени приехал в 1621 году, его помощник был так тяжело ранен, что поспешил вернуться в Рим; мстительный Коренцио был арестован по подозрению, но отпущен за недостатком улик. После того как коренной Сантафеде не удовлетворил членов комиссии, Коренцио предложили продолжить работу, но и он не справился, и его фрески были уничтожены.
Тогда из Рима был приглашён болонский классицист Доменикино (1581-1641). Этот очень чувствительный художник принял вызов с опаской, и вскоре после прибытия он получил письмо с угрозой жизни, если не откажется от работы. Он обратился к вице-королю за защитой и, хотя получил заверения в своей безопасности, едва ли осмелился покинуть своё жилище, кроме как для того, чтобы отправиться на работу. Когда через год первая из его фресок была представлена общественности, его так преследовали местные соперники во главе с Риберой, что “он скакал день и ночь почти без отдыха” и в состоянии упадка сил добрался до виллы кардинала Альдобрандини во Фраскати.
Прошёл ещё год, прежде чем он решил закончить фрески в Неаполе. К тому времени он потерял расположение вице-короля, и художники удвоили свои досады. Бедный Доменикино был доведён до такого нервного состояния, как писал Пассери, что его обеды превратились в мучение из-за страха перед ядом, а ночи – из-за страха перед кинжалом. И когда он умер в Неаполе в 1641 году, его вдова была уверена, что его действительно отравили. Только уроженец Пармы Джованни Ланфранко (1582-1647), похоже, действительно процветал в Неаполе.
Как мы знаем из автобиографии Бенвенуто Челлини, выдающиеся художники считали себя выше закона и даже снискали уважение своим высокомерием. Драки Караваджо были необходимы для создания образа terribilta, который он хотел навязать. Рибера вёл себя деспотично по отношению к своим неаполитанским соперникам. Когда Массимо Станционе (1585-1656) написал мёртвого Христа для входа в Чертозу Сан Мартино, вызвавшего всеобщее восхищение, Рибера уговорил монахов позволить ему убрать его под предлогом того, что он слишком тёмный. При этом он испортил её едкой жидкостью. Такую злобу трудно совместить с благочестием его набожных картин. Его ученики были многочисленны, и они преувеличивали его ужасные черты – то, что один критик назвал «поэзией отвратительного». Иногда эти жуткие черты приводили к неожиданно жуткому искусству. Например, изнасилование Агостино Тасси Артемизией Джентилески (1593-1654) привело к созданию её возвышенной картины «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1620, Галерея Уффици, Флоренция).
Неаполитанский стиль живописи
Некоторые из самых непристойных картин Риберы были написаны для Гаспара Румера, фламандского судовладельца, считавшегося самым богатым человеком в Неаполе. Один из самых прожорливых коллекционеров произведений искусства, он отдавал предпочтение макабрическим и гротескным картинам.
Ужасающие «Аполлон и Марсия Риберы» (1637, Национальный музей С. Мартино, Неаполь) и его отталкивающий Пьяный Силён (1620-28, Музей Каподимонте, Неаполь) первоначально находились в коллекции Румера; Также как и Пир Ирода Рубенса и Сусанна и старцы Антони ван Дейка, которые оказывали катарсическое воздействие на неаполитанских художников, видевших их, ослеплённых их цветом и смелой кистью. Бернардо Каваллино (ок. 1616-56 гг.) был наиболее глубоко затронут, а развитый Лука Джордано начал подражать Рубенсу.
Неополитанские натюрморты были в равной степени вдохновлены фламандской живописью в галерее Румера, но их собственные натюрморты были более мясистыми и сочными, вызывая в памяти плодородие везувийской земли. Джузеппе Рекко (1634-1695), Джованни Руоппола (1629-1693), Паоло Порпора (1617-1670/80) – сами их имена наводят на мысль о маятниковых гроздьях винограда и грудах пурпурных фиг.
Среди кабинетных картин, жанровых и топографических сцен, фантастические Вавилонские башни Монсу Дезидерио и Вавилон, дрожащий или лижущий огненными языками, были, пожалуй, самыми необычными. Согласно последним исследованиям, Монсу Дезидерио был псевдонимом двух художников из Меца, из которых более известным был Франсуа Номе. Они, как отмечает Виттковер, проложили путь к «микрокосмическим видам» Микко Спадаро (1609-1675), а также к романтическим батальным пьесам Сальватора Розы.
Сальватор Роза
Если бы он был менее разносторонним, Сальватор Роза (1615-1673) был бы большим художником, так как он был также плодовитым поэтом, мимом и музыкантом. Он больше учился у Аниелло Фальконе (1607-1656), батального живописца, чем у своего первого мастера Риберы, и у него было так много подражателей, что чрезвычайная оригинальность его пейзажной живописи часто упускается из виду. При его жизни они ценились больше, чем его амбициозная историческая живопись.
Сэр Джошуа Рейнольдс писал о нём: “Он обладает тем достоинством, которое принадлежит дикой и некультурной природе; но больше всего в нём восхищает то совершенное соответствие, которое он наблюдал между выбранными им предметами и манерой их обработки. Все в нём едино; его скалы, деревья, небо имеют тот же грубый и дикий характер, который оживляет его фигуры”.
Восторженная книга леди Морган «Жизнь и времена Сальватора Розы» (1824) закрепила его моду в довикторианской Англии, где он ценился даже больше, чем в Италии. В нём видели предшественника байронизма, а его имя стало синонимом ультраживописного.
Чума 1656 года и её влияние на неаполитанскую живопись
Страшная чума 1656 года истребила более половины населения Неаполя. Она свирепствовала в течение шести месяцев, и в разгар лета каждый день погибало около 10-15 000 человек. Могилы были настолько переполнены, что трупы сжигали или бросали в море. По скромным подсчётам Джино Дориа, из 450 000 жителей города чума унесла 250 000 жертв. Среди лучших живописцев были Бернардо Каваллино, Массимо Станционе, Анниелло Фальконе и Пачекко де Роза.
Экономические последствия этой катастрофы и своевременные реформы более компетентных вице-королей привели к возвращению к сравнительному процветанию, так что к 1688 году население достигло 286 000 человек, включая 12 000 священнослужителей. Травматические ужасы чумы, возможно, помогли изменить характер неаполитанской живописи во второй половине века.
Наступила реакция на жестокий реализм Риберы, и художники заимствовали светлые цветовые схемы из венецианской живописи Тициана (ок. 1485/8-1576) и Паоло Веронезе (1528-1588). Хотя следы Караваджо сохранились во фресках Маттиа Прети (1613-1699), известного как «Кавалер Калабрезе» по месту своего происхождения, его стиль живописи был больше похож на стиль Гверчино (Джованни Франческо Барбьери) (1591-1666).
Лука Джордано и Франческо Солимена
После катастрофических последствий чумы Лука Джордано и долгожитель Франческо Солимена (1657-1747) стали поборниками неаполитанской живописи, и их работы пользовались всеобщим восхищением вплоть до XIX века. Они открыли окна Караваджо для яркого света.
Самый эффектный из учеников Риберы, Лука Джордано (1634-1705), прозванный «Лука фа Престо» (Лука работает быстро) из-за феноменальной скорости живописи, вскоре стал известен благодаря стремительности и эклектичности своих выступлений. За блестящие подражания Тициану, а также Корреджо, Гвидо Рени и Рубенсу его называли Протеем живописи, и одно время его пастиши ценились больше, чем его оригинальные произведения. Почти в каждой церкви Неаполя и галерее Европы можно увидеть одну из его работ.
В течение десяти трудолюбивых лет до конца века он расписал фресками огромные площади Эскориала, дворца Буэн-Ретиро, ризницы собора Толедо, Королевского дворца и многих церквей Мадрида. В Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции находится один из его шедевров: обширный зал, расписанный фресками с последними Медичи, изображёнными на потолке в виде богов света среди божеств Олимпа, а вдоль стен – цикл человеческой жизни. По возвращении из Испании, когда ему было уже за 70, он за несколько дней завершил энергичную серию фресок в Чертозе Сан Мартино.
Его друг и преемник Франческо Солимена, он же Л’Абате Чиччо, ведёт нас далеко в восемнадцатый век. Его огромные способности и скорость работы соперничали с Джордано, и на него посыпались заказы, с которыми он не мог справиться. Он родился в 1657 году и умер богатым и знаменитым в возрасте 90 лет.
Один из английских путешественников, обращавшихся к нему, Эдвард Райт, писал в 1721 году: “Солимена был очень вежлив и услужлив, несмотря на некоторые отзывы, которые мы слышали о нём в противоположном ключе. Он одет как церковник, что очень часто встречается у тех, кто не состоит в орденах. Кроме других произведений искусства, он показал нам большую картину, которую он делал для принца Евгения, историю Цефала и Авроры, где Аврора возносит Цефала на небо, что она, как говорят, сделала, когда все другие средства убедить его нарушить супружеский обет, данный Прокрисе, оказались безрезультатными”.
Это было далеко от караваджизма с его сценами мученичества и резни, который преобладал в первой половине века. В этой неземной сфере нет грубого реализма, нет прокажённых конечностей, грязи и окровавленных ног. Херувимы на ворсистых облаках предвещают приход гения рококо Джамбаттисты Тьеполо (1696-1770), а мифологические нимфы предвосхищают французского мастера Франсуа Буше (1703-1770).
Любопытно, что большинство сторонников тенебризма (tenebrosi) – как называли реалистов-натуралистов, начиная с Караваджо, – умерли, не достигнув среднего возраста, как бы поглощённые интенсивностью своего участия в библейских трагедиях, в то время как их иллюзионистические преемники постоянно омолаживались своими протеистическими качествами и доживали до зрелого возраста.
Таким образом, неаполитанскую школу можно разделить на сторонников кьяроскуро и сторонников света. Лука Джордано и Солимена экспериментировали во многих стилях, прежде чем нашли свой собственный: первый достиг зенита в фресках Палаццо Медичи-Риккарди, второй – во фреске Джезу Нуово, изображающей изгнание Гелиодора из храма.
Хронология живописи в Неаполе
Для справки приводим краткую хронологическую шкалу отдельных событий в неаполитанском искусстве XVII века.
1598 — Филипп III становится королём Испании и Неаполя.
1601 — Основание Пио Монте делла Мизерикордия.
1606 — Первый визит Караваджо в Неаполь; Семь актов милосердия и Флагелляция.
1607 — Караччоло пишет картину Непорочное зачатие.
1610 — Второй визит Караваджо в Неаполь; умирает в Порто Эрколе, 18 июля 1610 года.
1610-16 — Вице-регентство Конде де Лемоса, важного социального реформатора.
1611-12 — Первый визит Рени в Неаполь.
1616 — Прибытие Риберы в Неаполь.
1618-48 — Тридцатилетняя война в Европе.
1620-22 — Социальные волнения и восстания в Неаполе из-за экономических трудностей.
1621 — Филипп IV сменяет Филиппа III на посту короля Испании и Неаполя.
1621-22 — Второй визит Рени в Неаполь.
1622 — Под влиянием Караваджо, Симон Вуэ пишет картину Обрезание.
1623-44 — Папство Урбана VIII, важного покровителя искусств.
1623-56 — Козимо Фанзаго руководит строительством в Чертозе Сан-Мартино
1624 — Ван Дейк приезжает в Палермо.
1625 — Смерть поэта Джованни Баттиста Марино, придворного поэта вице-королей.
1626 — Рибера пишет картину «Пьяный Силён».
1626 — Приезд Артемизии Джентилески в Неаполь.
1629 — Первый визит Веласкеса в Италию и в Неаполь.
1631 — Прибытие Доменикино в Неаполь для росписи Капеллы де Тезоро.
1631 — г. Извержение Везувия.
1631-37 — Вице-регентство Мануэля де Гусмана, кондея Монтеррея.
1634 — Прибытие Ланфранко в Неаполь.
1635 — Визит Кастильоне в Неаполь.
1637 — Рибера пишет свою Пьету.
1638-47 — Ухудшение экономического климата.
1639 — Отъезд Сальватора Розы из Неаполя
1640 — Прибытие картины Рубенса «Пир Ирода» в коллекцию Гаспара Румера.
1641 — Смерть Доменикино.
1641-67 — Архиепископство кардинала Асканио Филомарино, покровителя искусств.
1642 — Смерть Рени; появление его «Поклонение пастухов» в Неаполе (1645).
1646 — Дон Антонио Руффо из Мессины начинает коллекционировать современную живопись.
1647 — г. Смерть Ланфранко.
1647-48 — Восстание Масаньелло, вызванное введением налога на фрукты.
1649-50 — Второй визит Веласкеса в Италию и в Неаполь.
1650 — Французское наступление при Портолонгоне; успешно отбито.
1652 — Смерть Артемизии Джентилески.
1652 — Джордано путешествует по Риму и северной Италии.
1654 — Французское наступление при Кастелламмаре под предводительством герцога де Гиза.
1656 — г. От чумы погибает более половины населения Неаполя.
1656-60 — Визит Прети в Неаполь.
1665 — Карл II сменяет Филиппа IV на посту короля Испании и Неаполя.
1674 — Прибытие Солимены в Неаполь.
1674 — г. Смерть Гаспара Румера; он оставляет коллекцию Фердинанду Ван ден Эйндену.
1674-78 — Французская оккупация Мессины.
1683-87 — Вице-регентство маркеса дель Карпио.
1688 — Сильное землетрясение; повреждены многие здания в центре города.
1705 — г. Смерть Луки Джордано.
1707 — Начало австрийского правления.
Искусство неаполитанского барокко можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира.
- Музею Франса Хальса преподнесен дар стоимостью более 100 млн. евро
- Кичеджи и Церетели содействуют созданию нового музея в Петербурге
- В городе Сочи торжественно отметили юбилейный день рождения Зимнего театра
- В Ивановской драме появился «Король Лир» в прочтении режиссёра из Грузии
- Выставка «Палитра Души» в Центральном Доме Художника
- «Мальтийский еврей» Кристофера Марлоу, краткое содержание
- «Юрий Лужков. Огни и тени большого города». Проект Леонида Млечина в эфире Общественного телевидения России
- С большим успехом в Саратовской драме прошёл показ дипломной работы студентов театрального института - комедии «Собака на сене»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?