Эжен Делакруа:
художник-романтик читать ~9 мин.
Эжен Делакруа — один из самых влиятельных художников XIX века, ведущая фигура французского романтизма и один из лучших исторических живописцев в истории французской живописи. Создавая образы преимущественно с помощью сияющего цвета, он отошёл от официального стиля неоклассического академического искусства, который воплощал Жан-Огюст-Доминик Энгр. Его экспрессивная манера письма оказала значительное влияние на стиль импрессионизма, а эксперименты с экзотическими сюжетами вдохновили представителей символизма.
В начале карьеры на него повлияли французские художники-романтики, такие как Антуан-Жан Гро (1771–1835) и Теодор Жерико (1791–1824), а также английские пейзажисты, в частности Джон Констебл (1776–1837) и Ричард Паркс Бонингтон (1802–1828). Среди его самых известных работ — «Резня на Хиосе» (1824, Лувр), «Смерть Сарданапала» (1827, Лувр) и «Свобода, ведущая народ» (1830, Лувр, Париж). Кроме станковой живописи, включавшей портреты, пейзажи и натюрморты, Делакруа был мастером монументальной росписи, примером которой служит центральный плафон «Галереи Аполлона» в Лувре.
Происхождение
Делакруа родился в Шарантоне, недалеко от Парижа, в 1798 году. Считается, что его официальный отец был бесплоден, а настоящим отцом мог быть известный дипломат Шарль Морис де Талейран, впоследствии ставший премьер-министром Франции. Делакруа был похож на Талейрана внешне и по характеру, и тот оказывал художнику покровительство на протяжении всей его карьеры.
Образование Делакруа получил в лицее Людовика Великого, где изучал классику и получал награды за рисование. Его дядя, впечатлённый талантом племянника в рисунке, посоветовал ему изучать искусство в парижской Школе изящных искусств.
Ранняя карьера
В 1815 году он поступил в мастерскую художника Пьера-Нарцисса Герена, чья неоклассическая живопись соответствовала стилю Жака-Луи Давида (1748–1825). В ранних работах этого периода прослеживается влияние Рафаэля и Рубенса в колорите и стиле. Это заметно в двух произведениях религиозного искусства: «Дева Жатвы» (1819, церковь Оркемона) и «Дева Святого Сердца» (1821, собор Аяччо).
Примерно в это же время он подружился с художником Теодором Жерико и популярным живописцем Полем Деларошем (1797–1856) — двумя другими ведущими представителями романтического движения в Париже. Знаменитая работа Жерико «Плот ‘Медузы’» (1819, Лувр) вдохновила Делакруа на создание его первой крупной картины — «Данте и Вергилий в аду» (1822, Лувр). Эта работа была принята парижским Салоном в 1822 году, но подверглась широкому осуждению публики.
Однако два года спустя, на Салоне 1824 года, он добился признания с картиной «Резня на Хиосе» (1824, Лувр). Это большое полотно, вдохновлённое борьбой греков с турками, заявило о его принадлежности к романтическому направлению, в противовес классицистам, которые в то время группировались вокруг Жана-Огюста-Доминика Энгра (1780–1867). Сам Энгр выставлял тогда «Обет Людовика XIII» (1824, собор Монтобана). Несмотря на свои сомнения, Делакруа стал считаться в Французской академии лидером романтической школы.
Поездка в Англию: вдохновение Шекспиром и Гёте
Делакруа провёл лето 1825 года в Англии. Там он, уже знакомый с творчеством Джона Констебла и Ричарда Паркса Бонингтона, изучал работы других художников. Он также использовал своё мастерство литографии для иллюстрации произведений сэра Вальтера Скотта, Шекспира и лорда Байрона.
Мотивы шекспировских пьес оставались для него источником вдохновения до конца жизни. Примерами служат такие картины, как «Клеопатра и крестьянин» (1839, Мемориальный центр искусств Уильяма Акланда), «Гамлет» (1839, Лувр) и «Дездемона, проклятая отцом» (1852, Музей изящных искусств, Реймс). В Лондоне он открыл для себя ещё один источник драматических сюжетов, посетив оперу по «Фаусту» Гёте. Созданная им в следующем году серия из 17 литографий получила высокую оценку самого Гёте.
Смерть Сарданапала
По возвращении во Францию Делакруа, вдохновлённый трагедией Байрона «Сарданапал», написал своё великое романтическое произведение — «Смерть Сарданапала» (1827, Лувр). На картине изображён поверженный ассирийский царь, который бесстрастно наблюдает, как по его приказу убивают слуг, наложниц и животных.
Картина одновременно ужасна и прекрасна: она натуралистична в сценах смерти, но великолепна в чувственном использовании цвета. Выставленная на Салоне 1827 года, смелость этой работы вызвала яростное неприятие критиков.
Делакруа усердно работал над портретами, литературными сюжетами, например «Убийство епископа Льежского» (1831, Лувр), и историческими картинами, такими как «Битва при Пуатье» (1830, Лувр) и «Битва при Нанси» (1831, Музей изящных искусств, Нанси). В это время он вёл активную светскую жизнь, встречаясь в парижских салонах со Стендалем, Мериме и Дюма. В этих кругах он познакомился с писательницей Жорж Санд, которую изобразил стоящей позади Шопена, импровизирующего за фортепиано, на картине «Портрет Фредерика Шопена» (1838, Лувр).
«Свобода, ведущая народ»
Приблизительно в это же время была написана картина «Свобода, ведущая народ» (1830, Лувр). Это, вероятно, самая известная картина маслом Делакруа. Она изображает парижан, поднявших трёхцветный флаг как символ свободы и вольности, и является откликом на революцию 1830 года.
Правительство приобрело картину, но вскоре убрало её с глаз долой, сочтя слишком провокационной. Эта работа утвердила Делакруа в качестве преемника Гро и Жерико. Одарённый мощным чувством героического, в этом шедевре художник превращает исторический факт в эпос.
Ориентализм и Марокко
В 1832 году он провёл шесть месяцев в Марокко в составе французской дипломатической миссии. Благодаря сохранившимся этюдникам (два в Лувре, один в Шантийи) и письмам можно почти день за днём проследить его путешествие по Марокко, Алжиру и Испании. Эта поездка стала для Делакруа откровением не только классической древности, но и магии цвета и света.
Цвета, быт и обычаи местных жителей очаровали его и послужили источником вдохновения для таких работ, как «Алжирские женщины в своих покоях» (1834, Лувр), «Фанатики Танжера» (1837, Институт искусств Миннеаполиса), «Еврейская свадьба в Марокко» (1841, Лувр) и «Султан Марокко и его свита» (1845, Музей августинцев, Тулуза). Его красочный стиль ориенталистской живописи был хорошо принят в Салоне, и Делакруа прославился своей способностью наполнять композиции драматизмом.
Государственные заказы
По возвращении во Францию из Северной Африки он получил ряд государственных заказов. Среди них — украшение церкви Сен-Дени-дю-Сен-Сакреман большой Пьетой, а также фресковая роспись в «Салоне Короля» Бурбонского дворца (1833–1838). Эти заказы позволили ему работать в больших масштабах, напоминая о мастерах, которыми он восхищался, таких как Рубенс и Тинторетто. Любовь к искусству Возрождения побудила его писать популярные в то время сюжеты, включая музыкантов, религиозных деятелей и иллюзионистские фрески в технике тромплей. Весь этот период он продолжал выставляться в Салоне.
Среди исторических работ, которые он написал в это время для Академии, были «Медея, готовая убить своих детей» (1838, Лувр), «Крушение Дон Жуана» (1840, Лувр), «Взятие крестоносцами Константинополя» (1841, Лувр), «Похищение Ребекки» (1846, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и «Микеланджело в своей мастерской» (1849, Музей Фабра, Монпелье).
После 1842 года он также нашёл новые темы для своих натюрмортов, изучая природу и цветочные букеты, в основном написанные в доме Жорж Санд в Ноане. Кроме того, он проявил импрессионистическую чувствительность в своей пейзажной живописи, например, в работе «Море в Дьепе» (1852, частное собрание). Наконец, в период с 1848 по 1861 год он создал множество эскизов и картин с дикими животными, таких как «Охота на львов в Марокко» (1854, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Последние работы: декоративное искусство
Последнее десятилетие жизни Делакруа было отмечено тремя важными проектами в области декоративного искусства: центральный потолок «Галереи д’Аполлон» в Лувре (1850), «Салон Мира» в парижском Отель-де-Виль, уничтоженный пожаром в 1871 году (эскиз проекта хранится в музее Карнавале), и «Капелла святых Ангелов» в церкви Сен-Сюльпис.
В 1855 году он выставил 48 картин на Всемирной выставке в Париже, а в 1857 году, после восьмой попытки, был наконец принят в действительные члены Академии. В 1859 году он в последний раз участвовал в Салоне; его последними работами стали «Овидий у скифов» (1858, Национальная галерея, Лондон) и «Эрминия и пастухи» (1858, Художественный музей, Стокгольм). После этого он посвятил себя исключительно росписи церкви Сен-Сюльпис, которую завершил в 1861 году, приложив нечеловеческие усилия. Из двух больших композиций, украшающих стены часовни, — «Изгнание Илиодора из храма» и «Борьба Иакова с ангелом» — вторая может считаться духовным завещанием Делакруа. После неё он написал всего несколько полотен.
В 1862 году он участвовал в основании «Национального общества изящных искусств», где два общества объединились для организации групповых выставок. Писатель Теофиль Готье, давний друг Делакруа, возглавил организацию, а художник Эме Милле стал заместителем председателя.
Страдая от туберкулёза, Делакруа скончался 13 августа 1863 года в своей квартире в Париже. Ему было 65 лет.
В конце того же года «Национальное общество изящных искусств» провело ретроспективу его работ, на которой было представлено более 248 картин и литографий. За свою жизнь он был чрезвычайно плодовит: создал более 800 картин маслом, 1500 пастельных и акварельных рисунков и около 7000 других рисунков. Однажды он сказал: “Цвет всегда занимает меня, но рисунок занимает меня больше”.
Репутация и наследие
Последний из великих мастеров в традициях итальянского Высокого Возрождения, благодаря своему вкусу к большим историческим, мифологическим, религиозным и литературным композициям, а также глубокому декоративному чутью, Делакруа был одновременно и одним из первых современных художников.
Его исследования цвета и его взаимодополняющих качеств, а также его свободная манера письма предвосхитили импрессионизм. В частности, его понимание того, что цвет должен в первую очередь изображать свет, а тень — это цветной рефлекс света, имело особое значение для художников-импрессионистов. Кроме того, его предвосхищение ташизма и смелость его тонов проложили путь для таких важных направлений современного искусства, как фовизм и экспрессионизм.
Как ключевой представитель романтизма во французской живописи XIX века, он оказал влияние на широкий круг художников, включая импрессионистов Пьера-Огюста Ренуара и Эдуарда Мане. Эдгар Дега даже приобрёл одну из его картин для своей частной коллекции. Полотна Делакруа хранятся в лучших художественных музеях мира, включая Лувр и Музей Делакруа в Париже.
Для анализа работ французских художников-романтиков, таких как Делакруа, см.: Анализ современной живописи (1800–2000).
- Главные тенденции развития западноевропейской культуры XIX в.
- Западноевропейский романтизм
- Всё, что нужно знать о романтизме
- Теодор Жерико: художник-романтик, портретист
- Немецкое искусство 19 века
- Академия художеств, Флоренция
- «Сыновья Ананси» Нила Геймана, краткое содержание
- Расширяем кругозор с документальными фильмами
- Актуальность криптовалют в 2025 году: вызовы и перспективы
- Кто может получить гражданство островного государства Вануату и для чего оно нужно?
- Способы предоставления займов на карту частным кредиторам
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?