Эжен Делакруа: художник-романтик читать ~9 мин.
Пожалуй, самый влиятельный художник XIX века и, несомненно, один из лучших исторических живописцев современной эпохи во французской живописи, Эжен Делакруа был также ведущей фигурой французского романтического художественного движения. Создавая образы исключительно из сияющего цвета, он отошёл от «официального» стиля неоклассического академического искусства, воплощённого Жаном Огюстом Домиником Энгром. Кроме того, его страстная работа кистью оказала значительное влияние на стиль импрессионизма, а его эксперименты с экзотическими сюжетами вдохновили представителей движения символизма.
В начале своей карьеры он испытал влияние французских художников-романтиков, таких как Антуан-Жан Грос (1771-1835) и Теодор Жерико (1791-1824), а также английских пейзажистов, таких как Джон Констебл (1776-1837) и Ричард Паркес Бонингтон (1802-28), и портретистов, таких как Уильям Хогарт. Среди его наиболее известных работ – «Резня на Хиосе» (1824, Лувр), «Смерть Сарданапала» (1827, Лувр) и «Свобода, ведущая народ» (1830, Лувр, Париж). Кроме станкового искусства, включавшего портреты, пейзажи и натюрморты, Делакруа был мастером настенной живописи, примером которой может служить центральный потолок Галереи Аполлона в Лувре.
Происхождение
Родился в Шарантоне, недалеко от Парижа, в 1798 году. Считается, что его отец был бесплоден, а его настоящим отцом мог быть известный дипломат Шарль Морис де Талейран, который впоследствии стал премьер-министром Франции. Делакруа, безусловно, походил на Талейрана внешне и по характеру, а Талейран продолжал покровительствовать художнику на протяжении всей его карьеры.
Делакруа получил образование в лицее Луи-ле-Гран, где изучал классику и получал награды за рисование. Его дядя, впечатлённый его рисунком, побудил его изучать искусство в Школе изящных искусств, в Париже.
Ранняя карьера
В 1815 году он поступил в мастерскую художника Пьера-Нарцисса Герена, чья неоклассическая живопись была в стиле Жака-Луи Давида (1748-1825). В его ранних работах этого периода прослеживается влияние Рафаэля и Рубенса в цвете и стиле, что можно заметить в двух работах религиозного искусства, «Дева Жатвы» (1819, церковь Оркемент) и «Дева Святого Сердца» (1821, собор Аяччо).
Примерно в это время он подружился с художником Теодором Жерико и популистом Полем Деларошем (1797-1856), двумя другими ведущими представителями романтического движения в Париже. Именно знаменитая работа Жерико, Плот Медузы (1819, Лувр), вдохновила Делакруа на создание его первой крупной картины: Данте и Вергилий в Лимбе (1822, Лувр). Эта картина была принята Парижским салоном в 1822 году, но широко осуждена публикой.
Однако два года спустя, на Салоне 1824 года , он получил признание публики за работу «Резня на Хиосе» (1824, Лувр). Эта большая картина, вдохновлённая борьбой греков с турками, провозгласила его близость к романтическим – в противоположность классическим – художникам, которые в то время группировались вокруг Жана Огюста Доминика Энгра (1780-1867), который сам показывал Клятву Людовика XIII (1824, собор Монтобана). Делакруа, несмотря на свои опасения, стал считаться в Французской академии лидером романтической школы.
Посещает Англию: Вдохновлённый Шекспиром и Гете
Делакруа провёл лето 1825 года в Англии, где, будучи уже знакомым с творчеством Джона Констебла и Ричарда Паркса Бонингтона, он изучал работы других художников и использовал своё мастерство литографии для иллюстрирования произведений сэра Вальтера Скотта, Шекспира и лорда Байрона.
Мотивы шекспировских пьес до конца его жизни оставались плодотворным источником вдохновения: например, такие картины, как «Клеопатра и крестьянин» (1839, Мемориальный центр искусств Уильяма Акланда); «Гамлет» (1839, Лувр); «Дездемона, проклятая отцом» (1852, Реймсский музей). Именно в Лондоне он открыл для себя ещё один источник драматических сюжетов, посетив оперу, вдохновлённую «Фаустом» Гёте ; серия из 17 литографий, сделанных им в следующем году, получила тёплые отзывы самого Гёте.
Смерть Сарданапала
По возвращении во Францию Делакруа (вдохновлённый трагедией Байрона Сарданапал) написал своё великое романтическое произведение, Смерть Сарданапала (1827, Лувр), изображающее поверженного ассирийского царя, который бесстрастно наблюдает за тем, как по его приказу убивают его слуг, наложниц и животных.
Картина одновременно ужасна и прекрасна, она графична в своих сценах смерти, но прекрасна в своём чувственном использовании цвета. Выставленная на Салоне 1827 года, смелость этой работы вызвала яростное неприятие критиков.
Усердно работая над портретами, а также над литературными сюжетами – см. Убийство епископа Льежского (1831, Лувр) – и историческими картинами – такими, как Битва при Пуатье (1830, Лувр) и Битва при Нанси (1831, Музей Нанси) – Делакруа вёл особенно активную светскую жизнь, встречаясь в парижских салонах с такими людьми, как Стендаль, Мериме и Дюма. Именно в этих кругах он познакомился с писательницей Жорж Санд, которая ему очень понравилась и которую он изобразил стоящей за Шопеном, когда тот импровизирует за фортепиано (Портрет Фредерика Шопена 1838, Лувр).
Свобода, ведущая народ на баррикады
Приблизительно в это же время была написана картина Свобода, ведущая народ (1830, Лувр). Последняя, вероятно, является самой известной картиной Делакруа, написанной маслом, и изображает парижан, взявшихся за руки с трёхцветным флагом, символизирующим свободу и вольность, что является отголоском революции 1830 года.
Правительство купило картину, но вскоре убрало её с глаз долой, посчитав слишком провокационной. Эта работа утвердила его в качестве преемника Гроса и Жерико, но с более глубоким регистром. Одарённый мощным чувством героического, в этом шедевре Делакруа превращает исторический факт в эпос.
Ориентализм – Марокко
В 1832 году он провёл 6 месяцев в Марокко по заданию французского посольства. Благодаря сохранившимся у него этюдникам (два в Лувре, один в Шантийи) и его письмам мы можем почти день за днём следить за его путешествием по Марокко, Алжиру и Испании, которое стало для Делакруа откровением не только классической древности, но и магии цвета и света.
Действительно, цвета, жизнь и обычаи местных жителей очаровали его и послужили источником вдохновения для таких работ, как Женщины Алжира (1834, Лувр), Фанатики Танжера (1837, Институт искусств Миннеаполиса), Еврейская свадьба в Марокко (1841, Лувр) и Султан Марокко и его свита (1845, Музей Августинов, Тулуза). Его красочный стиль ориенталистской живописи был хорошо принят в Салоне, и Делакруа прославился своей способностью поднимать обыденность из серости, наполняя свои композиции драматизмом.
Государственные заказы
По возвращении во Францию из Северной Африки он получил ряд государственных заказов, таких как: украшение церкви Сен-Дени дю Сен-Сакрамент большой Пьетой; и фресковая роспись в Салоне короля Бурбонского дворца (1833-8). Эти заказы позволили ему писать в больших масштабах, напоминая о мастерах, которыми он восхищался, таких как Рубенс и Тинторетто. А любовь к искусству Возрождения привела его к написанию популярных в то время сюжетов, включая музыкантов, религиозных деятелей и тромплей иллюзионистские фрески. Но на протяжении всего этого периода он не переставал выставляться в Салоне.
Среди исторических работ, которые он написал в это время с целью показать их в Академии, были Медея, убивающая своих детей (1838, Лувр), Кораблекрушение Дон Жуана (1840, Лувр), Вступление крестоносцев в Константинополь (1841, Лувр), Похищение Ребекки (1846, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), и Микеланджело в своей мастерской (1849, Музей Фабра, Монпелье).
После 1842 года он также нашёл свежие темы для своих натюрмортов в изучении природы и букетов цветов – в основном написанных в доме Жорж Санд в Нохане. Кроме того, он проявил импрессионистскую чувствительность в своей пейзажной живописи, в таких работах, как «Море над Дьеппом» (1852, частное собрание). Наконец, в период с 1848 по 1861 год он создал множество эскизов и картин с изображением диких животных, таких как «Охота на льва в Марокко» (1854, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Последние работы: Декоративное искусство
Последнее десятилетие жизни Делакруа было отмечено тремя важными проектами декоративного искусства; центральный потолок Галереи д’Аполлон в Лувре (1850), Салон мира в парижском отеле де Виль – уничтоженный пожаром в 1871 году (но см. эскиз проекта в музее Карнавале) – и Капелла святых Ангов в церкви Сен-Сюльпис.
В 1855 году он выставил 48 картин на Всемирной выставке в Париже в 1855 году, а в 1857 году, после 8-го представления в Салон , был окончательно принят в действительные члены Академии. В 1859 году он в последний раз выставился в Салоне , его последними работами были Овидий среди скифов (1858, Национальная галерея, Лондон) и Эрминия с пастухами (1858, Музей искусств, Стокгольм). После этого он посвятил себя исключительно декорированию Сен-Сюльпис, которое он закончил в 1861 году, приложив нечеловеческие усилия. Из двух больших композиций, украшающих боковые стены часовни, – «Гелиодор, гонимый из храма» и «Иаков, борющийся с ангелом» – вторая может считаться духовным завещанием Делакруа; после неё он написал всего несколько полотен.
В 1862 году он помог основать Национальное общество изящных искусств, где два общества объединились для организации групповых выставок. Писатель Теофиль Готье, давний друг Делакруа, возглавил организацию, а художник Эме Милле стал заместителем председателя.
Страдая от туберкулёза, Делакруа скончался 13 августа 1863 года в своей квартире в Париже. Ему было 65 лет.
В конце того же года Национальное общество изящных искусств провело ретроспективу его работ, на которой было представлено более 248 картин и литографий. В течение своей жизни он был чрезвычайно плодовит, создав более 800 картин маслом, 1500 пастельных и акварельных рисунков и около 7000 других рисунков. Однажды он сказал: “Цвет всегда занимает меня, но рисунок занимает меня больше”.
Репутация и наследие
Последний из великих мастеров в традициях итальянского Высокого Возрождения благодаря своему вкусу к большим историческим, мифологическим, религиозным или литературным композициям и глубокому декоративному чувству, Делакруа был также одним из самых ранних современных художников.
Его исследования цветов и их взаимодополняющих качеств, а также его «неровная» кисть предвосхитили грядущий импрессионизм, и, в частности, его признание того, что цвет должен в первую очередь изображать свет, а тень – это цветное отражение света, имело особое значение для художников-импрессионистов. Кроме того, его ташизм и жестокость его тонов проложили путь для важных направлений современного искусства, таких как фовизм и экспрессионизм.
Являясь ключевым представителем романтизма во французской живописи XIX века, его работы оказали влияние на широкий круг художников, включая импрессионистов Пьера Ренуара и Эдуарда Мане. Эдгар Дега даже приобрёл картину для своей частной коллекции. Картины Делакруа хранятся в лучших художественных музеях мира, включая Лувр и Музей Делакруа в Париже.
Анализ работ французских художников-романтиков, таких как Делакруа, см: Анализ современной живописи (1800-2000).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?