Эллсворт Келли:
американский художник-абстракционист, пионер хард-эдж живописи читать ~6 мин.
Важная фигура в американском искусстве, художник и скульптор Эллсворт Морис Келли (Ellsworth Maurice Kelly, 1923–2015) был значительным представителем абстрактного искусства после Второй мировой войны. Вместе с Кеннетом Ноландом (1924–2010) и Фрэнком Стеллой (р. 1936) его считают одним из лидеров поколения американских художников, пришедших на смену Нью-Йоркской школе абстрактного экспрессионизма. Однако его творческий путь заметно отличается, поскольку он с самого начала отвергал влияние американской живописи и обратился к личному переосмыслению европейских, особенно французских, источников постмодернистского искусства.
Особенно его вдохновляли Анри Матисс, а также скульпторы Константин Бранкузи и Жан Арп. После возвращения в Америку его индивидуальный стиль оказал значительное влияние на развитие минимализма, системной живописи, живописи «твёрдых контуров» (Hard-edge painting), жанра фигурных холстов (Shaped Canvas) Фрэнка Стеллы и так называемой пост-живописной абстракции, но сам он не стал членом ни одного из этих движений. Сегодня его считают одним из самых влиятельных постмодернистских художников 1960-х годов в области абстрактной живописи и скульптуры.
О других модернистах: Художники XX века.
Ранние годы и обучение
Келли сначала учился в Институте Пратта в Бруклине (1941–1943), а затем поступил на службу в армию во время Второй мировой войны. В этот период он совершил короткую, но вдохновляющую поездку в Париж. После демобилизации (1945) Келли продолжил обучение в Школе Музея изящных искусств в Бостоне у Карла Цербе с 1946 по 1948 год. Ранним влиянием на его живопись в этот период был испанский гений Пабло Пикассо. В 1948 году, при поддержке образовательной стипендии по закону G.I. Bill, он вернулся в Париж, где учился в Школе изящных искусств (1948–1954).
Художник в Париже
В Париже Келли продолжал заниматься рисунком с натуры, но одновременно увлёкся византийским искусством и начал экспериментировать с чистым цветом в сложных абстрактных композициях, используя коллаж. Он подружился с Жаном Арпом и его женой Софи Тойбер-Арп, участвовал в «Салонах новых реальностей» (Salons des Réalités Nouvelles) и выставлялся в галерее Маг (Galerie Maeght). Его первая персональная выставка состоялась в Париже в 1951 году в галерее Арно (Galerie Arnaud). Кроме того, он познакомился с практиками сюрреализма, особенно с использованием автоматизма в искусстве.
Его культурное окружение было весьма широким. В него входили хореограф Мерс Каннингем и композитор Джон Кейдж, которые позже стали влиятельными фигурами в движениях нео-дада и Флюксус. Келли также общался с бельгийским скульптором Жоржем Вантонгерло, румынским модернистом Константином Бранкузи, чьё упрощение природных форм сильно на него повлияло, и американским изобретателем «мобилей» Александром Колдером. Среди других художников, с которыми он встречался, были Жоан Миро, Франсис Пикабиа и Альберто Джакометти.
Источники абстракции: от Матисса до архитектуры
В парижские годы Келли глубоко интересовался творчеством Матисса, особенно его контурными линиями и насыщенным цветом. Он был одним из немногих американских художников того времени, кто оценил значение бумажных вырезок Матисса. Келли изучал связь между абстрактным узором и природными формами: структурой листьев и стеблей, а также игрой теней, падающих на страницы книги. Его также увлекала парижская архитектура — он наблюдал за светом и тенью на каменных фасадах и использовал эти образы в своих работах. Поворотным моментом стал визит в Музей современного искусства в Париже, где его больше вдохновила структура оконных рам, чем сами картины.
Этот акцент на наблюдаемой реальности подчёркивает его отличие от других американских абстракционистов, таких как Йозеф Альберс и Эд Рейнхардт, чьё искусство было более умозрительным. Для Келли абстракция стала способом перегонки визуального опыта в чистую форму, цвет и линию. Он говорил: “Везде, куда я смотрел, всё, что я видел, становилось чем-то, что нужно было сделать, и это нужно было сделать именно таким, как оно есть, ничего не добавляя”.
Живопись «твёрдых контуров»
Вернувшись в США в 1954 году, Келли начал регулярно выставляться в галереях Бетти Парсонс и Сидни Дженис в Нью-Йорке. Его стали считать ведущим представителем направления живописи «твёрдых контуров» из-за постоянного акцента на плоских формах с чётко очерченными границами. Келли сочетал интерес к контуру — часто проявлявшийся в чёрно-белых картинах, таких как «Полюс» (1951) или «Отскок» (1959) — с монохромными, но ярко окрашенными холстами. Небольшие изменения в форме подрамников заставляли полотно буквально выступать в пространство зрителя. Эти работы с их тонкими тенями легли в основу его будущих исследований в скульптуре.
В его работах, особенно в чёрно-белых, безупречная гладкая поверхность полностью разрушала традиционное соотношение фигуры и фона. В цветных композициях сопоставление одной окрашенной панели с другими, близкими по размеру, но разными по цвету, создавало неожиданные пространственные эффекты. Даже минимальные изменения в работах Келли, включая его алюминиевые скульптуры, которые он начал создавать в 1959 году, становились драматичными, вызывая чувство вызова и напряжения. Его способность добиваться сложных эффектов при кажущейся простоте оказала большое влияние на следующее поколение американских художников-минималистов.
Литография и оп-арт
В середине 1960-х годов Келли всерьёз занялся литографией, вернувшись к своему раннему интересу к рисункам растений, который в своё время был вдохновлён биоморфной абстракцией Арпа и Матисса. В сотрудничестве с парижским издательством Maeght Editeur он создал «Сюиту из двадцати семи литографий» (1964–1966). Это положило начало большой серии из 72 отпечатков, а также сотен карандашных и тушевых рисунков с изображением листвы. Его сотрудничество с мастерской Gemini G.E.L. привело к созданию новаторских, монументальных литографий.
К концу 1950-х Келли приобрёл международную репутацию в области необъективного искусства. В живописи он создавал работы, напоминавшие произведения Де Стиль Тео ван Дусбурга и Пита Мондриана. В середине 1960-х он недолго экспериментировал с оп-артом, используя геометрические композиции и цветовые контрасты для исследования неоднозначности восприятия. Его работы этого периода стали связующим звеном между американским конкретным искусством 1940-х и минимализмом 1960–1970-х годов.
Скульптура
Хотя Келли известен прежде всего как живописец, он всю жизнь занимался и скульптурой. В конце 1950-х он создавал такие работы, как «Волновой рельеф I» (1959), а также был увлечённым мастером резьбы по дереву. Одной из его ранних деревянных скульптур является «Рельеф Конкорд I» (1958) — настенное панно из вяза, использующее визуальную игру между двумя наложенными друг на друга прямоугольными формами.
В 1970 году Келли переехал из Нью-Йорка в сельскую местность, что отразилось на его искусстве. В живописи он отошёл от строгой геометрии и вновь стал использовать кривые линии, как, например, в работе «Синяя кривая III» (1972). В скульптуре он начал создавать крупномасштабные уличные объекты, иногда напоминающие тотемы, как «Кривая XXIII» (1981). Он предпочитал промышленные материалы, такие как алюминий, нержавеющая сталь и, позднее, бронза, оставляя их поверхности необработанными. Венцом его карьеры считается «Остин» (открыт в 2018 году) — каменное здание площадью 252 кв. м с цветными витражами, которое является одновременно произведением искусства и архитектуры.
Картины, скульптуры и цветные литографии Эллсворта Келли можно увидеть во многих ведущих музеях искусства по всему миру.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?