Фредерик Лейтон, британский художник и скульптор неоклассицизма читать ~8 мин.
Сэр Фредерик Лейтон, 1-й барон Лейтон (англ. Frederic Leighton, 1st Baron Leighton; 3 декабря 1830–25 января 1896) — одна из центральных фигур викторианского искусства, выдающийся английский художник, скульптор и иллюстратор. Он стал одним из лидеров возрождения неоклассического направления в Англии в 1860‑е годы. Его творчество включало книжные иллюстрации и портреты, но наибольшую известность ему принесли картины на античные сюжеты, отличающиеся богатой колористической гармонией, например «Сад Гесперид» (1892, Галерея искусств леди Ливер, Порт-Санлайт).
Лейтон получил образование в Институте Штеделя во Франкфурте-на-Майне и частным образом в Риме. Раннее признание пришло к нему в 1855 году, когда королева Виктория приобрела его картину «Мадонну Чимабуэ с триумфом проносят по улицам Флоренции», представленную на выставке Королевской академии. Современники отмечали его трудолюбие, тонкий вкус и умение соединять классику с эмоциональной выразительностью. Важным вкладом Лейтона в искусство стала также бронзовая скульптура «Атлет, борющийся с пифоном» (1874–1877, Дом-музей Лейтона, Лондон), открывшая новый этап в британской скульптуре.
Под влиянием французских и итальянских мастеров XVII века он выработал особое чувство цвета и композиции. В 1878 году Лейтон был избран президентом Королевской академии, а в 1896 году стал первым и единственным художником Великобритании, возведённым в пэры. Его картины широко репродуцировались и пользовались успехом не только у коллекционеров, но и у широкой публики. Среди британских художников XIX века, сочетавших живопись и пластические искусства, сравнимым с ним мастером можно назвать только сэра Эдвина Лэндсира (1802–1873), прославившегося анималистическими жанрами и бронзовыми львами на Трафальгарской площади.
Художественное образование
Лейтон родился в Скарборо (Йоркшир) в семье врача, служившего в своё время при российской императорской семье в Санкт-Петербурге. Отец обеспечил сыну серьёзное образование, позволяя заниматься искусством без материальных затруднений. Сам Лейтон вспоминал: “Мои родители окружили меня всеми средствами для обучения рисованию, но относились настороженно к мысли о карьере профессионального художника — они согласятся на неё лишь при условии, что я смогу стать в этом деле выдающимся”.
Обучение началось в 1840 году, когда он занимался рисованием в Риме. Позднее семья переехала в Берлин, где он посещал занятия Академии художеств. В 1843 году юношу отправили во Франкфурт-на-Майне, где он обучался в Институте Штеделя под руководством назарейца Эдуарда Якоба фон Штайнле (1810–1886). Зиму 1844 года Лейтон провёл во Флоренции, где окончательно решил посвятить себя искусству. Влияние назарейцев — немецких художников-романтиков, стремившихся возродить искренность и духовную красоту средневекового искусства, заметно отразилось на его вкусах и в дальнейшем сблизило его с английскими прерафаэлитами.
По возвращении в Англию Лейтон недолго посещал Университетский колледж Лондона, а затем снова продолжил обучение в Италии. Он свободно владел немецким, итальянским, французским и английским языками, что позволяло ему легко работать в международной художественной среде. Его первая значительная картина «Мадонну Чимабуэ с триумфом проносят по улицам Флоренции» (1855) вызвала сенсацию и была лично приобретена королевой Викторией. С этого момента главной задачей Лейтона стало воплощение в живописи гармонии и красоты, навеянной античностью и исторической традицией. Эта установка сближала его с Лоуренсом Альма-Тадемой, ещё одним выдающимся мастером античных композиций.
Зрелый период карьеры
Для дальнейшего развития Лейтон несколько лет жил в Париже. Этот этап обогатил его опыт: он изучал произведения французских и итальянских мастеров XVII века и выработал ещё более утончённую цветовую палитру. В Париже он работал на протяжении пяти лет и постепенно перешёл от эмоционально напряжённых сюжетов, таких как «Орфей и Эвридика» (1864, Дом-музей Лейтона, Лондон), к более спокойным композициям. В 1860 году художник вернулся в Лондон и оказался в кругу Прерафаэлитского братства, основанного Уильямом Хантом, Джоном Эвереттом Милле и Данте Габриэлем Россетти. Хотя Лейтон не принадлежал к числу основателей движения, его близость к их эстетическим устремлениям позволила ему занять прочное место в английской живописи второй половины XIX века.
В 1868 году он стал ассоциированным членом Королевской академии, а спустя десять лет возглавил её как президент. В этой должности Лейтон превратился в своеобразного «посла британского искусства», представляя его в Европе и создавая условия для развития новых поколений художников.
Скульптура
По примеру некоторых своих современников, в том числе Джорджа Фредерика Уоттса (1817–1904), Лейтон обратился к скульптуре. В 1877 году он представил в Королевской академии бронзовую фигуру «Атлет, борющийся с пифоном», которая стала важным событием в английском искусстве и обозначила отход от традиционного классицизма к более экспрессивным формам. Позднее он создал «Ленивца» (1886) и камерную работу «Напрасные тревоги» (1886) — лёгкую жанровую фигуру девушки, испуганно оборачивающейся на лягушку.
Его вклад в скульптуру оказался заметным на фоне ведущих европейских мастеров XIX века — Оноре Домье (1808–1879), Огюста Прео (1809–1879), Альфреда Стивенса (1817–1875), Жана-Батиста Карпо (1827–1875) и Фредерика-Огюста Бартольди (1834–1904).
Эстетическое движение
Лейтон также принадлежал к кругу эстетического движения, популярного в Великобритании в 1870‑х — 1880‑х годах. Это направление провозглашало самоценность красоты и искусства, осознаваемых без утилитарных задач. Девиз «искусство ради искусства» находил отражение в произведениях Джеймса Макнила Уистлера (1834–1903), Альберта Мура (1841–1893) и самого Лейтона.
Дом Лейтона
В 1864 году художник приобрёл участок на Холланд-Парк-Роуд в Лондоне и начал строительство особняка по проекту архитектора Джорджа Эйтчисона (1825–1910). Снаружи дом выглядел сдержанно, но интерьер поражал богатством отделки: золочёные мозаики, восточные фонтаны, персидские ковры, редкая керамика и образцы ориенталистской живописи. Особняк стал центром художественной и светской жизни: по воскресеньям Лейтон устраивал приёмы, на которых встречались художники, поэты, музыканты и представители аристократии. В его коллекции были картины старых мастеров — Тициана, Тинторетто, Энгра, Коро, Делакруа, а также произведения современников — Бёрн-Джонса, Милле, Уоттса, Джованни Косты. Здесь часто бывал и Джон Уильям Уотерхаус, впоследствии один из ведущих романтических живописцев своего времени.
Королевская академия
После смерти президента Королевской академии искусств сэра Фрэнсиса Гранта в 1878 году Лейтон был избран его преемником. Он занимал этот пост до конца жизни и воспринимался как официальное лицо британского искусства. Не вступая в брак и не заводя романов, он посвятил себя полностью работе и общественным обязанностям. После его смерти дом был передан местному совету. На реставрацию здания в последующем ушло около 1,6 миллиона фунтов стерлингов, и в апреле 2010 года музей вновь открылся после капитального ремонта.
Сэр Фредерик Лейтон умер в январе 1896 года, вскоре после того, как был возведён в пэры, и был похоронен в соборе Святого Павла в Лондоне. Кроме живописных полотен и скульптур он оставил множество рисунков, этюдов и восковых моделей. Его произведения находятся в крупнейших художественных собраниях Великобритании, включая Королевскую академию и музейный комплекс «Дом Лейтона».
Художественный стиль и техника
Художественный стиль Лейтона соединял строгую дисциплину академической школы и стремление к поэтической гармонии в духе античности. Он следовал идеалам классического искусства, уделяя внимание пропорциям, пластике и чистоте линий, но при этом его полотна отличались яркой колористической насыщенностью и эмоциональной теплотой. Его самая известная работа, «Пылающий июнь» (ок. 1895), является ярким примером его мастерства в изображении драпировок и передаче чувственной атмосферы.
Лейтон был известен своим чрезвычайно тщательным подходом к работе. Для каждой крупной картины он создавал многочисленные подготовительные рисунки: от общих композиционных набросков до детальных штудий отдельных фигур, драпировок и элементов фона. Часто он лепил небольшие восковые или глиняные модели (макеты), чтобы изучить распределение света и тени на фигурах, прежде чем переносить их на холст. Такой скрупулёзный процесс позволял ему достигать высокой степени точности и гармонии в финальном произведении.
В отличие от прерафаэлитов, чьё внимание было сосредоточено на детализированной фактуре, символике и религиозно-мифологических темах, Лейтон был ближе к классическому идеалу. Для него были важны ясность композиции, эстетическая цельность и обобщённость формы. Его картины часто трактовались как «музыкальные поэмы в цвете», где каждая фигура подчинена ритму и гармонии целого.
От представителей эстетического движения, таких как Джеймс Макнил Уистлер или Альберт Мур, Лейтона отличала большая монументальность. Для эстетов красота часто существовала сама по себе, без сюжетной нагрузки, тогда как Лейтон связывал её с возвышенными мифологическими образами и историческими аллюзиями. Это сочетание строгости и чувственности сделало его творчество уникальным и позволило ему занять особое место среди мастеров викторианской эпохи.
Наследие
Лейтон стоит у истоков синтеза трёх направлений — академизма, прерафаэлитизма и эстетизма. Он вобрал элементы каждого, но не растворился в них, а создал собственный художественный язык, понятный как знатокам, так и широкой публике. После его смерти, с приходом модернизма, викторианское искусство и академическая живопись вышли из моды, и репутация Лейтона, как и многих его современников, на время померкла. Однако во второй половине XX века произошла переоценка искусства викторианской эпохи, и творчество Лейтона вновь привлекло внимание искусствоведов и ценителей, вернув ему статус одного из величайших британских художников своего времени.
- Выставка анатомических рисунков Леонардо Да Винчи
- Кем была модель Лейтона для картины «Пылающий июнь»? Она изображена на одной из самых известных картин в мире - и всё же остаётся загадкой
- «Уродливая любовь» Коллин Гувер, краткое содержание
- Музыкальный диалог в ностальгической этнодеревне
- Назарейцы: немецкие католические художники
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?