Георг Базелиц:
немецкий художник-неоэкспрессионист читать ~4 мин.
Немецкий художник, график и скульптор Георг Базелиц (нем. Georg Baselitz; урождённый Ханс-Георг Керн, род. 23 января 1938) родился в Дойчбазелице, Германия. Он экспериментировал с абстрактным искусством и ташизмом, прежде чем нашёл собственный стиль в неоэкспрессионизме. Раннюю известность ему принесло сенсационное авангардное искусство. Его картина «Большая ночь насмарку» (1962–1963, Музей Людвига, Кёльн) была конфискована полицией на первой персональной выставке в Берлине в 1963 году. Традиционные немецкие мотивы, включая образы лесорубов, стали постоянной темой его работ. В 1969 году Базелиц разработал свой узнаваемый стиль современного искусства, который сохраняется в его живописи и сегодня. Он начал писать картины с перевёрнутыми сюжетами, исходя из идеи, что формальная структура живописи важнее самого изображаемого объекта. В 1980-е годы Базелиц обратился к скульптуре, а его «Модель для скульптуры» (1980, Музей Людвига) была представлена на Венецианской биеннале. Сегодня он считается одним из ведущих современных художников Германии, хотя некоторые арт-критики считают, что его недавние работы («ремиксы») свидетельствуют о снижении творческой силы.
Ранняя карьера
Базелиц родился как Ханс-Георг Керн в Дойчбазелице, Саксония. Он рос среди руин послевоенной Германии, и тема разрушения стала одной из центральных в его творчестве. Рано проявив интерес к искусству, к 15 годам он уже писал портреты и религиозные сюжеты. В 1956 году был принят в Высшую школу изобразительных и прикладных искусств в Восточном Берлине. Там он учился у Вальтера Вомаки, известного своими витражами и мозаиками, и Герберта Беренса-Ханглера. Спустя два семестра его исключили за «общественно-политическую незрелость». В 1957 году Базелиц переехал в Западный Берлин и поступил в местную Высшую школу искусств. Там доминировали информель (европейский вариант абстрактного экспрессионизма) и его ответвление — ташизм. Художник изучал труды Казимира Малевича, Василия Кандинского и Эрнста-Вильгельма Ная. Однако чистая абстракция показалась ему бесперспективной. В 1961 году он взял псевдоним «Базелиц» в честь родного города.
Скандальная известность и «Герои»
В 1961 году Базелиц и его друг Ойген Шёнебек опубликовали манифест «Пандемониум», в котором отвергали как абстракцию, так и социалистический реализм. Они призывали к новому искусству, способному выразить травматический опыт своего поколения. В 1963 году на своей первой персональной выставке Базелиц представил картину «Большая ночь насмарку», изображавшую фигуру с гипертрофированным фаллосом. Работа была конфискована властями за непристойность. В середине 1960-х он создал серию работ, известную как «Герои» (Heldenbilder). На таких полотнах, как «Большие друзья» (1965, Музей Людвига), изображены не триумфаторы, а уязвимые, измождённые фигуры в разорванной одежде, стоящие посреди руин. Эти образы символизировали растерянность и хрупкость послевоенного поколения немцев. В 1965 году художник получил стипендию для обучения во Флоренции, где изучал приёмы маньеристов.
Перевёрнутые картины
В 1969 году Базелиц нашёл уникальный стиль станковой живописи, который сделал его знаменитым. Он начал писать сюжеты вверх ногами, как, например, в картине «Лес вверх дном» (1969, Музей Людвига). Это был его способ заставить зрителя воспринимать не сюжет, а саму живопись — цвет, фактуру, композицию. Художник стремился освободить изображение от его повествовательного содержания, не уходя при этом в полную абстракцию. Такую же технику он применял в рисунках, гравюрах на дереве и офортах. Не все восприняли новаторство положительно — скептики считали перевёрнутые работы скорее трюком, чем концепцией с глубоким философским обоснованием.
Скульптура
К концу 1970-х Базелиц тайно начал работать над своей первой деревянной скульптурой. Его «Модель для скульптуры» (1979) была представлена на Венецианской биеннале 1980 года и вызвала новый скандал. Грубо вырезанная из дерева сидящая фигура с поднятой рукой была воспринята как аллюзия на нацистское приветствие, хотя сам художник это отрицал. Подобно экспрессионисту Эрнсту Людвигу Кирхнеру, Базелиц вдохновлялся архаичной мощью африканского искусства. Он намеренно работал с деревом грубо, используя топор и бензопилу, чтобы сохранить в материале энергию и первобытную силу. Позднее он создал монументальную серию «Женщины Дрездена» (1990), посвящённую памяти жертв бомбардировки города во Второй мировой войне.
Поздний период и «Ремиксы»
Со временем скандалы вокруг творчества Базелица утихли. Он был признан одним из ведущих немецких неоэкспрессионистов и одним из самых влиятельных живописцев конца XX века. Его позднее творчество включает серию «ремиксов», в которых он переосмысливает собственные ранние работы, создавая их новые версии в более свободной и быстрой манере. Это позволяет ему заново взглянуть на свой творческий путь. Однако некоторые критики считают, что эти картины свидетельствуют о снижении его творческой мощи. Неоэкспрессионистские картины Георга Базелица можно увидеть в ведущих художественных музеях мира.
Другие немецкие неоэкспрессионисты
Среди других немецких постмодернистов, работавших в стиле неоэкспрессионизма: Герхард Рихтер (р. 1932), А. Р. Пенк (Ральф Винклер; 1939–2017), Маркус Люперц (р. 1941), Ансельм Кифер (р. 1945), Йорг Иммендорфф (1945–2007), Райнер Феттинг (р. 1949), Бернд Коберлинг (р. 1938) и Бернд Циммер (р. 1948).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?