Джорджо де Кирико:
сюрреалистический художник, основатель метафизической школы читать ~7 мин.
Джорджо де Кирико (итал. Giorgio de Chirico) — один из самых значительных итальянских художников XX века. Совместно с Карло Карра он основал школу метафизической живописи («la scuola metafisica») после Первой мировой войны.
Его тревожные полотна с пустынными итальянскими площадями оказали огромное влияние на искусство 1920-х годов, в особенности на сюрреализм, ведущим теоретиком которого был Андре Бретон. Хотя поздние работы художника не достигли той же пронзительной оригинальности, его репутация как фигуры, повлиявшей на сюрреалистов и всё искусство XX века, остаётся неоспоримой.
Среди самых известных картин де Кирико: «Неуверенность поэта» (1913, галерея Тейт, Лондон), «Красная башня» (1913, коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция), «Загадка и меланхолия улицы» (1914, частная коллекция), «Песнь любви» (1914, Музей современного искусства (MoMA), Нью-Йорк), «Метафизический интерьер с большой фабрикой» (1916, Государственная галерея, Штутгарт) и «Тревожные музы» (1917, коллекция Джанни Маттиоли, Милан).
Для анализа работ метафизических художников, таких как де Кирико, см.: Анализ современных картин (1800-2000).
Ранние годы
Джорджо де Кирико родился в греческом городе Волос в семье сицилийца и генуэзки. Он начал изучать искусство в Афинах в 1900 году. В 1906 году его семья переехала в Мюнхен, где де Кирико поступил в Академию изящных искусств. Там он попал под влияние немецких философов XIX века, таких как Ницше и Шопенгауэр.
На него также повлияли работы немецкого художника-символиста Арнольда Бёклина (1827–1901) и мрачные офорты Макса Клингера (1857–1920). Это побудило его отказаться от натурализма и сосредоточиться на поэтических, фантастических и визионерских темах. В 1909 году семья переехала в Милан, где де Кирико создал несколько произведений мифологической живописи, вдохновлённых творчеством Бёклина.
Ранние картины и переезд в Париж
Первые характерные работы де Кирико относятся к 1910–1911 годам. Страдая от болезни и депрессии, находясь под впечатлением от трудов Ницше и ностальгических воспоминаний об Италии и Греции, он начал изображать загадочный и тревожный мир. Этот мир был для него так же реален, как и повседневный.
В начале 1910 года художник переехал во Флоренцию. Там, после озарения на площади Санта-Кроче, он создал первую работу из серии «Метафизические городские площади» — «Загадка осеннего полудня». Другой известной флорентийской работой стала «Загадка оракула». Летом 1911 года де Кирико отправился в Париж, по пути остановившись в Турине — городе Ницше, чьи аркады и пустынные площади произвели на него глубокое впечатление.
Прибыв во французскую столицу в июле 1911 года, он воссоединился со своим братом Андреа, который познакомил его с Пьером Лапрадом, членом жюри «Осеннего салона». Там художник выставил картины «Загадка осеннего полдня» (1910), «Загадка оракула» (1910) и «Автопортрет» (1911). В 1913 году его работы, показанные в «Осеннем салоне» и «Салоне Независимых», привлекли внимание Пабло Пикассо и влиятельного критика Гийома Аполлинера (1880–1918).
Это привело к его первой продаже — картины «Неуверенность поэта» (1913, галерея Тейт, Лондон). В этой работе де Кирико создал тревожное, загадочное настроение с помощью образов застывшего мгновения и безмолвия. Время кажется неопределённым, пространство — бесконечным, а линейная перспектива нарушена. Объекты сопоставлены иррационально. Странность усиливается почти наивной ясностью стиля.
Полотна художника порой вызывают агорафобию, порой — клаустрофобию, они наполнены напряжением и скрытой угрозой. Через кажущийся подсознательным символизм башен, аркад и поездов они передают чувства паники и фрустрации. В следующем году, благодаря Аполлинеру, де Кирико заключил контракт с арт-дилером Полем Гийомом.
Школа метафизической живописи
С началом Первой мировой войны де Кирико вернулся в Италию и был призван в армию. По состоянию здоровья его определили в военный госпиталь в Ферраре, где он продолжал заниматься живописью. В его работах того времени стало заметно влияние кубизма, что проявилось в уплощении пространства, использовании элементов коллажа и изображении абстрактных математических инструментов.
В январе 1917 года, после нервного срыва, он познакомился с художником Карло Карра (1881–1966) и основал вместе с ним школу «La Scuola Metafisica». Её принципы, изложенные в книге Карра «Pittura Metafisica» (1919), представляли собой осмысление тех идей, которые де Кирико развивал с 1910–1911 годов. Хотя проект был недолгим и дуэт распался в 1919 году из-за разногласий, движение привлекло внимание к его концепции поэтической живописи.
Ключевыми элементами метафизических картин стали пустынные городские пейзажи, длинные, искажённые тени, античные статуи и безликие манекены. Де Кирико сочетал эти мотивы в иррациональных комбинациях, создавая атмосферу сна, застывшего времени и экзистенциальной тревоги. Использование резких контрастов света и тени, а также нарушенной перспективы усиливало ощущение нереальности происходящего.
Творчество де Кирико оказало глубокое влияние на сюрреалистов, таких как Сальвадор Дали (1904–1989), Макс Эрнст (1891–1976), Рене Магритт (1898–1967), Поль Дельво (1897–1994) и Ив Танги (1900–1955). В конце 1920-х годов, когда сюрреализм стал доминирующим направлением, международная репутация художника укрепилась, хотя и основывалась преимущественно на его работах, созданных до 1920 года.
Возвращение к классическим традициям
После 1917 года, когда был написан шедевр «Тревожные музы» (коллекция Джанни Маттиоли, Милан), работы де Кирико стали менее известными. Тем не менее в 1919 году он создал ряд примечательных натюрмортов и портретов, а его творчество начало широко выставляться по всей Европе.
В 1919 году он переехал в Рим, где отошёл от метафизических образов и сосредоточился на изучении техники живописи. Осенью того же года в журнале «Valori Plastici» он опубликовал статью «Возвращение к ремеслу». В ней он призывал вернуться к традиционным методам и иконографии в духе старых мастеров, таких как Рафаэль и Синьорелли. Художник стал ярым противником современного искусства. С тех пор, когда он возвращался к своей ранней манере, он создавал лишь копии или стилизации (пастиши).
Коллега де Кирико по «La Scuola Metafisica», Карло Карра, также обратился к живописи, основанной на традициях Возрождения. Примером может служить его натюрморт «Пьяный джентльмен» (1916, частная коллекция).
Резкий отход де Кирико от авангарда вызвал гнев сюрреалистов, которые ранее превозносили его как своего предтечу. Андре Бретон и его соратники обвинили художника в предательстве собственных идеалов и коммерциализации искусства. Конфликт достиг апогея, когда сюрреалисты демонстративно исключили его из своего круга и подвергли публичной критике, назвав его поздние работы академичными и безжизненными.
В 1924 году де Кирико женился на русской балерине Раисе Гуревич и переехал в Париж. В 1928 году состоялась его первая персональная выставка в Нью-Йорке, а затем и в Лондоне. В 1929 году он ненадолго вернулся к образной силе своего раннего творчества в необычном романе «Hebdomeros». В следующем году он познакомился с Изабеллой Пакшвер Фар, ставшей его второй женой. Вместе с ней он вернулся в Италию, где прожил до конца своих дней.
Поздние картины
Де Кирико продолжал работать в различных классических стилях (включая необарокко) почти полвека, до самой своей смерти в Риме в возрасте 89 лет. Однако эти произведения так и не снискали той же славы, что и его ранний метафизический период. Художник глубоко сожалел об этом, считая своё позднее творчество значительно более совершенным. В 1974 году, за четыре года до смерти, он был избран членом Французской академии изящных искусств.
Репутация и наследие
Метафизическое искусство де Кирико оказало значительное влияние на художников-современников и последующие поколения. В частности, французский художник Ив Танги (1900–1955) утверждал, что решил стать живописцем в 1923 году, увидев картину де Кирико в витрине галереи, хотя до этого никогда не держал кисти в руках. Среди других мастеров, признававших влияние де Кирико, были итальянцы Карло Карра и Джорджо Моранди, абстрактный экспрессионист Филипп Гастон, а также сюрреалисты Макс Эрнст, Сальвадор Дали и Рене Магритт.
Коллекции
Сегодня Джорджо де Кирико считается одним из выдающихся художников XX века. Его работы представлены во многих ведущих музеях мира, в частности в галерее Тейт в Лондоне, Музее современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке и коллекции Пегги Гуггенхайм в Венеции. Картины художника также находятся в ряде престижных частных коллекций.
- Метафизическая живопись (Pittura Metafisica)
- В Москве открылся фестиваль нового итальянского кино «N.I.C.E»
- Символизм - обоснование в модерне
- Символизм в русской поэзии начала XX века
- «Инь-ян. Концептуально». Андрей Ефи
- «Там розы голубые…» к 140-летию художника-символиста Павла Кузнецова
- Гюстав Моро, французский художник-символист
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?