Наталья Гончарова:
изобретатель лучизма (вместе с Ларионовым) читать ~6 мин.
Наталья Гончарова была одной из ключевых фигур в русском искусстве начала XX века и сегодня является одной из самых дорогих русских художниц в истории. Неординарная личность, эпатировавшая Москву открытым сожительством с художником-авангардистом Михаилом Ларионовым, она известна своим авангардным искусством, которое во многом опиралось на традиции русской иконописи и другие формы примитивного искусства. Гончарова покинула Россию в 1915 году и провела оставшуюся часть жизни в Женеве и Париже, где, в частности, создавала эскизы декораций и костюмов для «Русских балетов» Сергея Дягилева.
Внучатая племянница Натальи Николаевны Гончаровой, в замужестве Пушкиной — жены Александра Пушкина, — Гончарова-художница развивалась под влиянием двух основных сил. Её увлекало современное искусство, в том числе творчество художников «Парижской школы» и группы «Der Blaue Reiter», что нашло отражение в её интерпретациях футуризма и кубофутуризма. Одновременно она питала глубокий интерес к традиционному русскому народному искусству, средневековой живописи и другим аутентичным артефактам. На её знаковой персональной выставке 1913 года примитивистские работы соседствовали с модернистскими полотнами. Несмотря на то что художница умерла в бедности, сегодня её картины продаются за многомиллионные суммы.
Ранняя жизнь и образование
Наталья Гончарова родилась в состоятельной семье в селе Нагаево Тульской губернии. После окончания гимназии она переехала в Москву и поступила на скульптурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1898–1902). Там она проучилась менее четырёх лет из десяти положенных и встретила своего спутника жизни — художника Михаила Ларионова. Под его влиянием она оставила скульптуру ради живописи, освоила рисунок пастелью, акварель и масляные краски. В 1904 году Гончарова начала выставлять свои работы в Москве, а двумя годами позже уже участвовала в организованной Сергеем Дягилевым выставке русского искусства в Париже в рамках «Осеннего салона».
Влияние французского авангарда
Примерно с 1907–1908 годов, после знакомства с импрессионизмом, Гончарову увлекла новейшая французская живопись, в частности работы Поля Сезанна, Поля Гогена, Анри Матисса и Тулуз-Лотрека. Особое влияние на неё оказали цветовые решения фовистов. С этими стилями она познакомилась на выставке группы русских художников «Голубая роза» в Москве в 1907 году. Однако, перенимая стилистические приёмы европейского модернизма, Гончарова в большей степени интересовалась первоисточниками, вдохновлявшими современных художников, — в первую очередь, различными формами примитивного искусства.
Гончарову особенно привлекали русское народное творчество, иконы и лубки. Она регулярно использовала эти мотивы в качестве источников вдохновения для своих работ, таких как «Мадонна с младенцем» (1905–1907), «Благовещение» (1909), «Архангел Михаил» (1910), «Евангелисты» (1910–1911) и «Крестьяне» (1911). Произведения Гончаровой в этом стиле вскоре получили название «неопримитивизм». Кроме французской живописи и русского фольклора, художница испытала и влияние русского символизма, представленного мастерами «Голубой розы».
«Бубновый валет» и «Ослиный хвост»
В 1910 году Гончарова и Ларионов вместе с Казимиром Малевичем, русскими эмигрантами Алексеем фон Явленским и Василием Кандинским, а также французскими кубистами Альбером Глейзесом и Анри Ле Фоконье основали объединение современных художников «Бубновый валет» для выставки своих модернистских экспрессионистских картин. Однако уже в 1911 году из-за творческих разногласий с Давидом Бурлюком Гончарова и Ларионов покинули группу и организовали собственную знаковую выставку дореволюционного авангарда — «Ослиный хвост». В том же году Гончарова присоединилась к мюнхенской группе немецкого экспрессионизма «Der Blaue Reiter» («Синий всадник»), действовавшей в 1911–1914 годах.
Кубизм и футуризм
В 1912–1914 годах Гончарова активно участвовала в авангардных мероприятиях. Она создавала иллюстрации для футуристических книг, участвовала в театральных постановках с Владимиром Маяковским и даже снялась в фильме «Драма в кабаре футуристов № 13» (1913). Как и её соратники Казимир Малевич, Любовь Попова и Владимир Татлин, она познакомилась с кубизмом в Париже и начала применять его приёмы в своих работах.
Это хорошо видно на полотне «Стирка» (1912), где Гончарова использует характерный для кубизма приём совмещения нескольких точек зрения и вводит фрагменты слов, чтобы подчеркнуть плоскостность холста. Она также была знакома с итальянским футуризмом. Своё творчество в этом направлении Гончарова и её русские коллеги называли «кубофутуризмом», чтобы дистанцироваться от парижских источников. Ярким примером её футуристических работ является картина «Велосипедист» (1912–1913).
Лучизм
Гончарова и Ларионов разработали собственный стиль абстрактного искусства — «лучизм». Этот красочный, линейный стиль был представлен ими в 1913 году на выставке «Мишень» в Москве. Объекты в нём изображаются с помощью пересекающихся линий, которые Ларионов описывал как «отражённые лучи света». Эти лучи дробили форму предметов, создавая эффект, близкий к абстракции. Хотя лучизм был уникальным стилем Гончаровой и Ларионова, он перекликался с работами немецкого экспрессиониста Франца Марка.
Отъезд из России и жизнь в Париже
В 1914 году Гончарова отправилась в Париж для работы над театральными эскизами для «Русских балетов» — Дягилев заказал ей оформление постановки «Золотой петушок». С началом Первой мировой войны она была вынуждена вернуться в Россию, но в 1915 году они с Ларионовым уехали из страны и присоединились к Дягилеву в Женеве, где продолжили разрабатывать костюмы и декорации.
С этого момента художники практически отказались от станковой живописи, сосредоточившись на театральном дизайне. После революции 1917 года они поселились в Париже, где работали для Дягилева вплоть до его смерти в 1929 году.
После смерти импресарио Гончарова и Ларионов лишились постоянной работы и столкнулись с финансовыми трудностями. Единственный доход им приносили редкие заказы на театральные декорации, которые они получали благодаря прошлому сотрудничеству с Дягилевым. Кроме того, Гончарова подрабатывала книжной иллюстрацией.
В 1938 году они получили французское гражданство и оставались в Париже на протяжении всей Второй мировой войны. Послевоенная жизнь оказалась ещё тяжелее. Заказы были редки, и пара была вынуждена продавать картины из своей личной коллекции. В 1950 году Ларионов перенёс инсульт, который положил конец его творческой деятельности. В июне 1955 года, прожив вместе более полувека, они официально вступили в брак.
Последние годы
Последние годы жизни Гончаровой были отмечены новым творческим подъёмом, вдохновлённым, в частности, запуском первого советского Спутника в 1957 году. Однако в это же время она тяжело болела: художница страдала от артрита, а затем у неё диагностировали рак. Она умерла в октябре 1962 года и была похоронена на кладбище в Иври-сюр-Сен, где два года спустя был похоронен и Михаил Ларионов.
Несмотря на добровольное изгнание, Гончарова считается одной из самых влиятельных русских художниц начала XX века. В июне 2007 года её работа «Сбор яблок» (1909) была продана на аукционе Christie’s за 9,8 миллиона долларов, установив на тот момент ценовой рекорд для произведений художниц. В 2008 году её натюрморт «Цветы» (1912) ушёл с молотка за 10,8 миллиона долларов, а в 2010 году картина «Эспаньолка» (1916) была продана за 6,4 миллиона фунтов стерлингов.
См. также: Самые дорогие картины, Топ-10.
Картины Гончаровой можно увидеть во многих ведущих художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?