Наталья Гончарова:
изобретатель лучизма (вместе с Ларионовым) читать ~6 мин.
Наталья Гончарова была влиятельной фигурой в русском искусстве начала XX века, и сейчас является одной из самых дорогостоящих русских художников в истории. Неоднозначная фигура, скандализировавшая Москву своим открытым сожительством с художником-модернистом Михаилом Ларионовым, она известна своим авангардным искусством, в котором много заимствовано из русской иконописи и других форм примитивного искусства. Она покинула Россию в 1915 году, проведя остаток своей карьеры в Женеве и Париже, где она предоставила эскизы сцен Сергею Дягилеву для его Ballets Russes.
Внучатая племянница Натальи Пушкиной, жены Александра Пушкина, Гончарова развивалась как художник под влиянием тяги к современному искусству (вдохновлённая художниками из Парижской школы, и Der Blaue Reiter, что нашло своё выражение в её собственных интерпретациях футуризма, кубофутуризма), а также, довольно запутанно, к традиционному русскому народному искусству (вдохновлённому русской средневековой живописью и другими традиционными артефактами). На её главной персональной выставке в 1913 году её русские работы в примитивном стиле были представлены бок о бок с её более модернистскими картинами. Хотя она умерла в бедности, её картины сегодня продаются за многомиллионные суммы.
Ранняя жизнь и образование
Наталья Гончарова родилась в зажиточной семье в селе Нагаево, недалеко от Тулы в провинциальной России. После окончания школы она переехала в Москву, чтобы изучать скульптуру в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1898-1902), где она проучилась менее четырёх лет – вместо обычных десяти лет – а также встретила своего спутника жизни, художника Михаила Ларионова. Отказавшись от скульптуры в пользу живописи – у Ларионова она освоила рисунок пастелью, а также акварель и масло – Гончарова начала выставляться в Москве в 1904 году. Два года спустя она приняла участие в выставке русского искусства Сергея Дягилева в Париже.
Влияние французского авангарда
Примерно с 1907-8 годов, после первого знакомства с импрессионизмом, Гончарова увлеклась гипермодернистской французской живописью, в частности, работами Поля Сезанна, Поля Гогена, Анри Матисса, Пьера Боннара и Тулуз-Лотрека. Особое влияние на неё оказал цвет, который использовали приверженцы фовизма. С этими современными стилями она познакомилась на одной из первых выставок, организованных группой русских художников «Голубая роза» в Москве в 1908 году. Хотя она тоже переняла стилистические особенности современной европейской живописи, её больше интересовало то, что вдохновляло современных художников (не в последнюю очередь так называемые примитивные формы искусства).
Гончарова была особенно увлечена русским народным искусством, иконами и народными гравюрами (известными как лубки). И действительно, она регулярно использовала иконы и лубки в качестве источников вдохновения для своих собственных работ, таких как Мадонна с младенцем (1905-07), Благовещение (1909), Архангел Михаил (1910), Евангелисты (1910-11) и Крестьяне (1911). Работы Гончаровой в этом стиле вскоре были названы «неопримитивизмом». Кроме французской живописи и русского народного творчества, Гончарова испытала влияние русского символизма, который исповедовали художники «Голубой розы».
Бубновая группа, выставка «Ослиный хвост»
В 1910 году Гончарова и Ларионов присоединились к Казимиру Малевичу, а также русским эмигрантам Алексею фон Явленскому и Василию Кандинскому, вместе с французскими кубистами Альбером Глейзесом и Анри Ле Фоконье создали объединение современных художников, известное как «Бубновый валет» (Бубновый валет), чтобы выставлять свои модернистские экспрессионистские картины. Однако в 1911 году, после разногласий в группе между Гончаровой и Давидом Бурлюком (1882-1967), Гончарова и Ларионов ушли, чтобы организовать важную выставку дореволюционного русского авангардного искусства, известную как Ослиный хвост (Ослиный Хвост). В том же году Гончарова присоединилась к группе немецкого экспрессионизма, известной как Der Blaue Reiter («Синий всадник»), которая в период (1911-14) была сосредоточена в Мюнхене.
Кубизм, футуризм
В период с 1912 по 1914 год Гончарова участвовала в ряде авангардных мероприятий. В 1913 году, например, она участвовала в театральных постановках вместе с Владимиром Маяковским и даже снималась в кино. Вместе с другими членами группы русских футуристов она также создавала иллюстрации для экспериментальных книжных изданий. Как и её коллеги-художники Казимир Малевич (1878-1935), Любовь Попова (1889-1924) и Владимир Татлин (1885-1953), она была знакома с кубизмом в Париже и ввела кубистские приёмы в свои работы.
Это видно на полотне «Стирка» (1912), где Гончарова использует множественную точку зрения кубистского натюрморта и одновременно вводит фрагменты слов, чтобы намекнуть на тему картины и подчеркнуть плоскостность холста. Она также была знакома с итальянским футуризмом. Гончарова и её русские коллеги называли свою работу «кубофутуризмом», чтобы отличить её от парижских источников. Известным примером её футуристической работы является «Велосипедист» (1912-13).
Лучизм
Гончарова и Ларионов также разработали новый стиль абстрактного искусства, известный как «Лучизм». В этом красочном, линейном стиле, который они представили в 1913 году на Целевой выставке в Москве, объекты изображаются с помощью серии пересекающихся линий, проходящих через всю поверхность картины. Эти линии, описанные как “отражённые лучи света”, разбивают внешний вид предметов и таким образом становятся почти абстрактными. Хотя лучизм, безусловно, был стилем, присущим только Гончаровой и Ларионову, он также напоминал работы немецкого художника-экспрессиониста Франца Марка.
Покидает Россию, поселяется в Париже
В 1914 году Гончарова отправляется в Париж, чтобы создать театральные эскизы для Русского балета – Дягилев заказал ей эскизы для своей постановки Le Coq d’Or (1914). С началом Первой мировой войны в 1914 году она была вынуждена вернуться в Россию, но в 1915 году вместе с Ларионовым присоединилась к Дягилеву в Женеве (Швейцария), где они начали разрабатывать балетные костюмы и декорации.
С этого момента они практически отказались от станковой живописи, чтобы сосредоточиться на театральном дизайне. После русской революции 1917 года она и её партнёр поселились в Париже, где продолжали работать над дизайном для Дягилева вплоть до его смерти в 1929 году.
После смерти Дягилева Гончарова и Ларионов не имели постоянной работы и испытывали острую нехватку денег. Единственный доход им приносили заказы на театральные декорации, полученные благодаря их предыдущему сотрудничеству с Дягилевым. Кроме того, Гончарова подрабатывала книжной иллюстрацией.
В 1938 году они стали гражданами Франции и оставались в Париже на протяжении всей войны. Послевоенная жизнь оказалась ещё тяжелее. Заказы были редки, и они были вынуждены продавать картины из своей личной коллекции, чтобы выжить. В 1950 году Ларионов перенёс тяжёлый инсульт, который положил конец его карьере и добавил новых проблем в их жизнь. В июне 1955 года, возможно, помня о своей смертности, они поженились, прожив вместе более полувека.
Последние годы
Хотя последние несколько лет её жизни были отмечены новым всплеском творчества, вызванным успехом Советского Союза в запуске первого Спутника, в 1957 году, она сильно страдала от артрита и в конце концов заболела раком. Она умерла в октябре 1962 года и была похоронена на кладбище Иври, где два года спустя к ней присоединился её спутник на всю жизнь Михаил Ларионов.
Несмотря на самоизгнание из родной России, Гончарова считается одной из самых влиятельных русских художниц начала XX века. Это подтвердилось в июне 2007 года, когда её работа 1909 года «Сбор яблок» была продана на аукционе Christie’s за 9,8 миллиона долларов, установив рекорд для любой женщины-художника. В 2008 году её натюрморт 1912 года «Цветы» был продан за 10,8 миллиона долларов. В 2010 году её работа «Эспаньолка» (1916) была продана за 6,4 миллиона фунтов стерлингов.
См. также: Самые дорогие картины, Топ-10.
Картины Гончаровой можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?