Хуан Миро:
испанский художник-абстракционист, сюрреалист читать ~7 мин.
Один из величайших современных художников и влиятельная фигура в испанской живописи XX века, каталонский художник, скульптор, гравёр, керамист и дизайнер Хуан Миро был почти так же плодовит, как и его старший соотечественник Пабло Пикассо (1881–1973). Миро работал в стилях магического реализма и сюрреализма. Он известен своим экспериментальным абстрактным искусством с использованием простых, сновидческих форм, а также применением художественного автоматизма. Будучи преданным своей профессии, Миро продолжал работать до конца жизни, занимаясь даже витражами в восьмидесятилетнем возрасте. Он решительно выступал против традиционных концепций живописи, которые считал слишком буржуазными, и искал новый художественный язык, свободный от условностей. Миро — одна из ключевых фигур в истории современного искусства, и многие из его картин доступны в виде принтов и плакатов.
Биография
Хуан Миро родился в Барселоне. С 1907 по 1910 год по настоянию родителей он посещал бизнес-школу и параллельно учился в Школе изящных искусств Ла Лонха. В 1911 году, заболев тифом, он поправлял здоровье в Монтройге, где находился загородный дом его семьи. Позже это место стало для него любимым для ежегодного отдыха. С 1912 по 1915 год Миро учился в художественной школе Франсиско Гали в Барселоне, а в 1918 году в галерее Далмау прошла его первая персональная выставка.
Хотя Барселона привлекала художников (здесь Миро познакомился с Франсисом Пикабиа), центром мирового искусства оставался Париж. Молодого художника всё больше влекло к Парижской школе и авангардистам. В 1919 году он впервые приехал в Париж, где познакомился и подружился с Пикассо, изучал кубизм, проявлял интерес к дадаизму и пробовал себя в магическом реализме.
Париж
В 1920 году Миро переехал в Париж и выработал привычку проводить зимы там, а лето — в Монтройге. Одной из важнейших работ этого периода стала картина «Ферма» (1921–1922), над которой он трудился по семь часов в день в течение девяти месяцев. Это произведение, выполненное в жанре, который сам художник называл «поэтическим реализмом», отличается детальной прорисовкой объектов. Картина была куплена Эрнестом Хемингуэем и знаменовала завершение этапа магического реализма в творчестве Миро.
Сюрреализм
В 1924 году Миро примкнул к группе художников-сюрреалистов и в 1925 году принял участие в их первой выставке в парижской галерее Пьер. Его картины стали более фантасмагоричными. Он был одним из первых, кто начал использовать автоматическое рисование, чтобы освободиться от традиционных техник, став, наряду с Андре Массоном, пионером сюрреализма. Яркими примерами его сюрреалистического искусства стали «Обработанное поле» (1924) и «Карнавал Арлекина» (1924).
На протяжении всей жизни Миро оставался верен главному принципу сюрреализма — освобождению творческой энергии подсознания от оков логики и разума. Андре Бретон, лидер движения, называл его «самым сюрреалистичным из всех нас».
В 1926 году Миро совместно с Максом Эрнстом создал декорации и костюмы для «Русских балетов» Сергея Дягилева. Именно с помощью Миро Макс Эрнст впервые применил в масляной живописи технику граттажа.
В 1928 году художник посетил Нидерланды. Вдохновившись работами голландских мастеров XVII века, он создал серию картин «Голландские интерьеры» (1928). В последующие годы состоялись его персональные выставки в Париже, Нью-Йорке и Лондоне.
Летом 1934 года Миро создал серию работ, известную как «Дикие картины» (`Peintures Sauvages`), в которой изобразил искажённые биоморфные формы. Эти гротескные фигуры, подобно образам в «Гернике» Пикассо, стали метафорой одичания человека. Оба художника участвовали в оформлении Испанского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, создавая антивоенные произведения.
Вторая мировая война
С началом Второй мировой войны Миро переехал в нормандскую деревню Варанжвиль-сюр-Мер, но после вторжения немецких войск был вынужден вернуться в Испанию. Его художественным ответом на войну стала серия из 23 небольших картин «Созвездия», выполненных гуашью и маслом. Пример этой серии — «Созвездие: Пробуждение ранним утром» (1941). Внешне игривые, эти работы на самом деле отражали стремление уйти от жестокости и ужасов войны. В 1945 году их показали в Нью-Йорке.
К этому времени Миро уже был всемирно признанным художником. В 1944 году он начал заниматься керамикой, сотрудничая с мастером Жоаном Гарди Артигасом, а затем и скульптурой. В 1947 году он впервые посетил США, где создал большую фреску для отеля Terrace Hilton в Цинциннати.
Вернувшись в Барселону в конце 1940-х годов, Миро регулярно бывал в Париже, чтобы совершенствовать свои навыки в гравюре. Его сотрудничество со студией Mourlot Studios привело к созданию более тысячи литографий. Он занялся гравюрой, чтобы сделать своё искусство доступным для широкой публики. Наряду с Паулем Клее, Миро оказал влияние на молодых художников движения КОБРА, таких как Карел Аппель.
Выставки и награды
В 1951 и 1959–1961 годах Музей современного искусства в Нью-Йорке (MOMA) организовал крупные ретроспективы его работ. В 1954 году он получил премию Венецианской биеннале за гравюру. В 1957 году ему заказали два огромных керамических панно, «Стену Солнца» и «Стену Луны», для здания ЮНЕСКО в Париже. Позднее он выполнил аналогичные заказы для Гарвардского университета и других учреждений. В 1958 году художник был удостоен Международной премии Гуггенхайма.
В начале 1960-х годов Миро создал серию скульптур и керамики для сада Фонда Маг в Сен-Поль-де-Ванс, Франция. В 1974 году в Гран-Пале в Париже прошла его крупная выставка, а для Всемирного торгового центра в Нью-Йорке он разработал гобелен, который был утрачен во время терактов 11 сентября 2001 года.
Ещё одним значимым произведением стала фреска из стеклянной мозаики «Personnage Oiseaux» («Персонажи-птицы»), установленная в 1978 году в Художественном музее Уичитского государственного университета. Миро завершил эту работу в возрасте 85 лет. Мозаика размером 8,5 на 16 метров состоит из миллиона кусочков мрамора и венецианского стекла.
В 1980 году король Испании Хуан Карлос I наградил Миро Золотой медалью изящных искусств. В следующем году в Чикаго была установлена его монументальная скульптура «Солнце, Луна и Одна звезда».
Хуан Миро скончался на Рождество 1983 года в возрасте 90 лет в своём доме в Пальме-де-Майорка.
Репутация художника
Миро остаётся одной из центральных фигур в искусстве XX века. Он оказал огромное влияние на испанскую и американскую живопись, в частности на творчество Аршила Горки. Его уникальный художественный язык, охвативший почти все виды изобразительного искусства, продолжает привлекать зрителей. Описывая свои работы, художник говорил: “Зрелище неба переполняет меня. Там, в моих картинах, крошечные формы в огромных пустых пространствах. Пустые пространства, пустые горизонты, пустые равнины — всё, что пусто, всегда меня очень впечатляло”.
В июне 2012 года его работа «Peinture (Étoile Bleue)» (1927) была продана на аукционе Sotheby’s за 23,6 миллиона фунтов стерлингов, установив новый мировой рекорд для произведений художника.
Избранные произведения искусства
Самые известные работы Хуана Миро:
Огород с ослом (1918) Moderna Museet, Стокгольм.
Ферма (1922) Национальная художественная галерея, Вашингтон.
Натюрморт II (Карбидная лампа) (1923) МОМА, Нью-Йорк.
Обработанное поле (1924) Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк.
Карнавал Арлекина (1924) Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало.
Собака лает на луну (1926) Художественный музей Филадельфии.
Человек, бросающий камень в птицу (1926) МОМА, Нью-Йорк.
Верёвка и люди (1935) МОМА, Нью-Йорк.
Созвездие: пробуждение ранним утром (1941) Фонд искусств Кимбелла, Форт-Уэрт.
Стена Солнца и Стена Луны (1958) Здание ЮНЕСКО, Париж.
Blue II (1961) Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж.
Золото лазури (1967) Фонд Хуана Миро, Барселона.
Персонажи-птицы (1978) Художественный музей Эдвина А. Ульриха, Уичито.
Солнце, Луна и одна звезда (1981) Чикаго.
Женщина и птица (1982) Парк Хуана Миро, Барселона.
Коллекции
Картины и скульптуры Хуана Миро-и-Ферра находятся во многих лучших художественных музеях мира, включая Центр искусств королевы Софии в Мадриде, Национальную галерею искусств в Вашингтоне и Фонд Хуана Миро в Барселоне. Музеи, посвящённые художнику, есть также в Пальме-де-Майорка и в Фонде Маг на юге Франции.
Для получения дополнительных биографий испанских художников см.: Известные художники. Для анализа работ испанских сюрреалистов, таких как Хуан Миро, см.: Анализ современной живописи (1800–2000).
Лучшие мастера творчества: Лучшие художники всех времён.
Руководство по лучшим образцам абстракции можно найти в статье Абстрактная живопись: 100 лучших работ. Список наиболее влиятельных стилей и периодов см.: Движения в абстрактном искусстве.
ЧТО ТАКОЕ ВИЗУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО? Для объяснения терминологии см.: Искусство: определение и значение.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?