Хуан Миро:
испанский художник-абстракционист, сюрреалист читать ~10 мин.
Один из величайших современных художников и очень влиятельная фигура в испанской живописи 20-го века, каталонский художник-фантаст, скульптор, гравёр-керамист и дизайнер Хуан Миро был почти таким же плодовитым и долгоживущим, как и его старший соотечественник Пабло Пикассо (1881-1973). Миро был представителем магического реализма, а также сюрреализма, известного своим экспериментальным абстрактным искусством, в котором используются простые мечтательные формы, плавающие на цветных полях, а также он использовал автоматизм в искусстве. Универсальный и преданный своей профессии художника, Миро продолжал работать до конца, занимаясь витражами. в возрасте восьмидесяти лет. Решительно выступая против традиционных концепций и методов живописи, которые он считал слишком буржуазными, он искал новый живописный язык, свободный от условных форм, который обращался к чувствам. Миро – одна из главных фигур в истории современного искусства и многие из его картин теперь доступны в Интернете в виде принтов и плакатов.
Биография
Хуан Миро родился в Монтроиге, к югу от Таррагоны в Испании. В период с 1907 по 1911 год он посещал бизнес-школу и учился в Школе изящных искусств (La Lonja) в Барселоне. Заболев тифом в 1911 году, он выздоравливал в Монтроиге – семейном доме отдыха, который стал излюбленным местом ежегодного отдыха. После этого он три года (1912-15) учился в художественной школе Франсиско Гали в Барселоне, а в 1918 году у него была первая персональная выставка в городе, в галерее Далмау.
Несмотря на привлекательность Барселоны для художников (Миро уже познакомился с французом Франсисом Пикабиа (1879-1953) годом ранее), Париж был центром мирового искусства и молодого Миро все больше тянуло к Ecole de Paris и авангарду, живописцам и скульпторам, поселившимся в Париже. Он нанёс свой первый визит туда в 1919 году, во время которого он познакомился и подружился со своим другом испанцем Пикассо, изучал кубизм, флиртовал с новым движением дадаизм и баловался магическим реализмом.
Париж
В 1920 году он переехал в Париж, выработав привычку проводить зиму в Париже, а лето в Монтроиге и поступал так в течение следующего десятилетия. Одна из важных первых работ Миро этого раннего художественного периода – «Ферма» (1921–22) – картина, над которой он работал по семь часов в день в течение девяти месяцев. Эта стилизованная жанровая картина сельской местности была завершена в его парижской студии в 1922 году и ознаменовала завершение его фазы магического реализма. Его отличительная черта – безжизненность. Он изображает природу, как будто взятую из учебника. Все, что может быть включено в картину фермы и её окрестностей, включено и даёт представление об энтузиазме Миро по поводу ностальгических коллекций предметов.
Сюрреализм
В 1924 году он присоединился к группе художников-сюрреалистов, а в 1925 году участвовал в их первой выставке в Galerie Pierre в Париже. Некоторые из его картин теперь были откровенно фантастическими, изображая предметы в виде знаков поверх широких смывов цвета, иногда со словами и символами. Он также был одним из первых художников, кто разработал автоматический рисунок как способ обойти установленные техники в живописи, и поэтому (вместе со своим другом на всю жизнь Андре Массоном) был настоящим пионером сюрреализма. «Обработанное поле» (1924, Музей Соломона Р. Гуггенхайма), сложное расположение предметов и фигур, было главным ранним примером сюрреалистического искусства Миро. Ещё один пример – картина «Карнавал Арлекина» (1924, Художественная галерея Олбрайт Нокс, Буффало, штат Нью-Йорк), в которой было представлено причудливое собрание насекомоподобных существ, танцующих и создающих музыку.
Как бы то ни было, большую часть, если не всю свою жизнь, Миро, как и Ив Танги (1900-1955), оставался верным фундаментальному сюрреалистическому принципу освобождения творческих способностей бессознательного от ограничений логики и разума, а Андре Бретон, первосвященник движения, писал об испанце, как о самом сюрреалистичном из всех участников.
В 1926 году, когда он стал первым из представителей новых направлений деятельности, он вместе с Максом Эрнстом создал эскизы для Сергея Дягилева и его «Русских балетов». И именно с помощью Миро, Эрнст впервые применил технику рисования маслом гратажа.
В 1928 году он посетил Нидерланды. По возвращении в Париж, вдохновлённый открытками на сюжеты голландского жанра 17 века, он создал четыре пародийных произведения – «Голландский интерьер» (1929, MOMA, Нью-Йорк). В 1929 году у него была большая персональная выставка в Париже, затем персональная выставка в Нью-Йорке в 1930 году и в Лондоне в 1933 году. Затем последовали многие другие выставки.
«Женщина» (1934) – одна из пяти пастелей, выполненных летом 1934 года. Часть серии работ Миро, известная как «Peintures Sauvages» (Дикие картины), изображает примитивные искажённые биоморфные формы, плавающие на затемнённом фоне. Эти гротескные фигуры служат (как и фигуры в «Гернике» Пикассо, написанной тремя годами позже) метафорой превращения человека в варварское животное. Действительно, оба художника были знаменитыми участниками Испанского павильона на Парижской всемирной выставке 1937 года, создавая живописные символы антивоенного движения.
Вторая Мировая Война
С началом Второй мировой войны, Миро искал убежище на территории Испании, где он оставался до 1948 года. Его художественный ответ на конфликт был выражен в его серии из 23 небольших картин, написанных гуашью и масляной краской, известные как «Созвездия». Примером может служить «Созвездие: Пробуждение ранним утром» (1941 г., Фонд искусств Кимбелла, Техас). На поверхности эти работы демонстрируют игривый сюрреалистический стиль с нарисованными существами, плавающими в жидких цветных полях. Но на самом деле они представляют собой бегство от тоталитарной жестокости и бойни. Их показали в Нью-Йорке в 1945 году.
К тому времени Миро был всемирно признанным художником, а его творчество в различных формах искусства оставалось плодотворным. В 1944 году он занялся изготовлением керамики, а чуть позже занялся скульптурой: сначала мелкой терракотой, а потом и несколькими крупными изделиями, изготовленными для литья из бронзы. Он впервые посетил США в 1947 году и в том же году принял участие в Международной выставке сюрреалистов в Нью-Йорке. Он также создал большую фреску для отеля Terrace Hilton в Цинциннати.
Вернувшись в Барселону в конце 1940-х годов, Миро регулярно посещал Париж, чтобы развивать свои методы гравюры. В результате его сотрудничества с Фернаном Мурло из Mourlot Studios было создано более тысячи различных литографических изданий, а для гравировки он использовал Atelier Lacouriere. Одной из главных причин, побудивших его заняться гравюрой, было стремление сделать своё искусство максимально доступным. Наряду с Полом Клее, он также оказывал растущее влияние на молодых европейских художников движения КОБРЫ, таких как Карел Аппель (1921-2006).
Выставки и награды
В 1951 и 1959-61 годах, как ещё одно доказательство его растущего международного статуса как художника, Музей современного искусства MOMA (Нью-Йорк) организовал крупные выставки его работ. В 1954 году он был награждён премией Венецианской биеннале за гравюру, а в 1957 году получил заказ на изготовление двух огромных керамических настенных украшений, Стены Солнца и Стены Луны (установлены в 1958 году) для здания ЮНЕСКО в Париже. Он выполнил ещё одну аналогичный заказ для Гарвардского университета (1959-60). В 1958 году он получил Международную премию Гуггенхайма в области актуального искусства.
В 1959 году Миро, вместе с Сальвадором Дали, Энрике Табара и Эухенио Гранель, представлял Испанию на выставке «Посвящение сюрреализму», а в начале 1960-х годов он завершил серию скульптур и керамики для фонда Maeght в Сен-Поль-де- Ванс, Франция, которая была завершена и установлена в садах института в 1964 году. Другие заказы в этот период включали керамические фрески для бизнес-школы в Санкт-Галлене, Швейцария (1964), аэропорта Барселоны (1970) и Художественного музея Кунстхаус в Цюрихе (1971).
В 1974 году крупная выставка работ Миро прошла в Гран-Пале в Париже, в том же году художник разработал гобелен для Всемирного торгового центра в Нью-Йорке (он не уцелел во время террористических атак на башни-близнецы в 2001), а в 1975 году в Мадриде прошла ретроспектива работ Миро.
Ещё одно важное творение Миро – это Personnage Oiseaux (Персонажи птиц), уникальная фреска из стеклянной мозаики, завершённая и установленная в 1978 году, которую он сделал для Художественного музея Эдвина А. Ульриха в Государственном университете Уичито. Он принял заказ, когда ему было 79 лет, и закончил его, когда ему было 85. Фреска размером 8,5 на 16 метров состоит из миллиона кусков мрамора и венецианского стекла, установленных на дереве и прикреплённых к бетонной стене алюминиевой решеткой.
В 1980 году Миро получил Золотую медаль изящных искусств от короля Испании Хуана Карлоса, а в следующем году его огромная смешанная скульптура Солнце, Луна и Одна звезда («Чикагский Миро») была открыта через дорогу от скульптуры Пикассо («Чикагский Пикассо») в центре города. Модель сейчас находится в Художественном музее Милуоки.
Наконец, в возрасте 90 лет Миро скончался в своём доме в Пальме, Майорка, на Рождество 1983 года.
Репутация художника
Миро остаётся важной фигурой в современном искусстве 20 века. Он оказал большое влияние на испанское искусство и американскую живопись (см., например, его влияние на Аршила Горки), его беспокойное видение охватило почти все изобразительные искусства, а его уникальный живописный язык продолжает интересовать и приглашать посетителей на регулярные выставки его работ. Описывая свои работы, художник как-то сказал: “Зрелище неба переполняет меня. Там, в моих картинах, крошечные формы в огромных пустых пространствах. Пустые пространства, пустые горизонты, пустые равнины – все, что пусто – всегда меня очень впечатляло”.
В мае 2008 года его работа La Caresse des Etoiles была продана на аукционе за 17 миллионов долларов, что стало мировым рекордом для художника.
Избранные произведения искусства
Самые известные работы Хуана Миро:
Огород с ослом (1918) Moderna Museet, Стокгольм.
Ферма (1922), Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия.
Натюрморт II (Карбидная лампа) (1923) МОМА, Нью-Йорк.
Обработанное поле (1924) Музей Соломона Гуггенхайма.
Карнавал Арлекина (1924) Художественная галерея Олбрайт Нокс, Буффало, Нью-Йорк.
Собака лает на луну (1926) Филадельфийский музей современного искусства.
Человек, бросающий камень в птицу (1926) МОМА, Нью-Йорк.
Верёвка и люди (1935) МОМА, Нью-Йорк.
Созвездие: пробуждение ранним утром (1941) Фонд искусств Кимбелла.
Стена Солнца и Стена Луны (1958 г.) Здание ЮНЕСКО, Париж.
Blue II (1961) Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду.
Золото Лазури (1967) Фонд Хуана Миро, Барселона.
Персонажи птиц (1978) Художественный музей Эдвина А. Ульриха, Университет Уичито.
Солнце, Луна и одна звезда (1980) Художественный музей Милуоки.
Женщина и птица (1982) Парк Хуана Миро, Барселона.
Коллекции
Картины и скульптуры Хуана Миро-и-Ферры находятся во многих лучших художественных музеях мира, включая «Рейна София» в Мадриде, Национальную галерею искусств в Вашингтоне и Фонд Хуана Миро в Монжуике, Барселона. В Пальме есть музей Миро и в Фонде Маэ, недалеко от Ванса на юге Франции, есть ряд его работ.
Для получения дополнительных биографий испанских художников см.: Известные художники. Для анализа работ испанских сюрреалистов, таких как Хуан Миро, см.: Анализ современной живописи (1800-2000).
Лучшие мастера творчества: Лучшие художники всех времён.
Руководство по лучшим образцам абстракции можно найти в статье Абстрактная живопись: 100 лучших работ. Список наиболее влиятельных стилей и периодов см.:Движения в абстрактном искусстве.
ЧТО ТАКОЕ ВИЗУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО? Для объяснения терминологии см.: Искусство: определение и значение.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?