Иван Крамской:
Русский портрет Художник:
Биография читать ~5 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Иван Крамской: Русский художник-портретист: Биография Биография
Один из лучших художников-портретистов в России и один из ведущих деятелей русской живописи XIX века, Иван Николаевич Крамской (Крамской) написал многие портреты самых значительных личностей своего поколения. Плодовитый художник, опытный рисовальщик и живописец, он связан с движениями Реализма и Гуманизма. Один из нескольких выдающихся русских художников дореволюционной эпохи, его современниками были Николай Ге (1831–94), Василий Петров (1834–82), Николай Ярошенко (1846–98) и Илья Репин (1844–1930). Крамской был видной фигурой в небольшой бунте некоторых из самых талантливых студентов художественных академий против консерватизма Императорской Академии художеств в 1863 году, что привело к образованию Общества передвижных художественных выставок, члены которого (известные как передвижники, «итераторы» или «странствующие») путешествовали по России, пропагандируя политические реформы и организуя выставки произведений искусства. Самые известные картины Крамского включают Портрет Льва Толстого (1873), Христос в пустыне (1872) и Портрет неизвестной женщины (1883) – все они находятся в Третьяковской галерее, Москва.
Иконопись Родившийся в России в 1837 году, Крамской начал учиться рисовать еще в детстве. В возрасте 15 лет он стал учеником иконописца, у которого получил основы знания красок и перспективы. Иконы заказывались главным образом церковью и создавались для духовных целей, а не ради искусства само по себе. Иконопись обычно игнорирует принципы естественной перспективы; вместо этого фигуры изображаются плоско, с миндалевидными глазами, длинными тонкими носами и маленькими ртами. Можно предположить, что иконописцы просто не умели рисовать, но на самом деле это был осознанный стиль. Следуя традициям византийского искусства, иконописцы использовали принципы перевернутой перспективы, когда фоновые объекты часто кажутся больше переднего плана, а важные фигуры – больше второстепенных. Иконопись поощряла использование простоты, грации, симметрии и символических цветов.
Санкт-Петербургская Императорская Академия художеств Только в 1857 году, в возрасте 20 лет, Крамскому наконец представилась возможность получить формальное художественное образование, когда он был принят в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Академия придерживалась сильных традиционных ценностей и пропагандировала принципы неоклассической живописи, отправляя наиболее перспективных русских художников в Италию и Францию для изучения стилей Ренессанса и Барокко. В ней также была значительная коллекция шедевров, предназначенных для изучения и копирования. Крамской, быстро разочаровавшись в ограничениях своего художественного развития, стал популярным лидером среди студенческого братства и возглавил восстание против преподавателей Академии. Академия находилась под влиянием доктрин французского неоклассического живописца Ингреса – так называемого академического искусства, – в то время как студенты требовали свободы для исследования реализма в своей живописи. Во главе с Крамским 14 студентов публично порвали с Академией и создали собственную группу, организуя передвижные выставки. Многие из его современников, включая великого художника исторического жанра Илью Репина и художника-символиста и импрессиониста Михаила Врубеля (1856–1910), все еще считали обучение в Академии незаменимым и оставались в ее стенах.
Первые картины Первые картины Крамского 1860-х годов не отличаются большими размерами и часто монохромны, что отражает зарождающееся искусство фотографии, которое постепенно становилось популярным. Примеры его портретного искусства этого периода включают Софья Крамская за чтением (1863, Третьяковская галерея, Москва); Портрет молодой женщины в черном бархате (1863, Художественный музей, Куйбышев, Россия); Портрет Е. Васильчиковой (1867, Пермская художественная галерея, Россия); Портрет В. Воеева (1867, Музей-усадьба Плесецких, Россия); Автопортрет (1867, Третьяковская галерея) и Портрет агронома Вюнникова (1868, Государственный музей Белоруссии, Минск). С 1863 по 1868 год Крамской преподавал рисование в Обществе содействия художникам; среди его учеников были Николай Ярошенко и Илья Репин. Портреты Приблизительно с 1869 года Крамской регулярно получал заказы от русского мецената Павла Третьякова (в честь которого названа Третьяковская галерея и Третьяковский проезд в Москве). Кроме сбора выдающихся портретных работ Крамского, этюдов, оформов и акварелей, Третьяков также собирал работы В.Г. Петрова, Илью Репина, Василия Сурикова, Исаака Левитана, Валентина Серова и многих других. Третьяков заказывал Крамскому портреты русских культурных и научных деятелей, чтобы навсегда запечатлеть их облик. Вот лишь небольшой отбор самых известных портретов Крамского XIX века: - Художник Федор Васильев (1871, Третьяковская галерея) - Художник Григорий Мясоедов (1872, Третьяковская галерея) - Лев Толстой (1873, Третьяковская галерея) - Писатель Иван Гончаров (1874, Третьяковская галерея) - Поэт Яков Полонский (1875, Третьяковская галерея) - Павел Третьяков, основатель Галереи (1876, Третьяковская галерея) - Художник Михаил Дьяконов (1875, Русский музей, Санкт-Петербург) - Художник Илья Репин (1876, Третьяковская галерея) - Художник Николай Боголюбов (1876, Радищевский музей, Саратов) - Скульптор Марк Антрокольский (1876, Русский музей, Санкт-Петербург) - Павел Бруллов (1879, Русский музей, Санкт-Петербург) - Искусствовед и историк Адриан Прахов (1879, Третьяковская галерея) - Писатель Михаил Салтыков-Щедрин (1879, Третьяковская галерея) - Врач Сергей Боткин (1880, частная коллекция) - Художник Иван Шишкин (1880, Русский музей, Санкт-Петербург) - Актер Василий Самойлов (1881, Третьяковская галерея) - Художник Василий Перов (1881, Русский музей, Санкт-Петербург) - Императрица Мария Федоровна (1882, Русский музей, Санкт-Петербург) - Художник Василий Верещагин (1883, Третьяковская галерея) - Фотограф Андрей Дениер (1883, Русский музей, Санкт-Петербург) - Искусствовед Павел Ковалевский (1886, Русский музей, Санкт-Петербург) - Врач Карл Раухфус (1887, Русский музей, Санкт-Петербург) Присоединение к передвижникам В 1869 году Крамской совершил свою первую поездку за границу, посетив Европу и осмотрев художественные коллекции лучших музеев. По возвращении он организовал выставки для Общества передвижных художественных выставок (передвижников). Целью Общества было предоставить широкой публике возможность увидеть некоторые из современных русских картин, развить интерес к русскому искусству в обществе и способствовать продаже этих произведений искусства. Выставки путешествовали по России, останавливаясь в городах и поселках.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?