Джаспер Джонс, американский поп-арт художник, нео-дадаист читать ~5 мин.
Джаспер Джонс (Jasper Johns) — важная и влиятельная фигура в американском искусстве и один из самых успешных художников XX века. Вместе с Робертом Раушенбергом (1925–2008) и композитором Джоном Кейджем (1912–1992) он был одним из ведущих пионеров поп-арта в 1950-е годы. Его карьера стремительно пошла вверх после первой персональной выставки в галерее Лео Кастелли в Нью-Йорке в 1958 году.
С тех пор он стал известен серией работ — как в скульптуре, так и в живописи — изображающих повседневные предметы: флаги, мишени, цифры, пивные банки. В конце 1950–1960-х годов Джонс активно участвовал в развитии авангардного искусства в США. Он прославился использованием энкаустики, рельефов из гипса, а также реальных предметов в своих масляных картинах. Именно обращение к образам массовой культуры принесло ему ярлык художника поп-арта, хотя значительную часть его работ относят к нео-дадаизму.
Стиль Джонса был более медлительным, методичным и «живописным» по сравнению со многими молодыми поп-арт художниками, которые полагались на коммерческие техники вроде трафаретной печати и точек Бен-Дея. Несмотря на это, он получил значительное признание и покровительство. Позднее Джонс обратился к новым медиа, включая трафаретную печать, офорт и литографию.
Для анализа произведений ранних поп-арт художников, таких как Джаспер Джонс, см.: Анализ современных картин (1800–2000).
Ранние годы
Джаспер Джонс родился в Огасте, штат Джорджия, и вырос в Аллендейле, Южная Каролина. После того как мать его оставила, мальчика воспитывали родственники. Он начал рисовать в возрасте трёх лет, а позже изучал изобразительное искусство в Университете Южной Каролины (1947–1948) и в Школе дизайна Парсонса в Нью-Йорке (1949). Во время пребывания в Нью-Йорке Джонс состоял в отношениях с Робертом Раушенбергом, вместе с которым оформлял витрины универмагов, и стал частью современной художественной сцены города.
После службы в Японии во время Корейской войны Джонс вернулся в Нью-Йорк. В 1957 году он показал свою работу Зелёная мишень (1955) на групповой выставке, где её заметил влиятельный арт-дилер Лео Кастелли (1907–1999). Год спустя Кастелли организовал первую персональную выставку художника. По её итогам Музей современного искусства в Нью-Йорке (MoMA) приобрёл сразу четыре работы. Это закрепило его репутацию, и с тех пор его творчество активно собирают коллекционеры.
Отход от абстрактного экспрессионизма
Вместе с Раушенбергом и Кейджем Джонс сформировал творческое ядро, которое искало альтернативы доминировавшему в то время абстрактному экспрессионизму. Их объединяло стремление стереть границы между искусством и жизнью, используя в работах повседневные объекты и элементы случайности. Этот подход, получивший название «нео-дадаизм», заложил основу для последующего развития поп-арта и концептуализма. Их совместная работа и обмен идеями помогли переосмыслить само понятие художественного произведения.
Знаковые образы и нео-дадаизм
В отличие от эстетики абстрактных экспрессионистов, таких как Джексон Поллок (1912–1956) и Виллем де Кунинг (1904–1997), концептуальной основой искусства Джонса стала нейтрализация сюжета. Он использовал обыденные и мгновенно узнаваемые объекты — флаги, карты, мишени, с которыми зритель уже имел визуальную связь. Это позволяло сосредоточиться на исследовании самой живописной поверхности и задавать вопросы в духе дадаизма: “Это произведение искусства или обыденный предмет?”
Именно работа Флаг (1954–1955) стала поворотной. Джонс утверждал, что идея картины пришла к нему во сне. Изображая американский флаг, он выбрал объект, который «ум уже знает». Таким образом, зритель мог сконцентрироваться не на символическом значении, а на материальности работы: фактуре краски, следах кисти и сложной технике энкаустики. Многие его произведения этого периода относят к «мусорному искусству» из-за включения в них различных «найденных объектов», что поднимало вопрос: из чего может быть сделано искусство?
Эксперименты с техниками и материалами
Джонс был постоянным новатором. В 1960-е годы он начал вводить слова и цифры в свои абстрактные картины, став одним из пионеров текстового искусства. Примеры таких работ — Серые цифры (1957) и Ложный старт (1959). Позднее он добавлял в свои произведения гипсовый рельеф, проволоку, линейки и даже бытовые предметы, как, например, в монументальном полотне Согласно чему (1964), где сочетал коллаж и прикреплённые объекты, включая стул и слепок человеческой ноги.
Он также создавал бронзовые скульптуры обыденных вещей, например, знаменитые Окрашенная бронза (Пивные банки) (1960). В конце 1960-х он экспериментировал с отпечатками собственного тела, покрывая себя углём и маслом, а затем прокатываясь по бумаге, что перекликалось с антропометриями Ива Кляйна. В 1970-е, вдохновившись творчеством Эдварда Мунка (1863–1944), он использовал технику перекрёстных штриховок, а в 1980-е его работы стали более автобиографичными (Гоночные мысли, 1983).
Достижения и награды
Первая ретроспектива Джонса состоялась в Еврейском музее в Нью-Йорке в 1964 году, когда ему было всего 34 года. Вторая крупная ретроспектива прошла в 1977 году в Музее американского искусства Уитни. В 1967 году он получил первые призы на Биеннале в Сан-Паулу и Международной выставке гравюры в Любляне. В 1988 году он был удостоен главного приза в области живописи на Венецианской биеннале. См. также: американские скульпторы.
Самые дорогие картины
Джонс создаёт не более 4–5 работ в год, что поддерживает редкость его произведений и высокий интерес со стороны коллекционеров. Его картины регулярно устанавливают ценовые рекорды на аукционах, делая его одним из самых дорогих ныне живущих художников. Среди наиболее известных продаж:
Белый флаг (1955) — в 1998 году Метрополитен-музей приобрёл работу, по сообщениям, за 20 миллионов долларов.
Ложный старт (1959) — в 2006 году картина была продана в частную коллекцию за 80 миллионов долларов.
Флаг (1958) — в 2010 году работа была приобретена частным коллекционером за сумму около 110 миллионов долларов.
Картины Джаспера Джонса находятся во многих ведущих художественных музеях мира.
- Взяться за гуж, терпеливо сносить испытания и выжить в Канске
- «Американская трагедия» Теодора Драйзера, краткое содержание
- «Выселенные: Бедность и прибыль в американском городе» Мэтью Десмонда, краткое содержание
- «В американском зерне» Уильяма Карлоса Уильямса, краткое содержание
- «Только мы: Американский разговор» Клаудии Ранкин, краткое содержание
- Новые рекорды на аукционе Sotheby’s
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?