Джон Мартин:
исторический пейзажист, библейский художник читать ~6 мин.
Один из великих представителей романтизма, английский художник, иллюстратор и гравёр-меццо-тинто XIX века Джон Мартин, добился огромного признания в обществе благодаря своей исторической живописи (точнее, исторической пейзажной живописи) с мелодраматическими сценами апокалиптических событий, взятых из Библии и других мифологических источников.
Под влиянием работ Тёрнера (1775-1851), других исторических живописцев, таких как Теодор Жерико (1791-1824), Эжен Делакруа (1798-1863) и Поль Деларош (1797-1856), а также таких пейзажистов, как Сальватор Роза (1615-1673), его картины характеризуются драматическим освещением и огромными архитектурными сооружениями. Большинство его картин было воспроизведено посредством гравюры (и книжной иллюстрации), благодаря чему он получил своё состояние. Несмотря на популярность, его работы отвергались критиками, в частности Джоном Рёскином, и он не был избран в Королевскую академию.
После смерти его слава быстро пошла на убыль, хотя три из его наиболее известных работ религиозного искусства гастролировали в Великобритании и Америке в 1870-х годах: Великий день его гнева (1853, Тейт, Лондон), Страшный суд (1853, Тейт) и Равнина небес (1851-3, Тейт). Мартин внёс большой вклад в развитие английской пейзажной живописи и оказал ключевое влияние на Томаса Коула (1801-1848), одного из основателей Школы реки Гудзон, самого значительного американского пейзажного движения.
Художественное образование и ранний успех
Мартин родился в Хейдон-Бридж, Нортумберленд, в 1789 году – в ту же неделю, когда в Париже штурмовали Бастилию. Первоначально он поступил в ученики к каретнику, чтобы научиться геральдической живописи, но из-за спора о деньгах вскоре попал к итальянскому художнику по фарфору Бонифацию Муссо.
В 1806 году вместе с Муссо он отправился в Лондон. Там он зарабатывал на жизнь росписью фарфора и стекла, изучая архитектуру и линейную перспективу. В возрасте 19 лет он женился и поселился в Лондоне. Свою первую картину «Садак в поисках вод забвения» (Художественный музей Сент-Луиса, Миссури) Мартин отправил в Академию в 1812 году, где она была должным образом продана.
Президент Королевской академии Бенджамин Уэст (1738-1820) поощрял молодого художника, и в следующем году Мартин представил картину «Первый взгляд Адама на Еву» (1813), которая также была продана. На Мартина оказали влияние пейзажи Нортумберленда; его скалы часто появлялись на его картинах. Затем Мартин стал больше внимания уделять библейским сюжетам, которые становились популярными в то время из-за того, что люди путешествовали на Ближний Восток и писали о своих рассказах.
В 1816 году он добился первой большой известности благодаря картине «Иисус Навин, повелевающий солнцу стоять на месте» (1816, Объединённая Великая Ложа Великобритании, Лондон). На этом полотне мы видим то, что вскоре станет его навязчивой идеей – детальное воспроизведение ветхозаветных архитектурных стилей.
Несмотря на сходство по стилю с картиной «Садак», она фактически представляет собой прогресс художника, нарушающий правила традиционной композиции. В ней есть нотки тернеровского «Ганнибала, переходящего Альпы» (1810-12, Тейт) и «Битвы Александра» (1529, Альте Пинакотека, Мюнхен) Альбрехта Альтдорфера (1480-1538).
В 1818 году на средства (1000 фунтов стерлингов), вырученные от продажи картины «Падение Вавилона» (Британский музей, Лондон), Мартин смог купить дом в фешенебельном лондонском районе Мэрилебон и приглашал художников, писателей и меценатов на послеобеденные вечера. На протяжении всей своей жизни он продолжал посылать свои наиболее значимые картины для показа в Королевской академии, но так и не был избран её членом. Вместо этого он вступил в Общество британских художников, и выставлялся с ними с 1824 по 1838 год.
Зрелая карьера
В конце концов Мартин начал зарабатывать больше денег на репродукциях своих работ, чем на самих работах. Будучи гравёром-меццо-тинто, он стремился делать репродукции своих картин, как “средство, которое позволит публике увидеть мои произведения и даст мне шанс получить вознаграждение за мои труды”.
Художник рассматривал свои гравюры не только как коммерческие репродукции, но и как самостоятельные произведения искусства. Он вовлекал себя в процесс производства на каждом этапе, даже наносил краску на свои собственные пластины, что обычно поручалось специализированным печатникам. Меццо-тинто было идеальным средством для создания живописных эффектов, поскольку этот процесс позволял художнику создавать драматическое кьяроскуро. Это соответствовало апокалиптической тематике Мартина.
В 1823 году американский издатель заказал ему иллюстрации к поэме Мильтона «Потерянный рай». В общей сложности он выполнил набор из 24 больших и малых гравюр. Копии популярных картин художника можно было найти в домах среднего класса по всей Англии начиная с середины 1830-х годов. Однако почти на десять лет (ок. 1826-36 гг.) он забросил живопись, чтобы помочь своему брату Джонатану, известному (как и он сам) как «Безумный Мартин», в судебных разбирательствах. Брат поджёг здание Йоркского министерства и был спасён от петли палача только по причине невменяемости. Мартин также помогал другому брату в разработке инженерных планов по улучшению водоснабжения Лондона.
К сожалению, похоже, что семейные гены дали о себе знать: у самого Мартина позже в жизни развилась маниакальная депрессия, которая усугубилась финансовыми проблемами. Популярный среди европейских королевских особ, художник в конце концов стал официальным историческим живописцем принца Леопольда Саксен-Кобургского, дяди королевы Виктории, на некоторое время. Он был награждён орденом Леопольда и избран членом Бельгийской академии.
Художественная критика
В 1852 году Мартин отправил свой последний вклад «Разрушение Содома и Гоморры» (1852, Художественная галерея Лаинга, Ньюкасл) в Королевскую академию. В 1853 году во время работы над картинами: Страшный суд, Великий день гнева и Равнины небесные, его внезапно парализовало на правую сторону, и он умер в следующем году. К сожалению, ещё до его смерти художественные критики уже устали от его работ, называя их механическими. Шотландский художник Дэвид Уилки (1785-1841) писал, что, хотя живопись Мартина была “слабой во всех тех пунктах, в которых его можно сравнить с другими художниками, он обладал компенсирующим качеством внушительного, хотя порой и оперного, воображения”. Что бы ни думали критики, публика его любила.
Работы Мартина оказали влияние на американского художника Томаса Коула (1801-1848), который основал Школу реки Гудзон, американское художественное движение, популярное в середине XIX века. Последователи были известны своим детальным и реалистичным изображением американских пейзажей и дикой природы, в котором присутствовали темы романтизма и натурализма. Также вдохновлялись прерафаэлитами, особенно Данте Габриэлем Россетти (1828-1882).
Несколько картин Джона Мартина, включая «Разрушение Содома и Гоморры» (1852), «Бард» (1817) и «Клайти» (1814), можно увидеть на постоянной экспозиции в художественной галерее Лаинг, Ньюкасл. В 2010 году галерея организовала сбор средств на покупку нескольких картин Мартина, которые находятся в лучших художественных музеях Великобритании и Америки.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?