Джозеф Райт из Дерби:
английский жанровый живописец индустриальных интерьеров читать ~6 мин.
Джозеф Райт из Дерби (Joseph Wright of Derby) — выдающийся английский художник, один из самых самобытных мастеров своего времени. Он работал преимущественно в регионе Мидлендс и прославился как портретист, пейзажист и жанровый живописец. Несмотря на двухлетнее изучение творчества мастеров эпохи Возрождения в Италии, наибольшую известность ему принесла жанровая живопись, в особенности сцены, посвящённые промышленной революции в Британии.
К его самым узнаваемым работам относятся изображения затемнённых мастерских и сцены научных экспериментов. На его творчество оказала сильное влияние голландская реалистическая живопись XVII века, в частности работы утрехтских караваджистов с их характерными сценами при свечах. Райт стал первым крупным английским художником, работавшим преимущественно за пределами Лондона — большую часть жизни он провёл в Дерби.
Его многогранная техника, мастерское использование светотени (кьяроскуро) и тенебризма, а также новаторский подход к выбору сюжетов закрепили за ним место одного из ведущих представителей романтизма. К числу его самых знаменитых полотен относятся «Философ, объясняющий модель Солнечной системы» (1766, Музей и художественная галерея Дерби) и «Эксперимент с птицей в воздушном насосе» (1768, Национальная галерея, Лондон).
Ранние годы и образование
Джозеф Райт родился в 1734 году в Дерби в обеспеченной семье, принадлежавшей к среднему классу. Получив образование в местной гимназии, он самостоятельно освоил основы рисунка, копируя гравюры.
В 1751 году он отправился в Лондон, где поступил в ученики к известному портретисту Томасу Хадсону. В той же мастерской обучался и Джошуа Рейнольдс, будущий президент Королевской академии художеств.
Вернувшись в 1756 году в Дерби, Райт открыл собственную портретную студию. В этот период он начал активно экспериментировать с эффектами светотени, вдохновившись работами утрехтских караваджистов. Караваджизм — это направление в живописи барокко, последователи которого находились под влиянием итальянского мастера Караваджо. Особенно ярко оно проявилось в творчестве художников из голландского города Утрехта в XVII веке.
Ключевыми фигурами этой группы были Геррит ван Хонтхорст, Дирк ван Бабюрен и Хендрик Тербрюгген. Их творчество, в свою очередь, оказало влияние на Рембрандта, который довёл до совершенства мастерство светотени в портретной живописи. В этот ранний период Райт создал несколько портретов членов семьи и друзей, включая «Автопортрет» (около 1753–1754).
Наука и Просвещение в живописи
В так называемый «период свечного света» Райт создал три своих величайших жанровых полотна: «Три человека, рассматривающие ‘Гладиатора’ при свечах» (1765, частная коллекция), «Философ, объясняющий модель Солнечной системы» (1766) и «Эксперимент с птицей в воздушном насосе» (1768).
В картине «Философ, объясняющий модель Солнечной системы» Райт изображает учёного, демонстрирующего устройство Солнечной системы при помощи планетария. Источник искусственного света, расположенный на месте Солнца, освещает лица собравшихся представителей среднего класса. Этот свет служит метафорой эпохи Просвещения.
В те времена гелиоцентрическая система мира, доказанная Ньютоном, всё ещё была относительно новой и волнующей идеей для широкой публики. Наряду с полотном «Эксперимент с птицей в воздушном насосе», которое наглядно показывает значение воздуха для жизни, эта работа является одной из самых знаменитых у художника и отражает его интерес к образованию и научным открытиям.
Особенностью живописной манеры Райта является его работа со светом. В отличие от многих современников, он не просто использовал светотень для придания объёма, а делал сам источник света — будь то свеча, лампа или раскалённый металл — смысловым центром композиции. Этот приём, заимствованный у караваджистов, в работах Райта приобрёл новое звучание, став символом научного знания и промышленного прогресса.
Райт поддерживал тесные связи с «Лунным обществом» Бирмингема — неформальным кружком ведущих учёных, изобретателей и промышленников, куда входил и Эразм Дарвин, дед Чарльза Дарвина. Двое из его главных покровителей, Джозайя Уэджвуд, основатель знаменитого керамического производства, и Ричард Аркрайт, пионер хлопкопрядильной промышленности, также были членами этого общества.
Итальянский период и пейзажи
В 1773–1775 годах Райт совершил поездку в Италию, где на него сильное впечатление произвела пейзажная живопись работавшего в Риме французского художника Клода Жозефа Верне. Закаты, лунные ночи и сцены кораблекрушений на полотнах Верне демонстрировали виртуозное владение атмосферными световыми эффектами.
Это вдохновило Райта на создание серии итальянских пейзажей со схожими ночными эффектами, примером которых служит картина «Везувий в извержении, с видом на острова в Неаполитанском заливе» (1776–1780, Галерея Тейт).
Пейзажи Райта, особенно итальянского периода, являются важным вкладом в развитие романтизма в английской живописи. Изображения извергающегося Везувия, гротов при лунном свете или руин древних построек наполнены драматизмом и возвышенным чувством. Художник стремился передать не столько топографическую точность, сколько мощь и величие природы, её стихийную силу, что сближает его с более поздними мастерами-романтиками.
Вернувшись в Англию в 1775 году, Райт попытался утвердиться в качестве модного портретиста в Бате. Он рассчитывал занять нишу, освободившуюся после отъезда из города его главного конкурента — Томаса Гейнсборо. Однако эта попытка не увенчалась успехом, и два года спустя художник вернулся в родной Дерби, где и провёл остаток жизни.
Зрелое творчество и портреты
Несмотря на увлечение пейзажной живописью, эти работы продавались плохо. Портреты на заказ оставались главным источником дохода художника на протяжении почти всей его карьеры. Лучшие его портреты относятся к 1780-м годам, среди них выделяется «Портрет сэра Брука Бутби» (1781, Галерея Тейт, Лондон).
Брук Бутби, землевладелец и интеллектуал из Дербишира, изображён лежащим у ручья с томиком Руссо в руках. Бутби был переводчиком и издателем автобиографических произведений швейцарского философа Жан-Жака Руссо. Портреты Райта отличаются реализмом, но при этом исполнены в мягкой, романтической манере.
Картина «Индейская вдова» (1785, Музей и художественная галерея Дерби) была написана под впечатлением от книги Джеймса Адэра «История американских индейцев». Одинокая фигура вдовы на скале напоминает образы античной скульптуры, предвосхищая эстетику неоклассицизма. Пейзаж на заднем плане с извергающимся вулканом больше похож на итальянские виды, виденные художником, нежели на ландшафты Северной Америки.
Наследие и признание
Райт регулярно выставлял свои работы в лондонском Обществе художников и в Королевской академии художеств. В 1784 году его избрали действительным членом Академии, однако он отклонил это звание из-за разногласий, связанных с размещением его картин на выставке.
Художник скончался в 1797 году в возрасте 63 лет. Последние годы его жизни были омрачены слабым здоровьем и приступами ипохондрии. Самобытный стиль Райта, стоявший несколько особняком от основного течения в искусстве, порой сравнивают с работами французского жанрового живописца Жана-Батиста Грёза, известного своими сентиментальными и нравоучительными сценами.
Творчество Райта оказало влияние на последующее поколение английских художников-романтиков, включая Дж. М. У. Тёрнера и Сэмюэла Палмера. Крупнейшее собрание его работ находится в Музее и художественной галерее Дерби. Полотна художника также представлены во многих ведущих музеях Великобритании и других стран мира.
- День и ночь: картины Джозефа Райта вернулись на выставку в Дерби после реставрации
- Правительство Великобритании ввело трехмесячный запрет на экспорт рисунка Рафаэля
- «28 лет» Элин Хильдербранд, краткое содержание
- Томас Фрай, ирландский портретист: биография
- Хендрик Тербрюгген: голландский художник-жанрист Утрехтской школы, последователь Караваджо
- «Завещание юности» Веры Бриттейн, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?