Курт Швиттерс:
немецкий коллажист читать ~11 мин.
Курт Герман Эдуард Карл Юлиус Швиттерс (Kurt Hermann Eduard Karl Julius Schwitters) — один из самых необычных художников начала XX века. Этот немецкий мастер движения дада считается величайшим творцом коллажного искусства и ассамбляжа. Швиттерс приобрёл всемирную известность благодаря выдающемуся вкладу в авангардное искусство. Его живописные коллажи и рельефные монтажи создавались из городского мусора и найденных предметов.
Материалами для творчества служили проездные билеты, макулатура, порванные газеты, картонные коробки, верёвка, лоскуты и обломки дерева или металла. С 1919 года Швиттерс ввёл термин «Merz» для обозначения своих первых коллажей и ассамбляжей. Это слово, лишённое смысла, происходило из ранней композиции. В её составе был кусок бумаги с надписью MERZ, вырезанный из рекламного объявления Hanover Kommerz und Privatbank.
Термин он применял ко всем своим художественным работам и к журналу, основанному в Ганновере в 1923 году. Самый уникальный вклад Швиттерса в современное искусство — Merzbau. Это тщательно сконструированная скульптура смешанных медиа, «здание» из обломков, которое распространилось по его дому и заполнило его полностью.
Gesamtkunstwerk (Общее искусство)
Швиттерс был одержим идеей создания Gesamtkunstwerk — искусства, охватывающего все формы выражения. Свой странный набор мусора он использовал, чтобы найти смысл в мире, который, по его убеждению, сошёл с ума. В отличие от большинства других дада-художников, у него не было конкретных политических взглядов. Почти все его работы были личными или автобиографическими.
Тем не менее почти все его занятия в 1920-е годы рассматривались современниками как политические. Они формировались в утопических рамках международного конструктивистского движения. Конструктивизм бросал вызов традиционным иерархическим структурам и предполагал значительную роль художника в реорганизации общественной жизни и застроенной среды.
Хотя он создал несколько высококачественных картин и скульптур, Швиттерс редко отклонялся от авангардного дадаистского стиля коллажей и бумажных конструкций. Его коллажные работы оказали значительное влияние на последующие направления современного искусства: Junk Art, Arte Povera и Fluxus. Это делает его одним из самых влиятельных художников XX века в движении дада.
Концепция Gesamtkunstwerk объединяла все формы художественного выражения вокруг общей цели. Швиттерс считал, что каждый элемент среды должен быть частью целого художественного акта. Его работа в этом направлении оказала влияние на дальнейшее развитие авангардного мышления. Художник стремился стереть границы между искусством и повседневной жизнью, превращая банальные предметы в поэтические высказывания.
Ранние годы и обучение
Курт Швиттерс родился в Ганновере — интровертный единственный ребёнок богатых родителей. С 1909 по 1914 год он изучал искусство в Дрезденской академии вместе с немецкими экспрессионистами Отто Диксом (1891–1969) и Георгом Гроссом (1893–1959). Позднее они стали важными членами движения «Новая объективность» в 1920-х годах.
В значительной степени не осведомлённый об авангардных тенденциях дрезденской школы, например о группе Die Brücke (мост), возглавляемой Эрнстом Людвигом Кирхнером, Швиттерс вернулся в Ганновер после окончания учёбы. Свою художественную карьеру он начинал как постимпрессионист.
Первая мировая война: влияние на искусство Швиттерса
По мере того как Первая мировая война набирала обороты, работы Швиттерса становились более экспрессионистскими по тону. От войны он был освобождён из-за эпилепсии. В этот период художник занимался техническими чертёжами на машиностроительном заводе близ Ганновера.
«Я открыл в себе любовь к колесу и понял, что машины — абстракции человеческого духа», — говорил он позже. В это же время Швиттерс женился и завёл двух сыновей. Старший, Герд, умер вскоре после рождения. Второй, Эрнст, стал известным фотографом и оставался близким к отцу на протяжении всей жизни.
В 1918 году, в ответ на резню войны и последовавший социально-экономический хаос по всей Германии, отношение художника к искусству начало меняться. “То, чему я учился в академии, не служило мне ни на что… Всё было разрушено, и важно было создавать что-то из фрагментов. Но это и есть Merz… Это отражение революции внутри меня…”
Переход к коллажу
К февралю 1918 года Швиттерс представил свои экспрессионистские картины на Ганноверской секессии. Затем, в июне 1918 года, он показал несколько полуабстрактных экспрессионистских пейзажей в знаменитой галерее Sturm в Берлине. Это свело его с членами политически активного берлинского авангардного движения дада.
Среди них были Рауль Хаусманн (1886–1971) и Ханс (Жан) Арп (1886–1966). По инициативе Арпа Швиттерс отказался от традиционных академических техник и занялся коллажем. Он также начал создавать ассамбляжи из обломков мусора. Тем не менее художник не отказался от академического стиля и продолжал создавать традиционные портреты и пейзажи до конца жизни.
Dada
Швиттерс вышел на контакт с цюрихским дада в мае 1919 года. Его работы были опубликованы в Der Zeltweg — заключительной публикации цюрихского дада. Он также подал заявление на вступление в берлинский дада, вероятно, в конце 1918 — начале 1919 года.
По словам Рауля Хаусманна, запрос отклонили из‑за связи Швиттерса с галереей Sturm и с экспрессионизмом в целом. Политически настроенные берлинские дадаисты отвергали экспрессионизм за абсурдный романтизм и буржуазную эстетику. Но эта широко известная история Хаусманна звучит сомнительно.
Ричард Хюльзенбек, самопровозглашённый лидер берлинского дада, проявлял интерес к картинам Merz уже в мае 1919 года. Он подталкивал Швиттерса, навещал его в Ганновере и пригласил внести вклад в никогда не опубликованный «Dada Atlas». Почему двое вошли в ссору — не вполне ясно и, вероятно, останется загадкой.
Вызов Швиттерса всем идеологиям, его склонность к динамике вместо стагнации и продвижение искусства в контексте повседневной среды сделали его более подлинным и преданным сторонником радикальных дадаистских идей, чем почти любой другой художник своего времени. Его работа определённо соглашалась с дадаистской философией, которая продвигалась в Цюрихе, где художники были менее политизированы и предпочитали уделять больше внимания перформансу и абстрактному искусству.
Мerz‑коллажи
Тем временем, зимой и весной 1918–1919 годов, Швиттерс отдал все силы новым работам в стиле «Merz», включавшим широкий спектр найденных материалов. Позже критики назвали их «психологическим коллажем». Эти работы представляли попытку Швиттерса придать эстетический смысл миру, который сошёл с ума — миру, чьи моральные ценности и социальные нормы были разбиты на куски.
Это было уникальное видение Швиттерса: создать новое искусство и новую эстетику из буквально найденных на улицах фрагментов, которые он бережно восстанавливал. В этой глубоко символичной деятельности он точно выразил дадаистское представление о том, что искусство может быть сделано из чего угодно. В отличие от большинства дадаистов, он был творцом — не критиком — позитивным, а не негативным, как показывают его строительные работы.
Признание в галерее Sturm
Художественный прорыв Швиттерса произошёл в июне 1919 года. Выставка его новых Merz‑картин в влиятельной галерее Sturm — основанной Хервартом Валденом — вызвала ажиотаж среди критиков. Работы демонстрировали динамическое напряжение между абстракцией и реализмом, эстетику и мусор, искусство и жизнь.
Использование цвета, тонкий баланс и взаимодействие содержания и формы наглядно показывали его мастерство в коллажном жанре. Внезапно он оказался на переднем крае современного искусства, и полная сила его воображения была раскрыта.
Он общался с несколькими авангардными группами, включая преподавателей Баухауса — Вальтера Гропиуса, Оскара Шлеммера, Пауля Клее, Василия Кандинского и Лайонела Фейнингера. Также с конструктивистами из России, Восточной Европы и Нидерландов (Лисицкий, Мохоли‑Надь, Тео ван Дусбург), и различными дадаистами.
Он организовал перформансы с такими художниками, как Рауль Хаусманн и Тристан Цара, и устраивал провокационные концерты и лекции в городах Европы. В 1921 году он познакомился с Тео ван Дусбургом — голландским абстракционистом, теоретиком искусства и основателем De Stijl. Вместе они съездили по Нидерландам, продвигая анти‑искусство дада.
Швиттерс изучал широкий спектр других форм искусства: драму и поэзию, кабаре, графику, мультимедийное искусство, фотографию и архитектуру. В 1923 году он запустил свой Merz‑журнал, за которым в 1924 году последовало успешное рекламное агентство (1924–1930).
Merzbau (Merz building)
В 1923 году он начал работу над своим шедевром — необычным скульптурным сооружением, современной инсталляцией, состоящей из огромных колонн мусора, дерева и штукатурки. Одну из них он назвал «Собор эротических мучений». Около 1931 года он начал внедрять эти колонны в интерьер, а в 1933 году убрал свою мастерскую из этой комнаты и назвал своё новое произведение Merzbau (Merz‑строение). С 1933 по 1936 год он развивал оригинальные мастерские конструкции, пока они не заполнили шесть или более комнат дома.
Дегенеративное искусство
Возвышение национал-социализма в Германии в 1930‑е годы стало для многих немецких художников и скульпторов, включая Швиттерса, смертельным ударом. Сообщество авангардного искусства раскололось или ушло в подполье, оставив многих творческих деятелей изолированными и уязвимыми.
Швиттерс ответил новым стилем абстрактной живописи и серией почти сюрреалистических работ. Они были более созерцательными, сдержанными и значительно менее бурными, чем его ранее созданные коллажи.
В 1933 году его работы — вместе с работами Эмиля Нольде, Пауля Клее, Оскара Кокошки, Отто Дикса, Макса Бекмана, Эрнста Людвига Кирхнера, Марка Шагала и множества других) были помечены нацистами как Degenerate Art (Entartete Kunst).
В последующие годы его работы подвергались клевете на выставках «Дегенеративное искусство», кульминацией которых стала крупнейшая и наиболее печально известная экспозиция в Мюнхене в середине 1937 года. К этому моменту Швиттерс эмигрировал в Норвегию по причинам, которые так и не были полностью объяснены.
В Лисакере, недалеко от Осло, он работал над вторым Merzbau и создал скульптурный интерьер в хижине на острове Хьертёйя, близ Мольде. Некоторые искусствоведы также считают его Merzbau. Швиттерс бежал на север, когда нацистские войска вторглись в Норвегию в апреле 1940 года, и добрался до ледокола, перевозившего членов норвежского правительства в Англию.
Англия в сороковых годах
Его поместили под стражу почти на полтора года, в основном на острове Мэн. После освобождения в ноябре 1941 года он провёл оставшуюся часть войны в Лондоне, черпая вдохновение в новой обстановке и создавая новые мерц‑картинки с лёгкими отсылками к старым мастерам.
В 1945 году он переехал в Озёрный край Англии, а в середине 1947 года начал работу над новым Merzbau, известным как Merz Barn. Проект финансировался бизнесменом из Питтсбурга через Музей современного искусства в Нью-Йорке. Он остался незавершённым к моменту смерти художника в январе 1948 года.
Некоторые внутренние конструкции позднее были снесены, в то время как другие отдельно стоящие элементы перенесли в новые локации. Конечная стена была перевезена в Hatton Gallery Университета Ньюкасла в 1965 году, где она до сих пор экспонируется.
Ганноверский Merzbau был разрушен во время бомбардировок союзников в 1943 году, а Lysaker Merzbau — пожаром в 1951 году. Место Merz Barn сейчас очищено и находится в стадии застройки, тогда как интерьер хижины на Хьертёйе недавно перевезён в музей на материке.
Репутация и наследие
Безусловно, Швиттерс был художественным гением, а также преданным гуманистом. Его новаторская работа в коллажах, пейзажной монтажной работе и скульптуре смешанной медиа (такой как Merzbau) оказала значительное влияние на современные направления искусства. Среди них Arte Povera, Fluxus, поп-арт, концептуализм, хэппенинги, Junk Art, Neo‑Dada и неоэкспрессионизм.
Его работы часто обсуждаются в контексте постмодернистского искусства. Прорывной Merzbau, полностью неправильно понятый в своё время, сегодня считается предшественником современных форм искусства: инсталляции, окружения, ассамбляжа и искусства, завязанного на конкретном месте.
Опережая своё время, творчество Швиттерса оказало огромное влияние на великого современного художника Роберта Раушенберга. Тот сказал после просмотра выставки работ Швиттерса в галерее Sidney Janis в Нью-Йорке в 1959 году: “Мне казалось, что он сделал всё это именно для меня”.
Философия Merz продолжает вдохновлять современных художников, работающих с найденными объектами и экологическими инсталляциями. Швиттерс продемонстрировал, что искусство может преобразовать самые банальные материалы в поэтические высказывания о человеческом состоянии. Его подход к творчеству как к непрерывному процессу трансформации окружающего пространства предвосхитил многие тенденции современного искусства.
Произведения Курта Швиттерса
Работы Курта Германа Эдуарда Карла Юлиуса Швиттерса можно увидеть во многих лучших мировых музеях искусства. Среди них музей Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке, Музей современного искусства MOMA, Центр Помпиду в Париже, галерея Тейт в Лондоне.
В Англии его работы представлены в музее Armitt в Амблсайде, Abbot Hall Art Gallery в Кендале и на острове Insel Hombroich в Германии. Самая значимая коллекция его работ, вместе с реконструкцией первой комнаты Merzbau, находится в Sprengel Museum в Ганновере, Германия.
В этом же музее располагаются обширные архивы Курта Швиттерса и опубликован трёхтомный Catalogue Raisonné. Исследователи принимаются по предварительной записи.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?