Морис де Вламинк:
французский художник-фовист читать ~6 мин.
Морис де Вламинк (фр. Maurice de Vlaminck) — значимая фигура в раннем французском искусстве и один из основателей фовистского движения наряду с Анри Матиссом (1869–1954) и Андре Дереном (1880–1954). Родившийся в Париже, Вламинк был в основном художником-самоучкой и даже хвастался, что никогда не переступал порог Лувра. Его дружба с Дереном, начавшаяся в 1900 году, сыграла ключевую роль в его творческом и профессиональном становлении.
В 1901 году он посетил выставку Ван Гога в Париже, которая потрясла его своей яркостью и убедила стать профессиональным художником. Вламинк начал писать пейзажи и портреты, выдавливая краску прямо из тюбика в манере Ван Гога и импрессионистов. В 1905–1907 годах он стал одной из ведущих фигур фовизма, и именно знаменитые пейзажные картины этого периода принесли ему наибольшую известность. К 1908 году его интерес к новаторской манере Поля Сезанна (1839–1906) усилился, а палитра стала более сдержанной. Позже, в 1920-х годах, он перешёл к более реалистичному стилю. Сегодня его считают одним из ведущих современных художников Эколь де Пари.
Среди его наиболее известных экспрессионистских работ — «Барная стойка» (1900, Музей Кальвет, Авиньон), «Белый дом» (1905–1906, частное собрание), «Буксир на Сене» (1906, Национальная галерея искусств, Вашингтон), «Поля, Рюэй» (1906, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид), «Парусник» (1906, частное собрание), «Натюрморт» (1907, Музей Аннонсиад, Сен-Тропе), «Пейзаж с красными деревьями» (1906–1907, Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду) и «Дома на берегу Сены в Шату» (1906–1907, частное собрание). Подробнее о вкладе Вламинка в экспрессионизм см. раздел: История экспрессионистской живописи.
Для анализа работ фовистских художников, таких как Морис де Вламинк, см. раздел: Анализ современных картин (1800–2000).
Ранние годы
Вламинк родился в Париже в 1876 году в семье музыкантов. Первоначально он зарабатывал на жизнь как учитель музыки и профессиональный велосипедист. В 1893 году начал брать уроки у местного художника Анри Ригалона. Переломным моментом в его жизни стала случайная встреча в поезде в 23 года с начинающим художником Андре Дереном. Они завязали дружбу на всю жизнь, которая стала важным фактором в становлении Вламинка как художника. В 1900 году они арендовали общую студию в Шату.
В 1901 году Вламинк и Дерен посетили выставку Ван Гога в галерее Бернхайм-Жён в Париже. Увиденное глубоко тронуло Вламинка, и он заявил: “Ван Гог — мой отец”. Его живопись стала ярче и выразительнее, он начал наносить краску на холст прямо из тюбика. В тот же период Вламинк вместе с Дереном сформировал так называемую «Школу Шату» (Шату — популярное место для живописи на открытом воздухе у Сены) — творческое объединение, ставшее ядром будущего фовизма.
Движение фовистов
В 1900 году Вламинк познакомился с Матиссом, сыгравшим важную роль в формировании фовизма. Однако из-за своего соревновательного характера Вламинк впоследствии неоднократно оспаривал вклад Матисса в движение. В 1905 году он вместе с Дереном и Матиссом принял участие в знаменитой выставке Осеннего салона, которая вызвала шквал критики. Влиятельный критик Луи Воксель, сравнивая яркое авангардное искусство трио со скульптурами эпохи Возрождения, выставленными в том же зале, назвал их экспозицию «Донателло среди диких зверей» (фр. Donatello au milieu des fauves), дав таким образом название всему течению.
В этот период стиль Вламинка находился под сильным влиянием Ван Гога: его техника импасто была более выраженной, а мазки — менее упорядоченными, чем у Матисса или Дерена. Возможно, его важнейшим вкладом в творчество группы стали картины «Буксир на Сене» (1906, Национальная галерея искусств, Вашингтон) и «Натюрморт» (1907, Музей Аннонсиад, Сен-Тропе).
Фовистские художники
Кроме Вламинка, Дерена и Матисса, к видным фовистам относят Луи Вальтата (1869–1952), Альбера Марке (1875–1947), Рауля Дюфи (1877–1953), Шарля Камуана (1879–1965), Анри-Шарля Мангена (1874–1949), Отона Фриеза (1879–1949), экспрессиониста Жоржа Руо (1871–1958), Кеса ван Донгена (1877–1968) и кубиста Жоржа Брака (1882–1963). Склонный к эмоциональности, Вламинк не считал сюжет своих картин главным: он стремился выразить себя через цвет и сам процесс живописи. Неудивительно, что к концу 1906 года он почувствовал, что исчерпал возможности своей палитры. Насколько ещё более насыщенными могли стать его цвета? Он уже наносил чистые пигменты на холст, не смешивая их, — что ещё можно было сделать?
Влияние Сезанна
В 1907 году Вламинк, как и многие другие художники, начал отходить от фовизма, и влияние Сезанна оказалось своевременным. Поль Сезанн — один из величайших постимпрессионистов, чьё творчество заложило основы для значительной части искусства начала XX века. В 1907 году посмертная ретроспектива работ Сезанна по постимпрессионизму оказала сильное воздействие на Вламинка, вдохновив его привнести больше структуры в свои пейзажи. Яркие цвета фовистского периода сменились более приглушёнными, созерцательными оттенками. Влияние Сезанна продолжалось примерно до 1910 года и проявилось в таких работах, как «Заводская труба в Пюто» (Музей изящных искусств, Шартр) и «Сена близ Буживаля» (частное собрание).
Амбруаз Воллар, который в 1906 году приобрёл все картины из студии Вламинка, в 1911 году отправил его в Англию на поиски вдохновения. Художник вернулся с коллекцией пейзажей, включая «Саутгемптон» (1911, частное собрание) и «Тауэрский мост» (1911, частное собрание). В 1913 году он провёл некоторое время в Мартиге с Дереном и создал мощную картину «Старый порт в Марселе» (1913, частное собрание).
Поздние годы
Вламинк враждебно относился к большинству течений абстрактного искусства, проявляя полное безразличие к кубизму, футуризму, супрематизму, конструктивизму и стилю «Де Стейл». По иронии судьбы, его экспрессивная и свободная манера письма стала одним из предвестников абстрактного экспрессионизма 1940–50-х годов. После Первой мировой войны Вламинк поселился в сельской местности и склонялся к более натуралистичной манере, сохраняя при этом выразительность цвета и мазка. Его поздние работы часто изображают пустынные дороги и штормовое небо, передавая чувство драматизма и одиночества.
Хотя он так и не достиг свежести и спонтанности своих ранних работ, его репутация в межвоенный период росла. К сожалению, обвинения в коллаборационизме нанесли серьёзный урон его положению после Второй мировой войны. Эти обвинения были связаны с его участием в официальном визите французских деятелей искусства в нацистскую Германию в 1941 году. Вламинк был также талантливым гравёром, иллюстратором, писателем и крупным коллекционером африканской скульптуры. Он умер в 1958 году.
Фовистские картины Мориса де Вламинка можно увидеть во многих лучших художественных музеях по всему миру.
- Произведения Модильяни и художников парижской школы на выставке в музее Фаберже
- Выставка Вадима Кузнецова в галерее «Мансарда Художников»
- Не стало поэта, критика, создателя первого частного издательства «Глагол», Александра Шаталова
- «Искусство слышать стук сердца» Яна-Филиппа Зендкера, краткое содержание
- Стоит ли превращать офис в художественную галерею?
- «Замешательство» Ричарда Пауэрса, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?