Филип Гастон:
художник абстрактного импрессионизма читать ~5 мин.
Филип Гастон (англ. Philip Guston, урождённый Филлип Гольдштейн; 1913–1980) — один из самых обсуждаемых современных художников XX века и значимая фигура в американском искусстве. Его творческий путь можно разделить на три различных периода, каждый из которых демонстрирует смену стиля в живописи.
Первый период (около 1930–1947 годов) был связан с фигуративной монументальной живописью на остросоциальные темы. В это время Гастон находился под сильным влиянием мексиканских муралистов: Диего Риверы (1886–1957), Хосе Клементе Ороско (1883–1949) и Давида Альфаро Сикейроса (1896–1974).
Второй этап, продолжавшийся примерно до 1967 года, характеризуется его фирменным стилем абстрактного экспрессионизма. Этот стиль иногда называют «абстрактным импрессионизмом» из-за его сходства с поздними работами импрессиониста Клода Моне, в особенности с его серией картин «Кувшинки».
Третий период ознаменовал возвращение к репрезентативному искусству, но уже с совершенно новыми эстетическими принципами. Он включал повторяющиеся образы гротескных, мультяшных фигур и объектов. Этот поздний стиль стал предтечей неоэкспрессионизма, в частности направления «New Image Painting», и закрепил за Гастоном статус одного из самых новаторских художников-экспрессионистов Америки.
Ранние годы
Филип Гастон родился под именем Филлип Гольдштейн в Монреале. Он был младшим из семи детей в еврейской семье, эмигрировавшей из Одессы, спасаясь от погромов. В 1919 году семья переехала в Лос-Анджелес. Этот переезд оказался неудачным: отец не мог найти работу, а в Калифорнии были сильны антисемитские настроения, подогреваемые деятельностью Ку-клукс-клана. Спустя четыре года отец Гастона покончил с собой; тело обнаружил юный Филип.
Эта травма глубоко повлияла на всю его жизнь и творчество. Мальчик нашёл утешение в мире комиксов, и мать записала его на заочные курсы рисования в Кливлендской школе карикатуры. В 1927 году он поступил в среднюю школу Manual Arts, где под руководством Фредерика Джона де Сент-Врена Шванковского познакомился с европейским современным искусством, в частности с кубизмом. Его одноклассником был Джексон Поллок (1912–1956), ставший другом на всю жизнь. Для сравнения стилей см. картины Джексона Поллока (1940–1956).
Гастона и Поллока исключили из школы за распространение сатирической листовки, критикующей руководство за то, что спорт ценится выше искусства. В 1930 году Гастон получил стипендию в Институте искусств Отиса, но проучился там недолго. Ему претил академический стиль преподавания, и он остался по большей части художником-самоучкой.
Фаза 1: Фигуративный реализм и монументальная живопись
В 1934 году Гастон отправился в Мексику, где изучал левую, популистскую фресковую живопись мексиканских муралистов. Вместе с друзьями Рубеном Кадишем и Жюлем Лангснером он создал огромную антифашистскую фреску «Борьба с террором» в столице штата Морелия. Работа получила высокую оценку мастера Давида Альфаро Сикейроса. В Мексике Гастон также познакомился с Диего Риверой и его женой Фридой Кало.
Волна мексиканского мурализма вдохновила подобное движение в США во время Великой депрессии. Оно основывалось на стиле социального реализма, который продвигал художник Бен Шан (1898–1969), и финансировалось Федеральным художественным проектом (FAP) в рамках Управления общественных работ (WPA). По совету Поллока, Гастон в 1935 году переехал в Нью-Йорк, присоединился к WPA и в течение пяти лет создавал фрески по всей стране.
Фаза 2: Абстрактный импрессионизм
С 1941 по 1947 год Гастон преподавал в Университете штата Айова и в Университете Вашингтона в Сент-Луисе. Получив стипендию Гуггенхайма, он вернулся в Нью-Йорк. В этот период он вновь обратился к станковой живописи, но, как и многие художники авангарда, отошёл от фигуративности к абстракции, примкнув к Нью-Йоркской школе и абстрактному экспрессионизму.
Гастон избрал собственный путь, избегая популярных направлений. Он не примкнул ни к живописи действия Поллока, ни к жестуальному стилю Франца Клайна (1910–1962), ни к живописи цветового поля Марка Ротко (1903–1970). Вместо этого он разработал уникальный стиль лирической абстракции, который критики назвали «абстрактным импрессионизмом». Его мерцающие формы и палитра напоминали поздние полотна Клода Моне. Абстрактные картины Гастона принесли ему национальное признание и до сих пор высоко ценятся.
Фаза 3: Возвращение к фигуративному искусству
Социальные и политические потрясения 1960-х годов вызвали у Гастона разочарование в абстракции. Он считал её «ложью» и «обманом». Художник вернулся к репрезентативному искусству, создав совершенно новый цикл работ. Выставка этих картин в 1970 году в галерее Мальборо в Нью-Йорке шокировала публику и критиков. The New York Times высмеяла его новый стиль, назвав статью «Мандарин, притворяющийся увальнем».
Гастон разработал оригинальный, «мультяшный» стиль реализма. На его полотнах появились загадочные фигуры в капюшонах, напоминающие членов Ку-клукс-клана, а также бытовые предметы: окурки, неубранные кровати, одинокие лампочки. Сам художник объяснял, что эти образы, особенно фигуры в капюшонах, — это автопортреты. “Я ощущаю себя под капюшоном, — говорил он. — Меня завораживала идея зла… Я почти пытался представить, что живу вместе с Кланом”. Так он исследовал «банальность зла» и соучастие в нём.
Этот смелый отход от абстрактного искусства, которому слепо поклонялись многие критики, поначалу не был понят. Однако коллеги-художники его поддержали. Гастон оправдывал свою «уродливую» иконографию как отражение уродства современной жизни. Из-за негативного приёма он всё больше уединялся в своём доме в Вудстоке, штат Нью-Йорк, где и умер в 1980 году.
Выставки
При жизни Гастона состоялось несколько его крупных персональных выставок, в том числе в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке (1962), Городском музее в Амстердаме (1964) и Музее современного искусства Сан-Франциско (1980). После его смерти были организованы масштабные ретроспективы в Центре Помпиду в Париже (2000), Метрополитен-музее в Нью-Йорке (2003) и Королевской академии художеств в Лондоне (2004).
Наследие
Филип Гастон стал одним из немногих крупных художников-абстракционистов, кто после двух десятилетий работы в этом стиле вернулся к фигуративной живописи. Его смелость, новаторский подход к массовой культуре и стирание границ между абстракцией и фигурацией составляют его важнейшее наследие в истории искусства. Творчество Гастона продолжает вызывать острые дискуссии, подтверждая его статус одного из самых влиятельных американских художников.
Картины Филипа Гастона можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира, включая Тейт Модерн в Лондоне, Музей современного искусства в Нью-Йорке (MoMA) и Национальную галерею искусства в Вашингтоне.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?