Рауль Дюфи:
французский художник-фовист, экспрессионист читать ~4 мин.
Рауль Дюфи (фр. Raoul Dufy; 1877–1953) — французский художник, дизайнер и график. Получив классическое образование, он сначала проявил интерес к импрессионизму, а затем примкнул к движению фовистов (1906–1907) во главе с Анри Матиссом. Позднее на него повлияли работы Поля Сезанна, увиденные на ретроспективе в Осеннем салоне 1907 года, и творчество Жоржа Брака, с которым он работал в Л’Эстаке в 1908 году.
В результате его стиль стал более строгим, но вскоре вернулся к лёгкой и естественной манере, отличающейся быстрыми, каллиграфическими линиями, нанесёнными на яркий фон. Американский историк искусства Джордж Хёрд Хэмилтон отмечал, что Дюфи нашёл удачную формулу и придерживался её, «но она так забавна и её вариации так умны, что редко надоедает». Дюфи также создавал дизайны для модельеров, таких как Поль Пуаре, и текстильной фирмы Bianchini-Férier, иллюстрировал книги и создавал монументальные росписи. Он активно занимался гравюрой, литографией и акварелью, став заметной фигурой в французской живописи до конца своих дней. В 1952 году художник был удостоен главного приза на Венецианской биеннале.
Ранние годы и обучение
Дюфи вырос в Гавре в музыкальной семье, что объясняет частое появление этой темы в его работах. В 14 лет он начал работать в компании по импорту кофе, а с 1892 года стал посещать вечерние классы в муниципальной школе искусств у художника Шарля Луйе. Там он познакомился с Отоном Фриэзом. В местном музее он открыл для себя творчество Эжена Будена, а картина Эжена Делакруа «Правосудие Траяна» стала одним из самых сильных художественных впечатлений в его жизни.
В 1900 году Дюфи получил муниципальную стипендию для учёбы в Париже и поступил в Школу изящных искусств в мастерскую Леона Бонна. В столице он попал под влияние импрессионистов — Эдуарда Мане, Клода Моне и Камиля Писсарро. Его также восхищала острая и точная линия в работах Тулуз-Лотрека.
Период фовизма и влияние Сезанна
Переломным моментом для Дюфи стал 1905 год, когда на Осеннем салоне он увидел картину Анри Матисса «Роскошь, покой и наслаждение». Позже он говорил: “Импрессионистский реализм потерял для меня свою привлекательность, когда я стал созерцать чудо воображения, воплощённое в рисунке и цвете”. В этот период Дюфи вместе с другом Альбером Марке работал в Фекаме, Трувиле и Гавре. Его работы того времени, такие как «Улица, украшенная флагами» (1906) и «Афиши в Трувиле» (1906), выполнены в стиле фовизма, но сохраняют импрессионистскую лёгкость. В 1906 и 1907 годах он выставлялся вместе с фовистами.
Ретроспектива Сезанна в 1907 году и работа с Браком в Л’Эстаке убедили Дюфи в необходимости строгой композиционной структуры. Это отразилось в таких работах, как «Деревья в Л’Эстаке» (1908), однако не привело его к кубизму. Картина «Дама в розовом» (1908) сочетанием яркого цвета и чёткого рисунка напоминает Ван Гога и даже немецкий экспрессионизм, с которым художник познакомился во время поездки в Мюнхен.
Собственный стиль и декоративное искусство
К 1910-м годам Дюфи выработал свою уникальную манеру, которую иногда называют «стенографической». Он начал разделять цвет и линию: сначала создавал на холсте фон из широких, прозрачных цветовых пятен, а затем поверх наносил быстрый, ажурный рисунок, лишь обозначающий контуры предметов. Цвет и форма в его работах стали существовать почти независимо друг от друга, что придавало картинам ощущение лёгкости, света и движения. Примерами могут служить «Заброшенный сад» (1913) и более поздние произведения.
Параллельно с живописью Дюфи активно занимался декоративным искусством. Он иллюстрировал книги, в том числе «Бестиарий, или Кортеж Орфея» Аполлинера (1910), используя гравюру по дереву. По предложению модельера Поля Пуаре он начал создавать эскизы для тканей, а с 1912 по 1928 год эксклюзивно сотрудничал с лионской шёлкоткацкой фирмой Bianchini-Férier. В 1920 году он создал декорации для балета «Бык на крыше» на музыку Дариюса Мийо. Дюфи регулярно участвовал в Салоне художников-декораторов, где представлял проекты фонтанов, бассейнов и интерьеров.
Поздний период и признание
В 1937 году Дюфи создал одно из самых масштабных своих произведений — огромное панно «Фея Электричества» для павильона «Света и Электричества» на Всемирной выставке в Париже. В этой работе он использовал особые краски, разработанные химиком Жаком Марожером, которые позволили добиться свежести и лёгкости, свойственной акварели. Фантазия в изображении деталей здесь сочетается со строгой композицией (сегодня панно хранится в Музее современного искусства в Париже).
В последние годы, несмотря на тяжёлый ревматоидный артрит, Дюфи продолжал работать. В его творчестве появилась новая строгость и сила, как, например, в серии «Ателье» (1942) и почти монохромных полотнах, таких как «Жёлтая консоль» (1947) и «Красная скрипка» (1948). В 1952 году, будучи уже признанным одним из ведущих современных художников, он получил Международный Гран-при на 26-й Венецианской биеннале. За свою жизнь Дюфи создал также множество рисунков пером и карандашом, которые благодаря своей лаконичности и живости часто считаются вершиной его графического таланта. Работы Рауля Дюфи сегодня можно увидеть во многих ведущих музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?