Уильям Холман Хант – английский художник-прерафаэлит читать ~7 мин.
Английский художник Уильям Холман Хант, известный своей религиозностью и целеустремлённостью, был одним из основателей влиятельного художественного движения «Братство прерафаэлитов». После обучения у лондонского портретиста и учёбы в школах при Королевской академии художеств он сблизился с Джоном Эвереттом Милле (1829–1896) и Данте Габриэлем Россетти (1828–1882). В 1848 году они основали «Братство», которое отвергало академические условности, сложившиеся под влиянием последователей Рафаэля (1483–1520), и стремилось возродить традиции художников Раннего Возрождения.
Ранние работы Ханта вызывали насмешки, но к 1850-м годам он завоевал признание публики. К 1905 году художник пользовался таким уважением, что был награждён орденом «За заслуги», а после смерти в 1910 году удостоился государственных похорон. Его самые известные работы включают «Пробуждающаяся совесть» (1853, галерея Тейт, Лондон) и «Леди из Шалот» (1886–1905, Уодсворт Атенеум, Хартфорд). Сегодня Хант считается ярким представителем викторианского искусства с его склонностью к навязчивому морализаторству, а скрупулёзное внимание художника к деталям и колориту порой приводило к обратному эффекту. Настроение викторианской Англии в своих работах отражал и другой популярный художник — анималист Эдвин Ландсир (1802–1873), известный сентиментальными портретами собак.
Ранняя карьера
Хант родился в Лондоне в 1827 году. Он вырос в религиозной семье и с юности много читал Библию. В 12 лет он оставил школу и устроился офисным клерком. Ненавидя эту работу, он мечтал стать художником, и его воображение стало определяющим в выборе пути. Он брал частные уроки у портретиста и в итоге убедил родителей разрешить ему поступить в школы при лондонской Королевской академии художеств. Однако вскоре он разочаровался в эстетике британского искусства, считая, что оно не предлагает ничего для созерцания или подражания. Прочитав книгу «Современные художники» критика Джона Рёскина, Хант увлёкся идеей о возвращении к стилю мастеров Позднего Средневековья и Раннего Возрождения. Он хотел наполнить искусство новым символизмом, которого, по его мнению, недоставало современникам. В Академии он познакомился с Милле, и они обнаружили общность взглядов.
Становление Братства и первые выставки
В 1848 году картина Ханта «Канун святой Агнессы» была принята на выставку в Королевской академии. Эта работа, основанная на поэме Китса, привлекла внимание Данте Габриэля Россетти. В сентябре того же года было основано «Братство прерафаэлитов». Изначально термин «прерафаэлит» относился только к группе Ханта, Милле и Россетти, но позже его стали применять для описания более широкого направления в британском искусстве XIX века, для которого были характерны мечтательность, романтизм и псевдосредневековый стиль.
Братство прерафаэлитов
Вскоре группа расширилась до семи человек: к основателям присоединились брат Данте Уильям Майкл Россетти (1829–1919), Джеймс Коллинсон (1825–1881), Фредерик Джордж Стивенс (1828–1907) и скульптор Томас Вулнер (1825–1892). Они отвергали шаблонный стиль Лондонской Королевской академии, которую ранее возглавлял сэр Джошуа Рейнольдс. Прерафаэлиты иронично называли его «сэр Слошуа» (от англ. slosh — «хлюпать,ляпать»), считая его живописную манеру небрежной, а стиль — академической формой маньеризма. Участники движения стремились к детальной, насыщенной по цвету живописи, отражающей композиционные традиции итальянского и фламандского искусства кватроченто.
Некоторые историки искусства считают прерафаэлитов одним из первых движений современного искусства. Другие с этим не согласны, указывая на их связь с историзмом и приверженность натурализму. С группой также были связаны лорд Фредерик Лейтон (1830–1896), Александр Манро (1825–1871), Чарльз Олстон Коллинз (1828–1873), Томас Таппер, Форд Мэдокс Браун, Уильям Дайс, Джон Фредерик Льюис, Артур Хьюз, Уильям Линдси Виндус, Фредерик Уильям Бёртон, Фредерик Сэндис, Уолтер Хауэлл Деверелл и знаменитый Эдвард Бёрн-Джонс.
Выставки и полемика
Первая групповая выставка «Братства» состоялась в 1849 году. Хант представил картину «Риенци» (1849), написанную по мотивам романа Эдварда Бульвер-Литтона. Художник черпал вдохновение в романтической поэзии, и литературные темы стали движущей силой его творчества. Техника прерафаэлитов была новаторской: они использовали яркие краски на светлом грунте, что придавало работам свежесть. Они ценили детализацию: на их полотнах даже лист мог быть изображён с пятнами плесени, чтобы подчеркнуть несовершенство реального мира. Братство следовало совету Рёскина, который в 1851 году призывал художников:
“Идти к природе со всей искренностью сердца… не отвергая ничего, не выбирая ничего и не презирая ничего”
В 1850 году картина Милле «Христос в доме Своих родителей» вызвала скандал. Критики, включая Чарльза Диккенса, осудили её за «средневековую» манеру, а Святое Семейство, по их мнению, выглядело как группа «простолюдинов» в «абсурдных» позах. «Братство» приобрело скандальную известность, а его принципы подверглись нападкам со стороны нового президента Королевской академии, сэра Чарльза Локка Истлейка. Вскоре после этого первоначальное ядро движения фактически распалось. Хотя Хант и другие продолжали работать в схожем стиле, они больше не ставили на картинах инициалы «P.R.B.». В 1852 году Хант подал заявку на членство в Королевской академии, но получил отказ и больше попыток не предпринимал.
Религиозное искусство
После 1850 года Хант и Милле отошли от прямого подражания средневековому искусству. Хант считал реализм важным инструментом, но также стремился подчеркнуть духовное содержание. В 1854 году он выставил две картины, наполненные моральным символизмом: религиозную — «Свет мира» (колледж Кебл, Оксфорд) и светскую — «Пробуждающаяся совесть» (галерея Тейт, Лондон). Он хотел примирить религиозное искусство с научной точностью, для чего предпринял исследовательские поездки в Египет и Палестину.
В 1854 году Хант отправился на Святую землю, где писал пейзажи на берегу Мёртвого моря. Его знаковой работой того периода стал «Козёл отпущения» (1854, Художественная галерея Леди Левер, Порт-Санлайт). Следующие несколько лет художник провёл во Флоренции и Палестине, работая над своей ориенталистской живописью. Эти детально проработанные религиозные полотна были хорошо приняты на родине и укрепили его репутацию. Репродукции картин успешно продавались, что наконец обеспечило художнику финансовую стабильность.
Наследие
Прерафаэлитизм стал одним из самых значительных художественных явлений викторианской эпохи в Англии. Он способствовал преодолению упадка в английской живописи первой половины XIX века и стимулировал интерес к Движению искусств и ремёсел, которое возглавлял Уильям Моррис. Влияние прерафаэлитов прослеживается в творчестве многих английских художников следующих поколений. Например, их колористические находки оказали воздействие на сэра Лоуренса Альма-Тадему (1836–1912).
«Леди из Шалот» (1886–1905, Уодсворт Атенеум, Хартфорд) — одна из последних и самых известных картин Ханта. На этом масштабном, сновидческом полотне изображена героиня поэмы лорда Теннисона. В последние годы жизни Хант получил всемирное признание. Сегодня его картины хранятся в галереях Ливерпуля, Бирмингема, Манчестера и в лучших художественных музеях Лондона и Америки. За несколько лет до смерти он опубликовал двухтомную книгу «Прерафаэлитизм и Братство прерафаэлитов» (1905), где эмоционально и подробно рассказал о своей работе и принципах. Движение оказало большое влияние на британскую живопись начала XX века, а также на европейский символизм. Хотя в XX веке доминировало беспредметное искусство, в последние десятилетия интерес к прерафаэлитам возродился.
Ещё биографии: Известные художники.
Современные художники
Список художников, таких как Уильям Холман Хант, см.: Современные художники.
Британское искусство XIX века
Английская фигуративная живопись
Английская пейзажная живопись.
Лучшие художники мира
Лучшие художники-практики см.: Лучшие художники всех времён.
Для лучшей аллегорической живописи см: Лучшие исторические художники.
Лучшие художники Англии
Список наиболее значительных портретистов, художников-историков и пейзажистов, работавших маслом и акварелью в XVIII и XIX веках (1700–1900), см.: Лучшие английские художники.
Лучшее искусство в мире
Список лучших образцов шедевров изобразительного искусства, выполненных ведущими художниками мира, см.: «Величайшие современные картины маслом», акварели, смешанная техника с 1850 года по настоящее время. История масляной живописи, стили и развитие.
Что такое искусство?
Для объяснения эстетических проблем, связанных с изобразительным искусством, см.: Определение и значение искусства.
Цвета, используемые в живописи
Чтобы получить представление о пигментах, использованных Уильямом Хантом, см.: Цветовая палитра девятнадцатого века.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?