Уинслоу Хомер:
американский реалист и маринист читать ~12 мин.
Уинслоу Хомер (Winslow Homer) — один из наиболее значимых американских художников. Он обладал уникальным талантом изображать природу, убедительно отражая в своих работах новаторский дух Америки. Хомер был самоучкой в акварельной и масляной живописи, а также мастером книжной иллюстрации. Наибольшую известность ему принесли морские пейзажи, часто содержащие яркий повествовательный элемент, хотя он также создавал прекрасные пейзажи и жанровые картины.
Темы Хомера
Его реалистичная живопись посвящена повседневной жизни рыбаков, солдат, моряков, лесорубов, охотников и первопроходцев. Героями его полотен становились труженики и путешественники, люди, сталкивающиеся с трудностями. Стилю его кисти была чужда изысканность, свойственная Джону Синглтону Копли, Джозефу Блэкберну, Джону Смиберту или Джону Сингеру Сардженту и другим популярным салонным художникам.
Творчество Хомера стало новым голосом, проникнутым свежей энергией Нового Света. Грубоватый? Неукротимый? Возможно. Но такой же, как северо-восточное побережье штата Мэн. И столь же величественный.
Уинслоу Хомер часто изображал простых людей, поскольку глубоко их понимал. Вероятно, ни один другой американский художник не проникал так глубоко в суть повседневной человеческой жизни.
Юность
Он хорошо знал простых людей, потому что сам был одним из них. Хомер происходил из старинного массачусетского рода, известного трудолюбием, набожностью и скромным образом жизни. Его отец, Чарльз Сэвидж Хомер, был торговцем скобяными изделиями, обладавшим пуританской честностью и бережливостью. Мать, Генриетта Бенсон Хомер, была талантливой акварелисткой-любительницей и стала первым наставником сына в искусстве. Они поддерживали тесную связь на протяжении всей жизни.
Уинслоу, второй из трёх сыновей, родился 24 февраля 1836 года на 25 Friend Street в Бостоне. Когда мальчику было шесть лет, семья переехала в Кембридж. Здесь, в тени Гарвардского колледжа, Хомер получил начальное образование. Близость Гарварда не оказала заметного влияния на его интеллектуальное развитие; характер Хомера формировался в простой, домашней обстановке.
Он любил игры больше, чем книги. Вместе с братьями он проводил часы за рыбалкой, плаванием и катанием на лодках. Здесь он рано увлёкся рисованием. Повсюду он делал наброски своего окружения: зарисовки лодочных гонок, домашних сцен, прохожих на улицах, рабочих на набережной. С тех пор и до конца карьеры Хомер предпочитал создавать картины, рассказывающие историю. Принцип «искусство ради искусства» был для него пустой фразой. Картина без сюжета казалась ему такой же нелепой, как предложение без подлежащего и сказуемого.
Ученик литографа
Отец заметил талант сына к повествованию через рисунок карандашом. Он забрал его из школы и отдал в ученики к бостонскому литографу Джону Генри Баффорду. Обязанности Хомера в мастерской были разнообразны. Он печатал открытки, создавал декоративные элементы для книжных обложек и рисовал титульные листы для популярных песен. В конце концов, ему доверили важное задание — выгравировать на камне портреты всех членов Сената Массачусетса.
Работа иллюстратором в Harper’s Weekly
Его способность запечатлеть динамичную жизнь города привлекла внимание редакторов «Harper’s Weekly». Они начали приобретать его бостонские зарисовки: апрельскую уличную сцену, вид на парк Бостон-Коммон, семейное воссоединение на День благодарения. Это были наброски, полные жизни и энергии, каждый из которых рассказывал целую историю.
Редакторы «Harper’s», желая использовать его талант, который заметно превосходил работы других авторов журнала, предложили ему постоянную должность. Осенью 1859 года он переехал в Нью-Йорк, но от штатной работы отказался, предпочтя свободу фриланса. Как говорил римский поэт Гораций, тот, кто пересекает море, меняет небо, но не душу. Ум и гений Хомера продолжали черпать силы из новоанглийской почвы.
Он отклонил предложение о постоянной работе, объяснив это так: “Рабство у Баффорда было слишком свежо в моей памяти, чтобы я позволил себе снова попасть в подчинение. С того момента, как я оторвал нос от литографского камня, у меня не было хозяина, и никогда не будет”.
Курсы изобразительного искусства
Оставшись свободным художником, он открыл собственную мастерскую в здании Tenth Street Studio Building. До 1863 года Хомер посещал занятия в Национальной академии дизайна и непродолжительное время учился у Фредерика Ронделя, который преподал ему основы живописи. Всего за год Хомер достиг значительных успехов в масляной живописи. Его мать пыталась собрать средства на обучение сына в Европе, но с началом Гражданской войны он отправился на фронт в качестве художника-корреспондента журнала.
Художник времён Гражданской войны
Картины этого периода редко изображали сражения. Его задачей было не прославление или осуждение войны, а рассказ простых, реалистичных историй о солдатах. Большинство работ описывает не смерть, а быт: жизнь в палатках, трапезы, время у костра, игры, чтение писем из дома. Эти картины оказываются более драматичными, чем многие батальные сцены. Хомер достигал эффекта косвенными методами, он был мастером драматического умолчания.
Военная работа Хомера была опасной и напряжённой, но, возвращаясь в мастерскую, он восстанавливал силы. Художник создал серию картин по своим фронтовым зарисовкам, включая «Снайпер» (1862), «Дом, милый дом» (1863) и «Пленные с фронта» (1866). Он выставил «Дом, милый дом» в Национальной академии, и восторженный приём критиков привёл к его избранию ассоциированным членом, а в 1865 году — полноправным академиком.
Однако не военные картины стали главным наследием Хомера. Это был лишь подготовительный этап, отточивший его мастерство для главного дела жизни, которое было ещё впереди.
Путешествия по ЕвропеХомер ещё не знал, в чём будет заключаться его истинное призвание. Он продолжал практиковаться, готовиться к будущим свершениям. В 1867 году он отправился в Европу; его работа «Пленные с фронта» в это время выставлялась в Париже. Он изучал старых мастеров, но не копировал их. Их язык не говорил с ним. Он был янки, гражданином нового мира, свободного от традиций прошлого.
Во время пребывания в Париже Хомер не проходил формального обучения. Вместо этого он создал около дюжины небольших картин, в основном изображающих крестьянскую жизнь. В этих работах он обнаруживал большую близость к Жану-Франсуа Милле и Барбизонской школе, чем к новым талантам, таким как Эдуард Мане и Гюстав Курбе. Он искал свечение цвета в рамках твёрдой композиции с чёткими контурами, как в картине «Лонг-Бранч, Нью-Джерси» (1869). Параллельно он продолжал работать для «Harper’s», создавая зарисовки парижской жизни.
Возвращение в Нью-Йорк
Вернувшись в Нью-Йорк, Хомер отошёл от военной тематики. Он обратился за вдохновением к жизни тружеников и фермеров Америки — белых и афроамериканцев. Художник писал их в домах, школах и за сезонными занятиями: «Зимнее утро», «Сбор ягод», «Рыночная сцена», «Деревенская лавка», «Жизнь на фабриках Новой Англии», «Визит старой хозяйки (к освобождённым рабам)», «Счастливая семья в Виргинии». «Эти картины, — писал редактор «Harper’s Weekly», — настоящие поэмы». Но Хомер стремился к большему.
Акварелист
Подобно тому, как пятьдесят лет спустя поступит Эдвард Хоппер, Хомер начал регулярно работать с акварелью в 1873 году во время летнего пребывания в Глостере, Массачусетс. Он был очарован побережьем и его морскими видами. С самого начала его акварельная техника была свободной и уверенной, а работы пользовались исключительной популярностью, что заметно улучшило его финансовое положение. Среди них были как детализированная «Школьная доска» (1877), так и более импрессионистическая «Шхуна на закате» (1880).
Полностью посвятив себя живописи
В 1875 году он прекратил работать коммерческим иллюстратором, чтобы полностью сосредоточиться на живописи. Картина «Игра в хлыст» (1872) была очень хорошо принята и выставлялась на Всемирной выставке 1876 года в Филадельфии, как и одна из его самых известных работ «Свежий ветер» (1876).
С 1881 по 1882 год Хомер жил и работал в Куллеркотсе — прибрежной деревне в Нортумберленде, Англия. Картины этого периода изображали трудовые будни простых людей, но в новом стиле. Его палитра стала сдержаннее, а полотна — масштабнее и композиционно продуманнее. Он применил менее сентиментальный подход, создав произведения более зрелого и сильного характера. По возвращении он выставил английские пейзажи в Нью-Йорке, и критики были впечатлены переменами в его стиле.
Морские картины Хомера
После возвращения из Англии он обратился к новой теме — морю в непогоду. Это и стало тем, что он так долго искал. Уинслоу Хомер превратился в «поэта бурь». Отныне его задачей стало создание морской саги.
Он покинул Нью-Йорк и в 1883 году поселился в Праутс-Нек, на скалистом побережье штата Мэн, где прожил до своей смерти в 1910 году. Он продолжал путешествовать — в горы Адирондак, Канаду, на Бермуды, во Флориду и на Карибы, создавая акварели, которые принесли ему славу, — но Праутс-Нек оставался его главной обителью.
Расположенный на скалистом полуострове, Праутс-Нек пропитан ароматом сосен и солёного моря. Одинокая дикая природа этого места привлекала замкнутый гений Хомера. Он построил себе портативное убежище с окном, выходящим к морю. Здесь, среди скал, он писал ярость океана, вздымавшегося над его головой горами брызг.
Несмотря на драматизм своих морских полотен, в жизни Хомер был известен как человек сдержанный и замкнутый. Он ценил уединение и не любил говорить о творчестве, часто отвечая на вопросы журналистов с присущим ему сухим юмором. Эта отстранённость позволяла ему полностью сосредоточиться на наблюдении за природой. Он мог часами изучать движение волн, стремясь с максимальной точностью передать величие и суровую красоту стихии.
The Life Line
Первая великая работа из его морской серии появилась в 1884 году. Она называлась «Спасательный трос». Это история о кораблекрушении, но на холсте нет самого корабля. Хомер, мастер драматического умолчания, передал трагедию через изображение спасения одного пассажира. Это напоминает зрителю не только об ужасах моря, но и о мужестве человека. В ложбине между двумя водяными горами протянут трос. На нём к берегу движется спасательное кресло, в котором сидит моряк, крепко обнимая беззащитную девушку.
Её лицо бледно, а платье промокло и порвано. Правая рука безвольно опущена к волнам. Лицо моряка скрыто шарфом — ещё один драматический штрих. Так художник заставляет зрителя сосредоточиться не на храбрости спасателя, а на беспомощности спасённой. Картина говорит о мужестве, но прежде всего — о трагической хрупкости человека перед бушующим морем.
Гольфстрим
Эта тема ещё острее звучит в картине «Гольфстрим» (1899) (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). На лодке без паруса и вёсел лежит обессиленный афроамериканский моряк, дрейфующий по водам Карибского моря. Вокруг кружат акулы. Вдалеке проходит торговое судно, но на его борту не замечают терпящего бедствие. Моряк слишком слаб, чтобы подать знак. Единственный вероятный исход этой мрачной истории — гибель.
Однако Хомер нечасто писал пессимистичные картины. Он изображал море во всех его проявлениях, а своих моряков — «тружеников, пашущих волны ради пропитания» — в разных настроениях. Они тянут сети, возвращаются с уловом, танцуют с девушками на берегу, выбирают якорь, гребут к кораблю под луной или наблюдают за горизонтом в подзорную трубу.
The Lookout
«На вахте» («Всё спокойно!») — ночная сцена на судне, написанная при лунном свете. В этой картине Хомер запечатлел поэзию ночи в море. Над головой — звёздное небо, под ним — пенистый след; между ними — корабельный колокол, угол палубы и бородатое лицо моряка. Вахтенный только что прокричал: “All’s well!”. Его рот ещё открыт. Голова в кожаной шапке, с резкими чертами и сединой, кажется вылепленной из бронзы. Это вечный страж моря.
Eight Bells
Не менее впечатляет своей поэтической простотой картина «Восемь склянок» (1886). Два моряка в три четверти роста стоят на палубе. Оба в непромокаемых плащах и штормовках. Главная фигура в центре полотна держит секстант, измеряя положение солнца. Его помощник справа склонился над хронометром. Корабль только что пережил шторм. Облака ещё клубятся, но местами уже проглядывает синее небо. Для моряков это рутина — определение координат в полдень. Но для зрителя — магия, чтение знаков на безбрежных морских дорогах. Это гимн человеческому упорству, покорившему океан.
Зимы в Карибском регионе
С середины 1880-х годов Хомер начал проводить зимы в тёплых краях — во Флориде, на Кубе и Багамах, создавая серию акварелей для журнала «Century Magazine». Вместо бурных тёмных вод Северной Атлантики он запечатлел сияющее море и небо Карибов, совершенствуя свою технику и цветовую палитру. «Сад в Нассау» (1885) — одна из лучших акварелей этого периода.
В 1893 году Хомер закончил одну из своих самых известных «дарвинистских» картин, «Охота на лис», на которой стая голодных ворон нападает на лису, изнурённую глубоким снегом. Это была его самая большая на тот момент картина, и её сразу же приобрела Пенсильванская академия изящных искусств, что стало первым приобретением его работы крупным американским музеем.
Хотя к середине 1890-х годов он закрепил за собой статус одного из ведущих художников Америки, его работы не пользовались такой популярностью у коллекционеров, как салонные картины или портреты кисти Джона Сингера Сарджента. Многие его полотна годами не продавались. Лишь в начале XX века к нему пришло настоящее финансовое благополучие.
Хомер умер в 1910 году в возрасте 74 лет в своей мастерской в Праутс-Нек, которую позже приобрёл Портлендский художественный музей.
Репутация и наследие
В отличие от своего современника Томаса Икинса (1844–1916), Хомер никогда не преподавал, но его стиль повлиял на поколения американских художников своей прямой и энергичной передачей отношений человека с природой. Его высоко ценили иллюстратор Говард Пайл (1853–1911), ученик Пайла Ньюэлл Конверс Уайет (1882–1945) и его сын Эндрю Уайет (1917–2009), а также айовский художник Грант Вуд (1891–1942). Хомер также оказал влияние на американские школы реализма XX века, включая American Scene Painting и его среднезападное ответвление регионализм.
Несмотря на отсутствие формального художественного образования, он мастерски владел несколькими техниками, что видно в его работах: «Война за Союз» (1862), гравюра на дереве; «Восемь склянок» (1886), масло на холсте (Addison Gallery of American Art); «After the Hurricane, Bahamas» (1899), акварель (Чикагский институт искусств).
Наряду с Икинсом и художником-экспатриантом Джеймсом Макниллом Уистлером (1834–1903), Хомер считается одним из величайших американских живописцев своей эпохи. Его картины можно увидеть в лучших художественных музеях Америки.
- Гомер, «Одиссея», краткое содержание
- «Илиада», краткое содержание
- «О первом взгляде на гомера Чепмена» Джона Китса, краткое содержание
- «Темпл Грандин» Сай Монтгомери, краткое содержание
- «Спасибо за спор: чему Аристотель, Линкольн и Гомер Симпсон могут научить нас об искусстве убеждения» Джея Хайнрихса, краткое содержание
- Всеукраинский кинофестиваль «100 фильмов за 100 минут» ищет участников
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?