Рождение Венеры, Боттичелли:
интерпретация, анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Рождение Венеры, Боттичелли: Интерпретация, Анализ Художественное образование Ознакомьтесь с нашими образовательными эссе: Оценка произведений искусства: Как ценить искусство и также: Как ценить картины.
Описание
Художник: Сандро Боттичелли (1445-1510) Техника исполнения: Темпера на холсте Жанр: Мифологическая историческая живопись Направление в искусстве: Раннее Возрождение Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция.
Для ознакомления с другими важными произведениями искусства, см.: Анализ известных картин.
Уникальная мифологическая картина из эпохи Возрождения во Флоренции, и первое обнаженное изображение без религиозной тематики со времен древности, Рождение Венеры (Nascita di Venere) относится к группе мифологических картин, написанных Сандро Боттичелли (1445-1510) в 1480-х годах после его возвращения из Рима, где он завершил три фрески для Сикста IV в Систинской капелле. К другим мифологическим работам относятся Паллас и кентавр (ок. 1482, Галерея Уффици, Флоренция), Венера и Марс (1483, Национальная галерея, Лондон) и Ла Примавера (1484-6, Галерея Уффици). Как и эти работы, Рождение Венеры (1484-86) остается одним из величайших сокровищ Флорентийского Возрождения. Картина, написанная темперой на холсте, изображает обнаженную женскую фигуру богини Венеры, стоящую на суше после того, как она вышла из моря. Она была заказана Лоренцо Великолепным (1449-92) из семьи Медичи, чья гуманистическая среда особенно интересовалась классической мифологией, и знаменует собой кульминацию возрождения древних мифов в контексте гуманистического Возрождения. Эта картина, как и другие работы подобного рода, стала объектом критики доминиканского монаха Савонаролы в его четырехлетней кампании против непристойности и легкомыслия (1494-8), но чудом пережила «костер тщеславия» в 1497 году. Это произошло, несмотря на очевидно языческий сюжет и наличие одного из первых обнаженных женских фигур в полный рост со времен классической эпохи. Эта удача позволяет нам наслаждаться одним из величайших произведений живописи Возрождения, созданным одним из самых стильных художников Раннего Возрождения.
Венера
Согласно классическому поэту Гесиоду, Венера была зачата, когда Хрон ослушался своего отца Урана и отрубил ему гениталии, которые оплодотворили море. Однако Боттичелли получил дополнительное вдохновение от флорентийского поэта, гуманиста и классического ученого Анджело Полициано (1454-94), протеже Лоренцо Медичи, который описал эту сцену в своей эпической поэме «Stanze per la Giostra». Он описал Венеру как женщину, которую несет к берегу на раковине Эол, бог ветра, а Хоры времен года стояли на берегу в белых струящихся одеждах.
Несомненно, Боттичелли заимствовал из этих и других источников. В любом случае, Рождение Венеры изображает момент, когда, выбравшись из моря на раковине, Венера причаливает к Пафосу на Кипре. Ее несет к берегу Эол - бог ветров - и бриз Аура, а Хора Весны стоит на суше, готовая укрыть Венеру покрывалом, украшенным весенними цветами. Меланхоличный взгляд под тяжелыми веками придает богине отстраненность. Тонкая лепка и цвет кожи создают впечатление статуи, что усиливается ее позой, которая происходит из скульптуры Древней Греции - по сути, более плавная версия Медицейской Венеры (Venus Pudica) (I век н.э., Галерея Уффици, Флоренция) - вид искусства, который высоко ценился во Флоренции в то время. Несмотря на несколько необычные пропорции ее тела - удлиненную шею и чрезмерно длинную левую руку - Венера Боттичелли – невероятно красивая женщина с гладкой, нежной кожей и золотыми кудрями. Она рождается в мир как богиня красоты, и зритель становится свидетелем этого акта творения. Когда она поднимает ногу, чтобы сойти со своей позолоченной раковины, ветры осыпают ее розами - каждая с золотым сердцевиной (согласно мифологии, роза зацвела впервые при рождении Венеры) - а цветущая мандарина на среднем плане также украшена золотом.
Неоплатоническая интерпретация
Согласно древнегреческому философу Платону, у Венеры было две стороны: она была земной богиней, вдохновлявшей людей на физическую любовь, но в то же время она была небесной богиней, вдохновлявшей людей на интеллектуальную любовь. Платон также утверждал, что созерцание физической красоты позволяет человеческому разуму постигать духовную красоту. Это означает, что когда зрители эпохи Возрождения, придерживавшиеся неоплатонизма, смотрели на Рождение Венеры, они чувствовали бы себя вдохновленными для созерцания (то есть божественной) любви. Если это звучит несколько абстрактно, то следует отметить, что Рождение Венеры и другие подобные работы Боттичелли и других художников теперь рассматриваются как картины, рекомендующие подходящее поведение для жениха и невесты.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?