Фрески капеллы Бранкаччи работы Мазаччо читать ~5 мин.
Серия фресок, известная как фрески капеллы Бранкаччи (1424–1428), считается ключевым произведением живописи раннего Возрождения. Созданные молодым Мазаччо (Tommaso di Ser Giovanni di Simone, detto Masaccio; 1401–1428) и более зрелым Масолино да Паникале (ок. 1383–1435), эти росписи демонстрируют уникальное сочетание науки, гуманизма и живописного мастерства, характерное для флорентийского Ренессанса. Цикл знаменит революционным использованием Мазаччо линейной перспективы и светотени (кьяроскуро).
Капелла Бранкаччи, которую иногда называют «Сикстинской капеллой раннего Возрождения», была построена в конце 1380-х годов. Она расположена в правом трансепте церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции и посвящена святому Петру. С 1360 по 1780 год её патронами выступала семья Бранкаччи. В 1423 году главой семьи стал богатый торговец шёлком Феличе Бранкаччи, недавно вернувшийся с поста флорентийского посла в Каире. Он и поручил расписать капеллу Мазолино да Паникале.
Мазолино начал работу в 1424 году, пригласив в качестве помощника талантливого Мазаччо. В 1425 году Мазолино уехал в Венгрию, и Мазаччо продолжил работу самостоятельно. Спустя полтора года Мазолино вернулся, но к тому времени его бывший ученик уже превзошёл его в мастерстве. В конце 1427 или начале 1428 года Мазаччо неожиданно уехал в Рим. Незавершённый ансамбль был окончен лишь в 1485 году Филиппино Липпи (1457–1504).
Изменения
В изменившейся политической обстановке начала 1430-х годов Феличе Бранкаччи впал в немилость и в 1434 году был изгнан из Флоренции. В результате росписи подверглись изменениям: фреска «Распятие Святого Петра» была уничтожена, а с фрески «Воскрешение сына Феофила» убрали все изображения членов семьи Бранкаччи. Эти портреты были восстановлены Филиппино Липпи при завершении работ в 1485 году. Позднее капеллу переосвятили в честь Мадонны дель Пополо.
После переосвящения в капелле установили лампады. Со временем копоть от них покрыла фрески слоем сажи, что привело к их значительному потемнению. Уже к 1560 году росписи требовали тщательной очистки. Около 1670 года, следуя новым веяниям общественной морали, великий герцог Тосканский Козимо III Медичи (1642–1723) приказал «одеть» нагие фигуры Адама и Евы, добавив фиговые листки. В 1771 году церковь и её росписи серьёзно пострадали от пожара. К счастью, полномасштабная реставрация, проведённая в 1981–1990 годах с применением научных методов, позволила вернуть фрескам их первоначальный вид.
Фрески капеллы Бранкаччи
Большинство сохранившихся фресок (шесть) в капелле созданы Мазаччо:
Изгнание из Эдемского сада
Чудо со статиром (или «Дань»)
Крещение неофитов
Святой Пётр исцеляет больного своей тенью
Раздача милостыни и смерть Анании
Воскрешение сына Феофила и святой Пётр на престоле (завершена Филиппино Липпи).
Три фрески приписываются Мазолино:
Грехопадение
Исцеление калеки и воскрешение Тавифы
Проповедь святого Петра.
Три сцены были написаны или полностью восстановлены Филиппино Липпи:
Святой Павел навещает святого Петра в темнице
Освобождение святого Петра из темницы
Спор с Симоном Волхвом и распятие святого Петра.
Анализ иконографии
Основной темой росписей капеллы, за исключением двух сцен, является житие святого Петра. Две другие фрески изображают сюжеты из Книги Бытия: «Грехопадение» и «Изгнание из Эдемского сада». Таким образом, общим повествованием становится история человеческого греха и его искупления через заступничество и деяния святого Петра, первого епископа Рима. Подробнее о двух главных шедеврах Мазаччо из этого цикла можно прочитать в статьях: «Изгнание из Эдемского сада» (1424–1426) и «Чудо со статиром» (1425–1427).
Как и многие его флорентийские современники, Мазаччо находился под сильным влиянием идей гуманизма и творчества великого живописца XIV века Джотто. Фигуры на фресках Мазаччо обладают выраженным натурализмом и монументальностью. Однако Мазаччо пошёл значительно дальше своих предшественников. Под влиянием архитектора Филиппо Брунеллески (1377–1446) он мастерски овладел линейной перспективой и глубоко понимал воздушную перспективу. Он также первым из художников Раннего Возрождения стал использовать единый источник света, что придавало фигурам объём с помощью светотени. Вместо чётких контуров для моделирования тел и драпировок он использовал свет. Именно это новаторское сочетание индивидуализированных персонажей, математической перспективы и светотеневой моделировки определило новый стиль живописи, зародившийся во Флоренции благодаря Мазаччо.
Влиятельная фигура
Мазаччо, несмотря на свою короткую жизнь — он умер в 27 лет, — считается одной из ключевых фигур в живописи Раннего Возрождения. Его вклад в искусство ставят в один ряд с достижениями архитектора Брунеллески и скульпторов Донателло (1386–1466) и Лоренцо Гиберти (1378–1455) в период расцвета флорентийского Ренессанса 1420-х годов. Многие художники приезжали в церковь Санта-Мария-дель-Кармине, чтобы изучать и копировать его фрески. Среди них был и молодой Микеланджело, создавший позднее два величайших фресковых цикла: росписи потолка и «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы в Риме.
Другие работы Мазаччо
Кроме фресок в капелле Бранкаччи, к другим наиболее известным работам Мазаччо относят несколько произведений религиозного искусства. Среди них — «Мадонна со святой Анной» (ок. 1424, Уффици, Флоренция), в которой заметно влияние скульптора Донателло; «Троица» (ок. 1425, Санта-Мария-Новелла, Флоренция), знаменитая своим новаторским использованием перспективы; и полиптих «Пизанский алтарь» (1426) для церкви Санта-Мария-дель-Кармине в Пизе. Сегодня части этого полиптиха хранятся в различных музеях, включая Государственный музей в Берлине, Национальную галерею в Лондоне и Музей Каподимонте в Неаполе.
Дополнительные ресурсы
Для получения дополнительной информации о картинах раннего Возрождения попробуйте изучить эти статьи:
Джентиле да Фабриано (c.1370–1427)
Фра Анджелико (c.1400–1455)
Благовещение (1450).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?