Фрески капеллы Бранкаччи, работы Мазаччо:
интерпретация, анализ читать ~5 мин.
Серия фресок, известная как фрески капеллы Бранкаччи (1424-28), считается ключевым выражением живописи раннего Возрождения. Созданные 23-летним Мазаччо (1401 – 28) и 41-летним Масолино да Паникале (около 1383 – 1435), фрески демонстрируют уникальное сочетание науки, гуманизма и живописных навыков, характерных для эпохи Возрождения во Флоренции.. В частности, цикл фресок известен революционным использованием Мазаччо линейной перспективы и светотени (кьяроскуро). Капелла Бранкаччи, иногда называемая «Сикстинской капеллой раннего Возрождения», была построена в конце 1380-х годов и расположена в правой части трансепта в церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции. Она посвящена Святому Петру. Примерно с 1360 по 1780 год ее покровителями была семья Бранкаччи. В 1423 году главой семьи стал богатый торговец шелком Феличе Бранкаччи, только что вернувшийся с должности флорентийского посла в Каире. Позже, в том же году, он его не по годам развитый молодой помощник Мазаччо получили престижную комиссию за серию религиозных картин для часовни Мазолино да Паникале. Они начали работу в 1424 году, но в 1425 году Масолино уехал в Венгрию, где он был официальным художником короля, а Мазаччо был удостоен этой награды. Примерно через 18 месяцев Мазолино вернулся, но к тому времени его уже затмил бывший ученик. Позже Мазаччо внезапно уехал в Рим в конце 1427 или начале 1428 года. Незавершенный проект был закончен только в 1485 году Филиппино Липпи (1457 – 1504).
Изменения
В изменившемся политическом климате начала 1430-х годов Феличе Бранкаччи впал в немилость и в 1435 году был изгнан из Флоренции. В качестве дополнительного наказания, по крайней мере, одна из фресок Бранкаччи (Распятие Святого Петра) была уничтожена, в то время как другая (Воскрешение сына Феофила) потеряла все графические отсылки к семье Бранкаччи. (Они были восстановлены после завершения работ в 1485 году.) Затем часовня была повторно освящена Мадонне дель Пополо.. После повторного освящения был установлен комплект памятных ламп. К сожалению, остатки сажи, которую они испускали, попали на поверхность фресок, вызвав такое разрушение, что к 1560 году они потребовали тщательной очистки. Примерно в 1670 году Козимо III Медичи (1642-1723) отреагировал на изменение общественного мнения, добавив фиговые листья, чтобы скрыть наготу обнаженных мужчин, таких как Адам и обнаженных женщин, таких как Ева, которые были изображены на картинах. В 1771 г. церковь и ее роспись были повреждены пожаром. К счастью, в период 1981-1990 годов детальная программа научного анализа в сочетании с полномасштабной реставрацией позволила восстановить фрески до их первоначального состояния.
Фрески Бранкаччи
Большинство сохранившихся картин (6 шт.) в часовне написаны Мазаччо:
– Изгнание из Эдемского сада
– Дань
– Крещение неофитов
– Святой Петр исцеляет больного своей тенью
– Раздача милостыни и смерть Анании
– Воскрешение сына Феофила и святого Петра на престоле.
Мазолино приписаны три:
– Искушение Адама и Евы
– Исцеление калек и воскрешение Табиты
– Проповедь святого Петра.
Три из них были расписаны или полностью восстановлены Филиппино Липпи:
– Святой Павел посещает Святого Петра в тюрьме
– Петр выходит из тюрьмы
– Спор с Волхвом Симоном и Распятие Святого Петра.
Анализ иконографии
Темой всех фресок Бранкаччи, кроме двух, является Житие Святого Петра. Две другие изображают сцены из Бытия, Искушения и Изгнания из Эдемского сада. Тем не менее, объединяющее повествование – это человеческий грех и его последующее искупление через заступничество и действия Святого Петра, первого епископа Рима. Более подробная информация о двух признанных шедеврах Мазаччо из цикла фресок: Изгнание из Эдемского сада (1424-26) и Дань (1425-27).
Как и большинство его флорентийских современников, Мазаччо находился под сильным влиянием гуманизма и трехмерности великого флорентийского живописца 14 века Джотто. Таким образом, его фигуры проникнуты сильным чувством натурализма и солидности (см. «Изгнание»). Однако Мазаччо пошел значительно дальше своего предшественника 14 века. Во-первых, под влиянием Филиппо Брунеллески (1377 – 1446) он продемонстрировал полное владение одноточечной линейной перспективой, дополненное глубоким пониманием атмосферной перспективы (см. «Дань»). Во-вторых, он первым из художников раннего Возрождения использовал единственный источник света, чья светотень придавала его фигурам гораздо большую трехмерность. В-третьих, чтобы обозначить тела и драпировки, вместо контуров он использовал свет. Именно это сочетание отдельных персонажей, математической перспективы, единого источника освещения, светотени и трехмерности в его картинах привело Мазаччо к созданию нового стиля живописи во Флоренции в период раннего Возрождения.
Влиятельная фигура
Считающийся – несмотря на его невероятно юный 27-летний возраст – выдающейся фигурой в живописи раннего Возрождения, Мазаччо стоит рядом с архитектором Брунеллески и скульпторами Донателло (1386-1466) и Лоренцо Гиберти (1378-1455) в его вкладе в развитие искусства в расцвет флорентийского Возрождения в 1420-е гг. Большинство флорентийских художников приезжали изучать и копировать его картины в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, в том числе молодой Микеланджело, который создал два бессмертных цикла фресок: фреска Бытие на потолке и фреска Страшный суд на алтарной стене Сикстинской капеллы в Риме.
Другие работы Мазаччо
Кроме фресок в Бранкаччи, только три картины – все относятся к религиозному искусству – были приписаны Мазаччо. Мадонна со Святой Анной (ок. 1423, Уффици, Флоренция), в которой явно прослеживается влияние скульптора Донателло; Святая Троица (c.1425, Санта-Мария-Новелла, Флоренция) известна своей особой точкой зрения; и полиптих Пизанского алтаря (около 1426 г.) для Санта-Мария-дель-Кармине, Пиза – теперь в Государственном музее в Берлине и Национальной галерее в Лондоне.
Дополнительные ресурсы
Для получения дополнительной информации о картинах раннего Возрождения попробуйте изучить эти статьи:
• Джентиле да Фабриано (c.1370-1427)
Фра Анджелико (c.1400-55)
Благовещение (1450).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?