Пир в доме Леви, Паоло Веронезе:
Анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Пир в доме Левия, Паоло Веронезе: Анализ Описание
Название: Пир в доме Левия (1573) Художник: Паоло Веронезе (1528-88) Средство: Масляная живопись на холсте Жанр: Библейское искусство Направление: Маньеризм (Италия) Местоположение: Галерея Академии Венеции (Gallerie dell’Accademia)
Для понимания значения других известных шедевров, пожалуйста, обратитесь к: Анализ известных картин (1250-1800).
Предыстория
Паоло Веронезе был одним из трех величайших художников-маньеристов, работавших в Венеции: остальные – Якопо Бассано (1515-1592) и Тинторетто (1518-94). Поздний ренессансный стиль маньеризма позволил ему в полной мере продемонстрировать свое исключительное владение цветом, хотя он и не был сторонником венецианского колорита в его противостоянии флорентийскому дизньо. Действительно, его предпочтение заключалось в том, чтобы придерживаться среднего курса между линией и цветом. На фоне протестантско-католической турбулентности по всей Европе Веронезе искал художественное убежище в ряде масштабных декоративных картин, изображающих венецианское общество с религиозными темами. Это своего рода историческая картина в современном венецианском контексте.
Тема Тайной Вечери изменилась
Пир в доме Левия был последней из серии монументальных картин с изображением пиров, созданных Веронезе, которые включали Свадебный пир в Кане (1563, Лувр, Париж) и Пир в доме Святого Григория Великого (1572, Монте Берико, Виченца). Написанная для обеденного зала монастыря доминиканцев Санти Джованни э Паоло, она имеет размеры примерно 18 на 42 фута и является одной из самых больших религиозных картин эпохи чинкуэченто.
Изначально предметом картины была «Тайная Вечеря Иисуса Христа с Его учениками в доме Симона», иллюстрирующая библейский рассказ из Луки 7:36-50. Тема Тайной вечери была хорошо известна в христианском искусстве, особенно во время итальянского Возрождения, когда она получила распространение благодаря таким картинам, как: «Тайная Вечеря» (1447, Sant’Apollonia, Флоренция) Андреа дель Кастаньо; «Тайная Вечеря» (1480, Chiesa di Ognissanti) Доменико Гхирландайо; и «Тайная Вечеря» (1495-8, Santa Maria delle Grazie) Леонардо да Винчи.
К сожалению, интерпретация Веронезе этого библейского события – как и его версия Свадебного пира в Кане – оказалась весьма противоречивой, поскольку она содержала заметное количество светских и неблагопристойных образов, которые считались неуместными для этой темы. В ответ на протестантский переворот Лютера Рим уже выпустил новые руководящие принципы для католического контрреформационного искусства, но случай Веронезе был гораздо более серьезным. Сразу после завершения картины он был вызван в трибунал Римской католической инквизиции, чтобы защитить себя от обвинений в ереси. Суть проблемы заключалась в трех вопросах: включение в картину группы ненавистных немецких солдат; включение различных нечестивых шутов и карликов, но отсутствие Девы Марии; и отсутствие ясности относительно того, какая из трех «Тайных вечерей» была изображена. (Примечание: После своего триумфального въезда в Иерусалим Иисус и Его ученики разделяют трапезу под конец недели, после чего Он предается и распинается. Существуют три различные версии этой так называемой «Тайной вечери» – в Марке 14:22-24; Матфея 26:26-28; и Луки 22:19-20.)
Веронезе высказал довольно слабую защиту, ссылаясь на обнаженные формы во фреске «Страшный суд» Микеланджело Буонарротти в качестве прецедента для своего более спорного религиозного искусства, но инквизиция ограничилась угрозами и просто приказала ему внести ряд изменений в картину за свой счет. Веронезе ничего не предпринял для выполнения этого требования, но он был достаточно умен, чтобы изменить название на менее доктринальный евангельский рассказ – Христа в доме Левия. Основываясь на Луки 5:27-32, это повествует о пире, который устроил Иисус для мытаря Левия. Когда фарисеи спросили Иисуса «Почему ты ешь и пьешь с мытарями и грешниками?», Он ответил: «Я не пришел призвать праведных, а грешников к покаянию».
Картина изображает типичный венецианский пир Веронезе: красочный, гедонистический и переполненный гостями. Место действия похоже на классическую портико, обрамленную балюстрадой двойной лестницы и тремя большими арочными пролетами – больше похожую на архитектуру Ренессанса, чем на римскую архитектуру. Эти архитектурные особенности, а также узорчатый плиточный пол направляют взгляд к центральной фигуре Иисуса, сидящего под средним арком. Обозначенный нимбом Христос, одетый в сверкающее библейское одеяние, окружен Святым Петром (символически режущим агнца) и Святым Иоанном, в то время как Иуда (напротив и слева) изображен неспокойной фигурой в красном. Вокруг множества оживленных фигур, одетых в современную венецианскую одежду, двигаются, разговаривают или спорят друг с другом, как если бы это было важное социальное событие в XVI веке.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?