Великолепный часослов герцога Беррийского читать ~6 мин.
«Великолепный часослов герцога Беррийского» (Великолепный часослов герцога Беррийского) — это богато украшенный часослов, заказанный Жаном, герцогом Беррийским, около 1413 года. Он считается вершиной средневековой книжной миниатюры XV века и одним из самых известных образцов интернациональной готики.
Часослов — это популярный в Средневековье тип молитвенника. Он содержал тексты для каждого литургического часа дня, календарь, а также молитвы, псалмы и мессы для определённых святых дней. «Великолепный часослов» написан гуашью на веллуме (пергаменте высшего качества) и содержит 416 страниц. На 131 из них находятся большие миниатюры, а многие другие страницы украшены бордюрными иллюстрациями, историзированными инициалами и 300 орнаментированными заглавными буквами.
Этот шедевр миниатюрной живописи, по своей значимости сравнимый с «Моной Лизой», в настоящее время хранится в Музее Конде в Шантийи, Франция. Его создателями были братья Лимбург — Поль, Эрман и Жан. Они были фламандскими художниками и племянниками Жана Малуэля, придворного живописца герцога Бургундского. Все трое умерли от чумы в 1416 году. Некоторые искусствоведы предполагают, что один из братьев мог создать и знаменитый «Уилтонский диптих» (1395–1399, Национальная галерея, Лондон).
Жан, герцог де Берри — коллекционер иллюминированных рукописей
Предположительно, главой мастерской был Поль. До 1404 года он вместе с Жаном работал на Филиппа Смелого, герцога Бургундского. После смерти Филиппа в 1404 году все три брата — Поль, Жан и Эрман — перешли на службу к его брату, герцогу де Берри.
Жан, герцог де Берри (1340–1416), брат короля Франции Карла V, был выдающимся знатоком искусства. Он являлся одним из самых страстных коллекционеров иллюминированных рукописей. Его огромная библиотека включала астрономические трактаты, карты, псалтыри, бревиарии, миссалы, библии и 15 часословов. Братьям Лимбург он заказал два часослова: «Прекрасный часослов» (Belles Heures, 1408) и их главный шедевр — «Великолепный часослов» (Très Riches Heures).
В 1416 году все три художника и их покровитель скончались, оставив «Великолепный часослов» незавершённым. Позже рукопись приобрёл внучатый племянник герцога, Рене д’Анжу. В 1440-х годах работу над книгой продолжил художник Бартелеми ван Эйк. Окончательно часослов был завершён в конце 1480-х годов по заказу Карла I, герцога Савойского, французским миниатюристом Жаном Коломбом (ум. ок. 1495).
Вершина придворной интернациональной готики
«Великолепный часослов» с его тончайшей проработкой деталей, изяществом линий и кропотливой техникой знаменует собой вершину книжной иллюстрации в придворном стиле, известном как интернациональная готика. При создании миниатюр художники черпали вдохновение в богатой коллекции герцога де Берри. Они заимствовали мотивы из произведений античного искусства, фламандских гобеленов, ювелирных изделий, ломбардских миниатюр и рисунков с тосканских фресок.
Особое влияние на стиль братьев Лимбург, вероятно, оказало итальянское искусство, с которым Поль мог познакомиться во время путешествий. В частности, это фрески Таддео Гадди (ум. 1366), ученика Джотто, и натуралистические работы Амброджо Лоренцетти (активен в 1319–1348). Братья Лимбург переняли и развили их приёмы моделирования фигур и организации пространства с помощью линейной перспективы. Ещё одним источником вдохновения послужила сиенская школа живописи, развивавшая традиции византийского и готического искусства.
Календарные миниатюры
Самый известный раздел «Великолепного часослова» — это календарь. Как и в других часословах, он содержит перечень церковных праздников и дней святых. Однако двенадцать полностраничных миниатюр, иллюстрирующих месяцы года, считаются наиболее выдающейся и новаторской частью рукописи.
Эти миниатюры представляют собой одни из величайших произведений жанровой живописи Средневековья. На них изображены сцены сезонных работ и придворных развлечений, а фоном служат замки герцога де Берри. Над каждой миниатюрой расположен полукруглый тимпан с астрономическим календарём, показывающим знаки зодиака, дни месяца и фазы луны.
Календарь
Январь
Иллюстрация изображает новогодний приём у герцога. Сам Жан де Берри показан сидящим за столом в роскошном синем одеянии.
Февраль
Здесь представлена сцена из жизни крестьян зимой. Люди греются у огня в доме, в то время как снаружи продолжается повседневная деревенская жизнь.
Март
Сцена изображает весенние полевые работы: пахоту и сев. На заднем плане виден любимый замок герцога — Лузиньян.
Апрель
Наступление весны. Сцена обручения на фоне цветущей природы. За спинами персонажей — замок Дурдан.
Май
Картина посвящена майскому празднику — шествию знати в весенний лес. На заднем плане виден парижский Дворец Сите.
Июнь
Время сенокоса. На фоне изображён Отель де Нель — парижская резиденция герцога.
Июль
Здесь показаны стрижка овец и жатва.
Август
Дворяне охотятся с соколами. На заднем плане крестьяне собирают урожай и купаются в реке. За ними возвышается замок Этамп.
Сентябрь
Время сбора винограда у стен замка Сомюр.
Октябрь
Крестьяне обрабатывают землю и сеют озимые. На фоне виден Лувр, в то время бывший королевским дворцом.
Ноябрь
Единственная миниатюра месяца, выполненная Жаном Коломбом. Она изображает пастуха, сбивающего палкой жёлуди для свиней.
Декабрь
Сцена охоты на кабана в зимнем лесу. На заднем плане виден Венсенский замок.
Для сравнения с более ранними образцами готической миниатюры можно упомянуть «Бельвильский бревиарий» (1323–1326) и «Часослов Жанны д’Эвре» (1324–1328). Обе рукописи были созданы Жаном Пюселем (ок. 1290–1334).
Техника создания миниатюр
Каждая миниатюра поражает обилием деталей — будь то узор на ковре, едва заметный штрих тени или складка на плаще. Эти элементы придают сценам высокую степень реализма. Картины также отличаются насыщенностью цвета, который сияет на странице, создавая эффект, подобный витражу.
Искусствоведы полагают, что работа над каждой миниатюрой велась поэтапно. Сначала выполнялся подготовительный рисунок. Затем на отдельные участки наносили листы сусального золота и полировали их до блеска. После этого прописывали фон и пейзаж, затем — одежду фигур, и в последнюю очередь — оттенки кожи и черты лица.
Богатая палитра пигментов для гуаши изготавливалась традиционными методами из минералов и растений. В качестве связующего вещества использовался гуммиарабик или трагакант. Иногда в краску добавляли мел для большей плотности и светоотражения. Среди редких пигментов применялись vert de flambe (зелёный, получаемый из цветов, смешанных со свинцово-оловянным жёлтым) и azur d’outremer — ультрамарин, который делали из ценного минерала лазурита.
Хотя точный вклад каждого из братьев — Поля, Эрмана и Жана — неизвестен, вероятно, они разделяли обязанности, специализируясь на определённых сюжетах или элементах миниатюры. Создание столь детализированных изображений требовало участия не только самих Лимбургов, но и, возможно, других мастеров их мастерской, а также использования специальных кистей и увеличительных стёкол. Несмотря на это, братья Лимбург по праву считаются одними из величайших миниатюристов своей эпохи.
См. также: Как понимать живопись.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?