Великолепный часослов герцога Беррийского читать ~6 мин.
Считается лучшим примером средневековой иллюминации рукописей пятнадцатого века, Les Великолепный часослов герцога Беррийского представляет собой изысканную богато украшенную Часовую книгу – одну из самых известных из всех международных готических иллюминаций – которая была заказана Джоном, герцогом Беррийским, около 1413 года.
Часослов был популярным типом молитвенника, который включал текст для каждого литургического часа дня, календарь, а также молитвы, псалмы и мессы для определённых святых дней. Написанный гуашью на пергаменте (пергаменте), «Tres Riches Heures» содержит 416 страниц, на 131 из которых помещены большие миниатюры, а многие другие украшены бордюрными иллюстрациями или большими историзированными инициалами, а также 300 орнаментированными заглавными буквами.
Как произведение изобразительного искусства в миниатюре, сравнимое с Моной Лизой, это произведение искусства сейчас находится в музее Конде, Шантийи, Франция. Создателями этого выдающегося образца французского религиозного искусства XV века были фламандские братья Лимбурги, Поль (Paul), Эрман (Hennequin) и Жан (Jan или Jannequin) – племянники Жана Малуэля, придворного художника герцога Бургундского – все трое умерли от чумы в 1416 году. Некоторые искусствоведы считают, что один из них мог быть создателем изысканного Уилтонского диптиха (1395-99, Национальная галерея, Лондон).
Жан, герцог де Берри: Коллекционер иллюминированных рукописей
Считается, что Поль был главой мастерской, и до 1404 года он и Жан работали на Филиппа Смелого, герцога Нормандии. Когда Филипп умер в 1404 году, Поль вместе с Жаном и Эрманом перешли на работу к его брату герцогу де Берри.
Жан, герцог де Берри (1340-1416) был братом короля Франции Карла V и выдающимся знатоком изобразительного и декоративного искусства. Он был одним из самых заядлых коллекционеров иллюминированных рукописей, обладая огромной библиотекой астрономических трактатов, картографических фолиантов, псалтырей, бревиариев, миссалов, библий и 15 Часословов. Он заказал Лимбургам два Часослова: первый – Belles Heures (1408, Клойстерс, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, на русском обычно упоминается как «Прекрасный» или «Прекраснейший часослов»); второй – шедевр братьев, Tres Riches Heures (на русском упоминается как «Великолепный часослов»).
Так случилось, что все три художника, а также их покровитель, умерли в 1416 году, так и не закончив работу над «Тремя богатыми годами» («Прекрасным часословом»). Впоследствии приобретённая кузеном герцога, Рене д’Анжу, незаконченная работа была дополнена в 1440-х годах Бартелеми ван Эйком, а в конце 1480-х годов Шарль герцог де Савойя заказал её завершение французскому иллюминатору Жану Коломбу (ум. 1495).
Вершина придворной интернациональной готики
Les Великолепный часослов герцога Беррийского – с его тонкой вариацией линий, кропотливой техникой и мельчайшей проработкой деталей – знаменует собой вершину книжной иллюстрации в стилизованной, придворной идиоме, известной как Интернациональная готика. Ее создатели основывали многие из своих мотивов на элементах классической древности, фламандских гобеленах, золотых металлических изделиях, ломбардских миниатюрах и рисунках тосканских фресок из художественной коллекции герцога де Берри.
Особое влияние, возможно, усвоенное Полем Лимбургом во время его путешествий по Италии, оказали фрески крестника Джотто Таддео Гадди (ум. 1366), который работал со своим крестным отцом более 20 лет, и натуралистические фрески Амброджо Лоренцетти (активен 1319-48). То, как эти два художника моделировали свои фигуры и организовывали пространственные плоскости своих картин с помощью простой линейной перспективы, было имитировано и поднято на новый уровень братьями Лимбург. Сиенская школа живописи, как продолжательница византийской традиции готического искусства, должна была стать ещё одним влиянием, усвоенным братьями.
Миниатюрные картины месячного календаря
Самым известным разделом Великолепного часослова герцога Беррийского является календарь. Как и в большинстве Часословов, эта часть состоит из стандартного календаря с церковными праздниками и днями святых. Обычно он иллюстрирован, но двенадцать полностраничных миниатюр, украшающих месяцы в Tres Riches Heures, считаются самой изысканной и оригинальной особенностью всего произведения.
На большинстве изображений, представляющих некоторые из величайших жанровых картин Средневековья, на заднем плане изображён один из замков герцога де Берри, а также сцены отдыха и работы, характерные для разных месяцев. Над каждой картиной находится полусфера, на которой изображены знаки и градусы зодиака, числа и дни месяца, а также детали церковного лунного календаря.
Календарь
Январь
Эта картина иллюстрирует вручение новогодних подарков. Сам Жан де Берри изображён в ярком синем халате.
Февраль
Здесь изображена зима в крестьянской деревне. Крестьяне греются у костра, а на заднем плане идёт обычная жизнь.
Март
Эта сцена показывает ранний сев и пахоту. Замок на заднем плане – Лузиньян, фаворит герцога.
Апрель
Здесь наступает весна. Новобрачная пара обменивается кольцами в окружении друзей и родственников. Изображён замок Дурдан.
Май
На этой картине изображён майский праздник. Замок, известный как Дворец Сите, находится на заднем плане.
Июнь
Время сбора урожая с фоном, изображающим отель де Несле, парижский дом герцога.
Июль
Здесь изображены стрижка овец и жатва сена.
Август
Здесь дворяне парят с соколами. На заднем плане крестьяне собирают урожай и купаются. Позади всего – замок Этамп.
Сентябрь
Время сбора винограда. Главный замок – замок Сомюр.
Октябрь
Крестьяне обрабатывают землю и сеют семена на фоне Лувра – королевского дворца в Париже.
Ноябрь
Единственная ежемесячная иллюстрация, нарисованная Коломбом, изображает крестьянина, грубо собирающего жёлуди для кормления своих свиней.
Декабрь
Здесь изображена охота на кабана в лесу. На заднем плане возвышается замок Венсенн.
Для сравнения с более ранними готическими иллюминированными текстами см: Бельвильские бревиарии (1323-26, Национальная библиотека, Париж) и Часослов Жанны д’Эвре (1324-28, Клойстерс, Музей Метрополитен), оба работы Жана Пюселя (ок. 1290-1334).
Как создавались миниатюры
Каждая миниатюра отличается необычайным количеством деталей – таких, как тканый узор в покрытии пола, или крошечный штрих тени, или деталь на плаще – которые значительно повышают реалистичность сцены. Картины также отличаются интенсивностью цвета, который озаряет (освещает) страницу с эффектом, подобным эффекту витража.
Искусствоведы считают, что каждая миниатюра создавалась по частям, начиная с подготовительного рисунка. Затем на некоторые части наносилось сусальное золото и обжигалось. Затем добавлялись элементы фона, например, пейзаж, затем одежда для фигур, и, наконец, их телесные тона и детали лица.
Широкое разнообразие цветовых пигментов, используемых в гуашевой живописи, было получено традиционным способом, из минералов, растений или основных химических веществ и соединено с арабской или трагацинтовой камедью, чтобы обеспечить связующее вещество для краски. Иногда добавляли мел, чтобы сделать краску более непрозрачной и светоотражающей. Среди более необычных красок использовались vert de flambe, зелёный пигмент, полученный из измельчённых цветов, смешанных с мастикотом, и Azur d’Outreme, оттенок ультрамарина, полученный путём измельчения дорогостоящего полудрагоценного камня ляпис-лазури.
Хотя их конкретный вклад остался неучтённым, вполне вероятно, что братья Лимбурги, Поль, Герман и Жан, специализировались на определённом содержании или аспектах живописи. На самом деле, учитывая фантастическое количество миниатюрных деталей, работа, скорее всего, потребовала мастерства многих различных мастеров, а также специальных кистей и увеличительных линз. В любом случае, они остаются тремя из лучших миниатюристов своего периода.
См. также: Как ценить картины.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?