Чудо со статиром, Мазаччо:
анализ читать ~4 мин.
Одно из ключевых произведений библейского искусства эпохи Возрождения во Флоренции, фреска «Чудо со статиром» является частью знаменитого цикла религиозных картин в капелле Бранкаччи церкви Санта-Мария-дель-Кармине. Этот ансамбль произведений христианского искусства, посвящённый житию святого Петра, создавался в 1425–1427 годах Томмазо ди Джованни Мазаччо (1401–1428), который работал вместе со своим старшим коллегой Мазолино да Паникале (1383–1440).

Название: Чудо со статиром (1425–1427)
Художник: Мазаччо (1401–1428)
Материал: Фреска
Жанр: Религиозная живопись
Стиль: Раннее Возрождение
Местонахождение: Церковь Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция.
Роспись капеллы осталась незавершённой и позднее была закончена Филиппино Липпи (1457–1504). Фрески Мазаччо считаются одним из важнейших памятников флорентийского Возрождения благодаря новаторскому сочетанию научной линейной перспективы, гуманистической эстетики и объёмного изображения фигур. По словам биографа XVI века Джорджо Вазари (1511–1574), капелла стала настоящей школой для многих поколений художников, приходивших изучать её росписи.
Настенная роспись «Чудо со статиром» иллюстрирует историю из Евангелия от Матфея (17:24–27). В ней Иисус повелевает Петру найти монету во рту рыбы, чтобы уплатить храмовую подать. Художник объединяет три эпизода в одном пространстве:
- В центре сборщик налогов требует плату, а Христос жестом указывает Петру, как добыть деньги.
- Слева Пётр, преклонив колено на берегу Генисаретского озера, извлекает монету изо рта пойманной рыбы.
- Справа апостол отдаёт статир сборщику податей.
Анализ
На первый взгляд фигуры в центральной сцене выстроены горизонтально, но на самом деле они образуют полукруг, в центре которого находятся Христос, Пётр и сборщик налогов. Точка схода линейной перспективы приходится на голову Иисуса, что усиливает его смысловую роль. Такой композиционный приём, заимствованный из античности, был возрождён в архитектуре Филиппо Брунеллески (1377–1446).
Одеяния и позы персонажей во многом вдохновлены классическим искусством. Их туники и плащи напоминают античные образцы. Драпировки написаны с учётом пластики тела, что свидетельствует об изучении художником античной скульптуры. Позы Петра у озера и фигур в правой части сцены также находят аналоги в классическом наследии.
Фигура мытаря выделяется на общем фоне: он единственный одет в короткую тунику, его жест, обращённый к Христу, выглядит требовательно, и он стоит вне полукруга апостолов, как бы вторгаясь в их пространство. Палка в его руке может символизировать как власть, так и простую опору.
В «Чуде со статиром» Мазаччо мастерски применяет воздушную перспективу. Холмы и горы на дальнем плане, а также фигура Петра у озера написаны в более бледных тонах, чем объекты на переднем плане. Это создаёт убедительную иллюзию глубины пространства.
Использование света также было революционным для своего времени. В отличие от рассеянного, «божественного» света в готической живописи, Мазаччо моделирует объём с помощью направленного бокового освещения. Этот приём, известный как кьяроскуро, придаёт фигурам телесность и вес. Благодаря этим новациям Мазаччо стал центральной фигурой в живописи Раннего Возрождения, bridging the gap between Giotto and later masters like Микеланджело (1475–1564).
Политическая подоплёка
Существует несколько версий, объясняющих выбор этого библейского сюжета. Одна из наиболее убедительных связывает его с введением во Флоренции в 1427 году новой налоговой системы «катасто», а также с соглашением 1423 года между папой Мартином V и властями города, которое позволяло облагать налогом церковное имущество. Уплата дани монетой, найденной в рыбе, могла быть намёком на морскую торговлю как источник процветания Флоренции. Заказчик фрески, Феличе Бранкаччи, был членом Морской торговой палаты.
Кроме того, важен политический контекст того времени. Флоренция вела войну с Миланским герцогством и нуждалась в поддержке папства. Заказывая цикл, посвящённый святому Петру — основателю римской церкви и первому папе, — Бранкаччи мог стремиться укрепить союз с Римом и подчеркнуть его значимость.
Особенности
Искусствоведы уверенно идентифицируют среди апостолов двоих: Петра по седым волосам, бороде и традиционным сине-жёлтым одеждам, а также Иоанна, изображённого юношей рядом с Христом. Примечательно, что лицо Иоанна почти идентично лицу другого ученика, стоящего правее. По мнению Вазари, фигура крайнего справа в группе апостолов — это автопортрет Мазаччо в образе апостола Фомы.
Центральная сцена наполнена внутренним драматизмом, который создаётся через напряжённый обмен взглядами между персонажами. Успех картины во многом обусловлен широким диапазоном человеческих эмоций, которыми Мазаччо наделяет своих героев. Одновременно художник уделяет внимание деталям: тщательно прописаны лица учеников, открытый рот пойманной рыбы и лёгкая рябь на воде.
Состояние фрески
За свою историю фрески капеллы Бранкаччи, включая «Чудо со статиром», серьёзно пострадали. В 1771 году сильный пожар в церкви нанёс росписям значительный ущерб. Лишь масштабная реставрация, проведённая в 1981–1990 годах, позволила очистить их от копоти и позднейших записей, вернув им вид, близкий к первоначальному. Тем не менее некоторые элементы, например, лазурь на одеянии Христа, были частично утрачены.
«Чудо со статиром» наряду с фреской «Изгнание из рая» является центральным произведением цикла в капелле Бранкаччи. Эта работа остаётся одной из величайших картин эпохи Возрождения и ключевым памятником искусства раннего Кватроченто.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?