Чудо со статиром, Мазаччо:
анализ читать ~5 мин.
Одно из важных произведений библейского искусства эпохи Возрождения во Флоренции, «Чудо со статиром» входит в серию религиозных картин в капелле Бранкаччи в соборе Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции. Этот цикл христианского искусства, изображающий сцены из жизни святого Петра, был написан в 1425-1427 годах Томмазо ди Джованни Мазаччо (1401-28), которому помогал старший художник Мазолино (1383-1440).
Название: Чудо со статиром (1425-27)
Художник: Мазаччо (1401-1428)
Материал: Фреска
Жанр: Жанровая живопись
Направление: Религиозное искусство
Стиль: Раннее Возрождение
Находится: Церковь Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция.
Оставшись незавершённой, она была позже закончена Филиппино Липпи (1457-1504). Фрески капеллы Бранкаччи Мазаччо считаются визитной карточкой флорентийского Возрождения, благодаря сочетанию научной линейной перспективы, гуманистической эстетики и трёхмерной фигурной живописи. По словам биографа XVI века Джорджо Вазари (1511-1574), капелла стала духовным домом флорентийских живописцев, многие из которых приходили изучать её росписи.
Настенная роспись «Чудо со статиром» изображает составную сцену из Евангелия от Матфея (сборщика налогов) 17:24-27, в которой Иисус велит Петру найти монету во рту рыбы, чтобы удовлетворить требование о дани (налоге). На самом деле картина содержит три разные сцены из этой истории. (1) В центральной части картины: сборщик налогов требует плату, и Христос указывает Петру, что нужно сделать, чтобы получить деньги. (2) Слева: Петр стоит на коленях у кромки озера Генезарет и вынимает монету из мотыля только что пойманной рыбы. (3) Справа: Петр платит дань сборщику налогов перед домом последнего.
Анализ
Фигуры на центральной картине кажутся выстроенными по горизонтальным линиям, но при внимательном рассмотрении оказывается, что они расположены в полукруглой композиции, в центре которой находятся Иисус, Петр и сборщик налогов. (Анализ показывает, что одноточечная перспектива сходится на голове Иисуса). Этот композиционный приём был популярен в классической древности, а затем был возрождён в архитектурных проектах Филиппо Брунеллески (1377-1446).
Одежда и осанка персонажей в основном классические. Туники носятся по греческой моде: завязанные на талии, с накинутым через левое плечо плащом. Драпировки почти наверняка заимствованы из классической скульптуры, а поза Петра на берегу озера – из греческой скульптуры, как и поза Петра и сборщика налогов в правой части картины.
Мытарь выделяется по нескольким признакам: во-первых, он единственный персонаж в короткой мантии; во-вторых, он делает смелый жест в сторону Христа; в-третьих, он несёт палку (как угрозу или для поддержки?), когда получает плату; наконец, он единственный, кто стоит вне полукруглого расположения Иисуса и апостолов.
В «Денежной дани» также прослеживается характерное для Мазаччо использование атмосферной, или воздушной, перспективы. Обратите внимание, например, как холмы и горы на заднем плане – даже скрюченная фигура Петра у озера – написаны более бледными красками, чем фигуры и предметы на переднем плане, что создаёт иллюзию глубины.
Кроме того, его использование света считалось революционным по сравнению с более готическим стилем Джотто. Вместо нейтрального бестеневого света Мазаччо использует освещение от одного источника за пределами рамы картины, создавая тем самым эффект кьяроскуро, который придаёт фигурам трёхмерную форму. Поэтому в некотором смысле Мазаччо – центральная фигура живописи Раннего Возрождения, стоящая между Джотто, с одной стороны, и более поздними мастерами, такими как Микеланджело (1475-1564), с другой.
Политическая подоплёка
Неясно, почему Мазаччо выбрал именно этот библейский сюжет. Одно из правдоподобных объяснений заключается в том, что она отражает соглашение 1423 года между папой Мартином V и светскими властями о том, что флорентийская церковь может облагаться налогами. Тот факт, что плата была получена из денег в пасти рыбы, возможно, был намёком на морскую торговлю, которая была источником богатства города. Феличе Бранкаччи, владелец капеллы, заказавший фреску, сам был членом городского совета морских консулов.
Кроме того, следует обратить внимание на политическую ситуацию того времени. В то время Флоренция находилась в состоянии войны с городом-государством Миланом и во многом зависела от поддержки папы римского. Поэтому фрески Бранкаччи следует интерпретировать в этом контексте. Иными словами, заказывая цикл фресок, посвящённых жизни святого Петра, Бранкаччи повышал статус римской церкви, которая сама исторически была основана на святом Петре – первом папе.
Особенности
Искусствоведам удалось окончательно идентифицировать только двух учеников: Петра – по характерным седым волосам и бороде, а также отмеченным синим и жёлтым одеяниям; и Иоанна – по его юношеской внешности и положению рядом со своим учителем Христом. Странно, но лицо Иоанна почти идентично лицу другого ученика, находящегося справа от налоговика. По мнению Вазари, лицо крайнего справа в группе – автопортрет самого Мазаччо в роли Фомы. Эксперты по-прежнему расходятся во мнениях относительно того, какая из фигур является Иудой.
Обратите внимание на присущий центральной сцене динамизм и напряжённую атмосферу, создаваемую взглядами, бросаемыми Иисусом и его спутниками. Отчасти успех картины заключается в диапазоне человеческих эмоций, которыми Мазаччо наделяет своих персонажей. В то же время ему удаётся найти время для тщательной проработки деталей, таких как удочка Петра, большой открытый рот только что пойманной им рыбы, сложные черты лиц многих учеников и рябь на поверхности озера.
Состояние фрески
В более поздние годы несколько фресок Бранкаччи, в том числе «Чудо со статиром», получили значительные повреждения. Так, в 1771 году церковь была разрушена пожаром, что создало серьёзные проблемы для фресок капеллы Бранкаччи. Только после полномасштабной реставрации капеллы в 1981-1990 годах фрески были восстановлены до состояния, близкого к первоначальному. Уже тогда голубое одеяние Иисуса потеряло большую часть своего первоначального блеска.
Хотя фреска «Святая Троица» Мазаччо (ок. 1428 г.) не столь знаменита, как «Изгнание из райского сада» (ок. 1425-6 гг.), или не столь знаковая, как «Изгнание из сада» (ок. 127 г.), «Чудо со статиром» (§129 г.) остаётся одной из величайших картин эпохи Возрождения начала кваттроченто.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?