Знаменитые пейзажи (1800-2000) читать ~22 мин.
Изначально пейзажная живопись считалась второстепенным жанром, и лишь немногие художники уделяли ей пристальное внимание. Только некоторые дальновидные мастера, такие как Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) с его картиной «Благовещение» (1472), Джованни Беллини (Giovanni Bellini) с работой «Экстаз святого Франциска» (1480) и Джорджоне (Giorgione) с полотном «Гроза» (1508), уделяли особое внимание живописному фону в своих религиозных произведениях.
Ситуация начала меняться в XVI веке, когда Иоахим Патенир (Joachim Patinir) («Путешествие в подземный мир», 1522), Альбрехт Альтдорфер (Albrecht Altdorfer) («Пейзаж с пешеходным мостом», 1520) и Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel de Oude) («Охотники на снегу», 1565) стали посвящать пейзажным сценам целые полотна. Однако даже эти картины ещё не были пейзажами в чистом виде — то есть простым изображением живописных сцен. Скорее, это были «повествовательные» произведения, где действие разворачивалось на фоне природы. Например, картина Брейгеля «Охотники на снегу» изображает человека как бессильное существо во власти времён года, и лишь вера в Бога придаёт его жизни смысл. Даже Дунайская школа (1490–1540), представители которой подошли ближе всего к идее пейзажа как самостоятельного жанра, включала в свои работы религиозные или мифологические сюжеты. Эта традиция наполнять пейзаж особым смыслом, фактически превращая его в религиозное или историческое полотно, продолжилась и в XVII веке. Ярким примером служит классический пейзаж Клода Лоррена (Claude Lorrain), как в его работе «Пейзаж с бракосочетанием Исаака и Ревекки» (1648).
ПРИМЕЧАНИЕ. Вероятно, первым «чистым» пейзажем можно считать картину Эль Греко (Δομήνικος Θεοτοκόπουλος) «Вид Толедо» (около 1595, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Задача по созданию первой полноценной школы пейзажной живописи легла на плечи голландских художников-реалистов Золотого века голландского реализма (1600–1680). Такие мастера, как Саломон ван Рёйсдал (Salomon van Ruysdael; 1600–1670), Альберт Кейп (Aelbert Cuyp; 1620–1691), Якоб ван Рёйсдал (Jacob van Ruisdael; 1628–1682) и его ученик Мейндерт Хоббема (Meindert Hobbema; 1638–1703), заложили основы этого жанра. В XVIII веке спрос на пейзажи продолжил расти, но, как и прежде, они редко были самоцелью. Например, «Паломничество на остров Киферу» (1717, Лувр, Париж) Жана-Антуана Ватто (Jean-Antoine Watteau) было, по сути, мифологической «галантной сценой» (fête galante), а не пейзажем. Заказчики часто хотели запечатлеть на полотнах свои владения: см., например, картину Томаса Гейнсборо (Thomas Gainsborough) «Мистер и миссис Эндрюс» (1750); или же заказывали точный топографический вид города (vedute). На этом специализировались художники венецианской школы (ведутисты), среди которых были Каналетто (Canaletto; 1697–1768) и Бернардо Беллотто (Bernardo Bellotto; 1720–1780), а также более импрессионистичный Франческо Гварди (Francesco Guardi; 1712–1793) — см., например, его «Вид на Сан-Джорджо Маджоре в Венеции» (1760, Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон).
Несмотря на усилия этих первопроходцев, пейзаж утвердился как по-настоящему независимый жанр только к началу XIX века. Этому способствовал растущий интерес среднего класса к живописным видам, которые позволяли мысленно сбежать от шума и суеты городской жизни. Кроме того, репродукции, выполненные в техниках офорта и гравюры, сделали пейзажи доступными для более широкой аудитории. С этого момента и начинается расцвет жанра.
Ключевым фактором становления пейзажа стало изменение в мировоззрении: природа перестала восприниматься лишь как фон для человеческих деяний и начала цениться за свою собственную красоту и величие. В искусстве это проявилось в противостоянии двух подходов: «идеального» пейзажа, вдохновлённого классическими образцами и стремящегося к гармоничной, вымышленной композиции (как у Лоррена), и «реалистичного», который стремился к точному изображению конкретной местности со всеми её особенностями.
Пейзаж XIX века
АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА
Ричард Паркс Бонингтон (Richard Parkes Bonington; 1802–1828)
Английский художник, работавший во Франции; известен своими пленэрными масляными этюдами (pochades).
«Нормандия» (1823), Галерея Тейт, Лондон.
«Лодки у берегов Нормандии» (1823–1824), Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Джон Констебл (John Constable; 1776–1837)
Художник родом из Суффолка, выдающийся пейзажист-натуралист.
«Строительство лодки во Флэтфорде» (1815), Музей Виктории и Альберта, Лондон.
«Телега для сена» (1821), Национальная галерея, Лондон.
Джон Селл Котман (John Sell Cotman; 1782–1842)
Член известного кружка доктора Монро. Специализировался на акварели.
«Акведук Чирк» (1804), Музей Виктории и Альберта, Лондон.
«Мост Грета» (1805), Британский музей, Лондон.
Джон Кром (John Crome; 1768–1821)
Основатель Нориджской школы.
«Восход луны на реке Яр» (1808), Галерея Тейт, Лондон.
«Поринглендский дуб» (ок. 1812), Галерея Тейт, Лондон.
Подробнее см.: Нориджская школа пейзажной живописи (1803–1833).
Джон Мартин (John Martin; 1789–1854)
Живописец и гравёр, наиболее известный своими панорамными библейскими пейзажами.
«Великий день гнева Его» (1853), Галерея Тейт, Лондон.
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (J. M. W. Turner; 1775–1851)
Живописец-романтик, величайший английский художник-пейзажист XIX века.
«Ганнибал, переходящий Альпы» (1812), Галерея Тейт, Лондон.
«Большой канал в Венеции» (1835), Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Пожар в здании парламента» (1835), Художественный музей Филадельфии.
«Последний рейс корабля Отважный» (1839), Национальная галерея, Лондон.
«Метель. Пароход у входа в гавань» (1842), Галерея Тейт, Лондон.
Подробнее см.: Английская пейзажная живопись (1700–1900).
См. также: Ньюлинская школа (ок. 1884–1914)
Эта колония художников специализировалась на пейзажной живописи благодаря уникальному естественному освещению в Ньюлине. Ведущими фигурами были Уолтер Лэнгли, Стэнхоуп Форбс, Фрэнк Брэмли и ирландский художник Норман Гарстин.
ИРЛАНДСКАЯ ШКОЛА
Натаниэль Хилл (Nathaniel Hill; 1861–1934)
Современник О’Конора и Осборна, член колонии художников в Понт-Авене.
«Солнечный свет, Бретань» (1884), частная коллекция.
«Ферма Брейди, весна» (1897), частная коллекция.
Джон Лавери (John Lavery; 1856–1941)
Англо-ирландский импрессионист, известный своими пленэрными пейзажами и жанровыми сценами.
«Мост в Гре» (1883), частная коллекция.
«На лугу» (1884), частная коллекция.
«По дороге в Фонтенбло» (1884), частная коллекция.
Подробнее см.: Школа живописи Глазго (1880–1915).
Родерик О’Конор (Roderic O’Conor; 1860–1940)
Выдающийся ирландский художник-постимпрессионист, работавший в Понт-Авене и Париже.
«Кукурузное поле, Понт-Авен» (1892), Ольстерский музей.
«Ферма в Лезавене» (1894), частная коллекция.
«Фруктовый сад и гора» (1913), Ирландский музей современного искусства.
Для получения дополнительной информации см.: Колония художников Понт-Авена (1860-е – 1900-е).
Фрэнк О’Мира (Frank O’Meara; 1853–1888)
Ирландский художник-импрессионист и тоналист, работавший в Грёз-сюр-Луан.
«Мечтательность» (1882), частная коллекция.
«Старая мельница в Гре» (ок. 1882), Галерея Хью Лейна, Дублин.
Уолтер Осборн (Walter Osborne; 1859–1903)
Ирландский импрессионист, наиболее известный своими пленэрными жанровыми сценами.
«Сбор яблок, Кемперле, Бретань» (1884), Национальная галерея Ирландии.
«Кормление кур» (1885), частная коллекция.
«Октябрьское утро» (1885), Художественная галерея Гилдхолл, Лондон.
«Зандам» (1901), частная коллекция, Дублин.
Пол Генри (Paul Henry; 1876–1958)
Крупнейший живописец пейзажей Западной Ирландии XX века.
«Облака на закате» (1910–1911), частная коллекция.
«Вечернее болото» (1923), частная коллекция.
«Деревня в Коннемаре» (1934), Национальная галерея Ирландии.
Джек Батлер Йейтс (Jack B. Yeats; 1871–1957)
Ирландский художник-экспрессионист, известный своими национальными темами и техникой импасто.
«Горы Волчьей пасти, Ирландия» (1944), частная коллекция.
«Ночь прошла» (1947), частная коллекция.
«За дорогой» (1951), Национальная галерея Ирландии.
Для получения дополнительной информации см.: Ирландские художники-пейзажисты (ок. 1800–2000).
ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА
Особую роль в этом процессе сыграла Барбизонская школа во Франции. Её участники сознательно отказались от академических канонов и вышли из мастерских, чтобы писать природу с натуры, на открытом воздухе (пленэре). Они стремились запечатлеть реальные, неприукрашенные виды лесов и полей, уделяя особое внимание передаче света и атмосферы. Именно их новаторский подход и реализм проложили дорогу импрессионистам, которые вывели пленэрную живопись на новый уровень.
БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА
Жан-Батист-Камиль Коро (Jean-Baptiste-Camille Corot; 1796–1875)
Французский художник-романтик, член Барбизонской школы.
«Воспоминание о Мортефонтене» (1864), Лувр, Париж.
«Виль-д’Авре» (ок. 1867), Бруклинский музей, Нью-Йорк.
Шарль-Франсуа Добиньи (Charles-François Daubigny; 1817–1878)
Выдающийся художник Барбизонской школы, известный своей тонкой светотенью и чистыми цветами.
«Река Сена в Манте» (1850), Бруклинский музей, Нью-Йорк.
«Берег реки» (1866), Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Жан-Франсуа Милле (Jean-François Millet; 1814–1875)
Религиозный французский художник, изображавший крестьян за работой, член Барбизонской школы.
«Сборщицы колосьев» (1857), Музей Орсе.
«Человек с мотыгой» (1862), Музей Гетти, Лос-Анджелес.
«Пастушка с гусями» (1863), Художественный музей Уолтерса, Балтимор.
Теодор Руссо (Théodore Rousseau; 1812–1867)
Влиятельный художник-пейзажист, известный своим натурализмом и работой на пленэре.
«Под берёзами, вечер» (1844), Художественный музей Толедо, Огайо.
«Опушка леса в Фонтенбло, Заходящее солнце» (1850), Лувр, Париж.
«Лес Фонтенбло» (1867), Музей изящных искусств Бордо.
Подробнее см.: Барбизонская школа пейзажной живописи (1830–1875).
ИМПРЕССИОНИСТСКИЕ ПЕЙЗАЖИ
Эжен Буден (Eugène Boudin; 1824–1898)
Художник-импрессионист, который вдохновил Моне заняться живописью на пленэре.
«На пляже в Трувиле» (1863), Музей Орсе.
Поль Сезанн (Paul Cézanne; 1839–1906)
Постимпрессионист и предтеча кубизма, чьи работы стали мостом между классическим искусством и модернизмом.
«Дом повешенного» (1873), Музей Орсе.
«Мост в Менси» (1879), Музей Орсе.
«Озеро Анси» (1896), Галерея Института Курто.
Серия картин «Гора Сент-Виктуар» (1882–1906), различные музеи.
«Голубой пейзаж» (1904–1906), Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Клод Моне (Claude Monet; 1840–1926)
Ведущий представитель импрессионизма, мастер спонтанной пленэрной живописи.
«Пляж в Трувиле» (1870), Уодсворт Атенеум.
«Лягушатник» (1869), Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Темза ниже Вестминстера» (1871), Национальная галерея, Лондон.
«Сена в Буживале» (1872), частная коллекция.
«Впечатление. Восходящее солнце» (1873), Музей Мармоттан-Моне, Париж.
«Маковое поле в Аржантёе» (1873), Музей Орсе.
«Бульвар Понтуаз в Аржантёе, снег» (1875), Художественный музей, Базель.
«Тополя близ Аржантёя» (1875), Музей изящных искусств, Бостон.
«Вокзал Сен-Лазар» (1877), Музей Орсе, Париж.
«Сад художника в Ветёе» (1881), Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Серия «Руанский собор» (1892–1894), различные музеи.
«Сена в Живерни, утренний туман» (1897), Художественный музей Северной Каролины.
Серия «Кувшинки» (1897–1926), различные музеи.
«Пруд с кувшинками (Зелёная гармония)» (1899), Музей Орсе.
См. также: Наследие импрессионизма Клода Моне.
Камиль Писсарро (Camille Pissarro; 1830–1903)
Как и Моне с Сислеем, он был одним из главных приверженцев пленэрной живописи.
«Фокс-Хилл, Верхний Норвуд» (1870), Национальная галерея, Лондон.
«Нижний Норвуд под снегом» (1870), Национальная галерея, Лондон.
«Красные крыши» (1877), Музей Орсе, Париж.
«Огород с цветущими деревьями, весна, Понтуаз» (1877), Музей Орсе.
Серия «Бульвар Монмартр» (1897–1898), различные музеи.
Подробнее см.: Характерные черты импрессионизма (1870–1910).
Пьер-Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir; 1841–1919)
Французский импрессионист, известный своей техникой «солнечных бликов», портретами и изображением обнажённой натуры.
«Лягушатник» (1869), Фонд Оскара Рейнхарта, Винтертур.
«Тропинка в высокой траве» (1877), Музей Орсе, Париж.
Для получения дополнительной информации см.: Лучшие картины импрессионистов (1870–1900).
Альфред Сислей (Alfred Sisley; 1839–1899)
Англо-французский художник, один из величайших пейзажистов-импрессионистов.
«Канал Сен-Мартен» (1870), Музей Орсе.
«Дорога в Лувесьенне» (1873), Музей Орсе.
«Туманное утро» (1874), Музей Орсе.
«Снег в Лувесьенне» (1878), Музей Орсе, Париж.
Подробнее см.: Пейзажная живопись импрессионистов (1870–1910).
Для разбора пленэрных пейзажных картин импрессионистов см.: Анализ современной живописи (1800–2000).
ПОСТИМПРЕССИОНИСТСКИЕ ПЕЙЗАЖИ
Жюль Бастьен-Лепаж (Jules Bastien-Lepage; 1848–1884)
Французский живописец, известный своими жанровыми сценами из сельской жизни.
«Деревенская любовь» (1882), ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Анри-Эдмон Кросс (Henri-Edmond Cross; 1856–1910)
Недооценённый, но выдающийся французский художник-пейзажист, представитель неоимпрессионизма.
«Золотые острова (Йерские острова)» (ок. 1892), Музей Орсе, Париж.
«Вечерний бриз» (ок. 1893), Музей Орсе.
Подробнее см.: Пуантилизм (1880–1900).
Поль Гоген (Paul Gauguin; 1848–1903)
Одна из величайших фигур в постимпрессионизме, известная своими яркими таитянскими сценами.
«Тополя» (1883), Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген.
«Алискамп, Арль» (1888), Мемориальный музей искусств Сэйдзи Того, Япония.
«День божества (Mahana No Atua)» (1892), Чикагский институт искусств.
«Пейзаж с павлинами (Матамое)» (1892), ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Поль Серюзье (Paul Sérusier; 1864–1927)
Художник-символист, постимпрессионист, основатель группы «Наби».
«Талисман» (1888), Музей Орсе.
Жорж Сёра (Georges Seurat; 1859–1891)
Основатель неоимпрессионизма, наиболее известен своими жанровыми картинами и городскими пейзажами.
«Купальщики в Аньере» (1884), Национальная галерея, Лондон.
«Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884–1886), Чикагский институт искусств.
ЕВРОПЕЙСКИЕ ПЕЙЗАЖИ
Арнольд Бёклин (Arnold Böcklin; 1827–1901)
Швейцарский художник-символист, наиболее известный своим шедевром.
«Остров мёртвых» (1880), Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Витторе Грубичи де Драгон (Vittore Grubicy de Dragon; 1851–1920)
Влиятельный итальянский художник, представитель дивизионизма.
«Море тумана» (1885), частная коллекция.
«Утро» (1898), Галерея современного искусства, Милан.
Каспар Давид Фридрих (Caspar David Friedrich; 1774–1840)
Ведущий немецкий художник-романтик, мастер символистских пейзажей.
«Зимний пейзаж» (1811), Национальная галерея, Лондон.
«Меловые скалы на острове Рюген» (1818), Музей Оскара Рейнхарта, Швейцария.
«Странник над морем тумана» (1818), Гамбургский кунстхалле, Гамбург.
«Ледяное море» (1823–1824), Гамбургский кунстхалле, Гамбург.
Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh; 1853–1890)
Всемирно известный голландский художник, один из пионеров экспрессионизма.
«Пшеничное поле с кипарисами» (1889), Национальная галерея, Лондон.
«Звёздная ночь» (1889), Музей современного искусства, Нью-Йорк.
«Вид Арля с цветущими деревьями» (1889), Новая пинакотека, Мюнхен.
«Цветущие ветки миндаля» (1890), Музей Ван Гога, Амстердам.
«Пшеничное поле с воронами» (1890), Музей Ван Гога, Амстердам.
См. также: Постимпрессионизм в Голландии (1880–1920).
Педер Северин Крёйер (P. S. Krøyer; 1851–1900)
Норвежско-датский художник, посвятивший себя запечатлению сложных световых эффектов.
«Летний вечер на южном пляже» (1893), Музей Скагена, Скаген.
РУССКИЕ ПЕЙЗАЖИ
Исаак Левитан (1860–1900)
Выдающийся художник-пейзажист, прославившийся своим мастерством передачи света и цвета.
«Тихая обитель» (1890), Третьяковская галерея, Москва.
«У омута» (1892), Третьяковская галерея.
«Владимирка» (1892), Третьяковская галерея.
«Весна — большая вода» (1897), Третьяковская галерея.
См. также: Пейзажи русских художников-передвижников (1863–1890).
Василий Поленов (1844–1927)
Разносторонний русский художник, профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
«Московский дворик» (1878), Третьяковская галерея.
«Заросший пруд» (1879), Третьяковская галерея.
Мартирос Сарьян (1880–1972)
Армянский экспрессионист, основоположник армянской национальной школы живописи.
«Улица. Полдень. Константинополь» (1910), Третьяковская галерея.
«Восход солнца над Араратом» (1923), Собрание И. Луначарской, Москва.
Валентин Серов (1865–1911)
Русский импрессионист, портретист и пейзажист.
«Жеребята на водопое. Домотканово» (1904), Третьяковская галерея.
Подробнее о цвете см.: Цветовая палитра XIX века.
Иван Шишкин (1832–1898)
Крупнейший мастер лесного пейзажа.
«Дубовая роща» (1887), Музей русского искусства, Киев.
«Утро в сосновом лесу» (1889), Третьяковская галерея, Москва.
«Лес графини Мордвиновой в Петергофе» (1891), Третьяковская галерея.
Подробнее см.: Русская живопись XIX века (ок. 1825–1917).
АМЕРИКАНСКАЯ ШКОЛА ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ
Альберт Бирштадт (Albert Bierstadt; 1830–1902)
Немецко-американский художник, наиболее известный своими пейзажами американской дикой природы.
«Скалистые горы» (1863), Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Купола Йосемити» (1867), Атенеум Сент-Джонсбери, Вермонт.
Джордж Калеб Бингем (George Caleb Bingham; 1811–1879)
Американский художник-тоналист, живописец американского фронтира.
«Торговцы пушниной, спускающиеся по Миссури» (1845), Метрополитен-музей.
См. также: Люминизм (1850–1875).
Уильям Мерритт Чейз (William Merritt Chase; 1849–1916)
Американский художник-импрессионист, директор Летней школы в Шиннекок-Хиллс.
Серия работ с видами Проспект-парка и Центрального парка (ок. 1886–1890), различные музеи.
Фредерик Эдвин Чёрч (Frederic Edwin Church; 1826–1900)
Художник-романтик, член Школы реки Гудзон.
«Сумерки в дикой местности» (1860), Кливлендский художественный музей.
«Котопахи» (1862), Детройтский институт искусств.
Томас Коул (Thomas Cole; 1801–1848)
Художник-пейзажист английского происхождения, основатель Школы реки Гудзон.
«Американский озёрный пейзаж» (1844), Детройтский институт искусств.
Подробнее см.: Школа пейзажной живописи реки Гудзон (1825–1875).
Чайльд Хассам (Childe Hassam; 1859–1935)
Американский художник-импрессионист, получивший образование в Париже.
«Церковная процессия, Испанская лестница» (1883), частная коллекция.
«Бостон-Коммон в сумерках» (1886), Музей изящных искусств, Бостон.
Подробнее см.: Американский импрессионизм (1880–1900).
Джордж Иннесс (George Inness; 1825–1894)
Американский художник-тоналист, испытавший влияние Барбизонской школы, известный своими камерными, мистическими сценами.
«Осеннее золото» (1890), Уодсворт Атенеум, Хартфорд, Коннектикут.
«Сумерки» (1893), частная коллекция.
Теодор Робинсон (Theodore Robinson; 1852–1896)
Ранний американский импрессионист, близкий друг Клода Моне.
«У реки» (1887), частная коллекция.
«Пастушка» (1888), Смитсоновский музей американского искусства.
Джон Генри Твахтман (John Henry Twachtman; 1853–1902)
Американский художник-импрессионист, испытавший влияние Уистлера и японизма.
«Ранняя зима» (1882), частная коллекция.
Джулиан Олден Уир (J. Alden Weir; 1852–1919)
Американский импрессионист, член художественной колонии Кос Коб, Коннектикут.
«Красный мост» (1895), Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Джеймс Эбботт Мак-Нейл Уистлер (James Abbott McNeill Whistler; 1834–1903)
Американский художник и гравёр, наиболее известный своими лиричными тональными картинами.
«Ноктюрн в синем и серебряном: Челси» (1871), Галерея Тейт, Лондон.
ЯПОНСКИЕ ПЕЙЗАЖИ
Утагава Хиросигэ (Utagawa Hiroshige, 歌川 広重; 1797–1858)
Художник-пейзажист XIX века, вдохновлённый гравюрами укиё-э Хокусая.
«Ходогая: 4-я станция» (из серии «53 станции Токайдо») (1834), Токио.
«Сто знаменитых видов Эдо» (1858), Бруклинский музей, Нью-Йорк.
Кацусика Хокусай (Katsushika Hokusai, 葛飾 北斎; 1760–1849)
Японский художник укиё-э, чьи работы коллекционировали Уистлер, Моне, Дега и Тулуз-Лотрек.
«Фудзияма в ясную погоду» (ок. 1829), Британский музей, Лондон.
«Большая волна в Канагаве» (1832), Метрополитен-музей.
АВСТРАЛИЙСКИЕ ПЕЙЗАЖИ
Чарльз Кондёр (Charles Conder; 1868–1909)
Английский художник, член Гейдельбергской школы, вдохновлялся французскими импрессионистами.
«Сад Херрика» (1888), Национальная галерея Австралии, Канберра.
«Ранняя любовь к литературе» (1888), Художественная галерея Балларата.
Фредерик Мак-Каббин (Frederick McCubbin; 1855–1917)
Вероятно, величайший представитель австралийского импрессионизма (1886–1900).
«Потерянный» (1886), Национальная галерея Виктории, Мельбурн.
«Пионер» (1904), Национальная галерея Виктории.
Том Робертс (Tom Roberts; 1856–1931)
Лидер Гейдельбергской школы, мельбурнской группы импрессионистов.
«Спокойное море, Ментона» (1887), Национальная галерея Виктории, Мельбурн.
«Осеннее утро, Милсонс-Пойнт» (1888), Художественная галерея Нового Южного Уэльса.
«Прочь!» (1891), Художественная галерея Южной Австралии, Аделаида.
Артур Стритон (Arthur Streeton; 1867–1943)
Величайший австралийский художник-пейзажист, член Гейдельбергской школы.
«И всё же воды его несут свои струи» (1890), Художественная галерея Нового Южного Уэльса.
«Весна» (1890), Национальная галерея Виктории.
«Ослепительная мощь пурпурного полудня» (1896), Национальная галерея Виктории.
Пейзажная живопись XX века
КУБИСТИЧЕСКИЕ ПЕЙЗАЖИ
Поль Сезанн (Paul Cézanne; 1839–1906)
Благодаря использованию геометрических форм и новому подходу к соотношению цвета, формы и пространства, поздние пейзажи (и натюрморты) Сезанна оказали огромное влияние на раннюю кубистскую живопись (ок. 1907–1909). Особенно показательны следующие работы, а также его поздние картины серии «Гора Сент-Виктуар».
«Голубятня в Бельвю» (1888–1892), Кунстхалле, Базель.
«Карьер Бибемус» (1898–1900), Музей Фолькванг, Эссен.
«Равнина в Провансе» (1886), Вилла Флора, Винтертур, Швейцария.
«Деревья и дома» (1885), Музей Оранжери, Париж.
Пабло Пикассо (Pablo Picasso; 1881–1973)
Один из создателей кубизма, вдохновлённый ранними «кубистскими» пейзажами Сезанна.
«Дом в саду» (1908), Эрмитаж, Санкт-Петербург.
«Дома на холме» (1909), Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Жорж Брак (Georges Braque; 1882–1963)
Именно пейзажи Брака, описанные искусствоведом Луи Вокселем как «причудливые кубики», дали название течению «кубизм».
«Виадук в Эстаке» (1908), Национальный музей современного искусства, Париж.
«Дома в Эстаке» (1908), Художественный музей, Берн.
«Дорога близ Эстака» (1908), Музей современного искусства, Нью-Йорк.
См. также: Аналитический кубизм (ок. 1909–1912).
Кубизм оказал сильное влияние на городские пейзажи американского движения прецизионизма, возглавляемого Чарльзом Демутом (Charles Demuth; 1883–1935) и Чарльзом Шилером (Charles Sheeler; 1883–1965).
ФОВИСТСКИЕ ПЕЙЗАЖИ
Шарль Камуан (Charles Camoin; 1879–1964)
Использовал менее яркую палитру. Ученик Гюстава Моро в Школе изящных искусств.
«Вид Капри» (1904), частная коллекция.
Андре Дерен (André Derain; 1880–1954)
Друг Матисса. Оказал огромное влияние на использование цвета в живописи.
«Лодки в Коллиуре» (1905), Художественный музей, Дюссельдорф.
«Отражение солнца на воде» (1906), Музей Аннонсиад, Сен-Тропе.
«Мост Чаринг-Кросс» (1906), Национальная галерея искусства, Вашингтон.
«Мост Чаринг-Кросс I» (1906), Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк.
«Деревья» (1906), Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Нью-Йорк.
Рауль Дюфи (Raoul Dufy; 1877–1953)
Французский художник, наиболее известный своими красочными декоративными картинами.
«Пантеон и Сент-Этьен-дю-Мон» (1904), Художественная галерея Олбрайт-Нокс.
«Лодки в Мартиге» (1908), Галерея Института Курто, Лондон.
«Казино в Ницце» (1927), частная коллекция.
Отон Фриез (Othon Friesz; 1879–1949)
Фовист из Гавра, известный своим свободным и ярким экспрессионистским стилем.
«Сена в Париже, мост Гренель» (1901–1904), Музеи Глазго.
«Воскресенье в Онфлёре» (1907), Музей Тулуз-Лотрека, Альби.
Анри-Шарль Манген (Henri Manguin; 1874–1949)
Друг Камуана и Матисса; отличается насыщенными по цвету пейзажами и натюрмортами.
«Пейзаж в Сен-Тропе» (1905), Эрмитаж, Санкт-Петербург.
«Бульвар» (1905), Новая пинакотека, Мюнхен.
«Утро в Кавальере» (1906), Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Альбер Марке (Albert Marquet; 1875–1947)
Импрессионист, специализирующийся на водных пейзажах: каналах, портах, видах Сены.
«Новый мост» (1906), Национальная галерея искусства, Вашингтон.
«Сена в Париже» (1907), частная коллекция.
Анри Матисс (Henri Matisse; 1869–1954)
Самый влиятельный представитель фовизма и один из «отцов современного искусства».
«Роскошь, покой и наслаждение» (1904), Музей Орсе, Париж.
«Открытое окно, Коллиур» (1905), Коллекция Джона Хэя Уитни.
Морис де Вламинк (Maurice de Vlaminck; 1876–1958)
Колорист, известный своими работами в технике импасто со свободной и быстрой манерой письма.
«Пшеничные поля, ресторан в Буживале» (1905–1906), Музей Орсе, Париж.
«Синий дом» (1906), Институт искусств Миннеаполиса.
ЭКСПРЕССИОНИСТСКИЕ ПЕЙЗАЖИ
Эрих Хеккель (Erich Heckel; 1883–1970)
Член группы «Мост» (Die Brücke), известный своими мощными портретами и декоративными пейзажами.
«Пейзаж близ Дрездена» (1910), Новая национальная галерея, Берлин.
«Парусники в гавани» (1911), Вестфальский земельный музей, Мюнстер.
См. также: История экспрессионистской живописи (1880–1930).
Василий Кандинский (1866–1944)
Русский колорист, основатель группы «Синий всадник» (Der Blaue Reiter). Партнёр Габриэле Мюнтер.
«Синий всадник» (1903), Коллекция Эмиля Бюрле, Цюрих.
«Зимний пейзаж» (1909), Эрмитаж, Санкт-Петербург.
«Церковь в Мурнау» (1910), Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен.
Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner; 1880–1938)
Лидер группы «Мост» (Die Brücke), испытавший влияние примитивного искусства и его грубых форм.
«Играющие обнажённые люди» (1910), Новая пинакотека, Мюнхен.
«Ели на ветру» (1919), частная коллекция.
«Красный берег реки Элизабет, Берлин» (1913), Новая пинакотека, Мюнхен.
Оскар Кокошка (Oskar Kokoschka; 1886–1980)
Наряду с Шиле, ведущая фигура австрийского экспрессионизма.
«Лондон, вечерний вид на Темзу» (1926), частная коллекция.
Август Маке (August Macke; 1887–1914)
Самый «французский» из всех художников «Синего всадника»; мастер жизнерадостного экспрессионизма.
«Ресторан в парке» (1912), Художественный музей, Базель.
«Вид на Тегернзе» (1913), частная коллекция.
Франц Марк (Franz Marc; 1880–1916)
Сооснователь «Синего всадника», известен своими глубоко личными картинами.
«Под дождём» (1912), Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен.
«Олени в лесу II» (1914), Государственный кунстхалле, Карлсруэ.
«Животные в пейзаже» (1914), Детройтский институт искусств.
Габриэле Мюнтер (Gabriele Münter; 1877–1962)
Художница-экспрессионистка и гравёр, известна смелыми натюрмортами и пейзажами.
«Штаффельзе осенью» (1923), Национальный музей женского искусства.
«Деревенская улица в Мурнау» (1908), частная коллекция.
«Мурнау в мае» (1924), частная коллекция.
Отто Мюллер (Otto Mueller; 1874–1930)
Близкий друг Хеккеля, наиболее известен своими примитивистскими изображениями обнажённой натуры в пейзаже.
«Две женщины в камышах» (1922), Музей современного искусства, Мюнхен.
Эмиль Нольде (Emil Nolde; 1867–1956)
Спонтанный, но резкий художник; квинтэссенция немецкого экспрессионизма.
«Юноши из Папуа» (1913–1914), Государственный музей, Берлин.
Карл Шмидт-Ротлуф (Karl Schmidt-Rottluff; 1884–1976)
Колорист, наиболее известный своими гравюрами на дереве и сильным, угловатым стилем.
«Деревенский дом с пастбищами» (1907), Национальная галерея, Берлин.
«Фермерский дом в Дангасте» (1910), Новая национальная галерея, Берлин.
«Ватты во время отлива» (1912), частная коллекция.
ПОСЛЕВОЕННЫЕ ПЕЙЗАЖИ
Ричард Дибенкорн (Richard Diebenkorn; 1922–1993)
Калифорнийский художник-абстракционист, известный своими «воздушными» пейзажами.
«Городской пейзаж I (Пейзаж № 1)» (1963), Музей современного искусства Сан-Франциско.
«Беркли № 52» (1955), Национальная галерея искусства, Вашингтон.
«Оушен-Парк № 79» (1975), Художественный музей Филадельфии.
Рассел Драйсдейл (Russell Drysdale; 1912–1981)
Знаменитый художник-сюрреалист, изображавший австралийский буш.
«Софала» (1947), Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней.
«Змеиный залив ночью» (1959), Тасманский музей и художественная галерея.
См. также: Австралийская современная живопись (1900–1960).
Элен Франкенталер (Helen Frankenthaler; 1928–2011)
Основательница живописи цветового поля — стиля, хорошо подходящего для абстрактных пейзажей.
«Провинстаун» (1964), частная коллекция.
Патрик Херон (Patrick Heron; 1920–1999)
Английский художник-колорист, абстракционист; член группы художников Сент-Айвс.
«Лодки ночью» (1947), Галерея Тейт.
«Окно гавани с двумя фигурами: Сент-Айвс» (1950), Галерея Тейт.
Для получения дополнительной информации см.: Школа Сент-Айвс (1939–1960-е).
Дэвид Хокни (David Hockney; род. 1937)
Йоркширский поп-арт художник, живописец, выдающийся рисовальщик и фотограф.
«Большой Гранд-Каньон» (1998), Национальная галерея Австралии.
«Зимний лес» (2005), частная коллекция.
«Леса Уолдгейта» (2006), частная коллекция.
Сидней Нолан (Sidney Nolan; 1917–1992)
Австралийский художник, изображавший аутбэк; наиболее известен серией картин о бушрейнджере Неде Келли.
«Экспедиция Бёрка и Уиллса» (1948), Фонд Сиднея Нолана.
«Излучина реки I» (1965), Коллекция произведений искусства Австралийского национального университета.
«Серия Фримантл» (1979), Австралийская национальная галерея, Канберра.
Клифтон Пью (Clifton Pugh; 1924–1990)
Австралийский художник, известный своими пейзажами и портретами.
«Лесные саженцы, цветение сливы» (1984), частная коллекция.
Никола де Сталь (Nicolas de Staël; 1914–1955)
Русско-французский художник-абстракционист, связанный с течением лирической абстракции.
«Приморская железная дорога на закате» (1955), частная коллекция.
Грэм Сазерленд (Graham Sutherland; 1903–1980)
Художник-полуабстракционист, пейзажист, портретист и автор сюжетных картин.
«Валлийский пейзаж с дорогами» (1936), Галерея Тейт, Лондон.
«Форма зелёного дерева: лесной интерьер» (1940), Галерея Тейт, Лондон.
Фред Уильямс (Fred Williams; 1927–1982)
Один из самых влиятельных австралийских художников середины XX века.
«Бухта Сухого ручья, ущелье Верриби I» (1977), Национальная галерея Австралии.
«Плывущий дым» (1981), Национальная галерея Виктории, Австралия.
Эндрю Уайет (Andrew Wyeth; 1917–2009)
Художник из штата Мэн, автор одного из самых знаковых произведений в истории американского искусства.
«Мир Кристины» (1948), Музей современного искусства, Нью-Йорк.
В XX веке пейзаж продолжил эволюционировать, отражая новые художественные поиски. Сюрреалисты, такие как Сальвадор Дали, использовали пейзажные мотивы для создания иррациональных, сновидческих миров. Абстракционисты сводили природные формы к цветовым пятнам и линиям, передавая скорее эмоциональное впечатление от природы, чем её реальный облик. Во второй половине столетия появились новые формы, такие как лэнд-арт, где художники работают непосредственно с природным ландшафтом, создавая масштабные объекты из земли, камней и воды. Таким образом, пейзаж как жанр доказал свою гибкость и способность адаптироваться к меняющимся эпохам и художественным течениям.
См. также: «Искусство живописи».
- MKTU.TECH оставит патентные бюро без работы
- Иоахим Патинир: пейзажист, нидерландское Возрождение
- Искусство протестантской реформации
- Использование в рекламе произведений искусства
- В Краснодаре ко Дню города проведут литературный фестиваль
- Исследование картины Антиведуто Граматика «Христос и грешница» из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?