Искусство протестантской реформации читать ~12 мин.
Протестантская Реформация была восстанием против злоупотреблений и других форм коррупции, совершаемых папством и церковью в Риме. Фактической искрой, зажёгшей восстание, стало решение папы Льва X начать в Германии кампанию по продаже «индульгенций» (фактически разрешений, позволяющих грешникам купить дорогу в рай), чтобы финансировать строительство новой базилики Святого Петра в Риме.
Реформация началась 31 октября 1517 года, когда немецкий монах-августинец Мартин Лютер (1483-1546) прибил свой манифест из 95 пунктов на двери церкви Всех Святых в Виттенберге, Германия, и привела к расколу христианства на римских католиков и протестантов.
Протестантизм (состоящий из четырёх основных направлений: лютеранство, кальвинизм, англиканство и анабаптизм) укоренился в Северной Европе в странах, связанных с Северным Возрождением, таких как северная и западная Германия, Швейцария, Голландия, Великобритания и Скандинавия. В свою очередь, это привело к появлению нового типа христианского искусства, которое прославляло протестантскую религиозную программу и радикально отличалось от искусства Высокого Возрождения Италии, Испании, Неаполя и других регионов Южной Европы, которое оставалось римско-католическим. Форма и содержание протестантского искусства – в частности, живописи – отражали более простое, неприукрашенное и личное христианство движения Реформации. Поэтому крупномасштабные произведения библейского искусства больше не заказывались протестантскими церковными организациями. И хотя протестантские коллекционеры продолжали заказывать религиозные картины в частном порядке у художников, в частности у Рембрандта (1606-1669), в целом количество религиозного искусства, производимого в протестантских странах, сильно сократилось.
Падение церковного покровительства заставило многих старых мастеров заняться светскими видами искусства, такими как историческая живопись, портреты, жанровая живопись и натюрморты. Но несмотря на то, что открытое религиозное искусство было запрещено или не одобрялось Реформацией – о чём свидетельствует иконоборческий «beeldenstorm» 1556 года – вырос спрос на небольшие произведения, содержащие христианское послание или моральный урок. В Голландии в эпоху голландского барокко художники удовлетворяли этот спрос, создавая тип натюрморта, известный как «Vanitas», а также жанровые сцены, которые пропагандировали благочестие и набожный образ жизни.
Разница между протестантским и католическим искусством была ещё больше подчёркнута Трентским собором (1545-63), который положил начало католической Контрреформации и в процессе выработал новый свод эстетических норм для более строгого стиля живописи и скульптуры. Лютер, лидер Реформации, был отлучён от церкви Папой Римским в 1520 году, но получил защиту и убежище от Фридриха Мудрого (1463-1525), курфюрста Саксонии.
Характерные черты протестантского искусства Реформации
Основные черты искусства Реформации возникли на основе протестантской теологии, которая сосредоточилась на индивидуальных отношениях между поклоняющимся и Богом. Этот акцент отразился в количестве простых людей и обычных повседневных сцен, которые изображались в протестантском искусстве. Кроме того, протестантизм учил, что вопрос спасения принадлежит исключительно Богу: оно не может произойти в результате земного вмешательства Ватикана или любой другой церковной власти. Протестантское искусство должным образом отражало это учение.
Кроме того, протестантские богословы и художники преуменьшали или игнорировали ряд важных «тайн веры», в том числе Непорочное зачатие, Благовещение Девы Марии, Преображение Христа, и это только три. Транссубстанция (превращение хлеба и вина во время причастия в тело и кровь Христа) была ещё одной ключевой областью разногласий между Лютером и Римом. Римский католицизм верил в строгую интерпретацию этой доктрины и поэтому склонялся к использованию сцен распятия для своих алтарных предметов, в то время как протестантские церкви – по крайней мере те, которые допускали фигурную живопись – настаивали на символическом значении Евхаристии, и поэтому предпочитали сцены Тайной вечери.
В целом, что касается других библейских тем, протестантское искусство старалось избегать: грандиозных образов Иисуса или Девы Марии; больших сцен из Библии (например, Страстей Христовых); образов святых; и, в особенности, изображений пап и других высших духовных лиц. Вместо этого протестантское искусство сосредоточилось на скромных изображениях библейских сцен и моралистических изображениях современной повседневной жизни.
См. также архитектурные картины Эмануэля де Витте (1615-1692) и Питера Янса Саенредама (1597-1665), известных своими белёными интерьерами церквей.
Не все протестанты придерживались одинаковых взглядов на то, какое церковное искусство является приемлемым: Лютеране, например, были более терпимы, чем кальвинисты, которые запрещали все фигуративное алтарное искусство и считали большинство религиозных изображений идолопоклонством. Некоторые виды искусства, однако, считались более соответствующими скромному, личному подходу к религии: к ним относились книжная иллюстрация и различные формы печатного дела, такие как гравюра и офорт (в центре Антверпена). Все они использовались протестантскими властями для передачи религиозных идей своим общинам и религиозного образования в дома простых людей. В частности, эти мелкие виды искусства позволили развить специфически протестантскую иконографию, которая включала в себя изображения Христа, Святого Семейства, святых и апостолов, а также иллюстрации всех людей и событий из Библии.
Проще говоря, протестанты убрали общественное искусство из своих церквей и городских пространств, предпочитая вместо этого отстаивать свою веру с помощью небольших, скромных библейских изображений в различных печатных форматах, включая иллюстрированные библии.
В то же время протестантские общества приняли сдержанный стиль искусства, который пропагандировал необходимость личного благочестия, а также уважение к неприкрытой красоте Божьих творений, включая людей, созданных по Его образу и подобию. В отличие от этого, католическая Контрреформация полностью поддерживала вдохновляющее или образовательное церковное искусство – например, прославленные фрески и другие квадратуры в Риме – и продолжала отстаивать свой собственный бренд «священного искусства», которое иллюстрировало важные вопросы католической догматики или прославляло католические традиции, в частности литургию, таинства и святых.
История искусства протестантской Реформации
Хотя реакция церковников, прихожан и светских лидеров значительно отличалась в разных странах и регионах, в целом протестантская Реформация вызвала волну иконоборческого уничтожения христианских изображений. Несколько протестантских лидеров, в частности Джон Кальвин и Хульдрих Цвингли, приказали лишить церкви картин и статуй. Если картину (например, фреску) нельзя было снять, её забеливали; если скульптура была частью архитектурной ткани здания (колонна , статуя или рельефная скульптура), её уродовали или разбивали, как и бесчисленные образцы прекрасного витражного искусства. Второстепенные алтари были разобраны или физически удалены. Все реликварии (вместилища реликвий), золотые алтарные принадлежности и кивории (вместилища предметов, используемых в Евхаристии) были переплавлены, а в больших кострах были сожжены картины, скульптуры, церковная утварь и другие предметы, включая: триптихи и более крупные полиптихи, другие панно, большинство образцов резьбы по дереву, включая статуи, резные хоры и исповедальни, миссалы и другие иллюминированные рукописи, а также облачения. Это иконоборчество усилилось во время так называемой «Второй реформации» примерно в 1560-1619 годах.
Случаи разрушения церквей были сравнительно редки. Чтобы лишить их «католической» идентичности, достаточно было снять «католические» украшения и установить кафедру на видном месте. Новые церкви проектировались скорее как аудитории, в которых больше внимания уделялось кафедре и меньше – алтарю.
Орнаменты, как правило, сводились к минимуму, хотя некоторые архитекторы, такие как Кристофер Рен (1632-1723), были более высокоцерковными, чем другие. Парадоксально, но устранение «католической» архитектуры и замена её менее внушительными протестантскими проектами, возможно, послужили фактором распространения языческой неоклассической архитектуры двумя столетиями позже.
Политические лидеры протестантских стран оказались весьма благосклонны к Реформации, не в последнюю очередь потому, что она позволила им прибрать к рукам земли и богатства Римско-католической церкви и её монашеских орденов. Например, при демонтаже святилища святого Томаса Бекета в Кентерберийском соборе было обнаружено 24 телеги с сокровищами, в том числе множество изысканных изделий средневековой ювелирной работы, которые были быстро переплавлены для казны Генриха VIII. Реформация также дала светским правителям гораздо больший контроль над назначением епископов и других священнослужителей.
После значительных потрясений в 1555 году было достигнуто определённое примирение католиков и протестантов благодаря Аугсбургскому религиозному миру, который предоставил протестантам свободу вероисповедания. Однако этот компромисс не распространялся на искусство, и живопись и скульптура, а также архитектура продолжали использоваться двумя враждующими церквями в качестве пропаганды.
Протестантское искусство XVI века
Как немецкое Возрождение, так и нидерландское Возрождение подходили к концу к тому времени, когда Реформация набрала силу. В Германии большинство ведущих художников, таких как Мартин Шонгауэр (ок. 1440-91), Маттиас Грюневальд (1470-1528), Альбрехт Дюрер (1471-1528), Альбрехт Альтдорфер (1480-1538), Ганс Бальдунг Грин (1484-1545) и другие, либо умерли, либо находились в преклонном возрасте. То же самое можно сказать о ситуации в Голландии, величайший мастер которой – Иероним Босх (1450-1516) – только что умер, и о фламандской живописи XVI века, среди звёзд которой были Квентин Массис (1465-1530), Ян Провост (1465-1529), Ян Госсаерт (1478-1532), Иоахим Патенье (1480-1525) и Йос ван Клёве (1490-1540).
Ганс Гольбейн Младший
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543) родился в Аугсбурге, Германия, где обучался у своего отца Гольбейна Старшего, и активно работал в лютеранском Базеле, но в основном в Лондоне, где он рисовал Генриха VIII и Томаса Кромвеля, которые были заняты установлением английской Реформации и организацией роспуска монастырей. Среди его шедевров: Портрет Эразма (1523, Национальная галерея, Лондон); Портрет сэра Томаса Мора (1527, Коллекция Фрика); Портрет дамы с белкой и скворцом (1528, Национальная галерея, Лондон); Купец Георг Гиссе (1532, Гемальдегалерия, СМПК, Берлин); Портрет Томаса Кромвеля (1532-4, Национальная портретная галерея, Лондон); Послы (1533, Национальная галерея, Лондон) и Портрет Генриха VIII (1536, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид).
Питер Брейгель Старший
Только великий фламандский художник Питер Брейгель Старший (ок. 1525-1569) успел наложить свою печать на протестантский стиль живописи в Низких странах (Нидерландах), создав серию великолепных жанровых картин (включая сцены в тавернах) и передав свои навыки ученикам, таким как Франс Снайдерс (1579-1657).
К лучшим жанровым работам Брейгеля относятся: Нидерландские пословицы (1559, Gemaldegalerie, SMPK, Берлин); Охотники на снегу (1565, Kunsthistorisches Museum, Вена); и Крестьянский свадебный пир (1568, KM, Вена). Его лучшие религиозные работы – все они написаны на фоне обыденных пейзажей или ситуаций – включают: Вавилонская башня (1563, КМ, Вена); Резня невинных (1565-67, КМ, Вена); и Притча о слепых (1568, Музей Каподимонте, Неаполь).
На самом деле Фландрия была (в основном) римско-католической страной, в которой доминировало небольшое число богатых (хотя и приходящих в упадок) торговых центров, включая Антверпен, Брюгге, Гент и Ипр. В середине XVI века один протестантский адвокат бежал из Антверпена в Германию, спасаясь от религиозных преследований. В Германии у него родился сын, который, вернувшись в Антверпен, стал величайшим представителем католического искусства эпохи Контрреформации – его звали Питер Пауль Рубенс (1577-1640).
Протестантское искусство XVII века
Искусство голландского барокко XVII века стало примером новых форм протестантской живописи. Оно иллюстрировало приземлённый, повседневный контекст библейских сюжетов, требуемый протестантскими властями; оно породило многих лучших жанровых художников XVII века, чьи работы давали чёткие моральные наставления о том, как жить благочестиво, и нескольких лучших художников натюрмортов, которых мы когда-либо видели.
Протестантская библейская живопись
Примером этого является творчество Рембрандта (1606-1669), чьи религиозные картины всегда подчёркивали человеческие личности, а не грандиозные доктринальные вопросы. Примеры включают: Вирсавия, держащая письмо царя Давида (1654, Лувр, Париж); Еврейская невеста (ок. 1665-8, Рейксмузеум, Амстердам); и Возвращение блудного сына (1666-69, Эрмитаж).
Протестантская жанровая живопись
Голландская реалистическая жанровая живопись – в основном небольшие картины маслом с изображением бытовых сцен, содержащие скрытый христианский или моральный посыл, – в которой участвовали некоторые из величайших старых мастеров Голландии. Среди художников, писавших трактирные сцены, были Адриан Брувер (1605-1638), Адриан ван Остаде (1610-1685) и Ян Стен (1626-1679); среди художников, изображавших бытовые сцены, – Геррит ван Хонтхорст (1592-1656), Давид Тенирс Младший (1610-1690), Герард Терборх (1617-1681), Габриэль Метсю (1629-1667) и Питер де Хох (1629-1683). Например, моралистические картины: «Концерт» (1625, Галерея Боргезе, Рим) Геррита ван Хонтхорста, «Пара, флиртующая на улице» (ок. 1650, Стеделийк музей, Лейден) Яна Стена и «Мать, зашнуровывающая лиф у колыбели» (1662, SMPK, Берлин) Питера де Хоха.
Однако величайшим художником-жанристом был дельфтский живописец Ян Вермеер (1632-1675), среди шедевров которого: Маленькая улочка (1657-58, Рейксмузеум, Амстердам); Доярка (1658-60, Рейксмузеум); Женщина, держащая весы (1662-63, Национальная галерея, Вашингтон); Молодая женщина с кувшином (1662, Музей Метрополитен, Нью-Йорк); Женщина с жемчужным ожерельем (1663, Gemaldegalerie, SMPK, Берлин); и Кружевница (1669-70, Лувр, Париж).
Протестантский натюрморт
Протестантские натюрморты были в основном символическими картинами, содержащими скрытое религиозное повествование. Особым примером является натюрморт «Vanitas» – отрывок из Екклесиаста 12:8 «Суета сует, говорит проповедник, всё суета» – который обычно содержит символические изображения (включая черепа, погасшие свечи, песочные часы с высыпающимся песком, часы, бабочек и т. д.), чтобы напомнить наблюдателю о быстротечности земной жизни по сравнению с постоянством истинных христианских ценностей.
Среди художников, специализирующихся на натюрмортах, были: Франс Снайдерс (1579-1657), который известен натюрмортами с изображением мёртвой дичи и мяса, наполненными религиозными аллюзиями и моральными указаниями; Хармен ван Стенвик (1612-1656), ведущий художник ванитас; Виллем Клас Хеда (1594-1681), приверженец монохромного banketje; Питер Клас (1597-1660), специалист по ontbijtjes (натюрморты с завтраком); Ян Давидс де Хем (1606-1683) и Виллем Кальф (1619-1693), специализировавшиеся на декоративных натюрмортах; Самуэль Ван Хогстратен (1627-1678), чьей специальностью были интерьеры с глубокой линейной перспективой; и Рашель Рюйш (1664-1750), возможно, величайшая женщина-цветовод.
К величайшим протестантским натюрмортам относятся: «Суета человеческой жизни» (1645) Хармена Стенвика; «Натюрморт с ванитасом» (1645) Питера Класа; «Завтрак краба» (1648, Эрмитаж, Санкт-Петербург) Виллема Класа Хеды; Натюрморт с китайским фарфоровым кувшином (1662, SMPK, Берлин) Виллема Кальфа; Тапочки (1654) Самуэля Хогстратена; Декоративный натюрморт на фоне архитектуры (Десерт) (1640, Лувр, Париж) Яна Давидса де Хема.
Искусство протестантской Реформации можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?