«Девушка с жемчужной серёжкой» Трейси Шевалье, краткое содержание читать ~4 мин.
В романе Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной серёжкой» оживает сюжет самой известной картины Иоганна Вермеера. Девушка с жемчужной серёжкой» – это Грит, горничная Вермееров, нанятая, в частности, для уборки студии Вермеера, не нарушая её порядка. Для этой работы Вермееру нужен человек, который был бы очень внимателен и заинтересован в его творческих начинаниях, помимо обещания (мизерной) оплаты.
Грит очарована тем, как Вермеер видит мир, его мастерским использованием цвета и вниманием к деталям. Помимо относительной роскоши, которую она находит в доме Вермеера по сравнению со своим собственным, её привлекает интеллектуальная стимуляция, которую она видит в мире художника.
Помимо беллетризованной истории о том, как была написана «Девушка с жемчужной серёжкой», роман также является романом детства Грит. Роман состоит из четырёх частей, в каждой из которых описывается один год из жизни Грит – с шестнадцати до восемнадцати лет, а последняя часть посвящена периоду десять лет спустя, после смерти Вермеера. В первой части, «1664 год», Грит – наивная шестнадцатилетняя девушка, вынужденная устроиться горничной, потому что её отец потерял работу маляра, ослепнув в результате взрыва печи. Она покидает дом, почти ничего не зная о путях внешнего мира, но находясь на пороге половой зрелости, и сталкивается с неуверенностью протестантки, попавшей в католическую семью, где практически не было знакомых, не разделяющих её религиозное воспитание.
Работая служанкой у Вермееров, она знакомится с молодым человеком Питером, который со временем станет её мужем, и переживает смерть младшей сестры, что служит ещё большим испытанием для тесных семейных уз, которыми были отмечены ранние годы жизни Грит.
Вторая часть, «1665 год», повествует о том, как Грит исполняется семнадцать лет, и построена на эпизодах её художественного образования у Вермеера. В качестве его ассистентки она учится растирать краски, а также приобретает некоторые технические и визуальные навыки, необходимые для хорошей живописи. По мере развития её отношений с Питером растёт и её преданность Вермееру, и эта часть романа отмечена конфликтом между желанием Питера и притягательностью Вермеера.
Третья часть, «1666 год», посвящена первым нескольким месяцам года и заканчивается восемнадцатым днём рождения Грит в марте, который также является днём её последнего сеанса «Девушки с жемчужной серёжкой». Жемчужные серьги, которые она надевает для картины, принадлежат жене Вермеера, и когда она узнаёт, что её служанка носит её серьги, она взрывается от ярости и навсегда высылает Грит из дома.
На протяжении всех лет работы Грит в доме Вермеера читатели являются свидетелями болезненного, но в то же время стимулирующего образования, которое получает Грит о своём социальном положении служанки и об ограниченности выбора, который она может сделать. Мы также являемся свидетелями попыток Грит вырвать из-под контроля то немногое, что она может сделать для себя, и наблюдаем, как она рассматривает и отвергает или принимает пути, открывающиеся перед ней, в конечном итоге выбирая наиболее респектабельный путь, который обеспечит ей место в обществе и обеспечит её родителей в старости.
Помимо размышлений о художественном видении и гениальности (и их стоимости), книга также является исследованием ограничений, налагаемых на женщин в голландском обществе XVII века и того, как они их преодолевают в зависимости от своего социального положения. Хотя поначалу кажется, что Грит находится в более ограниченном положении как женщина из рабочего класса, её наблюдения за окружающими её буржуазными женщинами показывают строгие рамки их жизни. Например, жена ван Рюйвена (чьё имя так и не названо), как модель Вермеера, символизирует то, что женщины её класса всего лишь декоративны. Она – идеальная модель и, символически, идеальная женщина, благодаря своей способности сидеть тихо, спокойно, не думая. Пытаясь угодить своему «хозяину», Грит перенимает это поведение, учась сидеть без мыслей, пока Вермеер рисует её.
Хотя она сопротивляется тому, чтобы её рассматривали как объект на протяжении всего романа, в контексте картины она принимает это и получает болезненный урок, когда после завершения картины Вермеер отстраняет её и позже не защищает за то, что она делала именно то, что он требовал от неё.
Последний раздел книги, «1676», показывает нам зрелую, замужнюю мать двоих детей, которая оставила позади своё нереализованное желание жить в мире Вермеера. Когда после смерти художника его жена отдаёт Грит жемчужные серьги, которые были в центре как шедевра Вермеера, так и вызванных ими домашних потрясений, вместо того, чтобы сохранить их (и тот мир, о котором они напоминают), она продаёт их, чтобы оплатить долг Вермеера и его семьи перед ней.
- Художественные группировки разбушевались в Зверевском центре
- «Работа актёра над собой в творческом процессе переживания» Станиславского, короткий обзор
- «Сон в летнюю ночь», краткое содержание
- «Пётр Великий: его жизнь и мир» Роберта Масси, краткое содержание
- «Доктор Живаго», краткое содержание
- «Собачье сердце» Булгакова, краткое содержание
- «Мастер и Маргарита», краткое содержание
- «Бледный огонь» Набокова, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?