«Работа актёра над собой в творческом процессе переживания» Станиславского, короткий обзор
Константин Станиславский (1863-1938), один из самых влиятельных и формирующих педагогов в истории западного театра, опубликовал книгу «Работа актёра над собой в творческом процессе переживания» в 1936 году. Текст основан на его работе и преподавании во МХАТе в России.
Как отмечает переводчик Элизабет Рейнольдс Хэпгуд, Станиславский мечтал создать «руководство, справочник, рабочий учебник» для актёров. Техника Станиславского, вобравшая в себя методы многих театральных художников, работавших до него, стала основополагающей в западном актёрском тренинге. Известно, что Московский Художественный театр был домом для натуралистических и реалистических пьес в сочетании с акцентом Станиславского на правде в исполнении. Станиславский руководил премьерными постановками пьес Антона Чехова и ставил многие другие крупные произведения. В практике МХАТа акцент делался на ансамбле, а не на поощрении звёзд и знаменитостей.
Станиславский написал «Работа актёра над собой» как беллетризованный дневник, в котором подробно описывается годичный курс обучения актёрскому методу Станиславского. И Торцов, опытный преподаватель, и Костя, начинающий студент-актёр, представляют Станиславского и его опыт как актёра, так и режиссёра. В работе подробно описывается их путь, когда Костя проходит путь от неопытного и недисциплинированного актёра к тому, кто начинает открывать истину и обращаться к своему подсознанию.
Метод подчёркивает работу и репетиции, и каждый шаг – это процесс, который может не принести немедленных результатов. Торцов использует метод Сократа, задавая вопросы и подталкивая своих студентов к самостоятельному поиску ответов путём проб, ошибок и повторений. Цель метода – предоставить актёрам надёжный процесс, позволяющий действовать правдиво, не полагаясь на вдохновение или удачу. Станиславский подчёркивает тяжёлый труд, необходимый для создания персонажа, показывая, что качество требует времени, но стоит усилий.
На протяжении всего занятия студенты задают свои вопросы и высказывают сомнения, заменяя читателя или студента-актёра, который проходит этот мастер-класс. В том числе и Гриша, особенно недоброжелательный ученик, который спорит почти с каждым уроком Торцова.
Сокращённый текст «Работа актёра над собой» (в английском переводе «An Actor Prepares») стал основным пособием для актёров в США, что привело к ошибочному мнению многих читателей о том, что эта работа представляет собой всю систему Станиславского. Полные версии томов Станиславского были опубликованы на русском в 1938 году, а английском языке – лишь в 2008 и 2010 годах.
- Всё видеть, не бояться и всегда говорить правду
- Кинематограф иного измерения, чувственное познание окружающего пространства
- Шедевр, которого стоило ждать столько лет. Фильм Жака Риветта в России
- Новая сцена Электротеатра «Станиславский» открылась спектаклем «Полковник-птица»
- Открытие «Года Станиславского» началось в стенах МХТ имени Чехова
- Валерий Белякович поставил в своём театре пьесу Нила Саймона «Дураки»
- Театралы Нижнего Новгорода принимали в гости театр имени Станиславского
- Презентация нового проекта Фонда Станиславского состоялась в Подмосковье
Комментирование недоступно Почему?