Американское искусство читать ~26 мин.
Это краткий 20-шаговый обзор по истории американского искусства, включащий живопись, скульптуру, архитектуру и современные формы искусства, начиная с колониальных времен. О ранней культуре на Американском континенте см: Доколумбово искусство (1200 г. до н.э.-1535 г. н.э.). О более поздней культуре коренных жителей Америки см: Искусство американских индейцев (1000 до н.э.-1900). Об истории и особенностях архитектурного дизайна в США см: Американская архитектура (1600 – настоящее время).
1. Колониальные художники XVIII века
Американское колониальное искусство в XVII и XVIII веках в основном ограничивалось портретной и немного пейзажной живописью. Немногочисленные возможности для художников открывались благодаря контактам с колониальным классом. К важным американским колониальным художникам относятся:
Бенджамин Вест (1738-1820)
«Отец американской живописи», работавший в Англии, где он оказал влияние на ряд художников из Америки, включая Джона Копли, Гилберта Стюарта, Оллстона Вашингтона.
Джон Синглтон Копли (1738-1815)
Известен своими бостонскими и лондонскими портретами и историческими картинами.
Гилберт Стюарт (1755-1828)
Известный своими портретами Джорджа Вашингтона, Стюарт считается величайшим американским портретистом XVIII века и создателем ярко выраженного американского стиля искусства.
Среди других известных американских художников XVIII века: портретист Ральф Эрл (1751-1801) и художник-портретист, художник исторического жанра Джон Трумбулл (1756-1843).
Американская архитектура колониальной эпохи обычно была либо георгианской, либо неоклассической. Последняя включает в себя «федеральный стиль» и проекты греческого возрождения. Американские архитекторы этого периода: Томас Джефферсон (1743-1826), Уильям Торнтон (1759-1828), Джеймс Хобан (1762-1831), Чарльз Булфинч (1763-1844) и Бенджамин Латроуб (1764-1820).
2. Американское пейзажное искусство 19 века
Независимая Америка предоставила больше возможностей всем, включая художников. Хотя фотография (изобретённая в 1839 году) со временем заменила живопись в качестве летописца событий и опыта, Америка XIX века полагалась на живописцев, чтобы запечатлеть эти вещи. Портретная живопись продолжала приносить финансовую прибыль, но пейзажи американской дикой природы также были популярны. Два самых известных стиля пейзажной живописи, оба очень романтичные, – это вдохновлённая Томасом Коулом школа реки Гудзон (ок. 1825-65) и её более позднее ответвление люминизм (ок. 1850-75). Влияние также оказала французская барбизонская школа пленэра, а в 1880-90-х годах вырос стиль, известный как тонализм. К числу важных американских художников-пейзажистов и художников пленэра XIX века относятся:
Томас Коул (1801-1848)
Известен величием и драматизмом своих пейзажей дикой природы.
Джордж Иннесс (1825-1894)
Привёз в Америку технику барбизонской школы и помог определить импрессионистическое движение тоналистов.
Фредерик Эдвин Чёрч (1826-1900)
Ученик Коула и величайший американский романтический пейзажист, Чёрч пересёк весь континент, рисуя тропические леса, водопады, вулканы и айсберги.
Альберт Бирштадт (1830-1902)
Пейзажист немецкого происхождения, член Дюссельдорфской школы, школы реки Гудзон и школы Скалистых гор романтического пейзажного искусства.
Другие художники реки Гудзон: Томас Доути (1793-1856), Ашер Браун Дюран (1796-1886), Роберт Уолтер Вейр (1803-1889), Джон Уильям Казилир (1811-1893), Уортингтон Уиттредж (1820-1910), Роберт Данкансон (1821-1872), Уильям Харт (1823-1894), Дэвид Джонсон (1827-1908), Джервис МакЭнти (1828-1891), Джеймс МакДугал Харт (1828-1901), Томас Хилл (1829-1908), Герман Оттомар Херцог (1831-1932), Уильям Стэнли Хазелтайн (1835-1900).
К художникам-люминистам относятся: Джон Ф. Кенсетт (1816-1872), Мартин Джонсон Хейд (1819-1904), Сэнфорд Робинсон Гиффорд (1823-1880), Джаспер Френсис Кропси (1823-1900), Уильям Трост Ричардс (1833-1905), Нортон Буш (1834-1894), Эдмунд Дарч Льюис (1835-1910), Альфред Т. Бричер (1837-1908), Томас Моран (1837-1926).
Джордж Калеб Бингхэм (1811-1879)
Знаменитый и очень популярный художник маслом, люминист, пейзажист и жанрист из Миссури.
Другие художники американского фронтира: Фредерик Ремингтон (1861-1909) самый известный изобразитель ковбойского Запада; акварелист Чарльз Рассел (1864-1926); художник-жанрист Уильям Сидни Маунт (1807-1868), отмеченный своими сельскими сценами, которые нравились городским жителям; Альберт Пинкхэм Райдер (1847-1917), отмеченный своими романтическими, но мрачными мифологическими сценами.
Историческая живопись
Гораздо менее популярная, чем пейзажная живопись и портреты, традиция исторической живописи в Америке была продолжена немецко-американским художником Эмануэлем Готлибом Лейтце (1816-1868), который лучше всего запомнился своим шедевром «Вашингтон пересекает Делавэр».
3. Американская портретная и жанровая живопись XIX века
Кроме пейзажей, американские художники создавали портреты и различные сюжетные или жанровые картины. Джон Сингер Сарджент был величайшим портретистом эпохи, а Уинслоу Хомер – одним из ведущих художников-портретистов. Великие европейские художественные движения импрессионизма и постимпрессионизма имели своих последователей в США, но реализм оставался доминирующим стилем.
Важные американские художники-портретисты и художники-жанристы 19 века:
Уинслоу Гомер (1836-1910)
Один из самых известных американских художников, Гомер обладал талантом изображать природу так, чтобы отразить дух американских первопроходцев. Самоучка в акварели и масляной живописи, его картины посвящены неясной жизни рыбаков, солдат, моряков, лесников, охотников, пионеров – простых представителей человеческого рода.
Томас Икинс (1844-1916)
Просто величайший американский представитель фигуративного реализма; при жизни получил гораздо меньше официального признания, чем заслуживал.
Джон Сингер Сарджент (1856-1925)
Активно работавший в Европе и Лондоне, он был лучшим американским портретистом своей эпохи. Среди его величайших работ: Дочери Эдварда Дарли Бойта (Сестры Бойт) (1882, Музей изобразительного искусства, Бостон); Портрет мадам X (Мадам Пьер Готро) (1884); и Эль Халео (1882, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон)
Реализм в скульптуре
Реалистические статуи, см.: «Конец тропы» кисти Джеймса Эрла Фрейзера (1876-1953) и «Боевые жеребцы» Анны Хайт Хантингтон (1876-1973).
4. Американский импрессионизм XIX века
Пионером американского импрессионизма стал художник-тоналист-эмигрант Джеймс Макнейл Уистлер (1834-1903). Активно работавший в Великобритании как портретист, пейзажист, символист и член Эстетического движения, он наиболее известен своими «аранжировками», «гармониями» и «ноктюрнами». Среди более поздних американских художников-импрессионистов были: Питтсбургская художница Мэри Кассатт (1844-1926); бостонец Чайлд Хассам (1859-1935), наиболее известный своими «картинами с флагами"; мюнхенский портретист Уильям Мерритт Чейз (1849-1916); Дж. Олден Вейр (1852-1919), который преуспел в пейзаже, натюрмортах и цветочных картинах; Теодор Робинсон (1852-1896), близкий друг Клода Моне; художник из Цинциннати Джон Твахтман (1853-1902); Томас Дьюинг (1851-1938), художник интерьера и пейзажа, последователь эстетизма; и Джон Сингер Сарджент (1856-1925). Также Робер Анри (1865-1929) и Уильям Джеймс Глакенс (1870-1938), оба члены «Восьмёрки», создали ряд превосходных полотен в стиле импрессионизма.
По мере расширения американского художественного мира в течение 19 века росли и его организации. Американская академия изящных искусств была основана ещё в 1802 году и просуществовала до 1841 года. Затем её сменила Национальная академия дизайна (первоначально называвшаяся Обществом улучшения рисунка), которая была создана в 1825 году в Нью-Йорке. Национальная академия была самой активной ассоциацией изобразительного искусства в Америке до 20 века, когда консервативный характер академии постепенно привёл к тому, что она стала больше историческим учреждением.
Кроме того, Америка увековечила большую часть своей истории 19 века в мемориальных скульптурах, таких как работы Дэниела Честера Френча (1850-1931).
5. Архитектура XIX века
Основными стилями американской архитектуры в XIX веке были греческое возрождение, готическое возрождение, второй ампир, а также некоторые итальянские и романские стили. Греческое Возрождение появилось первым, в основном под руководством Джефферсона, Латроба и Булфинча. Неоготический архитектурный дизайн был примером работ Ричарда Апджона (1802-1878) и Джеймса Ренвика (1818-1895), а романский стиль был продолжен Генри Хобсоном Ричардсоном (1838-1886). Менее распространённый стиль Beaux-Arts – смесь неоренессанса и необарокко – отстаивали, в частности, Ричард Моррис Хант (1827-1895) и Касс Гилберт (1859-1934). В то же время, первые настоящие небоскрёбы были спроектированы Чикагской школой архитектуры (ок. 1880-1910), возглавляемой Уильямом Ле Бароном Дженни (1832-1907).
6. 1900: Развитие современного искусства в Америке
С этого момента европейское искусство – и, что более важно, европейские художники – начинают оказывать гораздо большее влияние на Америку. Это результат двух основных факторов.
❶ рост американской коммерческой мощи – что, в свою очередь, привело к появлению влиятельных американских коллекционеров искусства и филантропов, которые приобретали произведения европейского искусства для музеев в США. Рост американских городов, кстати, сделал их идеальными покупателями – и разработчиками – новых стилей европейской архитектуры, таких как модерн (расцвет 1890-1914) и ар-деко (1920-е, 1930-е).
❷ Хаос и резня Первой и Второй мировых войн заставили многих континентальных художников эмигрировать в США. Одним из последствий этого усиления европейского влияния стало постепенное возникновение школы абстрактного искусства: изначально ориентированная на кубизм, позже геометрическая и колористическая по своей природе, она представляла собой очевидный контраст с местным репрезентационизмом.
Знаменитое авангардное Армори-шоу (официальное название – Международная выставка современного искусства), которое посетило более четверти миллиона человек в Нью-Йорке, Чикаго и Бостоне, ознаменовало поворотный момент в общественном интересе к современному искусству. На выставке были представлены величайшие картины современности, включая работы американских и европейских художников-модернистов. Организованная Артуром Б. Дэвисом (1862-1928), президентом Ассоциации американских художников и скульпторов – группы, инициатором которой был Робер Анри (1865-1929) – выставка привлекла нескольких важных меценатов и коллекционеров, включая: Лилли П Блисс (1864-1931) и Кэтрин Дрейер (1877-1952), обе стали ключевыми меценатами Музея современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке. Среди других важных выставок этого периода – Международная выставка современного искусства Карнеги, проводимая с 1896 года в Музее искусств Института Карнеги в Питтсбурге; и, конечно же, Уитни Биеннале, пригласительное мероприятие, проводимое с 1932 года.
Несколько известных американских художественных музеев, основанных американскими промышленниками-филантропами, датируются примерно началом века. К ним относятся: Музей искусств Метрополитен в Нью-Йорке (1870 г.), в коллекции которого сейчас более 3 млн. произведений; Музей изящных искусств в Бостоне (1870 г.), в коллекции которого сейчас 450 000 произведений; Музей искусств Филадельфии (1876 г.) с 200 галереями и более 225 000 предметов; Детройтский институт искусств (начало 1880-х годов) со 100 галереями и коллекцией стоимостью более 1 миллиарда долларов; Чикагский институт искусств (1893), коллекция которого включает 33 шедевра Клода Моне, Коллекция Фрика (1919), один из лучших «бижу» художественных музеев мира; Коллекция Филлипса (1921), ещё один из лучших «маленьких» музеев мира; Музей американского искусства Уитни (1930), основанный Гертрудой Вандербильт Уитни (1875-1942).
Важное влияние на развитие американского искусства в начале 20 века оказал американский фотограф, редактор и арт-дилер Альфред Штиглиц (1864-1946), впоследствии муж художницы Джорджии О’Кифф, который – с помощью своего близкого коллеги Эдварда Штайхена (1879-1973) – посвятил большую часть своей энергии продвижению художественной фотографии, а также модернистской живописи и скульптуры в районе Нью-Йорка. Среди других ранних фотохудожников были Доротея Ланге (1895-1965) и Уокер Эванс (1903-1975).
7. Американское городское искусство 20 века
Растущие бетонные джунгли американских городов с их возвышающейся архитектурой небоскрёбов, привлекли технические и художественные навыки ряда талантливых американских архитекторов, включая такие разные фигуры, как Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959), Вальтер Гропиус (1883-1969), Мис ван дер Роэ (1886-1969) – поборник «Интернационального стиля» и лидер Второй чикагской архитектурной школы – всемирно известная фирма архитекторов Skidmore, Owings and Merrill и их революционный дизайнер Фазлур Хан (1929-1982), а также Филип Джонсон (1906-2005), И. М. Пей (р. 1917 г.) и Фрэнк О. Гери (р.1929).
Городская сцена также привлекла внимание нескольких мини-художественных движений. К ним относятся: Ашканская школа (Нью-Йорк ок. 1892-1919), прогрессивная группа американских художников и иллюстраторов, которые изображали жизнь Нью-Йорка в грубом, неполированном стиле. В Ашканскую школу (чьё «ядро» было известно как «Восьмёрка») входили Артур Б. Дэвис, Уильям Дж. Глэкенс (1870-1938), Роберт Анри (1865-1929), Эрнест Лоусон (1873-1939), Джордж Лукс (1867-1933), Морис Прендергаст (1858-1924), Эверетт Шинн (1876-1953) и Джон Слоан (1871-1951). Среди художников второго поколения ашан были Джордж Уэсли Беллоуз (1882-1925) и Эдвард Хоппер (1882-1967), создавшие множество реалистических жанровых работ, а также пейзажей – см., например, «Дом у железной дороги» (1925, Музей современного искусства) и Маяк у двух огней (1929, Музей Метрополитен) и его шедевр Ночные ястребы (1942, Институт искусств Чикаго).
Другое влияние на современную живопись в Америке оказал Прецизионизм (или кубистический реализм, 1920-е годы), в центре внимания которого была современная промышленность и городские пейзажи, характеризующиеся реалистичным изображением объектов, но таким образом, чтобы подчеркнуть их геометрическую форму. Примером этого стиля являются работы Чарльза Демута (1883-1935) и Чарльза Шилера (1883-1965), а городские картины Джорджии О’Кифф (1887-1986) также ассоциируются со стилем прецизионизма. К другим прецизионистам относятся: Джордж Аулт (1891-1948), Ралстон Кроуфорд (1906-1978) и Найлс Спенсер (1893-1952).
Более поздний стиль соцреализма практиковали городские американские художники эпохи депрессии, такие как Бен Шан (1898-1969), Мозес Сойер (1899-1974), Рафаэль Сойер (1899-1987), Реджинальд Марш (1898-1954), Уильям Гроппер (1897-1977), Джек Левин (р. 1915), Изабель Бишоп (р. 1915) и другие.), и Изабель Бишоп (1902-1988). Большинство из них были вдохновлены традициями нью-йоркской школы Ашан, а также мексиканскими фресками Диего Риверы (1886-1957), Хосе Клементе Ороско (1883-1949) и Давида Альфаро Сикейроса (1896-1974).
8. Рост коренного современного искусства в Америке (ок. 1920-1940)
Большинство американского авангардного искусства было основано на тенденциях, исходящих из Парижа, всё ещё остававшегося центром мирового искусства. Кубизм, Экспрессионизм, Дада и Сюрреализм были самыми важными из этих движений и привлекли ряд коренных американских художников, среди которых: кубист и экспрессионист из Нью-Джерси Джон Марин (1870-1953); энергичный модернист Марсден Хартли (1877-1943); экспрессионист из России Макс Вебер (1881-1961); уроженец Нью-Йорка пионер Баухауса Лионель Файнингер (1871-1956); неудачливый Патрик Генри Брюс (1881-1937), известный своими полуабстрактными картинами, выполненными методом импасто; Стэнтон Макдональд-Райт (1890-1973) и Морган Рассел (1883-1953), два американца, жившие в Париже, которые изобрели красочный абстрактный стиль, известный как Синхромизм; Артур Гарфилд Дав (1880-1946), известный своими мелкомасштабными абстракциями, коллажами и ассамбляжами; вдохновлённый Мондрианом и Де Стейлом Бургойн Диллер (1906-1965); влиятельный американский кубист Стюарт Дэвис (1894-1964); каллиграфический абстракционист Марк Тоби (1890-1976); сюрреалист Ман Рэй (1890-1976); русско-американская художница смешанных искусств Луиза Невельсон (1899-1988); скульптор по металлу из Индианы Дэвид Смит (1906-1965); Джозеф Корнелл (1903-1972), известный своими инсталляциями; уроженец Айовы Грант Вуд (1892-1942), известный своим шедевром «Американская готика» (1930), и уроженец Миссури Томас Харт Бентон (1889-1975), оба они были поборниками сельского и малого города регионализма – части более широкой реалистической идиомы американской пейзажной живописи; и Джейкоб Лоуренс (1917-2000), знаменитый афроамериканский художник.
Между тем, простую ванильную традиционалистскую школу представляли бабушка Мозес (1960-1961), известная своими идиллическими сельскими сценами; сентиментальный иллюстратор и портретист Норман Рокуэлл (1894-1978); и Эндрю Уайет (р. 1917), художник акварели и яичной темперы, известный своими ностальгическими, иногда символическими изображениями Пенсильвании и побережья Мэна – такими, как «Мир Кристины» (1948).
Следует также упомянуть о росте художественной фотографии и появлении таких пейзажных фотографов, как Ансель Адамс (1902-1984), Имоджен Каннингем и Эдвард Уэстон (1886-1958). Прочитайте о других влиятельных американских фотохудожниках 20 века, таких как Роберт Мэпплторп (1946-1989), и Синди Шерман (р. 1954).
9. Приезд современных художников из Европы (1920-40)
Среди важных художников, покинувших Европу и приехавших в Америку в межвоенный период, были уроженец Армении Аршил Горки (1905-1948), поселившийся в США в 1920 году, уроженец Германии Ханс Хофманн (1880-1966), бывший художник Баухауса Йозеф Альберс (1888-1976), кубист Фернан Леже (1881-1955), геометрический абстракционист Пит Мондриан (1872-1944) и сюрреалисты Ив Танги (1900-1955), Андре Массон (1896-1987), Макс Эрнст (1891-1976), который недолго был женат на американской наследнице и коллекционере Пегги Гуггенхайм, и Андре Бретон (1896-1966). Художники-сюрреалисты оказали большое влияние своей идеей бессознательной «автоматической живописи», которая была подхвачена Джексоном Поллоком и другими.
Обмену идеями в Нью-Йорке способствовала растущая инфраструктура мест, пропагандирующих современное искусство, включая: Музей современного искусства (MoMA, основан в 1929 году), Музей американского искусства Уитни (основан в 1931 году Гертрудой Вандербильт Уитни), Музей живого искусства Альберта Галлатина, и Музей беспредметной живописи (основан в 1939 году), предшественник Музея Соломона Р. Гуггенхайма.
Образование также сыграло свою роль: немецкий художник Ганс Хофманн оказал огромное влияние на живописцев через свою нью-йоркскую художественную школу, где он преподавал с 1933 по 1958 год. Наконец, многочисленные американские меценаты и коллекционеры – в частности Пегги Гуггенхайм – были активными и творческими проводниками.
Действия были сосредоточены в Нью-Йорке. В 1936 году несколько нью-йоркских абстрактных художников и скульпторов создали группу, известную как Американские абстрактные художники, чтобы выставлять и продвигать свои работы, особенно в американских учреждениях, таких как Музей современного искусства (MoMA), который, как правило, предпочитал европейские работы. Первым президентом группы был Балкомб Грин (1904-1990), а ранними членами были: Джозеф Альберс, Виллем де Кунинг и Джексон Поллок. Это был знак грядущих событий.
10. Абстрактный экспрессионизм (ок. 1940-1960)
В начале 1940-х годов, когда Европа находилась в состоянии брожения, Нью-Йорк незаметно сменил Париж в качестве инновационного центра искусства. Это совпало с появлением первого крупного американского художественного движения, известного как абстрактный экспрессионизм (расцвет с 1943 по конец 1950-х годов). Среди ведущих художников были: Джексон Поллок (1912-1956), его жена Ли Краснер (1908-1984), Франц Клайн (1910-1962), Роберт Мазервелл (1915-1991), Виллем Де Кунинг (1904-1997), Марк Ротко (1903-1970), Клайфорд Стилл (1904-1980), Барнетт Ньюман (1905-1970), Йозеф Альберс (1888-1976), Ад Рейнхардт (1913-1967), Филип Густон (1913-1980), Адольф Готлиб (1903-1974) и Уильям Базиотс (1912-1963). Второе поколение включало: Моррис Луис (1912-1962), Норман Блюм (1920-1999), Ричард Дибенкорн (1922-1993), Жюль Олицки (р.1922), Эллсворт Келли (р.1923), Кеннет Ноланд (р.1924), Джоан Митчелл (1926-1992), Хелен Франкенталер (р.1928) и Фрэнк Стелла (р.1936). Не будучи ни чисто абстрактным, ни экспрессионистским, этот стиль охватывал две широкие группы: школу «живописи действия» (стиль жестовой живописи), ведущими представителями которой были Джексон Поллок и Виллем де Кунинг; и более пассивный стиль живописи цветового поля, который практиковали Марк Ротко и другие. См: Картины Марка Ротко (1938-1970).
Филипп Густон разработал свою собственную версию, которую часто называют «абстрактным импрессионизмом», а Адольф Готлиб глубоко интересовался искусством коренных американцев, на основе которого он создал свои так называемые «пиктограммы». Другим важным приверженцем цветового поля была Хелен Франкенталер, которая начинала как кубистка, а в начале 1950-х годов занялась абстрактной экспрессионистской живописью.
Третья, менее значительная тенденция – геометрическая и чисто абстрактная – по-разному преследовалась Йозефом Альберсом и Адом Рейнхардтом. В конце 1950-х – начале 1960-х годов молодые художники, такие как Эллсворт Келли, Кеннет Ноланд и Фрэнк Стелла разработали стиль жёсткой границы, чьи резкие контуры контрастировали с более мягким фокусом серии Альберса «Память квадрату» и другими подобными формами. В 1964 году эта тенденция получила название Пост-живописная абстракция от художественного критика Клемента Гринберга (1909-1994), когда он курировал влиятельную выставку «Пост-живописная абстракция» в Музее искусств округа Лос-Анджелес.
11. Нео-Дада (1950-е годы): Реакция против абстрактного экспрессионизма
В начале 1950-х годов антиэстетическая тенденция, известная как искусство Нео-Дада – примерами которого являются Роберт Раушенберг (1925-2008) и Джаспер Джонс (р.1930) – возникла как реакция на интеллектуализм абстрактного экспрессионизма. Как и более раннее полноценное движение Дада, оно использовало современные материалы, популярную иконографию и абсурдистское содержание. Оно также совпало с искусством ассамбляжа – произведениями искусства, сделанными из фрагментов «найденных» предметов, таких как бытовой мусор, городские отбросы – вообще любых (обычно узнаваемых) материалов, больших или маленьких. Хотя Нео-Дада просуществовала недолго и была одной из нескольких подобных антихудожественных групп, она стала предтечей поп-арта. См. также деятельность известного арт-дилера и коллекционера Лео Кастелли.
Другие современные и новейшие направления
Кинетическое искусство (мобили) было впервые создано известным инженером, карикатуристом и художником гуашью Александром Колдером (1898-1976). Аутсайдерское искусство было представлено в Америке Альфонсо Оссорио (1916-1990), который создавал картины на бумаге, покрытой воском, а также декоративные ассамбляжи на цементе с многочисленными дополнениями. Американское оп-арт было представлено Ричардом Анушкевичем (р. 1930). Искусство флюксус практиковали Джордж Брехт (р.1925), Рэй Джонсон (р.1927) и японо-американка Йоко Оно (р.1933). Современное «искусство жидкостей тела» можно посмотреть у Кики Смит (р. 1954), дочери скульптора Тони Смита.
12. Американский концептуализм (1950-1960-е гг.)
Концептуальное искусство или концептуализм – это всемирное движение, которое утверждает, что «идея» произведения искусства важнее самого произведения. Художники-концептуалисты пытаются создавать оригинальные идеи, призванные шокировать и развлечь, не оставляя после себя впечатляющих произведений искусства. Пытаются ли они уничтожить формальное искусство или просто расширяют его границы? Похоже, никто точно не знает.
Основные участники американского концептуального искусства: композитор-авангардист Джон Кейдж (1912-1992), создавший противоречивую музыкальную композицию «4-33», три части которой не содержат ни одного музыкального звука или ноты; скульптор Сол Левитт (р. 1928), известный своим влиятельным эссе «Параграфы о концептуальном искусстве» (1967); художники Аллан Капроу (1927-2006), Джон Балдессари (р.1931), Эдвард Кинхольц (1927-1994) и Джозеф Косут (р.1945). Первым произведением концептуального изобразительного искусства стал «Стёртый рисунок де Кунинга» (1953) Роберта Раушенберга. Сейчас она хранится в Музее современного искусства в Сан-Франциско.
Среди других американских представителей концептуализма: инсталляционная художница Дженни Хольцер (р. 1950), уроженка Огайо; фотомонтажистка Барбара Крюгер (р. 1945); художница из Бронкса Барбара Крюгер (р. 1945).); концептуалист из Бронкса Лоуренс Вайнер (р.1942); уроженец Питтсбурга Мел Бохнер (р.1940), кубино-американец Феликс Гонсалес-Торрес (1957-1996) и мультимедийный художник Мэтью Барни (р.1967).
13. Поп-арт (1960-1970-е гг.)
Находясь под влиянием дада и сюрреализма, художники поп-арта стремились дистанцироваться от высокопарной природы абстрактного экспрессионизма, используя мгновенно узнаваемые образы (гамбургеры, персонажи комиксов, окурки, автомобили, бейсбольные перчатки), а также современные технологии печати, такие как трафаретная печать – все это делало шутливый выпад против американского общества потребления.
К известным американским художникам поп-арта относятся: Уэйн Тибо (р. 1920), Ларри Риверс (1923-2002), Джим Дайн (р. 1935), Роберт Индиана (он же Джон Кларк) (р. 1928), Алекс Кац (р. 1928) и др.), Алекс Кац (р.1927), Рой Лихтенштейн (1923-1997), Клаес Ольденбург (р.1929), Эд Руша (р.1937), Джеймс Розенквист (р.1933), Энди Уорхол (1928-1987) и Том Вессельман (р.1931). Подробнее о лидере этого стиля см. Поп-арт Энди Уорхола шестидесятых и семидесятых годов.
14. Искусство окружающей среды (1960-е годы) (Earthworks, Land Art)
Land art – это форма современной скульптуры, в которой ландшафтом манипулируют для создания художественных форм или «событий». Пионерами этого вида искусства, многие из которых участвовали в крупной выставке «Земляное искусство» в Музее искусств Эндрю Диксона Уайта при Корнельском университете, были Роберт Смитсон (1938-1973), его жена Нэнси Холт (р. 1938 г.), Уолтер Де Мария (р. 1938 г.) и другие.), Уолтер Де Мария (р.1935), Агнес Денес (р.1938), Деннис Оппенгейм (р.1938), Элис Эйкок (р.1946), Джеймс Туррелл (р.1943), Майкл Хейзер (р.1944), и команда муж и жена Кристо и Жанна-Клод (1935-2009). Примечание: президентские портреты на горе Рашмор, хотя и являются произведениями искусства, не считаются лэнд-артом, поскольку они посвящены не земле, а изображениям, сделанным на ней.
15. Видеоарт
Видеоарт возник около 1963 года в США, а затем в Европе. Он был принят несколькими основными движениями, включая концептуализм и минимализм. К числу важных американских видеохудожников относятся: Джоан Джонас (р.1936), Питер Кампус (р.1937), Вито Аккончи (р.1940), Брюс Науман (р.1941), Дэн Грэм (р.1942), Гэри Хилл (р.1951), Тони Оурслер (р.1957) и великий Билл Виола (р.1951). К числу более поздних авторов относятся: Мэтью Барни (р.1967) и японо-американка Марико Мори (р.1967).
16. Минимализм (1960-е годы)
Минимализм – это пуристская форма абстрактного искусства, которая стала влиятельным стилем во всем мире в скульптуре, живописи и архитектуре. Минималистские произведения (скульптуры и живописи) обычно состоят из голых однородных элементов, составляющих некую сетку или узор. Термин минимализм также применяется к 3D работам таких художников, как уроженец Массачусетса Карл Андре (р.1935), нью-йоркские художники Дэн Флавин (1933-1996) и Эллсворт Келли (р.1923).), уроженец Миссури Дональд Джадд (1928-1994), скульптор из Коннектикута Сол ЛеВитт, художник из Канзас-Сити Роберт Моррис (р.1931), уроженец Северной Каролины Кеннет Ноланд (р.1924), сан-францисканец Ричард Серра (р.1939), скульптор из Нью-Джерси Тони Смит (1912-1980) и художница из Балтимора Энн Труитт (р.1933); а также картины нью-йоркцев Ада Рейнхардта (1913-1967), Роберта Мангольда (р.1937) и Брайса Мардена (р.1938), уроженки Канады Агнес Мартин (1912-2004), итало-американца Фрэнка Стеллы, художника из Теннесси Роберта Раймана (р.1930) и др. О ведущем представителе постминимализма см: Ева Гессе (1936-1970), немецко-американская ученица Йозефа Альберса.
17. Американское феминистское искусство (конец 1960-х годов)
Рождённое движением за освобождение женщин, феминистское искусство ставило своей целью придать большее значение женщинам-художницам в истории и добиться лучшего отношения к ним в мире искусства. Среди известных американских художников-феминисток были уроженка Кливленда, штат Огайо Нэнси Сперо (р.1926), Джуди Чикаго (урождённая Джуди Коэн) (р.1939), уроженка Оклахомы Мэри Келли (р.1941), Мириам Шапиро (р.1923), уроженка Нью-Джерси Барбара Крюгер (р.1945). Обратите внимание также на феминистскую скульптуру американки французского происхождения Луизы Буржуа (1911-2010).
18. Фотореализм, суперреализм (1960-е, 1970-е)
Эти термины описывают стиль гиперреалистической живописи, появившийся в конце 1960-х годов, в котором предметы изображались с высокой детализацией, как на фотографии. Часто используемый для демонстрации технической виртуозности, этот стиль демонстрируют такие художники, как Ричард Эстес (р.1932), который специализируется на уличных сценах; Чак Клоуз (р.1940), который создаёт монументальные портреты; Чак Клоуз (р.1940), создающий монументальные портреты и автопортреты; Роберт Коттингем (р.1935), изображающий рекламные вывески; Одри Флэк (р.1931), известная своими эмоциональными натюрмортами; Говард Кановиц (1929-2009), использующий наклеенные вырезки; Ральф Гоингс (р.1928), специализирующийся на автомобилях.
Выдающиеся скульпторы: Дуэйн Хэнсон (1925-1996), воспроизводящий мирских потребителей, Джон де Андреа (р.1941 г.), специализирующийся на скульптуре обнажённых людей, Джон де Андреа (р.1941 г.), который также специализируется на скульптуре обнажённой натуры, Кароль Фойерман (р.1945), которая специализируется на пловцах, и Роберт Гобер (р.1954), известный своими частями тела в пчелином воске.
19. Искусство граффити (1970-е, 1980-е)
Также называемое «аэрозольным искусством», искусство граффити тесно связано с культурным движением хип-хоп, которое зародилось в различных американских городах в начале 1970-х годов, в частности, в нью-йоркском метро. К середине 1970-х годов большинство творческих стандартов в аэрозольном искусстве уже были установлены, и жанр начал стагнировать. К началу 1980-х годов группа авангардных художников XX века, известная как Объединённые художники граффити (UGA), основанная в 1972 году Хьюго Мартинесом, расширила свой состав, включив в него многих ведущих граффити-тегеров и спрейеров, с целью демонстрации работ на официальных площадках, таких как галерея Razor. Затем, в конце 1980-х и 1990-х годов, известные граффити-художники начали арендовать студии и показывать свои работы в галереях и арендованных художественных студиях.
Самым известным американским граффити-художником, вероятно, был Жан-Мишель Баския (1960-88). Другие художники включают: Футура 2000 (р.1956), Кит Харинг (1958-1990), Дэвид Войнарович (1954-1992), Ронда Цвиллингер, Майк Бидло, Кенни Шарф, Раммельзи (р.1960), Блэйд (р.1957), Винни Рэй и Шепард Фэйри. Кстати, за пределами США самым известным художником граффити является трафаретный художник, известный как Бэнкси. Многие произведения искусства граффити можно увидеть в галерее B5, Нью-Йорк.
20. Нео-поп-арт (конец 1980-х и далее)
Термины «нео-поп» или «пост-поп» обозначают возрождение интереса к темам и методам движения поп-арта 1950-х и 1960-х годов. В частности, это относится к творчеству таких художников, как англо-американцы Эшли Бикертон (р. 1959), Джефф Кунс (р. 1955) и Хаим Штайнбах (р. 1944). Используя узнаваемые предметы, образы знаменитостей и символы из популярной культуры, эта обновлённая форма поп-арта также черпала вдохновение в дада (в использовании редимейдов и найденных предметов) и в современном концептуализме.
21. Американское искусство в XXI веке
Постмодернистское искусство, примером которого являются китчеподобные новаторские работы Джеффа Кунса, продолжает оставаться в Америке, отражая аналогичные изменения в Великобритании, проиллюстрированные работами Дэмиена Хёрста (р. 1965). Однако если в Британии и на континенте постмодернистское искусство неуклюже стоит рядом с Микеланджело и Моне, то американский мир искусства в большей степени ориентирован на продукт. Проще говоря, если европейцы беспокоятся об эстетике, то американцы покупают и продают искусство так, как будто это просто ещё один набор товаров.
Если это так, то нынешняя рецессия, вероятно, установит новую цену на американские произведения искусства 19 века, начала-середины 20 века и современной эпохи. Современное искусство уже пострадало от значительного снижения финансовой ценности, в то время как период Уорхола, похоже, преуспевает.
Лучшие художественные музеи Америки
Чтобы увидеть американскую живопись и скульптуру (с 1750 г. по настоящее время) в лучшем виде, посетите коллекции этих музеев. См. также Художественные музеи Америки.
Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Музей современного искусства (MOMA), Нью-Йорк
Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк
Национальная галерея искусств, Вашингтон
Национальная портретная галерея, Вашингтон
Коллекция Филлипса, Вашингтон
Смитсоновский музей американского искусства, Вашингтон
Музей изобразительных искусств Бостона (MFA)
Институт искусств Чикаго
Музей современного искусства (MCA) Чикаго
Детройтский институт искусств (DIA)
Музей искусств Филадельфии
Музей искусств Карнеги, Питтсбург
Музей искусств Кливленда (CMA)
Музей искусств Толедо
Музей изобразительных искусств Хьюстона (MFAH)
Музей искусств Сент-Луиса
Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити, штат Миссури
Музей искусств округа Лос-Анджелес (LACMA)
Музей современного искусства Сан-Франциско (SFMOMA)
Американские коллекционеры искусства
См. также: Величайшие коллекционеры искусства.
Изабелла Стюарт Гарднер (1840-1924)
Бостонский коллекционер декоративного и изобразительного искусства, специализировавшийся на картинах эпохи Возрождения.
Соломон Гуггенхайм (1861-1949)
Американский коллекционер, основатель музея, специализирующийся на современном искусстве 20 века.
Доктор Альберт Барнс (1872-1951)
Величайший американский коллекционер искусства, известный своим собранием полотен импрессионистов и постимпрессионистов.
Гертруда Вандербильт Уитни (1875-1942)
Основательница музея Уитни, Нью-Йорк, посвящённого американской живописи и скульптуре.
Дункан Филлипс (1886-1966)
Основатель коллекции Филлипса, одного из крупнейших небольших художественных музеев.
Джей Пол Гетти (1892-1976)
Нефтяной магнат, коллекционер предметов искусства и старины, основал виллу Гетти, Центр Гетти и Фонд Гетти.
Пегги Гуггенхайм (1898-1979)
Коллекционер современного абстрактного искусства, последние годы своей жизни провела в своём доме на Гранд-канале в Венеции.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?