Armory Show (Арсенальная выставка):
выставка современного искусства, Нью-Йорк, 1913 г. читать ~5 мин.
Официальное название этой знаменитой выставки живописи и скульптуры было Международная выставка современного искусства, но в настоящее время она широко известна как Армори-шоу, по названию места проведения — Арсенал 69-го полка Национальной гвардии на Лексингтон-авеню в Манхэттене.
Организованная по мотивам предыдущих выставок Анри Матисса (1908) и Пабло Пикассо (1911), которые прошли в Галерее 291, принадлежащей Альфреду Стиглицу, Арсенальная выставка проходила с 19 февраля по 15 марта 1913 года, в разгар кубизма, по инициативе авангардной Ассоциации американских художников и скульпторов.
Всего было выставлено около 1300 работ около 300 художников, представляющих самые современные направления европейской живописи, а также лучшие образцы американского искусства. Выставку, которая затем переехала в Чикаго и Бостон, посетили от 250 000 до 300 000 американцев. Кроме того, что Армори-шоу вызвало огромный резонанс и интерес публики к модернизму, оно считается важной вехой в американской культуре и остаётся крупнейшей выставкой современного искусства, когда-либо организованной в Соединённых Штатах.
Арсенальная выставка: истоки
Организаторами выставки выступила Ассоциация американских художников и скульпторов, первоначально намеревавшаяся представить подборку работ исключительно современных американских художников, в том числе гипермодернистов из Ашканской школы и «Восьмёрки», а также более традиционных художников из Национальной академии дизайна.
Однако избрание Артура Б. Дэвиса (1862-1928) президентом AAPS привело к серьёзным изменениям в планах. Хотя сам Дэвис не был связан с передовым авангардным искусством, он был хорошо знаком с революционными изменениями, произошедшими во французском, немецком, итальянском и русском искусстве в первом десятилетии XX века. Решившись познакомить Америку с некоторыми из этих новых европейских течений, Дэвис с помощью художников Уолта Куна (1877-1949) и Уолтера Пача провёл большую часть 12 месяцев, предшествовавших выставке, организуя представительную подборку работ со всей Европы.
Армори-шоу: лучшие работы выставки
Окончательный список работ читался как хронологическая история европейского модернизма. Начиная с картин противостоящих друг другу гигантов Энгра (1780-1867) и Делакруа (1798-1863), он включал работы, иллюстрирующие многие художественные течения XIX века, такие как романтизм, реализм, импрессионизм, символизм и постимпрессионизм, а также впечатляющую подборку работ художников XX века, таких как Пикассо, Жорж Брак, Поль Сезанн, Анри Матисс, Василий Кандинский, Фернан Леже, Андре Дерен, Морис де Вламинк и Марсель Дюшан. Также были представлены несколько скульптурных работ скульпторов XX века, в том числе Константина Бранкузи (1876-1957) и Александра Архипенко (1887-1964). Искусство XX века охватило радикальные художественные течения, такие как фовизм (1905-8, Париж), кубизм (1908-14, Париж), футуризм (1909-14, Милан и Париж), орфизм (Париж, 1910-13), раенизм (Москва, 1909-14) и другие. Характерной чертой школы XX века было отход от реализма и фигуративного искусства в сторону абстрактного искусства. Это оказалось весьма сложным для многих американских посетителей, привыкших к изображению реальной жизни.
Кроме европейских художников, были представлены работы ряда молодых американских художников-авангардистов (например, Эдварда Хоппера и Стюарта Дэвиса), сопровождаемые более известными американскими деятелями, такими как Уистлер (1834-1903), Дж. Олден Уир (1852-1919) Альберт Пинкхэм Райдер (1847-1917) и Джон Х. Твактман (1853-1902).
Реакция публики
В целом реакция на выставку была разнообразной. Большинство отреагировало гневными выкриками и враждебными демонстрациями. Картина «Обнажённая, спускающаяся по лестнице № 2» Марселя Дюшана была атакована разъярённой толпой, а Бранкузи и Матисс были повешены в виде чучел. (Несмотря на это, Бранкузи продал на выставке 5 скульптур, тем самым эффективно укрепив свою репутацию в Америке.) Пресса поддержала враждебность публики.
Тем не менее, Арсенальная выставка сумела найти некоторых сторонников, в частности в мире искусства. Ряд авангардных американских художников, таких как Джорджия О’Киф, Джон Марин, Джозеф Стелла и Артур Доув, были решительно поддержаны в своих усилиях. Кроме того, американские коллекционеры искусства, такие как Кэтрин Дрейер, Лилли П. Блисс и другие, были стимулированы к тому, чтобы начать или пополнить свои коллекции. Нью-Йоркский Музей искусств Метрополитен фактически приобрёл картину Сезанна.
Но самое главное, что вызванная выставкой полемика вызвала значительный интерес публики к современной живописи и скульптуре и оказала огромное благотворное влияние на художников и торговцев. Более 250 000 посетителей заплатили за билеты, чтобы увидеть выставку в Нью-Йорке, Чикаго и Бостоне, и она до сих пор считается самой влиятельной художественной выставкой, когда-либо проводившейся в Америке.
Наследие
Исторически абстрактная живопись не смогла превзойти реализм в Америке ещё в течение 30 лет, но Армори-шоу положило начало важной связи между Европой и Соединёнными Штатами. В течение следующих трёх десятилетий тысячи европейских художников воспользовались этой связью (особенно в 1930-е годы), чтобы найти убежище для себя и своих семей, оказав при этом влияние на многих американских художников. Среди известных художников-эмигрантов были Марк Ротко, Марсель Дюшан, Аршил Горки, Ханс Хоффман, Пит Мондриан, Макс Бекман, Джордж Гросс, Марк Шагал, Макс Эрнст, Луиз Буржуа, Виллем де Кунинг, Клас Олденбург и многие другие.
Закрытие нацистами знаменитой школы дизайна Баухаус заставило многих преподавателей искать убежища в Соединённых Штатах, где их навыки были сразу же использованы. Так Вальтер Гропиус и Марсель Брейер прибыли преподавать в Гарвардскую школу дизайна, оказав влияние на таких художников, как И.М. Пей, Пола Рудольфа и Лоуренса Халприна; Мис ван дер Роэ переехал в Чикаго, где пользовался покровительством Филипа Джонсона и впоследствии стал одним из ведущих архитекторов мира; Мохой-Надь также поселился в Чикаго, где вместе с филантропом Вальтером Паепке основал школу Нового Баухауса. (Более подробную информацию см. Американская архитектура) График и художник Баухауса Вернер Дрюс преподавал в Колумбийском и Вашингтонском университетах, а Джозеф Альберс читал лекции в влиятельном Блэк-Маунтин-Колледже, прежде чем возглавить факультет дизайна и архитектуры Йельского университета.
Армори-шоу положило начало важному двустороннему обмену художниками и творческими идеями, что непосредственно способствовало становлению Нью-Йорка как одного из главных центров мирового искусства.
Примечание: о важном американском коллекционере современного искусства см.: Пегги Гуггенхайм (1898-1979).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?