Armory Show (Арсенальная выставка):
выставка современного искусства, Нью-Йорк, 1913 г. читать ~4 мин.
Официальное название знаменитой выставки живописи и скульптуры — «Международная выставка современного искусства» (International Exhibition of Modern Art). Однако она более известна как Армори-шоу, или Арсенальная выставка, по месту её проведения — зданию Арсенала 69-го полка Национальной гвардии на Лексингтон-авеню в Манхэттене.
Идея выставки была отчасти вдохновлена экспозициями Анри Матисса (1908) и Пабло Пикассо (1911) в галерее «291» Альфреда Стиглица. Арсенальная выставка проходила с 17 февраля по 15 марта 1913 года по инициативе Ассоциации американских художников и скульпторов (AAPS) в период расцвета кубизма.
Экспозиция включала около 1300 работ почти 300 художников, которые представляли новейшие течения европейской живописи и лучшие образцы американского искусства. Выставку, позже переехавшую в Чикаго и Бостон, посетили от 250 до 300 тысяч человек. Армори-шоу вызвало огромный общественный резонанс, пробудив интерес к модернизму, и стало важной вехой в культуре США, оставшись крупнейшей выставкой современного искусства в истории страны.
Истоки и организация выставки
Изначально Ассоциация американских художников и скульпторов планировала экспонировать работы только американских авторов. В их число входили представители «школы мусорных вёдер», группы «Восьмёрка», а также более консервативные художники из Национальной академии дизайна.
Планы изменились после избрания президентом AAPS Артура Б. Дэвиса (1863–1928). Дэвис не принадлежал к авангарду, но был осведомлён о новых тенденциях в искусстве Европы. Он решил познакомить американскую публику с европейским модернизмом. Вместе с художниками Уолтом Куном (1877–1949) и Уолтером Пачем он в течение года занимался отбором произведений по всей Европе.
Экспозиция
Итоговый состав выставки представлял собой хронологию европейского модернизма. Экспозиция начиналась с работ Энгра (1780–1867) и Делакруа (1798–1863), далее иллюстрируя художественные течения XIX века: романтизм, реализм, импрессионизм, символизм и постимпрессионизм. Был представлен и впечатляющий срез искусства XX века — работы Пикассо, Брака, Сезанна, Матисса, Кандинского, Леже, Дерена, Вламинка и Дюшана.
Среди скульпторов XX века были выставлены Константин Бранкузи (1876–1957) и Александр Архипенко (1887–1964). Европейское искусство XX века было представлено такими течениями, как фовизм, кубизм, футуризм, орфизм и лучизм. Отход от реализма к абстракции стал вызовом для американской публики, привыкшей к фигуративному искусству.
Кроме европейцев, в выставке участвовали и американские художники. Среди них были как молодые авангардисты, например Эдвард Хоппер и Стюарт Дэвис, так и уже признанные мастера: Джеймс Уистлер (1834–1903), Джулиан Олден Уир (1852–1919), Альберт Пинкхэм Райдер (1847–1917) и Джон Генри Твактман (1853–1902).
Реакция публики
Публика отреагировала на выставку неоднозначно, по большей части — враждебно. Работа Марселя Дюшана «Обнажённая, спускающаяся по лестнице, № 2» вызвала скандал, а чучела Бранкузи и Матисса были сожжены. Несмотря на это, Бранкузи продал на выставке пять скульптур, что укрепило его репутацию в Америке. Пресса также заняла враждебную позицию.
Тем не менее выставка нашла и сторонников, особенно в мире искусства. Она вдохновила таких авангардных американских художников, как Джорджия О’Кифф, Джон Марин, Джозеф Стелла и Артур Дав. Событие также побудило коллекционеров, в том числе Кэтрин Дрейер и Лилли П. Блисс, приобретать современное искусство. Метрополитен-музей приобрёл на выставке картину Поля Сезанна.
Полемика вокруг Армори-шоу оказала положительное влияние на арт-рынок, вызвав интерес к современной живописи и скульптуре. Выставка в Нью-Йорке, Чикаго и Бостоне привлекла огромное внимание и по праву считается одним из самых влиятельных художественных событий в истории США.
Наследие
Хотя абстракционизм утвердился в Америке лишь спустя 30 лет, Армори-шоу установило прочную связь между художественными сценами США и Европы. В последующие десятилетия, особенно в 1930-е годы, многие европейские художники эмигрировали в Соединённые Штаты, спасаясь от политических потрясений. Они оказали огромное влияние на американское искусство. Среди эмигрантов были Марк Ротко, Марсель Дюшан, Аршил Горки, Ханс Хофман, Пит Мондриан, Макс Бекманн, Георг Грос, Марк Шагал, Макс Эрнст, Луиза Буржуа, Виллем де Кунинг и Клас Ольденбург.
Закрытие нацистами школы Баухаус в Германии привело к эмиграции её преподавателей в США, где их опыт нашёл применение. Вальтер Гропиус и Марсель Брейер стали преподавателями в Гарвардской высшей школе дизайна. Людвиг Мис ван дер Роэ переехал в Чикаго, где при поддержке Филипа Джонсона стал одним из ведущих архитекторов мира. Ласло Мохой-Надь основал в Чикаго Новый Баухаус. Йозеф Альберс преподавал в колледже Блэк-Маунтин и возглавил факультет дизайна в Йельском университете. (Подробнее см. Американская архитектура).
Армори-шоу инициировало культурный обмен между континентами, который способствовал превращению Нью-Йорка в один из главных центров мирового искусства.
Примечание: о другом важном американском коллекционере современного искусства см. статью: Пегги Гуггенхайм (1898–1979).
- Тучи над «Арт-Манежем»
- Первый московский биеннале современного искусства
- История современного искусства
- Публика не понимала картины Пикассо и Ван Гога сто лет назад
- Прикосновение к прекрасному – работы Арена Буманца
- Михаэль Пахер: австрийский религиозный художник, резчик по дереву
- Ностальгические фильмы о Москве Павла Гнилорыбова
- «Спина черепахи» Томаса Кинга, краткое содержание
- «Трактат о принципах человеческого знания» Джорджа Беркли, краткое содержание
- «Запах яблок» Марка Бера, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?