Арте повера, движение нежелательного искусства читать ~5 мин.
В общем смысле «Arte Povera» (итальянский термин, означающий «бедное искусство») описывает тип авангардного искусства, созданного из «найденных предметов». К таким материалам относятся земля, обломки дерева, тряпки, клочки газет и другие повседневные объекты. Название движения придумал итальянский искусствовед Джермано Целант в 1967 году.
В частности, термин относится к группе художников и скульпторов-авангардистов, базирующихся в Турине, Милане, Генуе и Риме с середины 1960-х годов. Они создали провокационный сплав концептуального искусства, ассамблирования, минимализма и искусства перформанса. Группу продвигал туринский дилер Энцо Спероне, а также искусствовед и куратор Джермано Целант (1940–2021). Целант организовал первую выставку движения в 1967 году в Генуе. Позже в том же году он опубликовал манифест движения в журнале Flash Art. Эти и другие новаторские тексты и выставки, а также его влиятельная книга 1969 года создали коллективную идентичность для Arte Povera. Движение позиционировалось как революционный жанр, свободный от условностей и рыночных отношений.
Другие названия Арте Повера — «Актуальное искусство», «Сырое материалистическое искусство» и «Анти-форма». Ведущие участники группы: Марио Мерц (1925–2003), Пино Паскали (1935–1968), Микеланджело Пистолетто (род. 1933), Яннис Кунеллис (1936–2017), Лучано Фабро (1936–2007), Жильберто Зорио (род. 1944) и Джузеппе Пеноне (род. 1947). См. также: Лучшие современные художники.
Происхождение и история
Арте Повера — это стиль современного искусства, вдохновлённый нетрадиционными произведениями Пьеро Мандзони (1933–1963). Движение также опиралось на более ранние течения, такие как Дау аль Сет (Ассоциация семи точек Барселоны, 1948–1953) и Спациализм Лучио Фонтаны (1899–1968) в Милане (около 1947–1960). Движение было тесно связано с политическим радикализмом, возникшим в Европе. Этот радикализм в конечном итоге вылился в уличные протесты 1968 года.
Первая выставка Arte Povera прошла в Galleria La Bertesca в Генуе в 1967 году. За ней в 1968 году последовали выставки в Galleria De’Foscherari в Болонье и Арсенале в Амальфи. Согласно Целанту (Flash Art, 1967), движение Arte Povera стремилось разрушить барьер между искусством и жизнью. Это достигалось главным образом посредством создания перформансов и искусства ассамбляжа из повседневных материалов. Движение лучше всего рассматривать не как особый стиль, а как процесс непрерывного экспериментирования. Оно касается прежде всего физических качеств среды и изменчивости материалов.
Связь с дадаизмом
В своей антиформальной позиции и пренебрежении условностями Arte Povera перекликается с нео-дадаистским искусством американских художников. Среди них Роберт Раушенберг (1925–2008), а также Роберт Моррис (1931–2018). Движение также имитировало элементы французского нового реализма (Nouveau Réalisme). Однако художники Arte Povera стремились наделить своё искусство более интеллектуальным и эмоциональным подходом. Они в полной мере использовали современные формы, такие как хэппенинги и инсталляции. Согласно Целанту, эта художественная идиома тонкая, церебральная, но также неуловимая.
Материалы и техники
Художники использовали огромное количество сырьевых материалов. К ним относились тряпки, мешки из мешковины, уголь, песок, почва, дерево, семена и овощи. Также применялись промышленные предметы, такие как стекло и металл. Эти материалы подвешивались, обрамлялись или наносились на стены, металлические листы или различные поверхности. Художники обычно не пытались изменить естественные цвета материалов. Однако не следует переоценивать «бедный» или «бесполезный» характер этих материалов. Во многих работах использовались дорогие предметы, и они выставлялись в престижных галереях.
Ведущие художники Arte Povera
Хотя Целант включал в движение многих неитальянских художников, ядро группы составляли итальянские мастера. Среди зарубежных участников были немецкий концептуалист Йозеф Бойс (1921–1986), американский минималист Карл Андре (род. 1935), немецко-американская представительница «эксцентричной абстракции» Ева Гессе (1936–1970) и английский лэнд-художник Ричард Лонг (род. 1945). Основу группы составляли Мерц, Паскали, Пистолетто, Кунеллис, Фабро, Зорио и Пеноне. Среди других участников были Джованни Ансельмо (род. 1934), Алигьеро Боэтти (1940–1994), Джулио Паолини (род. 1940), Пьеро Джиларди (род. 1942) и Пьер Паоло Кальцолари (род. 1943).
Марио Мерц (1925–2003)
Живописец, скульптор, художник-инсталлятор. Его работы вращались вокруг концепции органического творчества. Фирменным знаком художника стали иглу — куполообразные структуры, символизирующие примитивное жилище.
Микеланджело Пистолетто (род. 1933)
Художник-концептуалист и перформер, наиболее известный своим использованием зеркал. Зеркала располагались так, чтобы зритель постоянно видел своё отражение, становясь частью произведения.
Яннис Кунеллис (1936–2017)
Родился в Греции, работал в Риме. Художник-ассамблажист и инсталлятор, известный своими необычными объектами и конструкциями. Использовал матрасы, мешки, одеяла и даже кровь, чтобы подчеркнуть социальные и духовные лишения.
Алигьеро Боэтти (1940–1994)
Скульптор и художник-концептуалист. Специализировался на произведениях из цветного дерева, гобеленах, вышивке и других ассамбляжах, которые зритель должен был расшифровать.
Лучано Фабро (1936–2007)
Скульптор, известный своими работами в смешанной технике. В них сочетались растительные, минеральные и другие органические предметы. Позже вернулся к созданию мраморной скульптуры, используя традиционные техники резьбы.
Пино Паскали (1935–1968)
Скульптор, художник, графический дизайнер. Находился под влиянием Раушенберга и поп-арта, прежде чем стал ассоциироваться с Arte Povera. Известен серией Фальшивые скульптуры (1966) и инсталляцией Водные пьесы (1967). Погиб в аварии на мотоцикле.
Джузеппе Пеноне (род. 1947)
Скульптор, наиболее известный своим использованием натуральных материалов. Работает с деревом, камнем и другими природными элементами, исследуя связь между человеком и природой.
Жильберто Зорио (род. 1944)
Живописец и скульптор, известный новаторским использованием материалов (лампы накаливания, сталь, смола), мотивов (звезда, копьё) и процессов (испарение, окисление). Также создаёт неустойчивые сооружения из хрупких материалов.
Коллекции
Хотя немногим художникам Arte Povera удалось завоевать прочную репутацию за пределами авангарда, движение привлекло внимание кураторов музеев и коммерческих галерей по всему Западу. Как и дадаизм, Arte Povera стало частью передового постмодернистского искусства. Произведения движения получили ретроспективы на многих престижных площадках. Сегодня работы художников Arte Povera можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев Америки и Европы, включая: Музей современного искусства Лос-Анджелеса; Музей современного искусства, Нью-Йорк; Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк; Галерею Гагосяна, Нью-Йорк; Художественную галерею Онтарио, Торонто; Институт Курто, Лондон; Музей современного искусства Кастелло ди Риволи, Турин; и Художественный музей Лихтенштейна.
Для получения подробной информации о европейских коллекциях, содержащих работы, иллюстрирующие движение Arte Povera, см.: Художественные музеи в Европе.
ЛУЧШИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
Подробную информацию о лучших современных живописцах с 1800 года см.: Известные художники (1830–2010).
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Справочник по различным категориям и значениям изобразительного искусства см.: Определение искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?