Ашканская школа живописи читать ~7 мин.
Термин «Ашканская школа» (или «Школа мусорного ящика») впервые появился в книге «Искусство в Америке в современную эпоху» (1934), написанной Холгером Кэхиллом и Альфредом Барром. Он обозначает неформальное объединение американских художников, которые работали в Нью-Йорке примерно в 1900–1915 годах и изображали сцены повседневной жизни бедных районов города. Идейным вдохновителем движения был художник Роберт Анри (1865–1929). Он был поклонником творчества реалистов старшего поколения, Томаса Икинса и Томаса Аншутца, и твёрдо верил, что искусство неотделимо от жизни.
Четырьмя центральными фигурами Ашканской школы стали Уильям Глэкенс (1870–1938), Джордж Лукс (1867–1933), Эверетт Шинн (1876–1953) и Джон Слоан (1871–1951).
Восьмёрка
Эти пятеро художников вместе с Артуром Б. Дэвисом (1863–1928), Эрнестом Лоусоном (1873–1939) и Морисом Прендергастом (1858–1924) входили в состав «Восьмёрки» — недолговечной группы, основанной Анри в 1908 году. Участников объединяло противостояние консервативной Национальной академии дизайна и стремление привнести в своё искусство реализм, близкий по духу к журналистике. Группа провела лишь одну совместную выставку в 1908 году в нью-йоркской галерее Макбет. Это была первая в своём роде экспозиция, организованная самими художниками, без жюри и призов, и она произвела сенсацию. Впоследствии выставка гастролировала по Америке под эгидой Пенсильванской академии изящных искусств.
Члены «Восьмёрки» также участвовали в организации знаменитой Арсенальной выставки 1913 года, которая познакомила американскую публику с современным искусством. Позже, в 1916 году, они вместе с Джорджем Беллоузом и другими художниками основали Общество независимых художников. Важно отметить, что из всей «Восьмёрки» только пятеро (Анри, Слоан, Глэкенс, Шинн и Лукс) писали суровые городские сюжеты в стиле «ашкан». При этом трое из них (Анри, Глэкенс и Прендергаст) также создали ряд значительных произведений в духе американского импрессионизма.
Форма американского реализма
В начале XX века в Америке заявило о себе новое поколение художников. Они признавали вклад мастеров старшего поколения, таких как Томас Икинс (1844–1916), Мэри Кассат (1844–1926), Джон Сингер Сарджент (1856–1925), Джеймс Уистлер (1834–1903) и Уинслоу Хомер (1836–1910). Однако эти молодые авторы стремились создать новый тип искусства, отражающий жизнь растущих американских городов. В резком контрасте с респектабельным американским импрессионизмом, доминировавшим в тот период, эти реалисты обратились к изображению спонтанных моментов городской жизни. Ашканская школа стала ядром этого широкого движения американского реализма и шокировала публику своим подходом «искусство ради жизни», а не традиционным «искусством ради искусства».
Коллекции США, в которых представлены работы членов Ашканской школы, см. Художественные музеи Америки.
Особенности живописи
Художники школы не стремились к созданию идеализированной красоты. Они находили её в правдивости и достоверности своих сюжетов. Их полотна запечатлели подлинную атмосферу Нью-Йорка начала XX века: на них изображены пьяницы, проститутки, обитатели трущоб, переполненные многоквартирные дома, прокуренные комнаты, боксёрские ринги, тёмные переулки и бары. Для их работ характерен спонтанный стиль, контрастирующий со строгими техниками академического искусства, которые продвигались в американских художественных школах того времени.
Краска наносилась густыми, быстрыми и заметными мазками, а палитра была преимущественно приглушённой или тёмной. За пристрастие к сценам из жизни низших слоёв общества художников Ашканской школы прозвали «революционной чёрной бандой» и «апостолами уродства». Позже их идеология и художественный стиль были подхвачены движением «Американская живопись».
Одной из первых коллекционеров работ художников Ашканской школы была Гертруда Вандербильт Уитни (1875–1942). Интересен её портрет 1916 года, написанный Робертом Анри.
Художники Ашканской школы
Роберт Анри (1865–1929)
Уроженец Цинциннати, Анри в своих работах использовал пастозные мазки, тёмную палитру и быструю, энергичную манеру письма, что придавало его картинам ощущение непосредственности.
Эверетт Шинн (1876–1953)
Родившийся в Нью-Джерси, Шинн был самым молодым членом группы. Он предпочитал изображать сцены из жизни театра и мюзик-холла, а не суровую повседневность рабочего класса.
Джордж Бенджамин Лукс (1867–1933)
Уроженец Пенсильвании, Лукс жил в Нижнем Ист-Сайде Манхэттена и несколько лет преподавал в Лиге студентов-художников. В своих работах он, как правило, подчёркивал не трагедию, а радость и своеобразную красоту жизни бедняков.
Уильям Глэкенс (1870–1938)
Родившийся в Филадельфии, Глэкенс часто писал окрестности своей студии в Вашингтон-сквер-парке. Подобно импрессионисту Эдуарду Мане, он запечатлевал блеск городской ночной жизни, а также сцены повседневности, например походы за покупками.
Джон Слоан (1871–1951)
Слоан родился в Пенсильвании и был самым политически активным из художников Ашканской школы. Его интерес к социальным проблемам Америки привёл его к вступлению в Социалистическую партию в 1910 году. Более 20 лет он преподавал в Лиге студентов-художников; среди его учеников были Александр Колдер, создатель мобилей и пионер кинетического искусства, известный абстрактный экспрессионист Барнетт Ньюман и влиятельный скульптор Дэвид Смит.
Морис Прендергаст (1858–1924)
Американский художник-постимпрессионист, родившийся в британской колонии Ньюфаундленд. Он писал маслом и акварелью, обычно изображая отдыхающих людей. Прендергаст дружил с французскими художниками-интимистами Эдуаром Вюйаром (1868–1940) и Пьером Боннаром (1867–1947). Он выработал собственный «мозаичный» стиль, используя контрастные, яркие цвета и плоские узорчатые области.
Артур Боуэн Дэвис (1863–1928)
Уроженец штата Нью-Йорк, Дэвис учился в Чикагской академии дизайна и недолго в Чикагском институте искусств. Сегодня он наиболее известен своей ролью в продвижении современного искусства: он был главным организатором Арсенальной выставки 1913 года.
С идеями Ашканской школы также были тесно связаны и другие выдающиеся художники-реалисты того времени:
Эдвард Хоппер (1882–1967)
Известный американский художник-реалист, родившийся в штате Нью-Йорк. Он прославился своими жанровыми картинами, в которых запечатлел чувство одиночества, присущее городской жизни XX века.
Джордж Уэсли Беллоуз (1882–1925)
Уроженец Колумбуса, штат Огайо, Беллоуз в юности увлекался спортом, поэтому наиболее известен своими картинами на спортивную тематику, написанными с ярким ощущением движения и энергичными мазками. Его острая социальная сознательность проявилась в изображениях переполненных городских трущоб. В поздний период творчества он также получил признание как мастер литографии.
Джером Майерс (1867–1940)
Майерс родился в Вирджинии в бедной семье. Его прошлое побудило его обратиться к изображению нью-йоркских трущоб, хотя и в несколько романтизированной манере, а не в политически ангажированном стиле социалистического реализма. Он был одним из основателей Ассоциации американских художников и скульпторов, организовавшей Арсенальную выставку.
Картины школы
Художники Ашканской школы создали одни из величайших картин XX века в жанре городских сцен. Среди них можно выделить следующие работы:
Уильям Глэкенс: «Фруктовая лавка на Кони-Айленде» (1898) Частная коллекция
Эверетт Шинн: «Перекрёсток в Нью-Йорке» (1899) Художественная галерея Коркоран, Вашингтон
Морис Прендергаст: «Центральный парк» (1901) Музей американского искусства Уитни
Роберт Анри: «Снег в Нью-Йорке» (1902) Национальная галерея искусств, Вашингтон
Джордж Б. Лукс: «Аллен-стрит» (1905) Музей американского искусства Хантера
Джордж Б. Лукс: «Борец» (1905) Бостонский музей изящных искусств
Джордж Беллоуз: «В клубе Шарки» (1907) Кливлендский музей искусств
Джон Слоан: «След от парома» (1907) Коллекция Филлипса, Вашингтон, округ Колумбия
Эдвард Хоппер: «Летний интерьер» (1909) Музей американского искусства Уитни
Джордж Беллоуз: «Оба из этого клуба» (1909) Национальная галерея искусств, Вашингтон
Уильям Глэкенс: «Итало-американский праздник» (1912) Бостонский музей изящных искусств
Джон Слоан: «Бар Максорли» (1912) Детройтский институт искусств
Джордж Беллоуз: «Обитатели утёсов» (1913) Музей искусств округа Лос-Анджелес
Джордж Лукс: «Хьюстон-стрит» (1917) Художественный музей Сент-Луиса
Джон Слоан: «Шестая авеню и Третья улица» (1928) Частная коллекция
Артур Б. Дэвис: «Элизийские поля» (без даты) Коллекция Филлипса, Вашингтон, округ Колумбия
Сравнение с социальным реализмом
Любопытно, что, несмотря на внимание к жизни трущоб и другим острым темам, художники Ашканской школы сегодня считаются менее радикальными, чем это представлялось современникам. Их творчество скорее продолжало традиции XIX века, чем открывало новые пути для искусства XX столетия. Они были больше заинтересованы в живописных аспектах своих композиций, чем в постановке моральных или социальных вопросов. Лишь после Великой депрессии и появления социального реализма в 1930-х годах эти проблемы стали одной из центральных тем в американском искусстве.
Движение американского реализма также породило и другие направления, в частности регионализм. Его яркими примерами являются творчество художника из Айовы Гранта Вуда (1891–1942) и художника из Пенсильвании Эндрю Уайета (1917–2009).
- Использование машинного обучения для оптимизации рекламных кампаний
- Эволюция мобильных игр на платформе Android
- «Обручи» Уолтера Дина Майерса, краткое содержание
- «Монстр» Уолтера Дина Майерса, краткое содержание
- «Стрелок» Уолтера Дина Майерса, краткое содержание
- «Восход солнца над Фаллуджей» Уолтера Дина Майерса, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?