Австралийская колониальная живопись читать ~12 мин.
В широком смысле «колониальный» период в истории Австралии охватывает временной отрезок от основания поселения в Новом Южном Уэльсе в 1788 году примерно до 1880 года. Формально колонии сохраняли этот статус до 1901 года, когда они объединились в штаты в составе Австралийского Союза. Однако по духу колониальная эпоха завершилась примерно на два десятилетия раньше. На смену прямым заимствованиям европейской культуры, привезённым пионерами и их непосредственными преемниками на «Великую Южную Землю» (Terra Australis), пришло осознание собственной австралийской идентичности. Искусство этого периода создавалось преимущественно британскими художниками-эмигрантами либо их детьми.
Большинство авторов использовали традиции, свойственные французской живописи или английской пейзажной школе, в качестве фундамента для своих работ. Акварель была распространена шире масляной живописи, отчасти из-за дефицита ресурсов для работы с маслом. Коммерческие возможности для художников за пределами сферы образования практически отсутствовали, так как в Австралии того времени было крайне мало коллекционеров искусства. Несмотря на богатое наследие искусства австралийских аборигенов, живописцы колониального периода XIX века практически не имели творческого контакта с коренной культурой ни на побережье, ни во внутренних районах континента. Для сравнения: хотя американское колониальное искусство (примерно 1670–1800) также имело слабые связи с искусством американских индейцев, оно развивалось значительно быстрее своего «антипода» благодаря стремительному экономическому росту Нового Света.
Одной из главных проблем ранних колониальных художников была неспособность адекватно передать специфику австралийской природы. Европейский глаз, привыкший к мягкому свету и насыщенной зелени дубов и вязов, с трудом воспринимал жёсткий, контрастный свет южного континента и серебристо-серое, разреженное оперение эвкалиптов. На многих ранних полотнах австралийские деревья выглядят как европейская растительность, лишь слегка видоизменённая, а небо имеет тот же тон, что и над Англией. Потребовались десятилетия, чтобы художники научились видеть и передавать уникальный колорит местной флоры и особенности атмосферной перспективы, что позже стало отличительной чертой национальной школы.
Серия «Искусство Австралии»
Искусство аборигенов (примерно с 50 000 лет до н.э. и далее)
Австралийская колониальная живопись (примерно 1780–1880)
Австралийский импрессионизм (примерно 1886–1900)
Австралийская современная живопись (примерно 1900–60)
Общество и культура ранней Австралии
Социальная и культурная атмосфера Австралии конца XVIII и XIX веков формировалась под влиянием суровой физической среды и была достаточно гнетущей. В иерархии ценностей того времени ни живопись, ни скульптура не занимали значимого места. Основание Австралии было продиктовано прагматичными мотивами: стремлением опередить французскую экспансию и необходимостью решения вопроса с заключёнными, которых после потери американских колоний некуда было высылать.
Первые поселения в Сиднее (Новый Южный Уэльс) и Хобарте (Тасмания, или Земля Ван-Димена) возникли как исправительные колонии. Этим портам предстояло сыграть важную роль в морской истории, но поначалу население состояло из каторжников и военной администрации, а управление осуществлялось в режиме жёсткой диктатуры. Свободные поселенцы присутствовали с самого начала, но их приток значительно увеличился лишь после наполеоновских войн, когда в Британии началась экономическая депрессия, а власти ослабили ограничения на торговлю и миграцию.
В старых колониях сформировались своеобразные микрокосмы английского георгианского общества. Доминирующим классом были военные, землевладельцы, англиканское духовенство и купцы. Им противостояли радикальные издатели газет, часто вступавшие в конфликт с истеблишментом. В самом низу социальной лестницы находились каторжники. Те из них, кто доживал до освобождения, нередко находили своё место в обществе в условиях, более благоприятных, чем на родине.
Пока промышленная революция меняла облик Британии, в Австралии консервировались черты уходящей эпохи. Георгианская архитектура сохранялась в этих отдалённых форпостах долгое время после завершения соответствующего периода в метрополии. Суровость и сардонический склад австралийского характера во многом восходят именно к георгианской Англии, ещё не затронутой моралью викторианского среднего класса.
Миграционные процессы
Сегодня, когда перелёт занимает часы, трудно представить решимость людей начала XIX века, готовых совершить путешествие протяжённостью более 19 000 километров. Они отправлялись в неизвестность, понимая, что, вероятно, никогда не вернутся, а об опасностях и возможностях новой земли могли лишь догадываться. Тем не менее тысячи людей решались на этот шаг.
Многие погибли у берегов, которые тогда ещё не были нанесены на карты с достаточной точностью. Достигшие гавани стремились воссоздать образ покинутой родины. Большинство мигрантов были бедны — младшие сыновья йоменов и им подобные, обладавшие лишь энергией и надеждой. Встречались и состоятельные люди, готовые рискнуть капиталом. Труд каторжников использовался для строительства административных зданий, дорог, больниц, тюрем и работы на фермах. Колонисты возводили дома в георгианском стиле, высаживали дубы, вязы, ивы и разбивали сады с привычными цветами и фруктами.
Внутренняя и внешняя миграция привела к возникновению новых колоний, таких как Виктория и Южная Австралия, которые изначально были свободны от системы каторги. Депортация в Новый Южный Уэльс была отменена в 1840 году, а в Тасмании прекратилась в 1853 году.
Урбанизация и последствия золотой лихорадки
Радикальные перемены принесли открытия месторождений золота — сначала в Новом Южном Уэльсе, а затем, в гораздо больших масштабах, в Виктории в 1850-х годах. Это случилось сразу после калифорнийской лихорадки 1849 года. Огромные волны миграции преобразили экономику, особенно в Виктории, превратив Мельбурн из пасторального поселения в крупный город мирового значения.
Новые поселенцы, оставшиеся после спада золотой лихорадки, ментально отличались от предшественников. Это были люди викторианской, а не георгианской эпохи. В колонии Виктория нонконформизм и коммерция заняли то место, которое в старых колониях принадлежало англиканству и государственной службе. Со временем это влияние распространилось на другие регионы. Хотя определённые различия между штатами сохраняются, сформировалась общая австралийская идентичность, а георгианское наследие теперь бережно охраняется как историческая ценность.
Эти процессы нашли отражение в искусстве колониального периода. С одной стороны, мы видим работы любителей и каторжных ремесленников, создававших рисунки и акварели в соответствии с вкусами образованного класса. С другой — появление с золотой лихорадкой художников, фиксировавших народную жизнь и городские сцены. Примером может служить Сэмюэл Томас Гилл (S. T. Gill), чьи работы напоминают сатиру Роулендсона. Общим для всех этих мастеров является их «колониальный» статус: они прибыли из метрополии с уже сформированным культурным багажом, который иногда адаптировался к новой среде, а иногда оставался неизменным. Лишь позже появились художники, рождённые на австралийской земле.
Живопись Тасмании
Среди первых прибывших художников особый интерес представляет Джон Гловер (John Glover, 1767–1849). Гловер был успешным английским живописцем и преподавателем пейзажа. В возрасте 63 лет, имея значительное состояние (по некоторым данным, до 60 000 фунтов стерлингов), он эмигрировал на Землю Ван-Димена. Жизнь в тасманийской сельской местности мало отличалась от английской: зелёный остров, засаженный привычными деревьями, воспринимался как копия «дома». Гловер обустроился как сельский джентльмен и продолжил писать. Он стал одним из лучших пейзажистов Австралии XIX века. В отличие от многих современников, изображавших аборигенов как затемнённых европейцев, а эвкалипты — как дубы, Гловер заметил принципиальные отличия местной флоры. Хотя он и не обладал видением будущих импрессионистов, его внимание к деталям было значительным шагом вперед.
Период деятельности Гловера кажется своего рода аркадской идиллией. Он, по-видимому, не жалел о том, что покинул мир, вдохновлённый Клодом Лорреном. Художник успешно адаптировался к новому окружению и прожил остаток дней в покое.
Влияние Гловера было ощутимым. В его круг входили талантливые любители, такие как Фрэнсис Симпкинсон де Вессело (Francis Simpkinson de Wesselow), племянник леди Франклин (жены губернатора Тасмании). Это общество сохраняло георгианский уклад с балами и занятиями искусствами, что скрашивало жизнь привилегированных слоев.
Романтический и трагический интерес вызывает фигура Томаса Гриффитса Уэйнрайта (Thomas Griffiths Wainewright, 1794–1847) — фальшивомонетчика, предполагаемого отравителя и знакомого Чарльза Лэма. Его карандашные рисунки, изображающие дам из общества Земли Ван-Димена, обладают особым шармом. Уэйнрайт, талантливый невротик, закончивший жизнь в ссылке, позже стал героем эссе Оскара Уайльда «Кисть, перо и отрава» (Pen, Pencil and Poison).
Живопись Нового Южного Уэльса
В Новом Южном Уэльсе также работали художники из числа осуждённых. Наиболее известен Томас Уотлинг (Thomas Watling) — фальшивомонетчик, прибывший в Сидней вскоре после его основания. В 1794 году он создал первую известную картину маслом с видом поселения. Будучи романтиком, Уотлинг был разочарован австралийским пейзажем, о чем красноречиво писал в письмах на родину.
Романтические тенденции получили развитие в творчестве Конрада Мартенса (Conrad Martens, 1801–1878), англичанина, учившегося у Копли Филдинга. Прибыв в Сидней в 1835 году после экспедиции с Чарльзом Дарвином, Мартенс стал значимой фигурой в искусстве колонии. Он работал преимущественно акварелью и был очарован видами гавани Сиднея, к которым постоянно возвращался в своём творчестве.
Живопись Виктории
В колонии Виктория работала группа художников, не связанных со старой аристократией: Гилл (Gill), Роу (Rowe), Ропер (Roper), Таллок (Tulloch) и Бёрн (Burn). Это были представители зарождающейся демократии, для которых золотая лихорадка стала определяющим событием.
Золотые месторождения привлекли в Австралию людей со всего света: из Европы, Северной Америки, Китая. Экономика переживала потрясения, цены росли, а Мельбурн пустел, так как жители устремлялись на прииски. Это было пёстрое общество: калифорнийцы, китайцы, европейские революционеры, клерки и авантюристы.
Сэмюэл Томас Гилл (S. T. Gill, 1818–1880), прибывший в 1839 году, стал настоящим летописцем золотых приисков. Его зарисовки, размноженные с помощью литографии, являются редкими примерами колониальной жанровой живописи. Они полны энергии и грубоватой правды жизни, резко контрастируя с его ранними изысканными работами. К сожалению, Гилл умер в безвестности, забытый обществом, занятым новыми индустриальными проектами.
Другие художники того времени, такие как Дж. Ропер (J. Roper) и Г. Роу (G. Rowe), оставили ценные визуальные свидетельства эпохи, хотя многие их работы и биографические данные утрачены. Важной переходной фигурой стал швейцарский художник Луи Бювело (Louis Buvelot), в работах которого начали проступать специфические черты австралийского пейзажа, ранее ускользавшие от внимания живописцев.
Наследие и значение
Большинство профессиональных художников колониального периода, если они не имели личного состояния, жили трудно. Рынок искусства был неразвит; заказы ограничивались портретами членов семьи или изображениями усадеб. Часто картины использовались для оплаты счетов.
Сегодня эти ранние работы приобрели ценность не только для искусствоведов, но и для всех интересующихся историей континента. «Австралиана» стала популярным направлением коллекционирования. Картины, некогда висевшие в тавернах, переместились в аукционные залы и музеи.
В этих полотнах можно проследить не только исторические события, но и эволюцию восприятия земли новыми поселенцами. Для страны с относительно короткой писаной историей эти визуальные документы бесценны. Они являются главами истории, начавшейся в Сиднейской бухте 26 января 1788 года, когда капитан Артур Филлип провозгласил британский суверенитет над восточной частью континента.
Следующий этап развития искусства: Австралийский импрессионизм (примерно 1886–1900), также известный как Гейдельбергская школа. Дальнейшее развитие: Австралийская современная живопись (примерно 1900–60).
Известные австралийские колониальные художники
Джордж Френч Ангас (George French Angas, 1822–1886)
Родился в Ньюкасл-апон-Тайн, Англия. Старший сын Джорджа Файфа Ангаса, одного из основателей Южной Австралии. Обучался рисованию в Лондоне. Прибыл в Аделаиду в 1844 году. Много путешествовал, создавая акварельные эскизы для издания «Иллюстрированная Южная Австралия» (1847). Автор и иллюстратор книг о Новой Зеландии и Южной Африке. Секретарь Австралийского музея в Сиднее (1853–59).
Абрам Луи Бювело (Abram Louis Buvelot, 1814–1888)
Родился в Швейцарии. Учился в Лозанне, Берне и Париже. Прожил 18 лет в Бразилии, где его творчество было отмечено императором Педру II. В 1865 году переехал в Мельбурн. Бювело стал одним из первых, кто сумел передать своеобразную красоту австралийского пейзажа, повлияв на следующее поколение художников, включая Тома Робертса, Артура Стритона и Фреда Маккаббина.
Сэмюэл Томас Гилл (Samuel Thomas Gill, 1818–1880)
Родился в Перритоне, Сомерсет. Прибыл в Южную Австралию в 1839 году. Работал в Аделаиде портретистом и пейзажистом. Участвовал в исследовательской экспедиции во внутренние районы в 1846 году. В 1851 году отправился на золотые прииски Балларата и Бендиго. Оставил обширное документальное наследие, особенно в акварели.
Джон Гловер (John Glover, 1767–1849)
Родился в Лестершире. Практически самоучка. Начал карьеру учителя письма, посвящая свободное время живописи. Стал модным учителем рисования в Лондоне, выставлялся в Париже. Президент Британского общества акварелистов (1815). В 1831 году эмигрировал в Тасманию, где основал имение Паттердейл.
Полковник Уильям Лайт (William Light, 1786–1839)
Основатель Аделаиды. Служил на флоте и в армии, был инженером, геодезистом и художником. Прибыл в Южную Австралию в 1836 году как главный геодезист. Его план города Аделаида, вызвавший споры в своё время, впоследствии был признан образцом градостроительства.
Конрад Мартенс (Conrad Martens, 1801–1878)
Родился в Лондоне. Учился у Копли Филдинга. Сопровождал Чарльза Дарвина на корабле «Бигль» в качестве художника. В 1835 году прибыл в Сидней, где стал профессиональным художником и преподавателем.
Джордж Роу (George Rowe, 1797–1864)
Родился в Дартмуте. Известен литографиями видов Англии. Провёл в Австралии три года (с 1857). Его австралийские акварели получили медаль на Лондонской выставке 1862 года.
Томас Гриффитс Уэйнрайт (Thomas Griffiths Wainewright, 1794–1847)
Родился в Лондоне. Вращался в литературных кругах, был знаком с известными деятелями культуры. В 1837 году осуждён за подделку документов и выслан в Тасманию. Там работал как портретист. Умер в возрасте 53 лет.
Томас Уотлинг (Thomas Watling, 1762–1812?)
Осуждённый, прибывший в Сидней в 1791 году. Автор ранних изображений флоры и фауны, а также первого известного масляного пейзажа Сиднейской бухты.
Фрэнсис Симпкинсон де Вессело (Francis Simpkinson de Wesselow, 1819–1906)
Племянник сэра Джона Франклина. Морской офицер, служил в обсерватории Хобарта (1844–1849). Известен своими акварелями. Позже принял фамилию прадеда — де Вессело.
Картины этих мастеров представлены в ведущих собраниях страны, включая Художественную галерею Южной Австралии (Аделаида), Художественную галерею Нового Южного Уэльса (Сидней), Национальную галерею Виктории (Мельбурн), Художественную галерею Западной Австралии (Перт) и Художественную галерею Квинсленда (Брисбен).
Современные художники Австралии
О наиболее известных модернистах: Рассел Дрисдейл (1912–1981) и Сидни Нолан (1917–1992).
- Возникновение славянской культуры в средневековье
- Возникновение славянской культуры в средневековье, часть 2
- Вандалы нанесли ущерб синагоге в Тверии, власти подозревают харедим
- Выставка ко дню рожденья Владимира Корбакова в Русском музее
- Игра с цветом от Владимира Савича в Белорусском Национальном художественном музее
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?