Ballets Russes:
Балетная труппа Дягилева читать ~9 мин.
«Русский балет» (Ballets Russes) — это знаменитая антреприза, основанная и управляемая Сергеем Павловичем Дягилевым (1872–1929). Труппа выступала с 1909 по 1929 год, гастролируя по Европе, Северной и Южной Америке. Из-за политических потрясений и смены власти коллектив никогда не выступал в самой России, а после первого парижского сезона формальные связи с государственными театрами империи были разорваны.
Труппа Дягилева стала явлением, изменившим представление о сценическом искусстве XX века. Импресарио сделал ставку на синтез искусств, объединив в одном пространстве новаторскую хореографию, авангардную музыку и высокую живопись. Дягилев заказывал партитуры таким композиторам, как Игорь Стравинский, Клод Дебюсси, Сергей Прокофьев, Эрик Сати и Морис Равель. Оформлением занимались выдающиеся художники: Лев Бакст, Александр Бенуа, Василий Кандинский, Николай Рерих, Пабло Пикассо и Анри Матисс. Костюмы создавали Леон Бакст, Иван Билибин и даже легендарная Коко Шанель.
Успех постановок был ошеломляющим. Ballets Russes вдохнули новую жизнь в искусство танца, которое в Европе к тому моменту считалось развлечением второго сорта. Спектакли познакомили западную публику с русским фольклором, сказочными сюжетами и восточной роскошью. Визуальный стиль первых сезонов оказал мощное воздействие на моду и дизайн интерьеров того времени, став одним из катализаторов стиля ар-деко.
На раннем этапе Дягилев опирался на круг русских мастеров. Главными сценографами были Леон Бакст (1866–1924), Александр Бенуа (1870–1960), Николай Константинович Рерих (1874–1947) и Константин Алексеевич Коровин (1861–1932). Позднее, стремясь к обновлению, антрепренёр привлёк лидеров «Парижской школы»: Анри Матисса (1869–1954), Пабло Пикассо (1881–1973) и Хоана Миро (1893–1983). Французский модельер Коко Шанель (Gabrielle Bonheur «Coco» Chanel, 1883–1971) также участвовала в создании костюмов для одной из постановок. Хореографический язык формировали реформатор Михаил Фокин (1880–1942) и хранитель классических традиций Мариус Петипа (1818–1910), чьи балеты шли в новых редакциях. Лицами труппы стали легендарные Вацлав Нижинский (1890–1950) и Анна Павлова.
Костяк состава 1909 года сформировали артисты Императорских театров Санкт-Петербурга, приглашённые Дягилевым для выступлений в Париже во время летнего отпуска. Впоследствии труппа пополнялась как танцовщиками из России, так и представителями эмигрантской среды. Дягилев успешно гастролировал два десятилетия, вплоть до своей кончины в Венеции в 1929 году. Смерть основателя привела к роспуску коллектива. За двадцать лет существования Ballets Russes оставили колоссальное наследие, переосмыслив сценографию, костюм и саму пластику танца.
Происхождение, история и развитие
Истоки проекта лежат в деятельности объединения «Мир искусства», которое Дягилев создал в 1899 году вместе с Бакстом и Бенуа при поддержке мецената Саввы Мамонтова (1841–1918). Группа стремилась интегрировать русское искусство в европейский контекст. После закрытия журнала в 1904 году Дягилев переключился на организацию выставок. Грандиозная экспозиция русского портрета в Таврическом дворце и последующая выставка в парижском Пти-Пале (1906) вызвали в Париже моду на всё русское.
Развивая успех, Дягилев организовал «Исторические русские концерты» в Гранд-Опера (1907), а затем представил оперу «Борис Годунов» с Федором Шаляпиным (1908). В 1909 году он привёз в Париж балет. Первый «Русский сезон» открылся 19 мая в театре Шатле. Публика была поражена экзотическими декорациями Бакста и невиданным уровнем мастерства танцовщиков. Балет превратился из дивертисмента в целостное художественное произведение.
Несмотря на художественный триумф, первые сезоны принесли значительные убытки. Чтобы выжить, в 1911 году Дягилев реорганизовал антрепризу в постоянную независимую труппу Ballets Russes, базирующуюся в Монте-Карло, отказавшись от схемы сезонных летних гастролей.
Слава труппы во многом держалась на гении Вацлава Нижинского (1889–1950). Выпускник петербургской школы, он обладал феноменальным прыжком и даром перевоплощения. Став хореографом, Нижинский предложил радикально новую пластику — угловатую, античную, лишённую привычной грации. Его балет «Весна священная» на музыку Стравинского в 1913 году вызвал грандиозный скандал в театре Елисейских полей: публика свистела и дралась, пока танцовщики продолжали считать ритм под шум толпы. Это событие окончательно утвердило репутацию труппы как флагмана авангарда.
Летом 1914 года начало Первой мировой войны застало труппу врасплох. Планы были сорваны, границы закрыты. Дягилеву потребовался год, чтобы собрать разрозненных артистов и организовать гастроли в США, что позволило коллективу выжить в военное время.
После войны Ballets Russes изменили вектор. На смену русской экзотике пришёл европейский модернизм. Дягилев привлёк к сотрудничеству кубистов и сюрреалистов. Новое поколение хореографов — Леонид Мясин (1896–1979), Бронислава Нижинская (1891–1972) и юный Джордж Баланчин (Георгий Мелитонович Баланчивадзе, 1904–1983) — искало свежие формы выразительности. Они сочетали классическую базу с элементами спорта, мюзик-холла и конструктивизма. Базой для репетиций оставалось Монте-Карло, а финансовую стабильность обеспечивали сезоны в Лондоне.
Последнее выступление труппы состоялось 26 июля 1929 года в лондонском театре Ковент-Гарден, незадолго до смерти Дягилева.
Танцовщики и хореографы
Техническое совершенство танцовщиков Ballets Russes базировалось на строгой школе императорских училищ Москвы и Петербурга. Среди ведущих солистов были: Вацлав Нижинский, Михаил Фокин, Валентин Зигловский, Теодор Козлов (Федор Козлов), Серж Лифарь (Сергей Михайлович Лифарь), Леонид Мясин, Антон Долин и Джордж Баланчин. Звёздный состав балерин включал Анну Павлову, Ольгу Спесивцеву, Тамару Карсавину, Матильду Кшесинскую, Брониславу Нижинскую, Иду Рубинштейн, Лидию Лопокову и Алисию Маркову.
За создание репертуара отвечали выдающиеся балетмейстеры. Михаил Фокин был пионером, вернувшим балету драматическую осмысленность. Наследие Мариуса Петипа служило классическим фундаментом. Леонид Мясин привнёс в танец характерность и сложный сюжетный рисунок. Экспериментальные работы создавали Вацлав Нижинский, Бронислава Нижинская и Джордж Баланчин, определивший развитие балета во второй половине XX века.
Художники-оформители
Визуальная составляющая спектаклей была революционной. В «русский период» доминировали Бакст, Бенуа, Рерих и Коровин. После 1914 года к ним присоединились представители авангарда: Михаил Ларионов (1881–1964), Наталья Гончарова (1881–1962), конструктивист Наум Габо (1890–1977), художник-символист Павел Челищев (1898–1957). Западное искусство представляли мэтры: Матисс, Пикассо, Миро, Жорж Руо (1871–1958), Андре Дерен (1880–1954), кубист Жорж Брак (1882–1963), Морис Утрилло (1883–1955) и сюрреалист Сальвадор Дали (1904–1989).
Композиторы и дирижёры
Музыкальная политика Дягилева была бескомпромиссной. Он открыл миру Игоря Стравинского, чьи ранние балеты стали классикой музыки XX века. Труппа сотрудничала с Клодом Дебюсси, Франсисом Пуленком, Сергеем Прокофьевым, Морисом Равелем, Эриком Сати, Рихардом Штраусом. За дирижёрским пультом стояли такие мастера, как Эрнест Ансерме, Эдвард Кларк, Роже Дезормьер и Пьер Монтё.
Список основных балетов, исполненных Ballets Russes
1909 Павильон Армиды — Музыка Николая Черепнина
Хореография Михаила Фокина. Костюмы и декорации Александра Бенуа.
1909 Князь Игорь («Половецкие пляски») — Музыка Александра Бородина
Хореография Михаила Фокина. Костюмы и декорации Николая Рериха.
1909 «Лезгинка», из оперы «Руслан и Людмила» — Музыка Михаила Глинки
Хореография Мариуса Петипа (редакция Фокина). Костюмы Леона Бакста.
1909 Пир (дивертисмент) — Музыка русских композиторов
Хореография Фокина, Петипа, Горского. Костюмы Бакста, Бенуа, Коровина.
1909 Сильфиды (Шопениана) — Музыка Фредерика Шопена
Хореография Михаила Фокина. Костюмы и декорации Александра Бенуа.
1909 Клеопатра (Египетские ночи) — Музыка Антона Аренского и др.
Хореография Михаила Фокина. Костюмы и декорации Леона Бакста.
1910 Карнавал — Музыка Роберта Шумана
Хореография Михаила Фокина. Костюмы и декорации Леона Бакста.
1910 Шехеразада — Музыка Николая Римского-Корсакова
Хореография Михаила Фокина. Костюмы и декорации Леона Бакста.
1910 Жизель — Музыка Адольфа Адана
Хореография Жана Коралли, Жюля Перро, Мариуса Петипа. Декорации Бенуа.
1910 Ориенталии — Музыка А. Глазунова, К. Синдинга и др.
Хореография Вацлава Нижинского и Михаила Фокина. Костюмы Коровина.
1910 Жар-птица — Музыка Игоря Стравинского
Хореография Михаила Фокина. Декорации Головина, костюмы Бакста.
1911 Призрак розы (Видение розы) — Музыка Карла Марии фон Вебера
Хореография Михаила Фокина. Костюмы и декорации Леона Бакста.
1911 Нарцисс — Музыка Николая Черепнина
Хореография Михаила Фокина. Костюмы и декорации Леона Бакста.
1911 Петрушка — Музыка Игоря Стравинского
Хореография Михаила Фокина. Костюмы и декорации Александра Бенуа.
1911 Лебединое озеро (сокращённая версия) — Музыка П. И. Чайковского
Хореография Мариуса Петипа. Декорации Константина Коровина.
1912 Послеполуденный отдых фавна — Музыка Клода Дебюсси
Хореография Вацлава Нижинского. Костюмы и декорации Леона Бакста.
1912 Дафнис и Хлоя — Музыка Мориса Равеля
Хореография Михаила Фокина. Костюмы и декорации Леона Бакста.
1913 Игры — Музыка Клода Дебюсси
Хореография Вацлава Нижинского. Костюмы и декорации Леона Бакста.
1913 Весна священная — Музыка Игоря Стравинского
Хореография Вацлава Нижинского. Костюмы и декорации Николая Рериха.
1914 Легенда об Иосифе — Музыка Рихарда Штрауса
Хореография Михаила Фокина. Костюмы и декорации Леона Бакста.
1914 Золотой петушок — Музыка Николая Римского-Корсакова
Хореография Михаила Фокина. Художник-оформитель Наталья Гончарова.
1915 Полуночное солнце — Музыка Николая Римского-Корсакова
Хореография Леонида Мясина. Художник-оформитель Михаил Ларионов.
1917 Парад — Музыка Эрика Сати
Хореография Леонида Мясина. Художник-оформитель Пабло Пикассо.
1919 Волшебная лавка — Музыка Джоакино Россини (арр. Респиги)
Хореография Леонида Мясина. Художник-оформитель Андре Дерен.
1919 Треуголка (El Sombrero de Tres Picos) — Музыка Мануэля де Фальи
Хореография Леонида Мясина. Художник-оформитель Пабло Пикассо.
1920 Песнь соловья — Музыка Игоря Стравинского
Хореография Леонида Мясина. Художник-оформитель Анри Матисс.
1920 Пульчинелла — Музыка Игоря Стравинского
Хореография Леонида Мясина. Художник-оформитель Пабло Пикассо.
1921 Шут — Музыка Сергея Прокофьева
Хореография Михаила Ларионова и Тадеуша Славинского. Художник Михаил Ларионов.
1921 Спящая красавица (Спящая принцесса) — Музыка П. И. Чайковского
Хореография Мариуса Петипа (возобновление Н. Сергеева). Декорации Леона Бакста.
1923 Свадебка — Музыка Игоря Стравинского
Хореография Брониславы Нижинской. Художник-оформитель Наталья Гончарова.
1924 Лани (Les Biches) — Музыка Франсиса Пуленка
Хореография Брониславы Нижинской. Художник-оформитель Мари Лорансен.
1924 Докучные (Les Fâcheux) — Музыка Жоржа Орика
Хореография Брониславы Нижинской. Художник-оформитель Жорж Брак.
1925 Зефир и Флора — Музыка Владимира Дукельского (Вернон Дюк)
Хореография Леонида Мясина. Художник-оформитель Жорж Брак.
1926 Ромео и Джульетта — Музыка Константа Ламберта
Хореография Брониславы Нижинской и Джорджа Баланчина. Дизайн Макса Эрнста и Хоана Миро.
1927 Кошка — Музыка Анри Соге
Хореография Джорджа Баланчина. Художник-оформитель Наум Габо.
1927 Меркурий — Музыка Эрика Сати
Хореография Леонида Мясина. Художник-оформитель Пабло Пикассо.
1929 Блудный сын — Музыка Сергея Прокофьева
Хореография Джорджа Баланчина. Художник-оформитель Жорж Руо.
Статьи о русском современном искусстве
Для получения дополнительной информации об искусстве и художественных ремёслах России XIX и XX веков рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
Русская скульптура (ок. 1740–1940)
Русская живопись XIX века (1800–1900)
Пасхальные яйца Фаберже (ок. 1860–1917)
Выставка «Ослиный хвост» (1911–12)
Художественная группа «Бубновый валет» (1910–17)
- Выставка «6 МИРОВ»
- Выставка «Шесть миров»
- Фестиваль мирового балета Бенуа де ла Данс продолжает транслировать в Интернете фрагменты архивных записей своих гала-концертов
- Свердловский драмтеатр отметил конец сезона премьерой «Ромео и Джульетты»
- «Ромео и Джульетту» будут играть на трёх языках одновременно
- В Пензе ждут премьеру новой версии «Ромео и Джульетты» Валерия Беляковича
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?