Архитекторы барокко, 17 век читать ~9 мин.
Искусство барокко зародилось во второй половине XVI века на фоне сложной политической и религиозной обстановки в Европе. Протестантская Реформация, начавшаяся в 1517 году, поставила под сомнение авторитет и теологические основы Римско-католической церкви. В ответ на это церковь развернула масштабную кампанию Контрреформации, призванную вновь вдохновить верующих и противопоставить себя растущему влиянию протестантизма. К началу XVII века религиозное искусство, и в особенности архитектура барокко, стало важным инструментом этой кампании. Его также использовали абсолютные монархи католических стран для укрепления своей власти. Скульптура барокко и живопись барокко служили тем же целям. Часто все эти виды искусства объединялись в единый ансамбль, особенно в церковных интерьерах, где некоторые из лучших картин в стиле барокко становились неотъемлемой частью архитектурного замысла. В качестве примера можно привести великолепные потолочные росписи Пьетро да Кортоны и Андреа Поццо.
Стиль барокко в архитектуре
Стиль барокко можно охарактеризовать как более эмоциональную, сложную и иллюзионистическую форму архитектуры Ренессанса. Для него характерно активное использование игры света, цвета, текстур и перспективы. Архитектура барокко отличается пышными фасадами, сложными, но при этом цельными планировочными решениями, а также целым арсеналом новых приёмов, включая эффекты тромплёй (обманки) и обилие настенных и потолочных фресок. Все эти элементы были призваны ошеломить и поразить воображение зрителя. Окружение зданий также играло важную роль в создании общего впечатления. Ярчайший пример — спроектированная Бернини площадь Святого Петра (1656–1667) перед куполом собора Святого Петра в Риме. Это архитектурное решение веками восхищало своей элегантностью и гармоничными классическими пропорциями. (Подробнее о проектировании зданий в античности см.: Римская архитектура.) Другим выдающимся образцом архитектуры барокко является Версальский дворец, спроектированный Луи Лево и Жюлем Ардуэн-Мансаром для французского короля Людовика XIV.
Ключевыми характеристиками архитектуры барокко являются динамизм и драматизм. В отличие от строгой геометрии и статики Ренессанса, барокко предпочитает криволинейные формы: овалы вместо кругов, вогнутые и выпуклые фасады, разорванные фронтоны. Колонны и пилястры часто сгруппированы, создавая напряжённый ритм и игру светотени. Масштаб зданий становится грандиозным, подчёркивая могущество заказчика — будь то церковь или монарх. Барокко стремится к созданию Gesamtkunstwerk — «тотального произведения искусства», в котором архитектура, скульптура, живопись и декоративное искусство сливаются в неразрывное целое, подчинённое единому замыслу и производящее максимальное эмоциональное воздействие на зрителя.
Знаменитые архитекторы барокко
Ниже представлен список величайших архитекторов эпохи барокко и их основные работы.
ИТАЛИЯ
Джакомо Бароцци да Виньола (Jacopo Barozzi da Vignola, 1507–1573)
Итальянский архитектор, работавший на стыке Позднего Возрождения и раннего барокко.
Купол собора Святого Петра, Ватикан (завершён в 1564)
Церковь Иль-Джезу (Святого Имени Иисуса), Рим (1568)
Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona, 1596–1669)
Архитектор папы Урбана VIII, один из ярчайших представителей зрелого римского барокко.
Церковь Санти-Лука-э-Мартина, Рим (1635–1664)
Церковь Санта-Мария-делла-Паче, фасад, Рим (1656–1657)
Церковь Санта-Мария-ин-Виа-Лата, Рим (1658–1662)
См. также: Квадратура, техника иллюзионистской архитектурной живописи.
Пример: «Аллегория Божественного провидения» (1633–1639, Палаццо Барберини).
Джованни Лоренцо Бернини (Gian Lorenzo Bernini, 1598–1680)
Величайший архитектор и скульптор эпохи барокко.
Палаццо Барберини, Рим (1628–1632)
Площадь Святого Петра, Ватикан (1656–1667)
Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале, Рим (1658–1671)
Франческо Борромини (Francesco Borromini, 1599–1667)
Главный соперник Бернини, гений динамичных и сложных архитектурных форм.
Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане, Рим (1634–1668)
Палаццо Сапиенца и купол церкви Сант-Иво-алла-Сапиенца, Рим (1640–1660)
Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, Рим (1653)
См. также: Андреа Поццо (1642–1709), выдающийся мастер квадратуры и архитектор.
См. также Итальянские художники барокко.
ФРАНЦИЯ
Франсуа Мансар (François Mansart, 1598–1666)
Один из основоположников классицизма во французской архитектуре.
Замок Берни (1623–1627)
Перестройка замка Блуа, долина Луары (1638)
Церковь Валь-де-Грас, Париж (1645)
Луи Лево (Louis Le Vau, 1612–1670)
Один из ведущих архитекторов Версальского дворца.
Отель Ламбер, Париж (1642–1644)
Церковь Сен-Сюльпис, Париж (начало строительства в 1646)
Мраморный двор, Версальский дворец (1669)
Жюль Ардуэн-Мансар (Jules Hardouin-Mansart, 1646–1708)
Ведущий архитектор позднего периода правления Людовика XIV, соавтор Версальского дворца.
Замок Марли (1679–1686, Марли-ле-Руа)
Собор Дома Инвалидов, Париж (1679–1691)
Большой Трианон, Версальский дворец (1687–1688)
См. также Французские художники барокко.
О дизайне интерьеров во Франции эпохи барокко см.: Французское декоративное искусство. О мебели см.: Французская мебель (1640–1792). Об архитекторах и мастерах см.: Французские дизайнеры.
ГЕРМАНИЯ И АВСТРИЯ
Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (Johann Bernhard Fischer von Erlach, 1656–1723)
Выдающийся австрийский архитектор, принёсший итальянские традиции барокко в Центральную Европу.
Коллегиенкирхе, Зальцбург (1694–1707)
Зимний дворец Евгения Савойского, Вена (1695–1698)
Церковь Карлскирхе, Вена (1716–1730)
Якоб Прандтауэр (Jakob Prandtauer, 1660–1726)
Ведущий австрийский архитектор и мастер-каменщик.
Аббатство Мельк (1702–1736)
Библиотека аббатства Святого Флориана, Линц (1708–1726)
Аббатство Кремсмюнстер (1710–1715)
Собор в Санкт-Пёльтене (1722)
Иоганн Динценхофер (Johann Dientzenhofer, 1663–1726)
Проектировщик роскошных дворцов в стиле немецкого барокко.
Кафедральный собор в Фульде (1704–1712)
Замок Вайсенштайн (1711–1718)
Дворец Бибра, Бамберг (1716)
Андреас Шлютер (Andreas Schlüter, 1664–1714)
Придворный архитектор в Берлине, один из главных представителей петровского барокко — стиля, сложившегося при Петре I в новой столице, Санкт-Петербурге. Другими видными архитекторами этого направления были Михаил Земцов и Доменико Трезини. См. также Немецкое искусство барокко (1550–1750).
Королевский дворец в Берлине (1702)
Бальтазар Нейман (Balthasar Neumann, 1687–1753)
Ведущий немецкий архитектор позднего барокко, придворный архитектор семьи Шёнборн.
Паломническая церковь в Госсвайнштайне (1730–1739)
Лестница Вюрцбургской резиденции (1737)
Лестница дворца Аугустусбург, Брюль (1743–1748)
Йозеф Эмануэль Фишер фон Эрлах (Joseph Emanuel Fischer von Erlach, 1693–1742)
Австрийский придворный архитектор, работавший в стилях барокко и рококо.
Перестройка дворца Шварценберг, Вена (1728)
Михайловский корпус императорского дворца Хофбург, Вена (1729–1735)
Иоганн Каспар Баньято (Johann Caspar Bagnato, 1696–1757)
Швейцарско-немецкий архитектор эпохи барокко.
Расширение замка Альтсхаузен (1729)
Церковь Святой Магдалины, Фридберг (1731–1733)
Церковь Святого Отмара, Бремелау (1747)
Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф (Hans Georg Wenzeslaus von Knobelsdorff, 1699–1753)
Прусский архитектор, испытавший влияние французского классицизма и палладианства.
Перепланировка дворцов Монбижу, Шарлоттенбург и Потсдамского городского дворца (ок. 1740–1750)
Дворец Сан-Суси, Потсдам (1745–1747)
Франц Антон Баньято (Francesco Antonio Bagnato, 1731–1810)
Немецкий архитектор, работавший на князя-епископа Констанца Франца Конрада фон Родта.
Новый замок и часовня семинарии в Мерсбурге (ок. 1765)
Замок Бюргельн, Шлинген
См. также Немецкие художники барокко.
ИСПАНИЯ И ПОРТУГАЛИЯ
Алонсо Кано (Alonso Cano, 1601–1667)
Универсальный художник и архитектор, прозванный «испанским Микеланджело».
Фасад Гранадского собора (с 1667)
Семья Чурригера — испанские скульпторы и архитекторы барокко
Ведущие зодчие своего времени; работали в Саламанке; создали пышный, богато украшенный архитектурный стиль, известный как «чурригереско».
Хосе Бенито де Чурригера (1665–1725)
Хоакин де Чурригера (1674–1724)
Альберто де Чурригера (1676–1750)
Педро де Рибера (Pedro de Ribera, 1681–1742)
Один из важнейших архитекторов периода позднего барокко в Мадриде.
Монастырь Уклес (1735)
Церковь Сан-Каэтано (1722–1737)
Церковь Сан-Хосе (1730)
Дворец Торресилья (1716–1731)
Никколо Назони (Niccolò Nasoni / Nicolau Nasoni, 1691–1773)
Влиятельный итальянский архитектор, работавший в Португалии; известен применением стиля talha dourada (золочёная резьба).
Епископский дворец в Порту (начало строительства в 1734)
Дворец Сан-Жуан-Нову, Порту (1723–1733)
Дворец Фрейшу, Порту (ок. 1750)
См. также: Испанское искусство барокко и Испанские художники барокко.
БРИТАНИЯ
Иниго Джонс (Inigo Jones, 1573–1652)
Первый значительный английский архитектор, который принёс в Англию классические идеи итальянского Ренессанса и палладианства.
Куинс-хаус, Гринвич (завершён в 1635)
Королевская капелла, Сент-Джеймсский дворец (ок. 1625)
Сэр Кристофер Рен (Sir Christopher Wren, 1632–1723)
Выдающийся учёный и архитектор, проектировавший преимущественно церкви.
Шелдонский театр, Оксфорд (1663)
Собор Святого Павла, Лондон (1674–1711)
Королевская обсерватория, Гринвич (1675)
Кенсингтонский дворец, Лондон (1689–1696)
Дворец Хэмптон-корт (южный фасад) (ок. 1690)
Старый Королевский военно-морской колледж, Гринвич (1696–1712)
Сэр Джон Ванбру (Sir John Vanbrugh, 1664–1726)
Лидер недолговечного, но яркого английского барокко.
Замок Ховард, Йоркшир (1702–1712)
Бленхеймский дворец (1705–1722)
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА
Семья Динценхофер — немецкие архитекторы
Ведущие проектировщики зданий в стиле богемского и немецкого барокко.
Георг Динценхофер (1643–1689)
Вольфганг Динценхофер (1648–1706)
Кристоф Динценхофер (1655–1722)
Килиан Игнац Динценхофер (1689–1751)
Леонард Динценхофер (1660–1707)
Иоганн Динценхофер (1663–1726)
Юстус Генрих Динценхофер (1702–1744)
Церковь Святого Николая на Малой Стране в Праге (Кристоф и Килиан Игнац Динценхофер)
Фасад церкви Святого Михаила в Бамберге (Леонард Динценхофер)
Аббатство Банц (Леонард и Иоганн Динценхофер)
Дворец Кинских в Праге (Килиан Игнац Динценхофер)
Оранжерея дворца Зеехоф, Бамберг (Юстус Генрих Динценхофер)
Якуб Аугустон (Jakub Auguston, 1668–1735)
Богемский архитектор барокко, работавший в Западной Богемии.
Монастырь Хотешов (ок. 1700)
Замок Небиловы (ок. 1710)
Ян Блажей Сантини Айхел (Jan Blažej Santini Aichel, 1677–1723)
Чешский архитектор, известный своим уникальным стилем «барочная готика».
Монастырь в Пласах (1711–1723)
Паломническая церковь Святого Иоанна Непомуцкого на Зелёной Горе (1719–1727)
Церковь Святых Петра и Павла в Горни-Боброве (1714)
РОССИЯ
В эпоху петровского искусства при царе Петре Великом (правил 1682–1725) иностранные архитекторы, такие как Растрелли, Андреас Шлютер и Леблон, принесли в страну стиль, который принято называть русским барокко. Он сочетал элементы европейского барокко, рококо и неоклассицизма.
Бартоломео Франческо Растрелли (Bartolomeo Francesco Rastrelli, 1700–1771)
Ключевая фигура русского барокко елизаветинского периода.
Смольный собор, Санкт-Петербург (1748–1757)
Зимний дворец, Санкт-Петербург (1754–1762)
Перестройка Екатерининского дворца, Царское Село (1756)
Князь Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719–1774)
Ведущий архитектор Москвы в период правления императрицы Елизаветы Петровны. Среди его учеников были Матвей Казаков, Иван Старов, Александр Кокоринов и другие мастера, окончившие основанную им в 1749 году архитектурную школу.
Церковь мученика Никиты на Старой Басманной (1740-е годы).
НИДЕРЛАНДЫ
Во Фландрии и Голландии, преимущественно протестантских регионах, строительство новых религиозных зданий было ограничено. Однако другие формы искусства барокко здесь процветали. Подробнее см.: Фламандское искусство барокко и Голландское искусство барокко. О живописи голландского Золотого века см.: Голландская реалистическая живопись (ок. 1600–1680) и Голландские художники-реалисты.
К середине XVIII века монументальность и пафос барокко постепенно уступили место более лёгкому и изящному стилю рококо, который часто рассматривают как его завершающую, камерную фазу. Позднее, с наступлением эпохи Просвещения, на смену барокко пришёл строгий и рациональный неоклассицизм, вдохновлённый античными идеалами. Тем не менее, наследие барокко оказалось огромным: его драматизм, эмоциональная насыщенность и стремление к синтезу искусств оказали глубокое влияние на всю последующую историю европейской архитектуры и искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?