Гобелен из Байё читать ~6 мин.
Гобелен из Байё (фр. Tapisserie de Bayeux) — памятник средневекового искусства XI века, представляющий собой вышитое полотно с изображением сцен подготовки нормандского завоевания Англии и самой битвы при Гастингсе. Это, возможно, самое известное текстильное произведение в истории искусства. Вопреки своему названию, технически гобелен не является тканым ковром, в котором узор создаётся переплетением нитей. Это вышивка, выполненная шерстяными нитями по льняному полотну.

Это выдающееся произведение романского искусства служит богатейшим источником информации об одежде, вооружении, архитектуре и быте той эпохи. Гобелен хранится в городе Байё как минимум с 1476 года. Предполагается, что его создание было приурочено к освящению городского собора в 1077 году. Сегодня он выставлен на всеобщее обозрение в «Музее гобелена королевы Матильды» (Musée de la Tapisserie de Bayeux), расположенном в бывшем епископском дворце.
Описание
Гобелен из Байё представляет собой полосу льняного полотна, потемневшего от времени, длиной 68,38 метра и шириной около 50 сантиметров. На нём цветными шерстяными нитями вышито более 70 сцен. Повествование посвящено нормандскому завоеванию и его главным действующим лицам: королю Англии Гарольду и герцогу Нормандии Вильгельму. История начинается с визита Гарольда во Францию и обрывается на сцене бегства англичан с поля боя при Гастингсе.
По верхнему и нижнему краям полотна проходят декоративные бордюры, а поясняющие тексты на латыни вышиты непосредственно в основной изобразительной части. К сожалению, заключительная часть гобелена, вероятно, длиной в несколько метров, была утеряна много веков назад. Кроме того, считается, что последние слова вышитой надписи — «Et fuga verterunt Angli» («И англичане обратились в бегство») — были добавлены значительно позже, ориентировочно в начале XIX века. Однако это не умаляет ценности произведения — великолепного образца ремесленного искусства XI века.
Дизайн и создание
Работа выполнена в технике вышивки шерстяными нитями по льняной основе. Использовались два основных шва: стебельчатый для контуров фигур и букв, а также шов «вприкреп» (или накладной) для заполнения цветом. Основные цвета нитей — терракотовый, сине-зелёный, золотой, оливковый и синий, с дополнительными оттенками тёмно-синего, чёрного и шалфейно-зелёного. Более поздние реставрации выполнены нитями светло-жёлтого, оранжевого и светло-зелёного цветов.
Готовое полотно состоит из девяти сшитых вместе льняных фрагментов. Основной сюжет разворачивается в широкой центральной зоне, обрамлённой узкими декоративными бордюрами. В сценах изображены события 1064–1066 годов. Главные персонажи: король Англии Эдуард Исповедник (др.-англ. Ēadweard Andettere), его преемник Гарольд Годвинсон (др.-англ. Harold Godƿinson) и герцог Нормандский Вильгельм Завоеватель (фр. Guillaume le Conquérant).
Латинские надписи, вышитые тёмно-синими нитями, поясняют происходящее, называя имена и места. Декоративные бордюры содержат изображения животных, сцены охоты и сельской жизни. Именно на верхнем бордюре находится первое известное изображение кометы Галлея. Для удобства изучения примерно в 1800 году на пришитую с обратной стороны подкладочную ткань чернилами были нанесены номера сцен.
Сюжет и историческое значение
Гобелен последовательно рассказывает историю, начиная с отправки Гарольда в Нормандию королём Эдуардом. Среди ключевых сцен — клятва Гарольда на святых мощах, в которой он якобы обещает английский трон Вильгельму. Повествование также включает такие важные моменты, как появление кометы Галлея, которую современники сочли дурным предзнаменованием. Кульминацией является детальное изображение битвы при Гастингсе, завершающееся знаменитой сценой гибели Гарольда, который, по одной из версий, был поражён стрелой в глаз.
Гобелен из Байё — бесценный исторический документ. Несмотря на то, что он представляет события с нормандской точки зрения, оправдывая вторжение, его историческая ценность неоспорима. Это один из немногих сохранившихся источников, который наглядно иллюстрирует вооружение, доспехи, корабли, архитектуру и быт Северной Европы XI века. Он даёт уникальную возможность увидеть мир глазами людей того времени.
Происхождение
До эпохи Возрождения большинство произведений североевропейской вышивки относилось к религиозному искусству на библейские темы, и гобелен из Байё стал ярким исключением. Согласно наиболее распространённой версии, его заказал сводный брат Вильгельма Завоевателя — Одо, епископ Байё (фр. Odon de Bayeux). Если это так, то полотно почти наверняка было создано в Англии в 1070-х годах, поскольку Одо был также графом Кента и имел владения в Англии.
В пользу этой теории говорит тот факт, что англосаксонское игольное искусство, известное как Opus Anglicanum («английская работа»), высоко ценилось по всей Европе. Мастера Кентербери и Винчестера славились своим умением, а красители и пигменты, использованные в гобелене, соответствуют тем, что применялись в Англии. Кроме того, латинские надписи содержат ошибки, характерные для англосаксонских писцов. По традиционной французской версии, заказчицей гобелена была жена Вильгельма, королева Матильда. Во Франции его до сих пор иногда называют «Гобелен королевы Матильды» (La Tapisserie de la Reine Mathilde).
К другим важным образцам англосаксонской вышивки относится *Наперсник святого Кутберта* (ок. 900–1000 гг., Даремский собор), выполненный золотой нитью. Он считается старейшим сохранившимся английским вышитым изделием.
История
Первое письменное упоминание о гобелене датируется 1476 годом, когда он был внесён в опись имущества собора в Байё. Следующее упоминание относится к 1724 году, когда учёный Антуан Ланселот доложил Королевской академии надписей и изящной словесности о полученном им рисунке, скопированном с некоего произведения об Вильгельме Завоевателе. Вскоре после этого бенедиктинский монах Бернар де Монфокон обнаружил сам гобелен, который ежегодно выставлялся в соборе на всеобщее обозрение, и опубликовал его зарисовки с подробным описанием.
Во время Французской революции гобелен едва не был уничтожен. В 1803 году его перевезли в Париж для выставки в Музее Наполеона, но через несколько лет вернули в Байё. Опасаясь за его сохранность, в 1842 году полотно разместили в специально оборудованном зале городской библиотеки. Летом 1944 года его снова чудом спасли, на этот раз от отправки в Берлин. После освобождения Парижа гобелен недолго выставлялся в Лувре, а в 1945 году окончательно вернулся в Байё.
Реплики
Существует несколько копий гобелена из Байё, среди которых наиболее известны:
- Полноразмерная вышитая копия, созданная в 1885–1886 годах художником Уильямом Моррисом и тридцатью семью вышивальщицами. Сегодня она выставлена в Музее Рединга в Беркшире, Англия.
- Полноразмерная реплика, завершённая в 1996 году профессором Рэем Дьюганом из Университета Ватерлоо, которая выставлялась в музеях Канады и США.
- Написанная вручную версия в натуральную величину, заказанная доктором Э. Д. Уилером. В 1997 году она была передана в дар Университету Западной Джорджии.
- Мозаичная версия гобелена, созданная Майклом Линтоном (1979–1999) и выставленная в Джеральдине, Новая Зеландия. Она включает гипотетическую реконструкцию утерянных финальных сцен, изображающих коронацию Вильгельма в Вестминстерском аббатстве.
См. также: Мануфактура Гобеленов (1601 — наст. время).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?