Лучшие картины барокко читать ~10 мин.
Ниже приведён систематизированный перечень наиболее выдающихся старых мастеров, творивших в эпоху барокко, дополненный списком величайших картин этого периода. Живопись барокко доминировала в европейском искусстве более столетия, объединяя множество разнородных течений и национальных школ.
Для этого стиля характерны эмоциональная насыщенность, динамизм композиции и активное использование светотени для создания объёма и драматического эффекта. В то время как в католических странах (Италия, Испания, Фландрия) искусство служило целям Контрреформации, прославляя мощь церкви через монументальные и патетические образы, в протестантских регионах (Голландия) развивались более камерные, реалистические жанры, ориентированные на быт и психологию человека.
Лучшие итальянские картины барокко
Аннибале Карраччи (Annibale Carracci, 1560–1609)
Представитель академического классицизма, прославившийся монументальными фресками галереи Фарнезе (1597–1608) в Риме.
Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio, 1571–1610)
Реформатор европейской живописи, мастер драматического реализма. Его метод работы со светом породил мощное общеевропейское движение караваджизма.
Юдифь и Олоферн (1599) Палаццо Барберини, Рим.
Призвание святого Матфея (1599–1600) Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим.
Мученичество святого Матфея (1599–1600) Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим.
Обращение по дороге в Дамаск (1601) Санта-Мария-дель-Пополо, Рим.
Распятие святого Петра (1601) Санта-Мария-дель-Пополо, Рим.
Ужин в Эммаусе (1601) Национальная галерея, Лондон.
Смерть Девы Марии (1601–1606) Лувр, Париж.
Положение во гроб (1601–1603) Музеи Ватикана.
Amor Vincit Omnia (Победоносный Амур) (1602) Берлинская картинная галерея.
Доменикино (Domenichino, 1581–1641)
Разносторонний мастер болонской школы, последователь Аннибале Карраччи.
Последнее причастие святого Иеронима (1614) Пинакотека, Музеи Ватикана.
Иль Гверчино (Il Guercino, Джованни Франческо Барбьери, 1591–1666)
Известен ранними алтарными образами, в которых сочетается влияние школы Карраччи и караваджизма.
Сусанна и старцы (1617) Музей Прадо, Мадрид.
Возвращение блудного сына (1619) Художественно-исторический музей, Вена.
Орацио Джентилески (Orazio Gentileschi, 1563–1639)
Друг и последователь Караваджо, работавший в Риме, а позже в Лондоне при дворе Карла I.
Благовещение (1622) Галерея Сабауда, Турин.
Гвидо Рени (Guido Reni, 1575–1642)
Болонский живописец и гравёр, прославившийся идеализированными религиозными образами.
Аврора (1614) Казино дель Аврора, Палаццо Роспильози-Паллавичини, Рим.
Аталанта и Гипомен (1625) Музей Каподимонте, Неаполь.
Джованни Ланфранко (Giovanni Lanfranco, 1582–1647)
Ведущая фигура высокого барокко, оказавшая значительное влияние на неаполитанскую школу.
Вознесение Девы Марии (1625–1627) Сант-Андреа-делла-Валле, Рим.
Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona, 1596–1669)
Виртуозный мастер плафонной живописи и техники тромплёй («обманка»); развивал традиции Рафаэля и Бернини.
Аллегория Божественного Провидения и власти Барберини (1633–1639) Палаццо Барберини.
Артемизия Джентилески (Artemisia Gentileschi, 1597–1651)
Дочь Орацио Джентилески, выдающаяся последовательница караваджизма.
Юдифь, обезглавливающая Олоферна (1620) Уффици, Флоренция.
Джованни Бенедетто Кастильоне (Il Grechetto, 1609–1664)
Итальянский живописец, изобретатель техники монотипии; известен офортами и изображениями животных.
Ной, ведущий животных в ковчег (1655) Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Маттиа Прети (Il Cavaliere Calabrese, 1613–1699)
Калабрийский художник, автор масштабных фресок, повлиявший на развитие неаполитанского барокко.
Фрески в Сант-Андреа-делла-Валле (1650–1651), Рим.
Сальватор Роза (Salvator Rosa, 1615–1673)
Создатель романтических, бурных пейзажей и батальных сцен.
Автопортрет (1641) Национальная галерея, Лондон.
Карло Маратта (Carlo Maratta, 1625–1713)
Видный представитель римской школы живописи эпохи Контрреформации.
Папа Климент IX (1669) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Лука Джордано (Luca Giordano, 1634–1705)
Мастер скоростной живописи и масштабных декоративных циклов.
Фреска потолка бального зала (1682–1685) Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция.
Андреа Поццо (Andrea Pozzo, 1642–1709)
Иезуит, архитектор и теоретик искусства, виртуоз техники квадратуры (иллюзорного продолжения архитектуры).
Триумф и апофеоз святого Игнатия (1694), фреска, Сант-Иньяцио, Рим.
Франческо Солимена (Francesco Solimena, 1657–1747)
Крупнейший неаполитанский фрескист переходного периода от позднего барокко к рококо.
Изгнание Илиодора из храма (1725), фреска, Джезу Нуово, Неаполь.
Подробнее см.: Итальянские художники барокко.
Лучшие испанские картины барокко
Эль Греко (El Greco, 1541–1614)
Хотя формально относился к маньеризму, его экспрессивные религиозные картины оказали глубокое влияние на формирование испанского барокко. См. раздел Маньеризм в статье Величайшие картины Ренессанса.
Хусепе де Рибера (Jusepe de Ribera, 1591–1652)
Выдающийся караваджист, большую часть жизни работавший в Неаполе. См.: Неаполитанская живопись барокко (ок. 1650–1700).
Святая Троица (1635), холст, масло, Музей Прадо, Мадрид.
Святой Павел Отшельник (1640), холст, масло, Прадо, Мадрид.
Франсиско де Сурбаран (Francisco de Zurbarán, 1598–1664)
Мастер светотени, прозванный «испанским Караваджо», известен строгими религиозными полотнами.
Натюрморт с апельсинами и лимонами (1633), масло, Фонд Контини-Бонакосси.
Христос на кресте (1627), холст, масло, Художественный институт Чикаго.
Диего Веласкес (Diego Velázquez, 1599–1660)
Придворный живописец Филиппа IV, один из величайших портретистов в истории.
Водонос из Севильи (1618–1622) Эпсли-хаус, Лондон.
Распятый Христос (1632) Прадо, Мадрид.
Сдача Бреды (1634–1635) Прадо, Мадрид.
Венера с зеркалом (1647–1651) Национальная галерея, Лондон.
Портрет папы Иннокентия X (1650) Галерея Дориа-Памфили, Рим.
Менины (1656) Музей Прадо, Мадрид.
Бартоломе Эстебан Мурильо (Bartolomé Esteban Murillo, 1618–1682)
Популярный автор религиозных композиций и жанровых сцен из жизни Севильи.
Непорочное зачатие Эскориала (1678) Музей Прадо, Мадрид.
Подробнее см.: Испанские художники барокко. См. также: Испанская живопись.
Лучшие французские картины барокко
Симон Вуэ (Simon Vouet, 1590–1649)
Виртуозный рисовальщик, создатель парадных портретов и аллегорических полотен.
Сретение Господне (1641) Лувр, Париж.
Жорж де Латур (Georges de La Tour, 1593–1652)
Лотарингский мастер, известный работой в технике тенебризма и сценами при свечах.
Святой Фома (1625–1630) Лувр, Париж.
Шулер с бубновым тузом (1632) Художественный музей Кимбелл, Форт-Уэрт.
Уплата податей (1643) Львовская картинная галерея.
Никола Пуссен (Nicolas Poussin, 1594–1665)
Основоположник французского классицизма, большую часть жизни работавший в Риме.
И я в Аркадии (1637) Лувр, Париж.
Похищение сабинянок (1638) Метрополитен-музей / Лувр.
Святое семейство на ступенях (1648) Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Клод Лоррен (Claude Lorrain, 1600–1682)
Мастер «идеального пейзажа», уделявший особое внимание эффектам солнечного света.
Пейзаж с бракосочетанием Исаака и Ревекки (1648) Национальная галерея, Лондон.
Братья Ленен (Le Nain)
Луи Ленен (ок. 1593–1648) — известен реалистичными сценами крестьянского быта.
Антуан Ленен (ок. 1599–1648) — автор небольших жанровых работ.
Матьё Ленен (1607–1677) — создатель более изысканных картин на светские сюжеты.
Филипп де Шампень (Philippe de Champaigne, 1602–1674)
Живописец фламандского происхождения, известный строгими портретами и религиозными композициями.
Тройной портрет кардинала Ришелье (1642) Национальная галерея, Лондон.
Шарль Лебрен (Charles Le Brun, 1619–1690)
Первый живописец короля, директор Академии и мануфактуры гобеленов.
Поклонение пастухов (1689) Лувр, Париж.
Христос на кресте (1637) Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва.
Гиацинт Риго (Hyacinthe Rigaud, 1659–1743)
Ведущий портретист эпохи Людовика XIV и Людовика XV.
Портрет Людовика XIV в коронационном облачении (1701) Лувр, Париж.
Подробнее см.: Французские художники барокко. См. также: Французская живопись.
Лучшие фламандские картины барокко
Питер Пауль Рубенс (Peter Paul Rubens, 1577–1640)
Глава фламандской школы, величайший мастер исторической и мифологической живописи барокко.
Самсон и Далила (1609–1610) дерево, масло, Национальная галерея, Лондон.
Снятие с креста (1611–1614) Собор Богоматери, Антверпен.
Похищение дочерей Левкиппа (1618) масло, Старая пинакотека, Мюнхен.
Суд Париса (1632–1636) Национальная галерея, Лондон.
Антонис ван Дейк (Anthony van Dyck, 1599–1641)
Ученик Рубенса, создатель типа парадного аристократического портрета.
Портрет кардинала Бентивольо (1623) холст, масло, Палаццо Питти, Флоренция.
Король Карл I Английский в охотничьем костюме (1635) холст, масло, Лувр, Париж.
Якоб Йорданс (Jacob Jordaens, 1593–1678)
Антверпенский мастер, часто сотрудничавший с Рубенсом; известен своими жизнерадостными жанровыми сценами.
Четыре евангелиста (1625) Лувр, Париж.
Ян Брейгель Старший (Jan Brueghel the Elder, 1568–1625)
Сын Питера Брейгеля Мужицкого, прозванный «Бархатным» за тонкость письма пейзажей и натюрмортов.
Пейзаж с ветряными мельницами (1607) Музей Прадо, Мадрид.
Франс Снейдерс (Frans Snyders, 1579–1657)
Мастер монументальных натюрмортов и анималистических сцен.
Мясная лавка (1635) Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва.
Давид Тенирс Младший (David Teniers the Younger, 1610–1691)
Живописец крестьянского быта, хранитель коллекции эрцгерцога Леопольда Вильгельма.
Галерея эрцгерцога Леопольда (1651) Петуорт-хаус, Великобритания.
Подробнее см.: Фламандское барокко. См. также: Фламандские художники и Фламандская живопись.
Лучшие голландские картины барокко
Франс Халс (Frans Hals, 1582–1666)
Реформатор группового портрета, работавший в свободной, энергичной манере.
Смеющийся кавалер (1624) холст, масло, Собрание Уоллеса, Лондон.
Хендрик Тербрюгген (Hendrick ter Brugghen, 1588–1629)
Представитель утрехтской школы караваджизма.
Флейтисты (1621) Государственное художественное собрание, Кассель.
Геррит ван Хонтхорст (Gerrit van Honthorst, 1592–1656)
Мастер ночных сцен при искусственном освещении, прозванный в Италии «Герардо ночной».
Христос перед первосвященником (1617) Национальная галерея, Лондон.
Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn, 1606–1669)
Один из вершинных мастеров мирового искусства, виртуоз психологического портрета и офорта.
Урок анатомии доктора Николаса Тюльпа (1632) Маурицхёйс, Гаага.
Ночной дозор (1642) Рейксмузеум, Амстердам.
Аристотель, созерцающий бюст Гомера (1653) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Вирсавия с письмом царя Давида (1654) Лувр, Париж.
Портрет Яна Сикса (1654) Частная коллекция, Амстердам.
Заговор Клавдия Цивилиса (1661) Национальный музей, Стокгольм.
Синдики цеха суконщиков (1662) Рейксмузеум, Амстердам.
Самоубийство Лукреции (ок. 1666) Институт искусств Миннеаполиса.
Еврейская невеста (ок. 1665–1668) Рейксмузеум, Амстердам.
Возвращение блудного сына (1666–1669) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Ян Давидс де Хем (Jan Davidsz. de Heem, 1606–1683)
Выдающийся мастер роскошных натюрмортов.
Десертный стол (1640) Лувр, Париж.
Адриан ван Остаде (Adriaen van Ostade, 1610–1685)
Харлемский живописец, специализировавшийся на изображении крестьянских праздников и будней.
Курильщик (1655) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Хармен ван Стенвейк (Harmen van Steenwyck, 1612–1656)
Ведущий представитель жанра натюрморта «ванитас» (аллегория бренности).
Аллегория суетности человеческой жизни (1640) Национальная галерея, Лондон.
Эмануэль де Витте (Emanuel de Witte, 1616–1692)
Мастер архитектурной живописи, известный атмосферными изображениями церковных интерьеров.
Интерьер Старой церкви в Амстердаме (1669) Частная коллекция.
Виллем Калф (Willem Kalf, 1619–1693)
Создатель изысканных тональных натюрмортов с драгоценной утварью.
Натюрморт с китайской фарфоровой вазой (1662) холст, масло, Берлинская картинная галерея.
Альберт Кёйп (Aelbert Cuyp, 1620–1691)
Пейзажист из Дордрехта, известный передачей золотистого солнечного света.
Дордрехт с севера (1650) холст, масло, Коллекция Ротшильдов.
Речной пейзаж с всадником и крестьянами (1658) Национальная галерея, Лондон.
Ян Стен (Jan Steen, 1626–1679)
Лейденский художник, автор остроумных и нравоучительных жанровых картин.
Праздник крещения (1664) Собрание Уоллеса, Лондон.
Самюэл ван Хогстратен (Samuel van Hoogstraten, 1627–1678)
Ученик Рембрандта, экспериментировавший с перспективой и оптическими иллюзиями.
Вид на коридор (1662) Дирхэм-парк, Великобритания.
Габриэль Метсю (Gabriël Metsu, 1629–1667)
Мастер «тонкой живописи» (fijnschilder), изображавший сцены бюргерского быта.
Больной ребёнок (1660) Рейксмузеум, Амстердам.
Питер де Хох (Pieter de Hooch, 1629–1684)
Живописец дельфтской школы, известный изображением тихих двориков и интерьеров.
Двор дома в Делфте (1658) холст, масло, Национальная галерея, Лондон.
Ян Вермеер (Johannes Vermeer, 1632–1675)
Лидер дельфтской школы, непревзойдённый мастер передачи дневного света и фактуры.
Улочка (1657–1658) Рейксмузеум, Амстердам.
Солдат и смеющаяся девушка (ок. 1658) Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
Молочница (ок. 1658–1660) Рейксмузеум, Амстердам.
Женщина с весами (1662–1663) Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Молодая женщина с кувшином воды (ок. 1662) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Женщина с жемчужным ожерельем (ок. 1663) Берлинская картинная галерея.
Девушка с жемчужной серёжкой (1665) Маурицхёйс, Гаага.
Девушка в красной шляпе (ок. 1666–1667) Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Искусство живописи: аллегория (ок. 1666–1673) Художественно-исторический музей, Вена.
Кружевница (ок. 1669–1670) Лувр, Париж.
Рахель Рёйш (Rachel Ruysch, 1664–1750)
Одна из самых успешных художниц натюрмортов эпохи барокко.
Цветы, фрукты и насекомые (1716) Палаццо Питти, Флоренция.
Подробнее см.: Голландское барокко. См. также: Голландская реалистическая школа и Голландские художники-реалисты.
Лучшие немецкие картины барокко
Адам Эльсхеймер (Adam Elsheimer, 1578–1610)
Немецкий живописец, работавший в Риме; его миниатюрные пейзажи на меди оказали влияние на Рубенса и Рембрандта.
Бегство в Египет (1609) медь, масло, Старая пинакотека, Мюнхен.
Дополнительную информацию о живописи Германии и Австрии XVII века можно найти в разделе Немецкие художники барокко.
Шедевры барокко широко представлены в лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?