Современная британская живопись читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
1960-е годы — десятилетие, породившее современное искусство, — стали свидетелями значительного роста национального благосостояния, покупательная способность отдельного человека существенно возросла. Авиаперелёты стали доступны каждому; грампластинки играли дольше, и каждый подросток имел возможность их купить. Война отступила в прошлое, но её технологические побочные продукты были повсюду. Материальный мир коммерческих артефактов стал доминировать в восприятии реальности каждым человеком. Телевидение появилось в большинстве домов, и обыденные образы повседневной жизни всё чаще создавались фотокорреспондентами или изобретались рекламными агентами. Употребление наркотиков, которое было распространено в богемных кругах уже столетие или более, вошло в моду. Введение противозачаточных таблеток в 1963 году быстро сделало устаревшими традиционные ограничения в поведении между мужчинами и женщинами.
Американское влияние
Во всех этих вопросах американская жизнь и культура стали представлять собой эталон для подражания. Американские военнослужащие, всё ещё находившиеся в Британии спустя долгое время после войны, помогли натурализовать их образ жизни. Американские фильмы показывали по телевидению, американский сленг звучал на улицах. Джимми Портер, антигерой пьесы Джона Осборна «Оглянись во гневе» (1957), с грустью замечает, что живёт в «американскую эпоху». В искусстве эта эпоха была заявлена в творчестве поэтов и писателей «битников» вокруг Джека Керуака и Уильяма Берроуза, а также художников-абстракционистов нью-йоркской школы, возглавляемой Марком Ротко и Джексоном Поллоком. Грандиозные полотна Поллока, созданные с помощью размашистых жестов, часто с использованием целых вёдер краски, разбрызганной и стекающей завитками и спиралями, возможно, являются экзистенциалистскими упражнениями, подобными менее титаническим работам его современников в Европе. Но они также позитивны, утверждают энергию творчества или, в случае Ротко, духовные высоты и глубины, которые можно постичь в созерцании цветной пустоты.
Патрик Херон
Эта позитивная энергия привлекала Патрика Херона (1920-1999), одного из немногих британских художников, непосредственно связанных с нью-йоркской группой. В конце 1950-х он отказался от фигуративных сюжетов и натюрмортов, вдохновлённых Браком и Матиссом, которые писал ранее, и начал создавать крупные абстракции, часто сначала «полосатые картины» — высокие нагромождения многоцветных мазков, которые были ранними отражениями событий в Нью-Йорке; сам Херон утверждал, что пришёл к этому самостоятельно и указал путь некоторым американцам.
Херон большую часть жизни прожил в Сент-Айвсе или рядом с ним, который был домом для многих самых проницательных художников-пейзажистов довоенных лет, в частности Бена Николсона (1894-1982). Его картины конца 1950-х — начала 1960-х напоминают размытые, ярко окрашенные воспоминания о чётких геометрических формах Николсона. У них есть нечто общее с работами другого художника, связанного с Сент-Айвсом, североирландского художника Уильяма Скотта (1913-1989), который был озабочен абстрактными значениями натюрморта: кастрюля или кувшин на столе рассматриваются в плане, как будто с воздуха, и становятся основой для сильно упрощённой композиции цветов и форм. Абстракции Херона стали действительно очень большими в 1970-х и 1980-х годах. Они состоят из жизнерадостно окрашенных розовых, синих или жёлтых пятен, плавающих внутри друг друга, умудряясь привить их американскость к непринуждённой свежести и чувству природной красоты, которые полностью английские.
См. также: Анализ знаменитых картин. Школа Сент-Айвс
Следуя более раннему примеру Грэма Сазерленда, многие английские художники — а также влиятельный критик Герберт Рид — продолжали черпать вдохновение в Сент-Айвсе и развивали традицию абстракции (см. также вортицизм), которая заслуживает большего признания. Роджер Хилтон (1911-1975) и Терри Фрост (р. 1915) входят в число выдающихся художников, работавших там после войны. Жизнерадостность, характеризующая большую часть их работ, свидетельствует о настроении удовлетворённости, если не оптимизма, пронизывающем значительную часть искусства школы Сент-Айвс. В лице Питера Лэньона (1918-1964) город имел родного сына, обученного в Корнуолле, который, как и Николсон, был счастлив сочетать станковую живопись и трёхмерную скульптуру свободным, выразительным образом, что естественным образом привело его к крупным абстрактным работам, основанным на характеристиках местного пейзажа. Он встретился с Ротко в Нью-Йорке в 1957 году, и по масштабу и размаху его работы связаны с нью-йоркскими художниками. Но его картины обычно имеют цвета английской сельской местности и морского побережья — кружащиеся зелёные и коричневые тона, пронизанные синим и белым, краска густая и энергично нанесена крупными, открытыми мазками. Эти картины физически воплощают озабоченность Лэньона органическим циклом жизни, смерти и возрождения, и они вызывают ощущение природы, порывов свежего ветра. Возможно, поэтично уместно, что Лэньон погиб в результате несчастного случая во время полёта на планере.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?